20 октября 2016 г.

«Недаром послана на землю Ты, лёгкая душа моя». Евгений Львович Шварц


Евгений Львович Шварц 
120 лет со дня рождения
(21 октября 1896 года – 15 января 1958 года)

У шварцевских пьес «такая же судьба, как у цветов, морского прибоя и других даров природы: их любят все, независимо от возраста» (Н. Акимов)


Евгений Львович Шварц родился 21 октября 1896 года в Казани.  Жизни в Казани Евгений Львович не помнил совсем – двухлетним ребёнком родители перевезли его на Северный Кавказ, в город Майкоп, который он называл «родиной моей души». Шварц был воспитан на русской литературе, любил её до неистовства, весь его душевный мир был создан ею. Пушкин, Гоголь, Толстой, Достоевский, Лесков и, главное, Чехов были не только его учителями, но  и ежедневными спутниками, руководителями в каждом поступке. Женя Шварц ещё в детстве понял, что будет писателем. Но это была великая тайна. И только один раз на вопрос мамы «Кем же ты будешь?» застал его врасплох: «Я от застенчивости лёг на ковёр, повалялся у маминых ног и ответил полушёпотом: 

"Романистом". В смятении своём я забыл, что существует более простое слово «писатель». Но я… не сомневался, что буду писателем»
Но на литературную стезю Шварц ступил довольно поздно – в 1923 г. Затем  стал сотрудником детских журналов «Чиж» и «Ёж2, а в 1925 году издал свою первую книгу, посвящённую юным читателям, - «Рассказ старой балалайки».
 Воодушевлённый успехом этого произведения, Е. Шварц взялся за написание пьес.
«Снежная Королева». 

Сказка в 4-х действиях на андерсеновские темы (1938-1939)
Не продаются изумительные розы, выращенные зимой на подоконнике в бедной комнатке, не продаются совесть и честь, не предаются истинная любовь и настоящая дружба.
 
Снег, метель, холод, лёд метафорично говорят об охлаждении сердца. Но Герда силой любви пробуждает во всех окружающих человечность и сострадание: «Что враги сделают нам, пока сердца наши горячи?»
Смотреть фильм онлайн
«Тень» (1940)
 
Одно из самых фантастических и остросоциальных произведений Шварца. В ней автор выступает против тоталитаризма и всех современных ему диктаторских режимов (от фашизма до сталинизма).
«Дракон» (1943-1944)
 Протест автора и гражданина против варварских государственных режимов, противных самой человеческой природе.
Пьесы возникли из яростного отвращения Шварца к любому насилию над человеческой личностью.
Фильм «Убить Дракона» снят кинорежиссером Марком Захаровым. Вспомните замечательных актёров, которые сыграли в этой взрослой сказке (Олег Янковский, Александр Абдулов, Евгений Леонтьев, Вячеслав Тихонов, Александр Збруев, Семён Фарада и др.)
«Обыкновенное чудо» (1954)
 
Может ли быть обыкновенным чудо? Если это любовь, побеждающая зверя в человеке и самоё смерть, значит, происходит чудо. Жизнь – это чудо, творчество – чудо, самопожертвование – тоже чудо, происходящее вокруг нас.
 Сказка Шварца была экранизирована тоже Марком Захаровым под колдовскую музыку Геннадия Гладкова и чудные стихи Юлия Кима. Этот фильм – настоящий шедевр драматургического, режиссёрского и актёрского мастерства.
Вспомните, кому принадлежали эти слова:
1.      «Быть настоящим человеком очень нелегко!» (Медведь)
2.      «Палача отняли, жандармов отняли… пугают… свиньи вы, а не верноподданные!» (Король)
3.      «Смерть груба и грязна. Она приходит с целым мешком самых отвратительных инструментов…» (Принцесса)
4.      «Но-но-но-но-но! Не ори, любезный! У меня профессия тонкая, нервная. Я ведь этих окриков-то не люблю. Хочешь указать на ошибки, то сначала похвали. Мерзавец!» (Охотник)
5.      «А ещё пожалуюсь мужу, и он превратит вас в крысу!» (Хозяйка)
6.      «… Я на свою беду бессмертен. Мне предстоит пережить тебя и затосковать навеки. А пока ты со мной, и я с тобой!» (Волшебник)

Каждой своей пьесой Евгений Львович говорил злу «нет». Душа его болела, сомневалась и мучилась из-за невозможности и в то же время неизбежности ежедневной жизни рядом с «принцами-администраторами», «голыми королями» и «драконами». Но ведь всегда – обязательно - где-то рядом с нами живут и маленькая, но бесстрашная и любящая Герда, и рыцарь Ланцелот, принцесса и Медведь, Ученый и его верная Аннунциата, которым обязательно нужно добиться счастья. Вот для них-то Евгений Шварц и «играет на дудочке»…
        
            Я прожил жизнь свою неправо,
            Уклончиво, едва дыша,
            И вот - позорно моложава
            Моя лукавая душа.
                    Ровесники окаменели,
                    И как не каменеть, когда,
                    Живого места нет на теле,
                    Надежд на отдых нет следа.
            А я всё боли убегаю
            Да лгу себе, что я в раю.
            Я всё на дудочке играю
            Да тихо песенки пою.
                    Упрёкам внемлю и не внемлю,
                    Всё так. Но твёрдо знаю я:
                    Недаром послана на землю
                    Ты, лёгкая душа моя.
Читатель и зритель Шварца запомнит – нельзя поддаваться «драконам». И ещё: противостоять злу трудно, но отступать перед ним подло. Труднее же всего бороться с драконом в человеческой душе, со злом, которое в нас самих.

 Книги в нашей библиотеке:

22 комментария:

  1. Люблю пьесы Шварца! Замечательное сообщение, Людмила Фёдоровна!

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо, Ирина Михайловна! Я ещё готовлю викторину по сказке Е. Шварца "Два брата". Хочу подключит для участия детей из нашей гимназии. Пусть отвечают прямо в комментариях. Буду рада, если подключатся и ваши дети!

    ОтветитьУдалить
  3. Здравствуйте, Людмила Федоровна. Мне очень нравятся книги Е Шварца. Готовимся с ребятами к очередному мероприятию в рамках МШБ, попыталась найти книгу "Марья - искусница", к сожалению нет. Так обидно бывает, что нужной книги не оказывается в фонде, ни показать, ни зачитать... Без наглядности плохо работать. Спасибо за интересный рассказ об авторе т его книгах.

    ОтветитьУдалить
  4. Татьяна Александровна, добрый день! Я тоже в прошлом году проводила игру по книге "Сказка о потерянном времени"... Мне повезло, она как раз была в продаже. Написала заявление, мотивируя тем, что маленьким детям нужно учиться читать... Теперь у меня 15 таких книг.

    ОтветитьУдалить
  5. Людмила Федоровна. Очень интересный пост! Спасибо.

    ОтветитьУдалить
  6. Мне приятно, что Вы заходите ко мне, Анна Владимировна! Всего Вам доброго!

    ОтветитьУдалить
  7. Отличные пьесы Шварца, которые не устаешь смотреть!Теперь, когда у нас есть импровизированная сцена мы попробуем поставить маленькую пьесу.Спасибо за интересный пост.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В прошлом году я проводила игру по "Сказке о потерянном времени", сейчас готовлю викторину по сказке "Два брата". Думаю выложить её на блог... Присоединяйтесь к участию, Ирина Бахткалеевна!

      Удалить
  8. А у нас тоже в эти дни в библиотеке идут мероприятия, посвященные творчеству Евгения Шварца - викторины, просмотру презентаций, обсуждения прочитанных книг. Спасибо, Людмила Федоровна за интересную публикацию

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мероприятия по книгам Шварца всегда проходят интересно - благодатный материал! И возраст детей можно взять разный. А у каких классов у Вас, Анна Борисовна, проходят мероприятия?

      Удалить
  9. Здравствуйте, Людмила Федоровна! Спасибо за интересный пост! Пьесы Евгения Шварца ВЕЛИКОЛЕПНЫ!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена Валентиновна,добрый день! А фильмы! И режиссёр Марк Захаров передал это великолепие на экран! В год кино надо вспоминать и об этих фильмах!

      Удалить
  10. Спасибо, Людмила Фёдоровна! Интересная информация!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Яна, в дни 120 -летия со дня рождения Евгения Шварца информации о нём немало. Если найду ещё что-то, добавлю ссылку в конце поста. Спасибо за внимание к материалам блога!

      Удалить
  11. Людмила Федоровна, получился очень познавательный пост. Вариант формы библиотечной работы - массовое мероприятия на страницах блога. Читатели у нас разные, и формы работы для них тоже должны быть разными.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вы правы, Татьяна Владимировна! Поэтому очень интересно, когда на одну тему появляются разные варианты постов - выбор у библиотекаря есть! Спасибо Вам за комментарий!

      Удалить
  12. Здравствуйте, Людмила Федоровна! Спасибо за интересный пост. У нас в ИБЦ есть книги Е.Шварца! Дети читают с удовольствием!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день, Наталия Викторовна! У нас тоже есть - и работаем с разными читателями: для началки - "Сказка о потерянном времени", для детей постарше - другие книги...

      Удалить
  13. Людмила Федоровна, спасибо за Ваш пост о Е.Шварце. Особенно мне понравилось, что Вы обозначили книги, которые есть в Вашей библиотеке.

    ОтветитьУдалить
  14. Я часто это делаю, Ирина! Потому что блог читают ученики и учителя нашей гимназии... Они должны быть информированы, что у нас есть в фондах.

    ОтветитьУдалить