3 декабря 2021 г.

О маршале Победы Жукове для детей

 
Имя этого полководца не оставляет равнодушным практически никого. Его вклад в победу над германским фашизмом считают решающим, его называют Маршалом Победы.

1 декабря исполнилось 125 лет со дня рождения полководца маршала Георгия Жукова, который сыграл одну из ключевых ролей в Победе в Великой Отечественной войне.

Имя маршала Жукова давно вошло в пантеон народных героев и стоит в нем рядом с Александром Невским, Суворовым, Кутузовым. Это произошло не по указке, но по чьему-то начальственному повелению. Народ сам выбирает себе героев.

 Мало о ком из великих полководцев написано столько, сколько о Жукове, но он и сегодня остается загадкой для читателя. А как рассказать детям о такой выдающейся личности?

Сегодня я предлагаю вам, дорогие читатели, книги и материалы о Жукове для детей.

Алексеев, Сергей.  Рассказы о маршале  Жукове / Сергей  Алексеев.- М.: Дрофа-Плюс, 2005. - 64  с.

Эта книга о великом генерале  Жукове, о его умении руководить и брать ответственность за свои решения.   Командующим Западным фронтом - фронтом, в состав которого входило большинство войск, защищавших Москву, был назначен генерал армии Георгий Константинович  Жуков.  Во многих битвах принимал участие генерал, а затем  Маршал Советского Союза Георгий Константинович  Жуков - выдающийся советский полководец, герой Великой Отечественной войны.  Это под его руководством и под руководством других со

 

Воскобойников В. М. Маршал Победы: Георгий Константинович Жуков : [для среднего школьного возраста] / Валерий Воскобойников. — Москва : Белый город, 2007. — 47, [1] c. : ил., цв. ил., портр., карт. ; 27 см. — (История России). — Для среднего школьного возраста.

Имя маршала Георгия Константиновича Жукова история поставила в один ряд с именами таких прославленных полководцев России, как Дмитрий Донской, Александр Суворов, Михаил Кутузов. Под его командованием Красной Армии удалось остановить наступление фашистов под Москвой и прорвать блокаду Ленинграда. Сталинград, Курская дуга, Белорусский прорыв, взятие Берлина — все эти битвы связаны с именем Жукова. За величайшие заслуги перед Отечеством именно ему было поручено принимать капитуляцию побежденной фашистской Германии в Берлине и Парад Победы на Красной площади. В памяти народной он навсегда останется Маршалом Победы.


Воскобойников В.М. Жизнь замечательных детей: маршал Жуков

Жукова не зря называют маршалом Победы. Он руководил самыми тяжёлыми и знаменитыми сражениями Великой Отечественной войны: битвами за Ленинград,
Москву, Сталинград, битвой на Курской дуге, принимал капитуляцию нацистской Германии и Парад Победы на Красной площади. Но мало кто знает о трудных годах его детства и юности. Сын подкидыша, выросший в бедной русской деревне,
он закончил с отличием церковно-приходскую школу и, уехав в Москву, стал подмастерьем у скорняка, а потом известным шубным мастером. Однако всё смешали события начала XX века - Первая мировая и Гражданская войны.
Здесь простой крестьянский парень превратился в талантливого воина и полководца.
Рассказ о детстве маршала Победы входит в серию книг Валерия Воскобойникова "Жизнь замечательных детей", отмеченную многими почётными наградами, и в том числе
Государственной премией Правительства России в области культуры.
Для среднего школьного возраста.


Несомненные достоинства этого издания крупный шрифт и интересный иллюстративный материал. Но качество фотографий в книге среднее. Художественное повествование текста делает его доступным для детей младшего школьного возраста. Вся книга посвящена детству и юности Жукова.

 


В новом томе серии «Великие полководцы России» вы сможете ознакомиться с фактами из биографии этого непростого человека и выдающегося военачальника – Г.К. Жукова, увидеть его на поле боя и в кругу семьи. В книге публикуются воспоминания дочери маршала Эры Георгиевны Жуковой.

 



И, наконец, в известном детском журнале «Костёр» , 2020, май-июнь



Опубликованы материалы из книги Валерия Воскобойникова «Когда Маршал Жуков был маленьким»

Детство подкидыша

Когда маршал Георгий Константинович Жуков был маленьким, никто его Георгием в деревне не называл, а звали Егоркой.

У мамы Георгия Константиновича были родители, их все соседи знали, и у отца тоже, конечно, были, только никто не догадывался ни об их именах, ни о том, живы ли на этом свете. Отец будущего маршала был подкидышем.

Однажды рано утром служительница сиротского дома обнаружила у входа корзину с младенцем, завёрнутым в тряпьё, и записку: «Сына моего зовите Константином». Младенец был так слаб, что даже не мог плакать, лишь едва попискивал.

— Бедное дитя, — приговаривала служительница, обмывая и потом пеленая его. — Ему не больше трёх месяцев от роду.

Младенца выходили, а в двухлетнем возрасте ребёнка усыновила бездетная пожилая вдова Аннушка Жукова. Дряхлая, поросшая мхом и осевшая на один угол, её избёнка стояла посреди деревни Стрелковки в Калужской губернии. Аннушка надеялась, что приёмный сын скрасит её унылое одиночество, а потом и поддержит в беспомощной старости. Но до старости она не дожила: скончалась, когда Косте Жукову исполнилось восемь лет. Аннушка не догадывалась, что воспитывает отца великого полководца. Зато, возможно, родная мать Константина, которая подбросила своего сынка-малютку к приюту, дожила до глубокой старости, часто видела портреты маршала Жукова в газетах. Но тоже не догадывалась, что это её родной внук.

Сапожник

Так отец будущего полководца во второй раз лишился матери.

— И куда теперь девать этого безродного мальчонку? — спрашивали друг у друга дальние родственники Аннушки. У всех у них было полно своих детей, брать чужого нахлебника никто не желал. Наконец сапожник, который жил в соседнем селе, согласился взять в ученики восьмилетнего сироту. Сапожник учил его ремеслу редко, чаще заставлял пасти скот и нянчить детей. Через три года одиннадцатилетний мальчик Константин решил учиться ремеслу по-настоящему. Он ушёл от сапожника, навестил могилу приёмной матери, закрыл древнюю, поросшую мхом избушку и отправился пешком в Москву. И по дороге не потерялся, а дошёл до Москвы и даже сумел определиться в настоящую сапожную мастерскую. Изучив сапожное дело, он вернулся в родную деревню, проветрил дом, в котором когда-то его растила Аннушка, и женился на женщине из ближней деревни. Название у той деревни звучало неказисто — Чёрная грязь, а жена была бедна и не очень молода, зато обладала могучей силой. Звали её Устинья Артемьевна, и она легко могла, подняв с земли тяжеленные восьмидесятикилограммовые мешки с зерном, перенести их на большое расстояние. И это ещё ничего! Отца её, то есть деда будущего маршала, считали и вовсе богатырём: шутки ради он подлезал под брюхо лошади и поднимал её на своих плечах.

2 декабря 1896 года в семье родился мальчик, которого назвали Георгием.

Голодные зимы

В те годы российские крестьяне в центре страны жили бедно. У них было мало земли, да и урожаи вырастали никудышные. Поэтому дети, как только чуть подрастали, уже работали вместе со взрослыми. И Георгий тоже — в пять лет не только по дому убирал, а уже и корове приносил пойло, и кур кормил. Осенью, убрав всё с поля и огорода, многие деревенские отправлялись в города на заработки. Иначе было бы совсем не прокормиться. Отец Георгия тоже уезжал в Москву подрабатывать у знакомого мастера- сапожника. Но и в городе заработки у него получались копеечные. В тот год, когда Георгию исполнилось пять лет, а его сестре Маше — шесть с половиной, лето стояло плохое, и почти всё, что припасли с урожая, съели уже к Рождеству. Отец тоже ничего не смог в Москве заработать.



— Вот что я решила, — сказала однажды мать, пересчитав остатки еды в погребе, — надо и мне тоже на заработки податься. Иначе умрём с голоду. Оставляю на вас младшего брата и скотину. Вы у меня дети умные, как-нибудь справитесь, а я отправляюсь в город. Буду перевозить грузы. Там, правда, надо тяжести таскать, но я сильная, справлюсь.

Рано утром Устинья Артемьевна запрягла старую понурую лошадь, обняла детей на прощание, вытерла слёзы и отправилась в город. А на пятилетнего мальчика и шестилетнюю девочку остались полуторагодовалый младший брат, корова с курами и остальное хозяйство.

— Пойду дрова принесу, — сказал по-хозяйски Георгий. — Надо печь протопить, а то в избе холодно.

Так они и пережили эту трудную зиму.

Деревенская школа

А через два года Георгия записали в церковно-приходскую школу. Буквы он успел ещё раньше выучить, вместе с сестрой, которая пошла учиться на год раньше. Школа была в соседней деревне, в простой избе, там собирались дети из окрестных селений, и учил их сын деревенского священника. Зимой, когда дули стылые ветры и метели за одну ночь насыпали сугробы, не так просто было добираться до школы. И многие ученики пропускали занятия: у кого не было обуви или одежды, кто болел, а кто и просто ленился.

— Нам эта грамота ни к чему! — убеждали они Георгия. — У нас и отцы читать не умеют, и матери, а ничего — живём. Чего ты стараешься-то?

— Так ведь интересно!

И Георгий не пропустил уроков ни разу. Бывали даже дни, когда он один сидел в избе напротив учителя. И тогда они свободно разговаривали. А интересно Георгию было всё: и что за земля такая Африка, и какие в ней водятся звери, и кто такой Александр Македонский, и где воевали Суворов с Кутузовым. Учитель с удовольствием рассказывал и про Африку, и про Суворова с Кутузовым, на карте показывал их походы, а потом немного провожал Георгия в сторону родной деревни и давал для прочтения собственные книги.

— Мне бы таким стать, как Суворов с Кутузовым! — говорил Георгий. — Я бы всех врагов разгромил! И тоже солдата обижать бы не стал!

— Ты уж чего попроще желай! — отвечал, улыбаясь, учитель. — Суворовым с Кутузовым тебе не быть, это барская затея — управлять войском, а школу закончишь, езжай в город, чтобы дальше учиться. Может быть, тоже учителем станешь, а то в типографию работать просись.


Все три класса церковно-приходской школы Георгий закончил на «отлично». И ему выдали большой и красивый похвальный лист. Родители такому событию очень обрадовались. Мама подарила ему новую рубаху, а отец сшил для него сапоги.

— Кормильцем растёт! — говорила мама.

— А как же! — подтвердил отец. — Теперь он грамотный, и надо везти его в Москву, чтоб ремеслу учился. Ты, сынок, какому ремеслу придумал учиться? Как-никак, одиннадцать лет.

— Мне бы в типографию, где книги печатают, — смущаясь, ответил Георгий, — я б их там и читал.

— Тоже выдумал — книги читать! — Отец даже удивился. — Нет у нас таких знакомых, чтоб в типографиях работали.

— А я брата своего попрошу, Михаила, — предложила мать. — У него в Москве скорняжная мастерская. Если возьмёт к себе, будешь, сынок, шить меха. Они, скорняки, говорят, хорошо зарабатывают. И нам станешь подмогой.

На том и кончился разговор о профессии.

В последний раз Георгий сходил к реке, где добывал для семьи рыбу, на луга, где летом со старшими косил траву, чтобы заготовить сено для коровы на всю зиму, оглянулся на родную деревню, и стало на душе его печально, — ведь он даже не знал, вернётся ли домой.

В Москву

Прежде он поезда не видел. И когда рядом остановилась огромная, шумно дышащая паром машина, на мгновение оробел.

— Бегом, Егорка, бегом, — заторопил родственник, — нам ещё свой вагон надо сыскать!

На улице шёл дождь, темнело, и в вагоне, где горело лишь несколько свечей, они с трудом нашли свободное место.

— Ты, главное, не робей, не зевай! — наставлял его в пути родственник. — Москва, она пугливых не любит.

В Москву приехали рано утром и долго добирались до центра. Там, поблизости от нынешнего Большого театра, помещался дом разбогатевшего на скорняжном деле дяди. Там же была и его мастерская.

Георгий с трудом привыкал к новой жизни. Он стеснялся своих залатанных штанов, заношенной мятой серой кепки. «Ничего, может, начну новую жизнь, так и справлю себе одежду», — думал он.

— Ты не горюй! Бить тебя тут будет каждый и постоянно, — успокаивал старший мальчик Георгия, когда один из мастеров в первый же день ни за что ни про что сильно ударил его кулаком. — Такой уж порядок. Я к нему несколько месяцев привыкал. Бьют, а ты терпи. На четвёртый год сам станешь мастером, сам будешь бить. Только не зверствуй.

Старшему мальчику было пятнадцать лет. А Георгию — двенадцать. Всего мальчиков было четверо. Каждый год хозяин брал по одному новому мальчику, а старший становился мастером. На новом, младшем, мальчике была вся Тяжёлая и грязная работа, и таким младшим стал Георгий Жуков.

Ученик скорняка

Когда-то великий писатель Антон Павлович Чехов написал рассказ про Ваньку Жукова, которого привезли из деревни в город на учение к мастеру. Вся Россия читала этот рассказ и жалела бедного мальчика Ваньку Жукова, которого с утра до вечера заставляли работать и унижали взрослые. А Егорку Жукова, будущего маршала, не жалел никто.

Мастера начинали работу ровно в семь утра, а Георгия поднимали в шесть. Быстро умывшись, он готовил рабочее место для мастеров. Потом убирал в квартире хозяев, которая на этаж выше, чистил их одежду и обувь, подливал масло в лампады перед иконами, чистил самовар и, если не было других поручений, отправлялся к мастеру, надевал на палец напёрсток, продевал нитку в иглу и сшивал мех. Рабочий день заканчивался в семь вечера. А если заказов было много, то и мастера, и мальчики-ученики трудились до полуночи. После работы ученики готовили всё для завтрашнего дня, а Георгий ещё и протирал в мастерской пол. Потом вместе с другими учениками он ложился спать на том же полу. Так проходил день за днём.

И как ему хотелось сбежать в свою родную деревню, проснуться в своём доме! Но он терпел.

Стремление к знаниям

Старший мальчик был прав: к Рождеству Георгий почувствовал, что начал привыкать. Уже и ошибок в работе стало меньше, поэтому и мастера реже били. Через год появился ещё новый ученик, и теперь уже Георгий его утешал.

Сам же он очень хотел учиться. Один из мастеров покупал газету и давал почитать ему. У сына хозяина было несколько книжек про сыщика Ната Пинкертона. Читать их было интересно, но, понятное дело, Георгию хотелось отыскать умные книги. У того же хозяйского сына он попросил учебники по математике, русскому языку и истории. И ночью при единственной тусклой лампаде в прихожей стал по ним заниматься. Однажды он так увлёкся, что не расслышал, как подкрался хозяин.

— Вот кто у нас жжёт свет! — проговорил хозяин, положив тяжёлую ладонь на учебник. — Никак грамотным хочешь стать?

Георгий испуганно молчал. За такую провинность его могли уже завтра отослать в деревню или выпороть так, что запомнилось бы на всю жизнь. Но хозяин почесал в затылке, а потом вдруг спросил:

— Боишься? Это хорошо, что боишься. Ладно, парень ты старательный. Учись, если так желаешь. Разрешаю. Но чтоб работе твоё учение не мешало!


Через несколько месяцев Георгию удалось то, чего ещё никому сделать не удавалось. Он уговорил хозяина, и тот стал отпускать его на вечерние образовательные курсы. Весь день Георгий работал в мастерской так, чтобы мастера были им довольны, а в вечерних сумерках бежал с тетрадями в холщовой сумке на курсы. Однажды он услышал разговор учителей.

— Башковитый парень этот Жуков, схватывает на лету. Ему бы дальше учиться, большим человеком мог бы стать.

— О чём вы говорите? Это же Россия! Сопьётся, как и все!

«Ну уж нет! — подумал про себя Георгий. — Уж этому я не поддамся».

Экзамены он сдал досрочно, и притом — на «отлично».

А ещё через год кончилось и ученичество в мастерской. Теперь он сам сделался молодым мастером. И даже получил отпуск на десять дней, чтобы навестить родителей.

В родной деревне

В новом пиджаке, который подарил хозяин, в новых сапогах Георгий приехал в родную деревню. И неожиданно обнаружил, как за несколько лет постарели и стали меньше ростом его мать и отец, и родной дом тоже показался ему совсем маленьким. 

Если вам интересно, читайте дальше.

https://www.kostyor.ru/archives/5-20/nouvel.htm

Художник Ольга Граблевская

18 комментариев:

  1. О замечательных книгах вы рассказали, дорогая Людмила Фёдоровна! Большое спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Хочется надеяться, что в школьных и детских библиотеках есть детские книги о маршале Жукове. Знает ли современное поколение об этой замечательной личности?

      Удалить
  2. Здравствуйте, Людмила Фёдоровна! Отличная подборка, спасибо!
    А разве до сих пор существует журнал "Костёр"?!? Вот это да! Мы с сестрой его в детстве читали, долго выписывали.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Светлана Николаевна! Представьте себе, такой журнал есть и сейчас. Я тоже была приятно удивлена. Старые номера публикуются в Интернете, а новые анонсируются.
      Благодарю, что заинтересовались публикацией блога!

      Удалить
  3. Здравствуйте, Людмила Федоровна!
    Спасибо за рассказ о книгах и материалах о Г.К. Жукове, прочитала с интересом. Георгий Константинович действительно легендарная личность. 2 декабря я проходила тест «Российское законодательство в сфере образования, профессиональный и общий кругозор учителя» в рамках отборочного тура муниципального этапа профессионального конкурса «Учитель года города Краснодара – 2022», в нем был вопрос о маршале Победы Георгии Жукове.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Елена Валентиновна! Даже такие тесты учителя проходят... Наверно, назрела необходимость проверить кругозор учителей, особенно молодых. Тем более, дети историю своей страны и её легендарных личностей должны знать.
      Жаль, что книг на эту тему практически нет в детских и школьных библиотеках.
      Спасибо Вам за комментарий!

      Удалить
  4. Здравствуйте, Людмила Фёдоровна! Знаменательное событие, но жаль, что оно прошло незаметно. Почти все книги есть у меня в библиотеке! Я с большим уважением отношусь к Жукову, его заслуга в победе огромная! Спасибо, что рассказали в блоге!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталия Викторовна! Рада, что Ваша библиотека укомплектована лучше, чем библиотеки Омска. По крайней мере, в школьных библиотеках нашего города таких книг нет, да и в муниципальных библиотеках по месту жительства тоже.

      Удалить
  5. Здравствуйте, Людмила Фёдоровна!
    Познавательно, интересно, полезно то, о чем вы написали!

    ОтветитьУдалить
  6. Какая была личность! И какая трудная жизнь!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Он прошёл всю войну. Находился на самых трудных участках войны. Это была жизнь защитника свой страны, жизнь великого человека!

      Удалить
  7. Если бы не скрывали даты написания постов, то это было бы просто прекрасно
    https://windwin10.blogspot.com/

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Дата написания поста расположена в правом верхнем углу каждого поста. И так все почти 11 лет существования блога.

      Удалить
  8. Все награды Георгия Константиновича Жукова – это 67 орденов и медалей, из них 33 - СССР. Он четырежды удостоен звания Героя Советского Союза, награжден двумя высшими орденами «Победа», 6 орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени. Монгольская народная республика считает его своим Героем. Награжден высшими военными наградами стран-союзников антигитлеровской коалиции. Он прожил долгую, сложную и нелегкую жизнь, достойно служа Родине. Во многих городах России ему стоят памятники, его именем названы проспекты и улицы.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В детстве я бы его боялась. Вы знаете, Советы. Но, став взрослым, я вижу, что он был героем для своего народа. Сегодня нам нужны герои.

      У вас был еще один военный герой в России, Александр Лебедь. Мой порфессор в колледже заставил нас прочитать о нем, потому что он думал, что Лебедь будет президентом. У меня есть его автобиография. Когда он умер, я почувствовала, что потеряла кого-то, кого знала.

      Удалить
    2. Александр Лебедь - это уже наше время. А Жуков - это вторая мировая война. Мы называем её Великой Отечественной. Эта война принесла нашей стране, нашим людям много бед - от гибели людей до разрушений. Жаль, что уроки этой войны стали забывать, выросло уже несколько поколений, которые живут без войны.
      Поэтому мы бережём Память о тех днях, о людях, которые помогли обрести мир не только в нашей стране, но и в Европе.
      А Жуков - такой же человек, у него есть своя биография, семья. Это полководец, сильная личность.
      Благодарю за комментарий!

      Удалить