22 октября 2012 г.

Заповедник человечности


Так определил роль школьной библиотеки в образовательном учреждении Аркадий Васильевич Соколов в своем докладе «Национальная безопасность и школьная библиотека» в 2010 году. В этом определении заключен ответ на вопрос, который мы, школьные библиотекари, поднимаем на разных уровнях: какой должна быть школьная библиотека в информационном обществе. Сама жизнь поставила вопрос так: или библиотека должна измениться, или умереть. Кому-то  видится образ технократической библиотеки, где нет ни книг, ни чтения, где царствует один Интернет. Есть примеры, когда «продвинутые» школьные библиотеки, оснащенные новыми технологиями, стали избавляться от книг, как от балласта. Такое явление А.В. Соколов назвал разбиблиотечиванием. И выдвинул концепцию гуманистической библиотеки, ориентированной не на машину, а на Человека. В этой концепции книга и чтение – и, прежде всего, художественная литература с ее огромным гуманистическим потенциалом, играют ведущую роль в деятельности библиотеки.
Школьная библиотека становится привлекательным местом в гимназии. Комфортно, уютно, много цветов. В этом году установлен терминал с 5 компьютерами. Библиотека оснащена сканером, принтером, ксероксом. Есть выход в Интернет. Но самое большое богатство библиотеки- книги. Новые книги, полученные накануне учебного года, вызвали всплеск интереса к чтению – читают даже те, кто раньше по 3-4 года не заходили в библиотеку. За сентябрь- октябрь у нас 612 читателей. А читатели – наше главное богатство: пытливые, заинтересованные, любознательные.
Сегодня, в Международный День школьных библиотек, в нашей гимназии прошли классные  часы. Предложены вопросы для беседы в классах  «Школьная библиотека глазами читателей»
1.Как часто вы посещаете свою школьную библиотеку?
(раз в неделю, раз в месяц, часто, редко, как придется, случайно, когда необходимо, я постоянно там бываю)
2.С какой целью вы посещаете школьную библиотеку?
3.Какие книги предпочитаете брать в школьной библиотеке?
4.Какие интересные книги, взятые в  школьной библиотеке в этом учебном году, вы можете предложить одноклассникам? Как вы думаете, интересен ли обмен мнениями о прочитанных книгах между друзьями? Знаете ли вы, что свой отзыв о книге можно оставить в блоге  школьной библиотеки «Гимназии №140»?
5.Какую книгу вы хотели бы прочитать, но не можете найти в школьной библиотеке?
6.Что вам  нравится  в нашей школьной библиотеке? Что бы вы хотели изменить в школьной библиотеке? Ваши предложения.
7.Что каждый из вас мог бы предложить для плодотворной и интересной работы нашей школьной библиотеки? Готов ли кто-нибудь из вас работать в школьной библиотеке? Почему?
8.Какой вы представляете себе школьную библиотеку будущего?
Надеюсь, что в классах состоялся заинтересованный разговор о нашей школьной библиотеке. Об итогах этого разговора я сообщу в ближайшее время.
Поздравляю коллег – школьных библиотекарей, и всех читателей и друзей с праздником! Новых Вам Читателей, Новых Интересных книг и творческих успехов!!!
 Читайте также:
Соколов А.В. Национальная безопасность и школьная библиотека // Школьная библиотека – 2010. - №6-7.
Тихомирова И.И. «Заповедник человечности» в школе // Школьная библиотека. – 2011. - №8.
Школьные библиотеки: опыт разных стран //Здоровье школьника. -2012.-№7.