28 июня 2010 г.

«…Все взрослые когда-то были детьми, только мало кто из них об этом помнит»

29 июня исполняется 110 лет со дня рождения
Антуана де Сент-Экзюпери
(29/06/1900 – 31/07/1944).

Антуан Мари Роже де Сент-Экзюпери, а для друзей — Сент-Экс, Антуан или Тонио, был одним из пятерых детей в семье старинного аристократического происхождения. Отец Тонио умер, когда мальчику было четыре года. Осиротевшую семью стала поддерживать бабушка. Экзюпери жил в фамильном замке. Сент-Экс вспоминал картины размеренной сельской жизни: крестьяне жали хлеб, на солнце блестел купол церкви, в траве шуршали ящерицы. Все дышало покоем. "Мы были захвачены в этот извечный круговорот, в жизнь, сотканную из времен года, из каникул, свадеб, смертей". Бежать от обыденности, вырваться из привычного ритма — это казалось таким важным для Тонио. Дети забирались на чердак и воображали себя на корабле или таинственном острове.

15 июня 2010 г.

Вспомните сказки вашего детства

Конечно, Вы читали эти сказки! И помните всё-всё-всё!

1. Какими словами начинаются русские сказки?
2. Какого насекомого испугались все звери?
3. Как звали сестру доктора Айболита?
4. Кто превратил Василису в лягушку?
5. Кто из трех поросят построил самый прочный домик?
6. Сколько братьев месяцев встретила героиня сказки С. Маршака у новогоднего костра?
7. Как звали трех медведей из сказки Толстого «Три медведя»?
8. Сколько раз старик бросал в море невод?
9. Назовите любимое выражение Карлсона.
Мы рады, что Вы смогли ответить на все вопросы.
А может быть Вы хотите что-нибудь перечитать? Сказки читаются в любом возрасте! Зайдите в ближайшую библиотеку. Вам будут очень рады!

14 июня 2010 г.

«Пора замедлить бег и отдышаться…»


Мы по инерции еще куда-то мчимся,
Организуем, совещаемся, горим
И в раже трудовом почти дымимся,
И даже сидя за столом спешим.
Мелькают совещанья и советы,
Призы и конкурсы, газеты и дискеты,
И дни летят как поезд скоростной.
А хочется уже вливаться в лето
И в солнце окунаться с головой!
Пора замедлить бег и отдышаться,
Читать, гулять, бездельем наслаждаться.
И наблюдать в расслабленном покое
Порханье бабочек и небо голубое.
А после вновь с разбегу прыгнуть в дело,
Чтоб все опять мелькало и летело!

Это стихотворение - напутствие к отпуску от коллег из ЦСМБ г.Омска. Присоединяемся и желаем всем школьным библиотекарям хорошего летнего отдыха!

7 июня 2010 г.

Город детства Саши Пушкина

Ежегодно 6 июня отмечается Пушкинский день.

Произведения и биография Александра Сергеевича Пушкина изучаются в школе. Но есть интересные сведения, о которых, возможно, не все знают. Например, много ли мы знаем о детстве Александра Сергеевича?

Итак, мы в Москве начала позапрошлого века. По городу разъезжают кареты, коляски, фаэтоны, телеги, дрожки, запряженные лошадьми. Дома в Москве сплошь деревянные, в один или два этажа, окруженные садами, огородами и высокими заборами. В городе нет ни электричества, ни газа, ни водопровода, ни центрального отопления. Обогреваются дома печами, в которых готовят и пищу. Питьевую воду берут в колодцах, вырытых по улицам и во дворах. Вечерами и ночами в Москве темно. Фонари зажигают только осенью и зимой в безлунные ночи всего на несколько часов. Фонарей в городе мало, они стоят далеко друг от друга и светят, тускло мерцая, сжигая конопляное масло. Летом на рассвете на улицах города можно увидеть пастухов, дудящих в рожок, созывая коров в стадо. Каменных домов в Москве мало — церкви да дворцы знати, и видно их издали. Один из них стоит прямо напротив Кремля, на пригорке. К Кремлю, по обе стороны от Красной площади, вплотную подходит высокая кирпичная стена Китай-города. За кирпичной Китайгородской стеной скрывается Красная площадь. Вдоль, друг против друга, стоят каменные двухэтажные здания с арками и колоннами. Это торговые ряды. На площади толпится разнообразная публика. Кто приехал по делам, кто за покупками, кто просить милостыню, кто просто погулять.

Вот такой была Москва, когда в ней, в семье Пушкиных, родился смуглолицый и белокурый мальчик, которого назвали Сашей.
Его родители были дворяне. Пушкины имели богатую родословную, издавна связанную с Москвой. Одна из угловых башен Московского Кремля долгое время называлась Свибловой, по прозвищу одного из ее строителей — воеводы Федора, родственника предков Пушкиных. Федору Свибло принадлежало село к северу от Москвы, названное Свибловым, доныне так зовется один из районов Москвы. Еще один предок Пушкиных — Жулеба — тоже оставил свое имя на карте Москвы, сохранившееся в названии московского района Жулебино.
Свою фамилию Пушкины получили от Григория Александровича Морхинина. Это был человек пылкого нрава. Когда в Москве появилось новое огнестрельное оружие, пускавшее ядра с огромной силой, — «пуска» или «пушка», то так стали называть и Григория Александровича.
Родным прадедом Саши Пушкина по материнской линии был африканец, негр Ибрагим, родившийся в Абиссинии (Эфиопии). Маленьким мальчиком он попал в плен и был увезен в Турцию. Оттуда его выкрали и привезли в Россию в подарок царю Петру I. Петр I крестил Ибрагима, дал ему новое имя Абрам и отчество Петрович, образование и воспитание. Россия стала Абраму Петровичу родиной. В России у него родился сын Осип Абрамович — дед Саши Пушкина. В его жилах текла африканская и прибалтийская кровь. Осип Абрамович женился на Марье Алексеевне Пушкиной — бабушке Саши Пушкина, и у них родилась дочь Надежда Осиповна — мать Саши. Таким образом, в Саше Пушкине смешались разные национальности, хотя сам он себя считал русским.
В семье Пушкиных не было ни богатства, ни порядка. Родители хозяйственными делами заниматься не любили, и дела шли из рук вон плохо. В семье родилось восемь детей, но многие умерли в раннем возрасте.
Саша Пушкин был на год с небольшим младше своей сестры Ольги, в компании которой прошло все его детство. Их растила одна няня, воспитывали и обучали одни и те же гувернеры и учителя. Сестру Пушкин называл «первым другом», «другом бесценным», ей посвящал свои первые стихи, являвшиеся к нему по ночам, мешая спать. Он не обижался, когда Ольга освистывала его пьесы, но не терпел насмешек гувернеров, часто жаловавшихся родителям, что Саша, вместо того чтобы учить уроки, сочиняет стихи.
Учиться Саша начал в пять-шесть лет дома, как было принято во всех дворянских семьях. По-русски читать и писать его научила бабушка Марья Алексеевна. Французским языком Пушкин владел с детства свободно, потому что дома родители между собой и с детьми говорили по-французски. На французском домашние учителя преподавали почти все предметы. Пушкин говорил и писал по-французски с той же легкостью, что и по-русски. Его учили дома до двенадцати лет иностранным языкам, Закону Божьему, русскому языку и арифметике, которую он терпеть не мог. Каждый раз, решая задачи на деление, заливался горькими слезами. Уроки учить ленился. Надеялся на везение и отличную память.
Еще одним учебным предметом были танцы. С шести лет Саша Пушкин вместе с сестрой начал выезжать на «уроки танцевания», которые устраивались поочередно в семьях дальних родственников: то у князя Ивана Дмитриевича Трубецкого, имевшего собственный дом на Покровке, то у графа Дмитрия Петровича Бутурлина, жившего в Немецкой слободе, то у сенатора Николая Михайловича Сушкова.
В эти годы Пушкин впервые в жизни влюбился в свою ровесницу Соню Сушкову. Тогда же он стал много читать и к двенадцати годам поражал сверстников своей начитанностью.
Характер у него был непростой, настроение часто менялось. Он то пускался в «плясы», то уходил один в дальний угол. Бабушка Марья Алексеевна сокрушалась: «Не знаю... что выйдет из моего старшего внука: мальчик умен и охотник до книжек, а учится плохо, редко когда урок свой сдаст порядком: то его не расшевелишь, не прогонишь играть с детьми, то вдруг так развернется и расходится, что его ничем не уймешь; из одной крайности в другую бросается, нет у него середины». Бабушка Марья Алексеевна любила внука, и Саша тянулся к ней. Бабушка пробудила в нем интерес к истории семьи и России, следуя старинным заповедям: «Родство люби счесть и воздай ему честь»; «Кто своего род¬ства не уважает, тот себя самого унижает, а кто родных своих стыдится, тот чрез это сам срамится».
Кроме бабушки, самым близким человеком из взрослых была для Саши его няня Арина Родионовна Яковлева — крепостная крестьянка прадеда-африканца Абрама Петровича Ганнибала. Няня знала много народных песен и сказок, речь ее была полна по¬словиц и поговорок. Нянины сказки часто снились Пушкину.
Волшебники, волшебницы слетали.
Обманами мой сон обнорожали.
Терялся я в порыве сладких дум;
В глуши лесной, средь муромских пустыней.
Встречал лихих Полканов и Добрыней:
И в вымыслах носился детский ум.
Когда Пушкин стал взрослым, он пересказал сказки в стихах. Так родились «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке». «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о золотом петушке».
По Москве Саша гулял в сопровождении слуги — дядьки Никиты Тимофеевича Козлова. С ним мальчик обошел почти все уголки города. На Масленицу катался с ледяных гор, устраиваемых у стен Кремля, лакомился блинами, слушал зазывные голоса сбитенщиков, кричавших: «Вот сбитень! Вот горячий! / Кто сбитню моего! / Все кушают его: / И воин, и подьячий, / Лакей и скороход, / И весь чест¬ной народ...».
На Пасху бывал на подновинском гулянье, проходившем на тогдашней окраине Москвы — Новинском. Качался на качелях, катайся на каруселях, смотрел представления фокусников, наездников, кукольников, прыгунов на веревке, слушал цыганские хоры. Часто гуляли по Кремлю, любуясь с вер¬шины кремлевского холма на Замоскворечье, поднимались на колокольню Ивана Великого, откуда Москва была видна как на ладони.

В городе находится около ста зданий, связанных с именем Пушкина. Но дом, в котором родился поэт, не сохранился (как утверждает исследователь Романюк С.К., ул. Малая Почтовая, 4).
В двенадцать лет Пушкин надолго покинул Москву — уехал в Санкт-Петербург, учиться в лицее и больше никогда не увидел Москвы своего детства. Через год с небольшим она была сожжена во время нашествия на Россию французской армии Наполеона. Когда Пушкин взрослым вернулся в Москву, перед ним предстал совсем другой, заново отстроенный город, а в памяти с ним навсегда остался город детства:
...Как часто в горестной разлуке,
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе!
Москва... как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!

Коровин В.И. А.С. Пушкин в жизни и творчестве: уч. пособ. - М.: "ТИД "Русское слово-РС"", 2000. - 88 с.
Княжицкий А.И., Усова Е.А., Невский А.Я. Путешествие в пушкинскую Москву. - М.: МИРОС, 1993. - 104 с.
Начальная школа. – 2010. - №5.
А.С. Пушкин: шк. энцикл. слов. / сост. В.Я. Коровина, В.И. Коровин. - М.: Просвещение, 1999. - 776 с.
Стародуб К.В., Емельянова В.В., Краусова И.В. От Кремля до Садовых: путеводитель по литературным местам Москвы. - М.: Моск. рабочий, 1984. - 256 с.
Читаем, учимся, играем. - 1999. - №1.

4 июня 2010 г.

«Чувствую – стало быть, существую»

Памяти поэта 
АНДРЕЯ АНДРЕЕВИЧА ВОЗНЕСЕНСКОГО


Ты меня на рассвете разбудишь,
проводить необутая выйдешь.
Ты меня никогда не забудешь.
Ты меня никогда не увидишь.
Заслонивши тебя от простуды,
я подумаю: «Боже всевышний!
Я тебя никогда не забуду.
Я тебя никогда не увижу».
Эту воду в мурашках запруды,
это Адмиралтейство и Биржу
я уже никогда не забуду
и уже никогда не увижу.
Не мигают, слезятся от ветра
безнадежные карие вишни.
Возвращаться — плохая примета.
Я тебя никогда не увижу.
Даже если на землю вернемся
мы вторично, согласно Гафизу.
Мы, конечно, с тобой разминемся.
Я тебя никогда не увижу.
И окажется так минимальным
наше непониманье с тобою
перед будущим непониманьем
двух живых с пустотой неживою.
И качнутся бессмысленной высью
пара фраз, залетевших отсюда:
«Я тебя никогда не забуду.
Я тебя никогда не увижу».
Я вышагиваю стихи, или, вернее, они меня. Во время ходьбы ритм улиц, толпы или леса ощущается почти что осязанием, подсознани­ем. От Стремянного до Лаврушинского написана "Пара­болическая баллада". 

В этих словах — девиз всего творчества Вознесенского.

3 июня 2010 г.

Как создать домашнюю библиотеку?

Личная библиотека даже больше,
чем что-либо другое,
отражает духовный мир человека.

Что такое библиотека известно всем. Это собрание книг. Библиотека может быть частной, домашней, а может быть публичной, предназначенной для всех желающих.
Домашняя библиотека – для души, каждый владелец собирает книги, близкие его мировоззрению, его вкусу, интересные ему.
Домашние библиотеки собирают всю жизнь, а иногда даже на протяжении нескольких поколений одной семьи. Только очень серьезные жизненные обстоятельства могут заставить владельца библиотеки расстаться с книгами. А некоторые собиратели завещают свои собрания в дар музеям и большим публичным библиотекам.
Как создать свою библиотеку? Как найти необходимую книгу быстро?
Наши советы для начинающих книголюбов.

1 июня 2010 г.

Программная литература летом

Можно ли качественно изучить программные произведения в течение учебного года? Наверное, можно. Но сначала их нужно внимательно прочитать, и, конечно, заранее – летом. Для этого и дают наши учителя литературы списки для летнего чтения. Кафедра литературы гимназии №140 предоставила нам списки литературы для изучения в 5 – 9 классах по программе Г.И. Беленького. Кроме этого каждый учитель, работающий в параллелях 5 – 9 классов, предлагает список для дополнительного внеклассного чтения.

Список литературы на лето для 5 класса
Для обязательного чтения:
1. Н.А. Кун «Легенды и мифы Древней Греции».
2. А.С. Пушкин Сказки. «Руслан и Людмила».
3. Х.К. Андерсен «Снежная королева», «Русалочка», «Гадкий утёнок», «Соловей», «Новое платье короля».
4. Кэрролл «Алиса в стране чудес».
5. П.П. Бажов «Каменный цветок», «Горный мастер», «Синюшкин колодец», «Хрупкая веточка», «Малахитова шкатулка».
6. А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители».
7. О. Уайльд «Мальчик-звезда».
8. В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке».
9. Д. Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робнзона Крузо».
10. Д. Свифт «Путешествия Гулливера».
11. Л. Андреев «Петька на даче», «Ангелочек».
12. А.П. Гайдар. «Тимур и его команда».
13. В.П. Катаев «Сын полка».
14. В. Гюго «Козетта».
15. М. Твен. «Приключения Тома Сойера».
Для дополнительного чтения:
1. В. Смирнова «Герои Эллады»; легенда о «Летучем голландце».
2. Ш. Перро. Сказки.
3. Братья Гримм. Сказки.
4. Р. Киплинг «Маугли».
5. Монтейру Лобату. «Сказки тётушки Настасии».
6. А. Платонов «Неизвестный цветок», «Волшебное кольцо».
7. М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб».
8. Губарев «Королевство кривых зеркал».
9. Л.И. Лагин «Старик хоттабыч».
10. А.С. Некрасов «Приключения капитана Врунгеля».
11. Ю.К. Олеша «Три толстяка».
12. К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб».
13. Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени».
14. В. Гауф «Рассказы о маленьком Муке», «Карлик Нос».
15. Э.Т.А. Гофман «Щелкунчик и Мышиный король».
16. К. Коллоди «Приключения Пиноккио».
17. С. Лагерлеф «Путешествие Нильса с дикими гусями».
18. Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше».
19. П. Траверс «Мери Поппинс».
20. Т. Янссен «Шляпа волшебника».
21. Д. Родари «Сказки об Италии».

Список литературы на лето для 6 класса.
Для обязательного чтения:
1. А.С. Пушкин «Повести покойного Ивана Петровича Белкина».
2. Былины об Илье Муромце.
3. Н.В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки».
4. И.С. Тургенев «Бежин луг».
5. А.П. Чехов «Смерть чиновника», «Лошадиная фамилия», «Хирургия»,
6. А.П. Платонов «Корова», «На заре туманной юности».
7. В.П. Астафьев «Васюткино озеро».
8. А.Р. Беляев «Голова профессора Доуэля», «Человек-амфибия».
9. М. Твен «Приключения Гекльберри Финна».
10. В.П. Катаев «Белеет парус одинокий».
11. М. Твен. «Приключения Тома Сойера»
12. Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке».
13. А.Н. Рыбаков «Кортик», «Бронзовая птица», «Выстрел».
14. Ж. Верн «Пятнадцатилетний капитан».
Для дополнительного чтения:
1. Л. Буссенар «Капитан Сорви-голова».
2. Ч. Диккенс «Оливер Твист».
3. Стендаль «Ванина Ванини».
4. Конан Дойль «Красным по белому», «Рассказы о Шерлоке Холмсе», «Затерянный мир», «Марокотова бездна».
5. Г. Мало «Без семьи».
6. Э.По «Золотой жук».
7. Р. Стивенсон «Остров сокровищ».
8. В.К. Арсеньев «Дерсу Узала».
9. А.Р. Беляев «Мистер Смех».
10. К.В. Булычёв «Девочка с Земли», «Новые приключения Алисы», «Миллионы приключений», «Новые подвиги Геракла».
11. А.И. Куприн «Изумруд», «Однорукий комендант».
12. Ю.Нагибин «Зимний дуб», «Комаров», «Мальчики».
13. Л. Пантелеев «Лёнька Пантелеев».
14. Э. Рауд «Нержавеющая сабля».
15. А. Линдгрен «Расмус-бродяга».
16. Дж. Лондон «Зов предков».
17. Э. Сетон-Томпсон «Маленькие дикари».
18. Р. Брэдбери «Ракета».

Список литературы на лето для 7 класса.
Для обязательного чтения:
1. А.С. Пушкин «Повести покойного Ивана Петровича Белкина».
2. Н.В. Гоголь «Миргород».
3. Н.С. Лесков «Левша».
4. И. С. Тургенев «Бежин луг».
5. Л.Н. Толстой «Детство». «Отрочество».
6. Ж. Верн «Дети капитана Гранта», «Таинственный остров».
7. В.К. Железников «Чучело».
8. В.А. Каверин «Два капитана».
9. В.П. Крапивин «Дети синего фламинго».
10. Л. Пантелеев, Г. Белых «Республика Шкид».
11. А.Н. Толстой «Гиперболоид Инженера Гарина».
12. Г.А. Троепольский «Белый Бим Чёрное Ухо».
13. Г. Уэллс «Человек-невидимка».
14. Фраерман «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви».
15. В.П. Беляев «Старая крепость».
16. Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц».
Для дополнительного чтения:
1. А.К. Толстой «Князь Серебряный».
2. Ж. Верн «Двадцать тысяч лье под водой».
3. Ч. Диккенс «Дэвид Копперфильд».
4. Г. Джованьоли «Спартак».
5. Ш. де Костер «Легенда о Тиле Уленшпигеле…»
6. Ф. Купер «Зверобой», «Следопыт», «Последний из могикан».
7. М. Рид «Оцеола, вождь семинолов», «Всадник без головы».
8. Р. Сабатини «Одиссея капитана Блада».
9. В. Скотт «Айвенго», «Квентин Дорвард»
10. Г.Р. Хаггарт «Копи царя Соломона». «Дочь Монтесумы».
11. А. Р. Беляев «Над бездной», «Продавец воздуха», «Ариэль».
12. Р. Брэдбери «Всё лето в один день», «Лёд и пламя».
13. О. Генри «Вождь краснокожих», «Трест, который лопнул», «Короли и капуста».
14. Дж. Лондон «Сердца трёх», «Посёлок Тру-ля-ля», «Мексиканец».
15. А. Маршалл «Я умею прыгать через лужи».
16. Э. Колдуэлл «Мальчик из Джорджии».
17. А. Кристи «Потерянный ключ», «Шутка старых дядюшек».
18. Ж. Сименон «Трубка Мегрэ».

Список литературы на лето для 8 класса
Для обязательного чтения:
1. Народные песни: Песни о Петре I, Ермаке, Пугачеве. Лирические песни
2. Жития: «Житие Сергия Радонежского», «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное»
3. А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
4. М.Ю. Лермонтов. Лирика. «Мцыри»
5. Н.В. Гоголь «Ревизор»
6. И.С. Тургенев «Ася»
7. Л.Н. Толстой «После бала»
8. В.Г. короленко «Парадокс». «Огоньки»
9. М. Горький «Песня о Соколе», «Челкаш»
10. А.Т. Твардовский «Василий Теркин»
11. К.Г. Паустовский. Рассказы: «Телеграмма», «Разливы рек»
12. В.Шукшин «Микроскоп», «Дядя Ермолай»
13. В. Шекспир «Ромео и Джульетта»
14. М.Сервантес «Дон Кихот»
Для дополнительного чтения:
1. Сказание О Борисе и Глебе
2. Повесть О Петре и Февронии Муромских
3. А.С. Пушкин «Повести Белкина»
4. Н.В. Гоголь «Женитьба»
5. И. С. Тургенев «Первая любовь»
6. М. Горький «Дед Архип и Ленька», «Сказки об Италии»
7. Ч. Айтматов «Ранние журавли»
8. В. Шукшин. Рассказы: «Волки», «Чудик», «Стенька Разин»
9. В.П. Астафьев «Кража»
10. Б. Васильев «В списках не значился», «Завтра была война»
11. А. Грин «Алые паруса»
12. В. Шекспир «Ромео и Джульетта», Комедии
13. Дж.К. Джером «Трое в лодке, не считая собаки»
Список литературы на лето для 9 класса
Для обязательного чтения:
1. Эсхил «Прометей Прикованный»
2. Данте «Божественная комедия
3. «Слово о полку Игореве»
4. Петрарка «Сонеты»
5. Шекспир «Сонеты», «Гамлет», 2-3 комедии (на выбор)
6. Сервантес «Дон Кихот»
7. Корнель «Сид»
8. Мольер «Мещанин во дворянстве», «Мизантроп», «Тартюф», «Скупой»
9. Ломоносов М.В. Оды, стихи
10. Державин Г.Р. Оды, стихи
11. Фонвизин Д.И. «Недоросль»
12. Шиллер «Коварство и любовь»
13. Гёте «Фауст»
14. Радищев А.Н. «Путешествие из Петербурга в Москву»
15. Карамзин Н.М. «Бедная Лиза»
16. Дж.-Г. Байрон «Паломничество Чайльд Гарольда», стихи
17. Жуковский В.А. «Светлана», «Людмила», стихи
18. Рылеев К. Думы
19. Грибоедов А .С. «Горе от ума»
20. Поэты пушкинской поры (Батюшков, Дельвиг, Баратынский)
21. Пушкин А.С. «Евгений Онегин», «Повести Белкина», «Борис Годунов», «Маленькие трагедии», Медный всадник», «Пиковая дама», стихи
22. Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени», «Демон», «Маскарад», стихи
23. Гоголь Н.В. «Петербургские повести», «Мёртвые души», «Выбранные места из переписки с друзьями»
Для дополнительного чтения:
1. В.Шаламов «Колымские рассказы»
2. Поэтические переложения «Слова о полку Игореве» (Заболоцкий, Чухонцев, Чернов)
3. Блок А. «Я – Гамлет…», М.Цветаева «Диалог Гамлета с совестью»,Пастернак «Гамлет», В.Высоцкий «Мой Гамлет»
4. Разумовская Л. «Дорогая Елена Сергеевна»
5. Стихи современных поэтов
6. Грин А. «Бегущая по волнам»
7. Алексин А. «Безумная Евдокия», «Третий в пятом ряду», рассказа (по выбору)
8. Крапивин В. Повести и рассказу (по выбору)
9. Астафьев В. «Где-то гремит война», «Пастух и пастушка»
10. Кондратьев В. «Сашка»
11. Васильев Б. «А зори здесь тихие»
12. Бах Р. «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»
13. Сэлинджер Д.Д. «Над пропастью во ржи»
14. Коэльо П. «Алхимик»

Чтобы помочь осмыслить прочитанное, дети заполняют читательские дневники, которые содержат разнообразные занимательные задания (тесты, кроссворды, загадки и головоломки). Такой дневник поможет организовать чтение школьников, повысить интерес к книгам, побудит к более осознанному и внимательному чтению, научит понимать замысел автора произведения и выражать собственное мнение.