Представляю для читателей блога анализ мнений обучающихся
6-х классов (6/1,6/2, 6/4), выявленных при проведении анкетирования в День
школьных библиотек.
Общее впечатление: дети разные, мнений много. Кто-то
посещает библиотеку часто, кто-то вообще не бывает, но свое мнение о работе библиотеки и её будущем уже имеет. Что-то меня
порадовало, что-то огорчило, но и полезного для себя я почерпнула немало. Иногда
смеялась до слез, некоторые ответы
перечитывала по нескольку раз. Обязательно познакомлю с результатами анализа
анкет администрацию и педагогов
гимназии.
Цель посещения
библиотеки:
- Чтобы
получить информацию;
- Чтобы
много знать;
- Взять
учебники;
- Для
образования;
- «Чтобы
развивать речь и мышление»
- Поработать
со словарями;
- Найти
интересную книгу для чтения
- «Я
там не бываю, у меня дома Интернет…»
- Узнать
новое, познакомиться с новинками, «просто ради интереса…»
- В 4 анкетах: «пообщаться, поговорить, поздороваться с
библиотекарем»
Несмотря на то, что многие дети имеют дома книги и
Интернет, школьную библиотеку они все же
посещают. Понимают её назначение. Отмечают, что она рядом, «под рукой», «…можно
всегда забежать и взять нужное для уроков…»
Какие книги
предпочитают брать в школьной библиотеке:
Жанровые предпочтения у наших читателей самые разнообразные:
приключения, фантастика, детективы, юмор, сказки. Тематика тоже обширна: о
животных, о войне, о России, о разных странах, про любовь, книги для девочек. Некоторые
предпочитают классику и даже политику, экономику и медицину. Часто встречаются
ответы: «нужны словари», «занимаюсь со справочной литературой», «энциклопедии
для олимпиад, конкурсов, викторин». 2 школьника заявили: «Люблю знакомиться с
новыми книгами».
Какие книги нравятся
нашим читателям и что они предлагают для чтения и обсуждения
Неожиданно, но приятно, что ребята «любят поговорить о книжках», «обсуждать с
друзьями», «обмениваться мнениями – это важно!»
Предлагаемые книги -
Л. Толстой «Детство», М. Твен «Приключения Тома Сойера», книги Жюля Верна,
любые книги Т. Крюковой, Э. Портер «Полианна», «Человек- амфибия», «Повесть о
настоящем человеке», «Кортик», «Бронзовая птица», «Духлес», А. Дюма «Три
мушкетера», книги ДЖ. Херриота о животных, Шерлок Холмс, «Белый клык», книги о
Гарри Потере (только в 2 анкетах), «Человек амфибия». Все эти книги есть в
нашей библиотеке.
Обидно, что в некоторых анкетах напротив вопроса о любимых
книгах стоит прочерк. Кое-где указаны авторы – Н.Носов, Чуковский, Барто (это в
6 классе?!). Что это – просто мелкое хулиганство или воспоминания о детстве? А
может быть не сформирован читательский интерес?
В 2 неподписанных анкетах
категорично заявлялось, что «…библиотеки совсем не нужны» и «…они скоро
вымрут», но при этом говорили о любимых книгах, и о том, что они часто «…ходят
туда».Парадокс?
Что вам нравится в
нашей библиотеке:
К сожалению, встречаются ответы - «не знаю», «я там не бываю», «мне это не надо».
Много ответов: «… все нравится, я не ничего не хочу менять».
Есть и вдумчивые ответы: «…мне нравится порядок и тишина», «в наше библиотеке
уютная и красивая обстановка»; «… что можно на переменах полистать журналы». И
даже такие ответы - «оформление», «светло, тепло, много цветов…», «профессионализм
сотрудников», «…что там много людей…», «библиотекарша…» «…диван!!!» (?) «В библиотеке прикольно, как в сказочном
дворце…». Один ответ – «Библиотека – это чудо!!!!
Предложения
шестиклассников по изменениям в школьной библиотеке:
В некоторых ответах преобладают выдумка, фантастические
представления. Например, «библиотекари сидят за компьютером, нажимают на книгу
и книга появляется у тебя в руках», «сделать робот-библиотекарь, чтобы таскать
учебники».
Но присутствуют и реальные предложения:
·
«Нужно расширять библиотеку»;
·
«… на переменах показывать фильмы о писателях»;
·
«Я бы хотел, чтобы в библиотеке работало больше
людей…»; «чтобы с нами работал не один библиотекарь», «…предлагаю взять
работника-зазывалу, чтобы он в библиотеку «зазывал»…
·
«Пополнение книг каждый год…»
·
«Рекламировать интересные книги»
·
«…создать отдельный отсек для книг, которые
рекомендуют…»
·
«Я бы предложила проводить больше мероприятий»
Готовы ли наши
учащиеся работать в библиотеке?
Очень много ответов - «не знаю».
«Нет. Там скушно». «Неуверена» (орфография автора). «Мне
кажется, что никто бы не захотел работать в библиотеке. Сейчас никому не
интересны книги». «Нету времени – спасибо за предложение», «… извините, нет
свободного времени», «да мы маленькие
ещё…», «Я не взял бы на себя ответственность работать в школьной библиотеке…»,
«не готова», «я хотела бизнесом заниматься и получать большую зарплату», «… я
бы не смогла, ведь это очень трудно», «…о, нет! Для этого надо много книг
прочитать…», «…работа библиотекаря не только записывать в формуляр, но и искать
информацию и рекомендовать книги¸ а я еще мало что читала…», «столько всего
помнить…» И как итог – «Работа эта очень трудна!»
Часть школьников выражает готовность помогать библиотеке,
только не знают что делать. 2 человека предлагают сдавать «макулатуру на пользу
деревьям и библиотеке». Очень понравились ответы – «Готова помогать, потому что
это приятно кому-то помогать»
Какой ребята
представляют Библиотеку Будущего
Мнения ребят разделились. Кто-то заявляет: «…в будущем
вообще не будет библиотек…», …книг не будет, а будут ноутбуки». Кому-то очень
нравится слово «электронный»: «…думаю, будет электронная поисковая система
книг»,
«…будут электронные книги», «она будет состоять из дисков,
компьютеров и компьютерных дисков», «говоришь название книги – она прилетает и
оказывается у тебя в руках», «там стоят компьютеры с Wi-Fi»,
«… вместо книг будут планшеты и электронные книги», «всё технологичное…»,«…подошёл
к монитору, подсоединить USB-
шнур, а качай себе любую книгу», «…хочу Интернет со свободным доступом»
«Я представляю школьную библиотеку вроде Пушкинской (Омская
Областная библиотека им. Пушкина) – отдельно стоящее здание и много-много книг».
«Очень большое здание с лифтами…», «… полки с самоучителями», «…там не бывает скучно. В библиотеке работают
писатели и часто приходят дети с родителями».
Итак, анализ проведен. Теперь надо работать: знакомить ребят
с библиотечными услугами, которые в библиотеке уже имеются (электронные книги,
выход в Интернет, диски, электронный каталок, распечатка информации….) А
учащиеся-то, оказывается, не знают, что у нас это есть. Конечно, приглашать их
на консультации, обзоры, уроки в библиотеке. Вот успеть бы всё!!! Появились
добровольные помощники – ребята, которые участвовали в анкетировании. В
библиотеке каждый день много посетителей. Поэтому нам срочно нужен библиотекарь
или учитель для работы в компьютерной зоне!!!