30 ноября 2011 г.

26 ноября – Всемирный День информации

Информационные технологии в школьной библиотеке
Вот было бы чудесно: дать любому читателю доступ к информации, которой располагает любая библиотека! Создание такой технологии – главная цель развития библиотечной системы России. А пока … собирают, хранят, и учат работать с информацией скромные труженики – библиографы и библиотекари. 
Я работаю в школьной библиотеке более 25 лет. За это время мир разительно изменился, вступив в эпоху информационного общества. В школу пришли компьютерные технологии. Выросло новое поколение, у которого свои жизненные ценности, свое видение событий. Очень неприятное явление – отток читателей – коснулось и школьных библиотек. Как должна измениться работа в библиотеках, какие виды услуг мы должны предложить, чтобы читатели к нам вернулись? Кроме того, мы должны помнить, что на долю школьных библиотек ложится информационное обеспечение учебного процесса. 
В 2011 году в Омске в 25 библиотеках образовательных учреждений идет проект «Создание информационных центров на базе школьных библиотек». Уже проведены подготовительные работы: проведены ремонты, подведены электрические кабели, установлены кондиционеры и осветительные приборы. В скором времени поступят компьютеры с программным и антивирусным обеспечением, копировальная и множительная техника. 
Перед школьными библиотеками стоит цель: 
  • формирование информационной культуры личности, как фактора учебной и исследовательской деятельности.
Но компьютер – это только инструмент. Он должен быть помощником в работе, «должен учить духовности, а не разрушать ее!» (В. Волченко) 
Как в погоне за информацией, знаниями не растерять духовное богатство личности? 
Огромный поток информации, который обрушивается на детей в последнее время, часто некачественный. Что предлагается детям сегодня? Чаще всего – легкое чтиво. И чтобы не лишились наши читатели надежной нравственной и интеллектуальной опоры, не утонули в пучине бездуховности и забвения, наша миссия – предложить им лучшее, пробудить в них познавательный интерес к книге, чтению, серьезной литературе. В этом заключается основная задача рекомендательной библиографии.

24 ноября 2011 г.

"Многое Вам откроется!"


"Если бы в современной России не было Дмитрия Сергеевича Лихачева, его следовало бы придумать".
Эти слова писателя Виктора Астафьева мы вспоминаем накануне 105-летия со дня рождения Дмитрия Сергеевича Лихачева
"Как не может село без праведника, так и наше общество не может стоять и дышать без истинного интеллигента. Влияние Дмитрия Сергеевича Лихачева не нашу культуру и жизнь было и есть огромно, необходимо и бесценно. Интеллигент в России подобен верстовому столбу – и невелик вроде бы, и неприметен, но без него нет пути в российском пространстве, нет движения к свету, к разуму, к добру, и вокруг Лихачева создался свой доброжелательный и благостный климат. 
Ребята! Читайте Лихачева. Постигайте его добрые и светлые мысли, «усваивайте материал», как в школе говорят, и умнее будете, и жить вам интереснее станет, и многое вам откроется в книжном и Божьем мире".
Лихачёв, Дмитрий Сергеевич (Материал из Википедии)
Лихачев Д. С. Воспоминания. - СПб. : Logos, 1995. - 519 с.

23 ноября 2011 г.

«Усердней с каждым днём гляжу в словарь…»

«Усердней с каждым днём гляжу в словарь…». Эти слова С.Я. Маршака стали названием лингвистической игры, которая прошла в 7-х классах нашей гимназии (учитель литературы Пазыныч Оксана Александровна). 
В России главной ассоциацией для слова «словарь» является имя Владимира Ивановича Даля, поэтому вполне закономерно праздновать День словаря в день его рождения. 
В библиотеке собраны интересные материалы о жизни и творческой деятельности первого русского лексикографа (цитаты В. Даля и о нём), оформлена выставка «Дар Владимира Даля», в классах прошли уроки и игры. 
Для проведения лингвистической игры «Усердней с каждым днем гляжу в словарь…» библиотекой гимназии была подготовлена презентация, в ходе которой семиклассники вспомнили типы и виды словарей, имена наиболее известных русских лексикографов. Как памятку можно было использовать слайд «Как пользоваться словарями». Разделившись на команды, ребята выполняли задания, используя разные словари. 
Высказывания детей об игре:

Зачем нужны словари?

22 ноября, в День Словаря, мы задали такой вопрос ученикам 5/4 класса, учитель литературы Блинова Галина Ивановна.
Бабкина Настя:
"Словарей на свете тысячи, и в любом из них рассказывается о словах. Словари бывают разные. Обычно один словарь рассказывает о словах что-нибудь одно: например, как они пишутся, или какие у них значения, или как они появились на свет. Словарями чаще всего пользуются учителя и ученики, чтобы узнать значение слова, написать то или иное слово правильно. У меня дома тоже есть словари: фразеологический, орфографический, словарь иностранных слов и, конечно же, Толковый словарь великорусского языка В. Даля, где автор собрал и растолковал около 2000 слов и 13000 пословиц. Такого словаря нет ни у какого другого народа в мире". 
Калинин Глеб:
"Учителям и ученикам словари нужны для того, чтобы узнавать новую информацию и становиться более грамотными. Толковый словарь нужен для того, чтобы узнавать значение незнакомых слов. Словарь синонимов нужен для того, чтобы правильно подобрать близкое по значению слово и расширить свой словарный запас. Словарь антонимов нужен для того, чтобы подобрать противоположное по значению слово. Орфографический словарь нужен для того, чтобы правильно писать и правильно говорить". 
Вахрушев Владимир:
"Если мы не знаем значения определенного слова, или у нас возникают сложности с его написанием, то мы сразу же обращаемся к словарю. Словарь – незаменимый помощник, который подскажет ответ на любой вопрос. Главное знать, к какому словарю обратиться".

21 ноября 2011 г.

Читая Достоевского

В истории мировой литературы очень редко встречаются примеры, когда влияние писателя не только не ослабевает, а, наоборот, все больше усиливается. И в этом смысле Ф.М. Достоевский – единственный, пожалуй, писатель, творчество которого с каждым годом становится все более объемлющим и проникающим. Достаточно сказать, что 1981, а затем 2006 год были объявлены годами Достоевского. 6 октября 2011 года исполнилось 605 лет роду Достоевских, 11 ноября - 190 лет со дня рождения Ф.М. Достоевского, 2006 год объявлен ЮНЕСКО Годом Достоевского. А деятели искусства пытались и пытаются как у нас, так и за рубежом по-своему, по-современному прочесть Достоевского.
Давайте и мы прикоснемся к его великому творчеству. Предлагаем вам материалы, которые были получены в ходе дистанционного проекта «Поручаю себя вашей доброй памяти», проведенного библиотекой гимназии № 140 в 2006 году.

17 ноября 2011 г.

"Спасибо, пожалуйста, здравствуйте"


Они И.Л. Спасибо, пожалуйста, здравствуйте.
С детства всем известны эти волшебные слова, помогающие людям общаться друг с другом. Но разве все умеют ими пользоваться? 
Дорогой читатель! Ты, наверняка, терпеть не можешь скучные нравоучения, поэтому не найдешь их в этой книжке. Зато здесь много случаев из жизни, остроумных мыслей. Рубрики: «Мнения», «Узелки на память», «Проверка сообразительности», «Из жизни замечательных людей», «Внимание, эксперимент!», «Для любопытных» и др. 
Загляните в «Коллекцию хороших манер». 
Интересно проследить, как развивалась человеческая мысль, как люди учились вести себя. Начнем с приветствий. 
Хочешь поприветствовать? Снимай обувь! 
У некоторых индейских племен принято при виде незнакомого человека до тех пор сидеть на корточках, пока он не приблизится и не заметит этой миролюбивой позы. Иногда они для приветствия снимают обувь. 
Высовывай язык 
Тибетцы, здороваясь, снимают головной убор правой рукой, левую руку они закладывают за ухо, ещё высовывают язык. 
Поклон с углом в тридцать градусов 
У японцев для приветствия применяются три вида поклонов - очень низкий, средний и легкий. А если вы высунете язык, японец вряд ли захочет поздороваться с вами в следующий раз. 
Как народы разных стран приветствуют друг друга также можно узнать на страницах журнала «Школьная библиотека» - 2010. - №1, с.52.

15 ноября 2011 г.

Для пользы Отечества

Ломоносов Михаил Васильевич 
19 ноября 2011 - 300 лет со дня рождения

С именем Ломоносова вы, разумеется, сталкивались, даже если ещё не успели прикоснуться ни к одной из наук, в которой он был когда-то первым. Некоторые из вас живут на улице или проспекте Ломоносова, кто-то учится в школе, носящей его имя, многие видели фильмы, где Ломоносов – один из главных героев, а кто-то из жителей Русского Севера и вовсе может гордиться тем, что он – земляк Михаила Васильевича! 
Но всё ли вы знаете о нём? На вопрос, кто такой Ломоносов, многие из вас уверенно ответят: «Учёный!» А какой учёный? Физик? Химик? Геолог? Оказывается, что и то, и другое, и третье, и даже двадцатое – верно! Потому, что учёным Михаил Васильевич был разносторонним, интересовался многими науками и преуспел в них, сделав важные открытия. А еще Ломоносов стоял у истоков нашей литературы, а вернее – поэзии. Да-да, этого не отрицал даже Александр Сергеевич Пушкин! Такие люди, которые очень многое знали, всем интересовались и во многом успели сказать своё веское слово, называются энциклопедистами. Потому что их жизнь – как энциклопедия, только успей раскрыть на нужной тебе странице.

Волшебный мир зверей и птиц

Я приучился с детства понимать животное - понимать его движения и мимику. Мне сейчас даже как-то странно видеть, что некоторые люди вовсе не понимают животное. 
Е.И. Чарушин 
11 ноября 2011 года исполняется 110 лет со дня рождения Евгения Ивановича Чарушина. Чарушин - один из лучших художников-анималистов. Он написал более 50 книг о животных, которые сам же и иллюстрировал.
Сколько книг написано о природе! А сколько писателей бралось за карандаш, чтобы изобразить своих героев: медведей, волков и прочую живность! Но книги Евгения Чарушина все-таки невозможно не узнать. Вот в углу страницы притаился крохотный пушистый котенок. Спинка выгнута, хвост трубой, ушки торчком. Так и хочется его погладить, провести ладонью по странице, по пушистой теплой шкурке. Но приглядитесь! Котенок ли это? Нет, маленький рысенок глядит на нас во все глаза. 
А путь к этому рисунку был прямым и естественным: « Я …художник и писатель… благодаря моему детству. Отец мой – художник-архитектор. Мать – спец без диплома – животновод и огородник». Так писал о себе Евгений Иванович Чарушин. Сколько разных животных перебывало в их деревенском двухэтажном доме! А хотелось еще и еще – ну, хотя бы жирафа или тапира. Стоит ли удивляться, что любимой книжкой, от которой дух захватывало, была у маленького Жени «Жизнь животных» Брема. Чарушин рос, по собственному определению, «с карандашом и кистью в руках». А на рисунках его чаще всего были всё те же собаки, медведи и прочие замечательные звери. 
Ничего удивительного не было в том, что, окончив школу, Евгений Чарушин отправился в Петроград, в Академию художеств. Кстати, когда он учился в Академии, одно время даже жил на улице Зверинской, что рядом с зоосадом. Его влекло тогда многое: музыка и поэзия, театр и живопись. А за постоянную страсть к изобретательству друзья наградили молодого художника прозвищем «Евгеша – изобретатель». Вместе с этими друзьями «Евгеша» отправлялся в необыкновенные экзотические путешествия по Алтаю или просто на рыбалку, на охоту в недалекие леса. И, конечно, рисовал. Одну работу приобрела даже Третьяковская галерея. 
Книжный художник Чарушин родился в 1928 году. Тогда он сделал иллюстрации к рассказу Виталия Бианки. А в следующем году появились первые чарушинские книжки-картинки: «Дикие звери», «Вольные птицы». Его первой собственной книжкой со словами стал рассказ «Щур» (1930) Его лучшие книжки: «Волчата», «Медведица с медвежатами», «Тигрёнок» и многие другие. 
Чарушин стремился «понимать животное – понимать его движения и мимику». И передавать это в рисунке и слове. В его рассказах нет сказочного вымысла. Животные не делают того, что им не свойственно. Но книги от этого не становятся менее интересными. В них Чарушин – то озорной пытливый мальчишка, то бывалый охотник, то зоркий и восторженный художник. Часто героями рассказов, рисунков были не взрослые звери, а «зверенки» с говорящими глазами. И та нежность, с которой художник описывал волчонка, олешек, медвежат, через слова, через рисунки перетекала к читателям. Его «Медвежонок с малиной» смотрел прямо нас и как будто спрашивал: «Вы не отнимите мою сладкую ягоду? Правда?» 
В годы войны Чарушин жил в родном Кирове. Рисовал плакаты, оформлял спектакли в Кировском театре драмы. А ещё расписал один из детских садов города, превратив его в настоящее сказочное царство. 
В 1945 году Евгений Иванович вернулся в Ленинград. И снова работал над книгами и рисунками. Уже известный художник – иллюстратор, он пробовал себя в скульптуре. И чарушинский фарфоровый заяц с морковкой был таким же теплым, мягким и пушистым, как нарисованные зверёнки. В 1945 году присваивается звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. 
Последней книжной работой художника были иллюстрации к «Деткам в клетке» Маршака. За неё он получил Золотую медаль на Международной выставке детской книги в Лейпциге.

Викторина по рассказам Евгения Чарушина
1.   Кто знал только два слова - "злодей" и "кушать"?
3.   Долго выбирал себе Чарушин "помощника на охоте". Вспомните имя этого "помощника".
6.   Кто насвистывал так: "Тюрр-тюрр! ... Фить-пирю! Фить-пирю!"?
7.   Никита учил его летать. Кто это?
10. Назывались они "мунджак" и родом из Индии. Кто?
11. Кто так тирликал: "Тирли. Тирли. Тюрли, тюрли. Лири, лири, тирлити"?
12. Ей очень нравилось, как поскрипывало перо, которым писал Чарушин. Кто это?
15. Катя заметила на крыльце чьи-то следы. Положила на крыльцо котлету, морковку, косточку. Зверёк съел морковку. Кто это был?
2.   Кто тюпал: "Тюп-тюп-тюп-тюп..."?
4.   Какой лесной зверёк подружился со щенком Огарком?
5.   Как звали Тюпину маму?
7.   Женя говорил так: "Палоход. Талакан. Лыба". Кто научил его выговаривать букву "Р"?
8.   Что за ловкачи забрались как-то раз в печку и стали лазать по дымоходам?
9.   Какая птица просила у Чарушина горошку?
12. Какая у Томки была любимая игрушка?
13. Что за страшный зверь спрыгнул на голову охотнику Никите Ивановичу?
14. Ночью Шура и Петя остались одни. И тут за дверью в сенях кто-то стал топать и шлёпать. Кто испугал детей?

  • Писатели нашего детства. 100 имен: биографический словарь в 3 частях. Ч. 2. - М.: Либерия, 1999. - 432 с. - С. 394 - 397.
  • Книга-выручалочка по внеклассному чтению: учебное пособие / сост. И.Г. Сухин. Вып. 5. - М.: Новая школа, 1995. - 128 с. - С. 20 - 22.
  • ЧАРУШИН ЕВГЕНИЙ ИВАНОВИЧ (BiblioГид)