«Ученик
– это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь". Плутарх
Учить – дело непростое. Тут нужен ясный ум и горячее
сердце. Вашими стараниями многие ребята нашли в жизни свой путь и сегодня, в
День учителя, я хочу поздравить вас,
дорогие учителя, и сказать «спасибо» за
неоценимый труд! Будьте счастливы! Пусть вашу жизнь ничто не омрачает, а в
вашем доме живут любовь и понимание! Будьте здоровы!
В
этот день я хочу представить вам, дорогие читатели, несколько книг об учителях,
которые вы не читали и, может быть,
цитаты из этих книг вызовут у вас интерес.
Кузнецов С. «Учитель Дымов»
- "…одной весенней ночью 2009 года он исследовал
онлайн-сообщество «Литература в школе». Здесь родители замученных учителями
подростков пытались хоть как-то разобраться, чего же требует от их детей
школьная программа: они выкладывали сканы сочинений, израненных красной
учительской ручкой, сравнивали списки дополнительной литературы и обсуждали
сравнительные характеристики литературных героев. Андрей не мог оторваться, это
было очень страстное чтение: родительские посты сочились кровью, желчью и
слезами. «Как запомнить все стихотворные размеры русского стиха?», «Неужели нужно
прочесть все книги, упомянутые в “Евгении Онегине”, чтобы получить пятерку?»,
«Что означает Расставьте главы “Героя нашего времени” в хронологическом
порядке? А в каком порядке они стоят у Лермонтова?» – и, наконец, вопль
матерей всех времен: «Кто-нибудь может объяснить, что она хочет от моего сына?»
Так прошла вся ночь, наступил холодный весенний рассвет, а Андрей все еще
яростно выстукивал комментарии. Выяснилось, что он не просто знал почти все
ответы, – он понимал….
– "Но ты их учишь химии? – Я преподаю
химию, а учу я – мыслить, потому что это единственное, чему можно научить.
Можно преподавать физику, математику, немецкий язык, да хоть историю
древнерусской литературы – тема не важна, важен метод и, как сказали бы
немцы, рефлексия о нем. А поскольку для умного человека нет ничего интересней,
чем мыслить, умным студентам со мной интересно. Вот и все".
- "Сопротивление ученицы было сломлено, и тогда
Андрей смог приступить к настоящей работе. Не имея опыта преподавания, он на
ходу изобретал собственную методику: чередуя творческие задания («опишите жизнь
вашего города в том стиле, в котором Хармс описывал Ленинград») и подробные
экскурсы в тексты, повлиявшие на Хармса или с ним связанные, Андрей за
несколько занятий развернул перед своей ученицей завораживающую панораму
мировой литературы…"
«Так как я хочу жить? – спросил он себя. –
Что я хочу делать?» Конечно, Андрей знал ответ, но ответ этот был таким
нелепым, что даже себе Андрей не сразу смог сознаться. Он хотел учить детей…"
Распутин Г.«Уроки французского»
- "Не было в её лице жестокости, которая становится с
годами чуть ли не профессиональным признаком учителей".
- "Учительница — так другой человек, что ли? Иногда
надоедает быть только учительницей, учить и учить без конца. Постоянно
одергивать себя: то нельзя, это нельзя, — Лидия Михайловна больше обычного
прищурила глаза и задумчиво, отстранение смотрела в окно. — Иной paз полезно
забыть, что ты учительница, — не то такой сделаешься бякой и букой, что живым
людям скучно с тобой станет. Для учителя, может быть, самое важное — не
принимать себя всерьез, понимать, что он может научить совсем немногому".
- "Мне казалось, что Лидия Михайловна все время
ожидающе присматривается ко мне, а присматриваясь, посмеивается над моей
диковатостью, — я злился, но злость эта, как ни странно, помогала мне держаться
уверенней".
-" … я уже был не тот безответный и беспомощный
мальчишка, который боялся ступить здесь шагу, помаленьку я привыкал к Лидии
Михайловне и к ее квартире. Все еще, конечно, стеснялся, забивался в угол,
пряча свои чирки под стул, но прежние скованность и угнетенность отступали,
теперь я сам осмеливался задавать Лидии Михайловне вопросы и даже вступать с
ней в споры".
Ирина Фуллер "Лебединая башня"
- "Учитель — человек, а, значит, подвластен всем человеческим
слабостям: лени, плохому настроению, банальной антипатии к конкретному ученику.
Если мы поставим целью нанять в школы только идеальных преподавателей, вполне
вероятно, среди них не обнаружится ни одного живого человека".
Жан-Клод Мурлева "Третья месть Робера Путифара"
- "Но Робер Путифар так и не забыл свое тяжелое
детство. И когда настало время решать, на кого дальше учиться, он избрал
единственную профессию, позволяющую на законных основаниях мстить этим
маленьким соплякам, от которых он некогда так натерпелся: он решил стать…
учителем".
Мэтт Хейг "Как остановить время"
- Вот ради этого и становишься учителем. Ради
проблеска надежды там, где, казалось, ее нет и быть не может.
Зюзюкин И.И. «Из-за девчонки»
«Ученики и учителя – это всегда целый роман. Пишется
он долгие годы… и лишь в редких случаях развивается бесконфликтно. И ещё – это
роман без конца! Ты давно окончил школу… А в твоей памяти она всё такая же… И
твои учителя… их лица, улыбки, глаза… - всё живёт, пока живёшь ты…»
На эту тему вы также можете
прочитать в моём блоге:
«Если б не было
учителя…» Книги об учителях
«Учительство – не
труд, а отречение…» Книги об учителях
УЧИТЕЛЬ на
страницах книг