3 октября 2019 г.

«Учительство – не труд, а отречение…» Книги об учителях

Учительство — не труд, а отречение,
Умение всего себя отдать,
Уйти на долгий подвиг и мученье,
И в этом видеть свет и благодать.

Герои всех этих книг — школьные учителя, которые не просто проводят уроки, задают домашнюю работу и ставят оценки. Эти учителя общаются с учениками на равных, всегда готовы поддержать и прийти на помощь.
Я уже предлагала моим дорогим читателям книги об учителях :


А сегодня ещё несколько интересных книг. Читайте!

Константин Паустовский. «Вода из реки Лимпопо» (глава из первой части «Повести о жизни» — «Далекие годы»)

В своей автобиографической книге Паустовский вспоминает учебу в Первой киевской гимназии и учителя географии Черпунова. Его педагогические приемы, особенно основанные на мнемотехнике, свежо и притягательно выглядят и сегодня. Но главное то, что Черпунов сумел пробудить в учениках познавательный азарт. «Всяческие редкости», приносимые им на уроки и сопровождаемые рассказом о тех краях, откуда они были привезены, раздвигали границы монотонного гимназического быта, окрыляли учеников мечтами о путешествиях и открытиях. Уже после его смерти гимназисты узнали, что в бутылках, на которых красовались завораживающие надписи: «Вода из Нила», «Вода из реки Лимпопо», «Вода из Амазонки», «Вода из Мертвого моря», — была обычная водопроводная вода. Но в этом не было обмана. Черпунов верил, что таким образом поощряет развитие воображения учеников. Ведь «воображение создало искусство… раздвинуло границы мира и сознания и сообщило жизни то свойство, что мы называем поэзией». Больше бы таких учителей — и больше из школы станет выходить людей творческих, смелых, одухотворенных.
Подходит для чтения детям 9-12 лет
Читать: https://rbook.me/book/14085288/read/

Юрий Яковлев. «Зимородок»
В этой повести образ учителя — романтически-героический. Отважный партизан, в одиночку взорвавший мост во время Великой Отечественной войны, которого ищут «красные следопыты» (аналог нынешних поисковых отрядов), и их учитель зоологии — один и тот же человек. Неунывающий, отчаянный парень по прозвищу Зимородок, становится мудрым, терпеливым, тонко чувствующим ребячью психологию учителем. В душе он все тот же мальчишка, озорной, дерзкий, не боящийся быть самим собой. Неординарность, непосредственность, прямота, да к тому же необычные, как сказали бы сейчас, инновационные формы работы на уроке— всё это вызывает раздражение у директора школа. Талантливый учитель оказывается под угрозой увольнения.
«— Вы же ведете себя с ними, как равный. Где ваш учительский авторитет? Бороду отрастили, как Миклухо-Маклай.
— Нельзя бороду? — спросил учитель.
— Это вам решать. У нас ни один учитель не носит бороду… И не съезжает на перилах с четвертого этажа… У вас в распоряжении целое лето. Подумайте. Может быть, вам стоит заняться другим делом?»
В этой повести справедливость торжествует благодаря трем друзьям: Марату, Василю и Зое, которые проводят целое расследование и разгадывают тайну Зимородка. И рассказывают об этом всему классу.
«— Сергей Иванович добровольно пошел на расстрел, чтобы спасти людей. И его расстреляли.
В классе послышался приглушенный гул.
— Но он остался жив.
Класс облегченно вздохнул.
— И он умел свистеть иволгой.
И в это мгновение послышался тонкий переливчатый свист. Ребята повернулись и увидели Зимородка. И класс тихо встал.
— Здравствуйте, люди-человеки, — сказал учитель глуховатым голосом и закрыл за собой дверь. — Я немного опоздал и не успел умыться с дороги… Что же вы молчите?
Учитель огляделся и почувствовал ту знакомую неловкость, которая охватила его много лет назад, в партизанской школе. И он снова засвистел иволгой».
Читать:  https://www.litmir.me/br/?b=185161&p=1

Владислав Крапивин. «Мальчик со шпагой»

Паустовский был одним из самых любимых писателей Владислава Крапивина. Может быть, поэтому его любимые герои чем-то напоминают героев Паустовского — романтически-приподнятых над обыденностью, воюющих с серостью и равнодушием? В том числе и персонажи-педагоги. Как Олег, руководитель ребячьего фехтовального отряда «Эспада». Или директор школы Анатолий Афанасьевич, который не только интересно преподает математику («Во мужик! Все объясняет, как семечки щелкает!» — говорят о нем старшеклассники), но и справедлив, уважает личное достоинство учеников. Это и классная руководительница 6 «В», где учится главный герой трилогии, Сережа Каховский, Татьяна Михайловна, понимающая, проницательная, сумевшая выстроить с учениками доверительные отношения. Поначалу она кажется слишком мягкой и сердобольной, но умеет проявить и твердость, защищая своих учеников от несправедливости других учителей в конфликтных ситуациях. 
Это учительница начальных классов Надежда Анатольевна, «пожилая, представительная, очень-очень вежливая», которая «в своих пацанят влюбленная. Не надышится на них. И они от нее на шагу». 
Есть, однако же, в этой книге и учителя-абьюзеры. Вот завуч Елизавета Максимовна, которая, распекая учеников, искусно лжет, искажает факты, откровенно унижает ребят. Или классная руководительница второклассников Нелли Ивановна, которая демонстрирует богатый спектр антипедагогичных поступков. То она устраивает выставку дневников под лозунгами «Мы ими гордимся» и «Они нас тянут назад», то есть унижает одних и подпитывает гордыню других. Эта «выставка» оборачивается для одного из ребят, Стасика Грачева, физическими страданиями: за двойки отец его жестоко избивает. В другой раз она наказывает весь класс за разбитое стекло, оставляет ребят после уроков: «Она заявила, что умрет на пороге класса, но не выпустит ни одного, пока не узнает, кто высадил стекло…» В результате на малышей нападают хулиганы, и инцидент едва не оканчивается поножовщиной… 
Когда-то критики обвиняли Крапивина, что он «очерняет образ советского учителя». Но такие горе-учителя, к сожалению, были и есть. Хорошо хоть, что литература объективно отображает наличие и тех, и других.
Подходит для чтения детям  11-14 лет.

Фазиль Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла»

Хорошо бы, если бы таким, как герой этого рассказа, учитель математики Харлампий Диогенович. Он обладает острым и беспощадным чувством юмора и тонко вышучивает учеников. Но не для того, чтоб унизить, самоутвердиться, а для пользы учебного процесса и в воспитательных целях. И действительно, ученики на его уроках стараются изо всех сил. 
«Главное оружие Харлампия Диогеновича — это делать человека смешным. Ученик, отступающий от школьных правил, — не лентяй, не лоботряс, не хулиган, а просто смешной человек. Вернее, не просто смешной, на это, пожалуй, многие согласились бы, но какой-то обидно смешной… И когда учитель выставляет тебя смешным, сразу же распадается круговая порука учеников, и весь класс над тобой смеется… И если уж ты оказался смешным, хотелось во что бы то ни стало доказать, что ты хоть и смешной, но не такой уж окончательно смехотворный». При этом у математика нет любимчиков и постоянных объектов высмеивания: «Смешным мог оказаться каждый». И вот главный герой-пятиклассник, который не сделал домашнего задания, потому что играл в футбол, закручивает хитроумную, как ему кажется, интригу, надеясь избежать вызова к доске. Но учитель разгадывает его замысел, ставит заслуженную двойку, да еще и, по своему обыкновению, обставляет это с тонкой иронией, поведав поучительную притчу о подвигах Геракла. Воспитательный эффект от этого случая оказался стойким: мальчишка с тех пор всегда усердно выполнял задания по математике, а спустя годы заметил: «Мне хочется благодарно возвысить метод Харлампия Диогеновича. Смехом он, безусловно, закалял наши лукавые детские души и приучал нас относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора. По-моему, это вполне здоровое чувство, и любую попытку ставить его под сомнение я отвергаю решительно и навсегда».
Подходит для чтения детям 12-15 лет.

Бел Кауфман «Вверх по лестнице, ведущей вниз»

Роман Бел Кауфман, внучки еврейского писателя Шолом-Алейхема, писательницы и преподавателя английского из Нью-Йорка. Это история молодой учительницы, которая оказывается не готова к школьной действительности, бессмысленной и беспощадной. Героиня не сдаётся и пытается быть послом разума и человечности в мире равнодушия и бюрократии. И ей это удаётся. Этот роман, написанный ещё в 1965 году, выглядит очень современно. И по форме — Кауфман остроумно и динамично рассказывает историю с помощью писем, записок, циркуляров и ученических сочинений, и по содержанию. Все темы романа по-прежнему актуальны — от неумения слушать друг друга до невозможности определить, где кончается дисциплина и начинается насилие. И по-прежнему часто главной и единственной надеждой ученика остаётся учитель, который всегда поймёт, проявит сочувствие и встанет на его сторону.

Роб Буйе «Всё из-за мистера Террапта»

В пятый класс приходит новый учитель и меняет жизнь учеников: учит их сотрудничать и экспериментировать, решать нестандартные задачи, брать ответственность, слушать друг друга и верить в себя. История рассказывается от лица семерых учеников мистера Террапта — они говорят по очереди и описывают события каждый со своей точки зрения. У каждого из этих семерых свои тайны и своя грусть, а у поступков каждого (даже у зазнайки Алексии!) есть свои причины. Пятиклассники — не ангелы, и даже такой великолепный учитель, как мистер Террапт, не может в одночасье их вразумить. Автор романа Роб Буйе (кстати, он сам школьный учитель) делает сильный ход — и отправляет мистера Террапта в кому. Пятиклассникам предстоит самим переживать горе, поддерживать друг друга и быть сильными — словом, показать, чему они научились у мистера Террапта.
Ещё больше книг об учителях:
https://mel.fm/chto-pochitat/7683204-books_about_teachers
https://foma.ru/10-knig-dlya-detej-o-neobychnyh-shkolnyh-uchitelyah.html



26 комментариев:

  1. Здравствуйте, Людмила Федоровна! Спасибо, что рекомендуете хорошие книги об учителях! Некоторые мне не знакомы! Возьму на заметку! С наступающим праздником всех педагогов!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталия Викторовна, здравствуйте! И Вас с праздником! Надеюсь, эта информация будет интересна учителям и ученикам!

      Удалить
  2. Здравствуйте, Людмила Федоровна! Спасибо за отзывы об интересных книгах! С праздником! С днём учителя!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Михайловна! Мне было интересно, о каких книгах об учителях я ещё не рассказывала. Думаю, что есть ещё множество таких книг. И Вас поздравляю с праздником!

      Удалить
  3. Здравствуйте, Людмила Фёдоровна!
    Отличная подборка! Есть, что почитать.
    Добавила бы ещё книгу "Взгляд кролика". Автор - Кэндзиро Хайтани.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте,Ольга Николаевна! Я читала отзывы об этой книге в Интернете, но пока не читала. Спасибо за комментарий!
      И с Днём учителя!

      Удалить
  4. Здравствуйте, Людмила Федоровна. Интересная подборка. Спасибо. Есть незнакомые мне книги, стоит почитать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Татьяна Александровна! Рада, что Вы нашли для себя новые книги про учителей. С праздником Вас!

      Удалить
  5. С праздником я поздравляю
    Всех своих родных коллег!
    В День учителя желаю
    В нашем деле лишь побед.

    Быть всегда в отличной форме,
    В праздник иль в обычный день,
    И держать нервишки в норме,
    Даже когда очень лень.

    Пожелаю я удачи
    Нам в работе непростой,
    С легкостью решить задачи,
    Что нам заданы судьбой.

    С праздником вас, дорогие!
    Счастья, радости, добра.
    Пусть растет в огромном мире

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Отличное стихотворение, Ирина Михайловна! Спасибо!

      Удалить
  6. Здравствуйте, Людмила Фёдоровна! Как много книг про учителей, спасибо за обзор! С Днём учителя!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. С праздником, Лариса Витальевна! Рада, что Вам этот обзор может пригодиться!

      Удалить
  7. Здравствуйте, Людмила Федоровна! Обожаю книги и советские фильмы о школе и учителях! Да, надо говорить о разном: что бывают разные люди, разные подходы, личности и т.п. Эта тема не устареет и всегда будет актуальной. Спасибо за подборку!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Светлана Николаевна! Да, время идёт , появляются новые проблемы и в жизни, и в образовании. И новые книги эти проблемы отражают. Но и зарубежные книги читать нужно, потому что дети везде ДЕТИ!
      С Днём учителя!

      Удалить
  8. Благодарю, Людмила!!! С праздником!!!

    ОтветитьУдалить
  9. Добрый день, Людмила Федоровна. Спасибо Вам за это список книг. Не все мне знакомы, так что буду искать и читать

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Борисовна! Поздравляю Вас с праздником!
      Много на земле профессий,
      Но одну создал, конечно, Бог –
      Самую прекрасную на свете,
      Что звучит так гордо – Педагог!

      Учителя! Ваш труд, как жизнь, бесценен,
      Хотим вам поклониться до земли!
      Желаем вам всех благ земных на свете,
      Надежды, веры и большой любви!

      Удалить
  10. С праздником, Людмила Федоровна.
    Пусть добрые слова звучат сегодня,
    и праздник будет ярким от цветов!
    Удачи, вдохновения, здоровья
    и творческих свершений вновь и вновь!
    Спасибо за интересную подборку книг. Метод Харлампия Диогеновича мне знаком. Сама люблю не зло высмеивать учеников. Вот только последнее время ученики всё больше попадаются какие-то толстокожие что ли, ничем их не прошибёшь. А книгу найду и прочитаю.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Людмила Геннадиевна, за поздравление! Рада, что Вас заинтересовала книга Фазиля Искандера. Я знаю, что в некоторых программах по литературе она рекомендуется для внеклассного чтения в 5 классе. Возможно, в этом возрасте дети уже поймут метод Харлампия Диогеновича.
      Благодарю Вас за комментарий! Заходите в гости!

      Удалить
  11. Здравствуйте, Людмила Фёдоровна! Очень интересный список книг Вы предложили в канун праздника! Две последних мне незнакомы. Пользуясь случаем хочу, дорогая Людмила Фёдоровна, поздравить Вас с праздником! И сейчас, будучи на заслуженном отдыхе, Вы несёте знания людям! Желаю Вам здоровья, ещё больше незабываемых поездок с мужем на отдых и много-много интересных тем для Ваших блогов! С праздником! С днем учителя!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Антонина Валерьевна! Благодарю Вас за тёплые слова поздравления! Да, я бываю в своей гимназии, и в этот праздник тоже сходила поздравить с Днём учителя! И в библиотеку заглянула, девочки справляются.
      А мне тоже хочется быть чем-то полезной!

      Удалить
  12. Добрый вечер, Людмила Федоровна! Как всегда интересный обзор книг, да еще и по назначению! Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  13. Иринга Рудольфовна,здравствуйте! Спасибо, что заходите в гости! С праздником! Приглашаю Вас также в блог "Для сердца и разума" - завтра я опубликую очередной пост проекта "Книга месяца".

    ОтветитьУдалить
  14. Прошу прощения за опоздание! Людмила Федоровна, поздравляю Вас и всех педагогов и педагогов-библиотекарей с днем учителя! и себя, я ведь тоже по основному образованию учитель. радости, мира и добра всем нам, благодарных учеников и удовлетворения от работы!

    ОтветитьУдалить
  15. Спасибо, Наталья Васильевна! Вас тоже с прошедшим праздником! Творческих успехов и большого счастья!

    ОтветитьУдалить