25 мая 2017 г.

Научно-практическая конференция "Я исследователь"... в начальной школе. Возможно ли это?

Здравствуйте, дорогие читатели и гости блога! Каждый год  традиционно в конце учебного года в нашей гимназии проходит научно-исследовательская конференция «Я исследователь».
Это большой праздник для детей, учителей и родителей. Дети уже с 1 класса учатся создавать проекты и выступать с ними перед сверстниками. Конечно, большую помощь ребятам оказывают учителя и родители. Но тем и интереснее! В этом году организовано 13 тематических секций. Это традиционные секции «История», «Окружающий мир», «Спорт и здоровье»,  «Искусство», «Краеведение» и другие. Появились новые секции «Секреты астрономии», «Творчество и технология», «Экология». Листаю программу конференции. Многие темы навеяны любопытством детей – «Возможна ли жизнь на других планетах», «Что такое канистерапия?», «Загадочные вулканы», «Увлечение бионикой или что мы подсмотрели у природы», «Чем огурцы полезны человеку». Увлечения детей вылились в темы исследований – «Мои голуби», «Техника «шерстяная акварель», «Влияние бальных танцев на гармоничное развитие ребёнка», «Прыжки в фигурном катании», «Польза и вред видеоигр», «Как подружиться с конём». Конечно, есть и исторические темы – «Суворов- первый генералиссимус», «Пётр Первый – великий реформатор», «Архитектура сквозь время», рассказывали ребята и о своих прадедушках, воевавших на войне. Но есть темы исследований практические – «Можно ли вырастить подсолнух на подоконнике», «Батарейка, сдавайся!», «Семейная традиция – приготовление пасхального кулича», «Как изготовить пластилин в домашних условиях», «Проблемы ливневой канализации на примере 12 микрорайона». Ну, каково? И это дети 1-4 классов!

Мне посчастливилось побывать на секции «Краеведение». 
 
Ученица 4 класса Ярослава П., как настоящий гид,  провела для присутствующих экскурсию «Путешествие по родному городу»

 
А Владимир Ф., тоже ученик 4 класса, рассказал о «Красной книге Омской области»
 
О «Вкладе Омской области в победу в Великой Отечественной войне» мы услышали от Глеба К.  Тронуты его рассказом о прадедушке.
 
Группа поддержки Глеба.
 
«Как работают омские ветеринары» ребята узнали из рассказа Александры З., ученицы 2 класса.
 
«Часовые Родины» - это пограничники. Об этой службе, которая есть и в нашей области,  рассказал Андрей Ч.  Подробнее об этой работе я расскажу в День пограничника.
 


А представить подробно сегодня я хочу выступление Кузнецкого Глеба, ученика 2 класса. Называется работа «Паспорт реки Иртыш». Выступление сопровождалось презентацией. Слайды привожу не все...

      Слайд 1. Я родился в городе  Омске. Здесь моя малая родина
Слайд 2. Одной из природных красот нашего города является  река Иртыш. Именно о ней я хочу узнать и пополнить свои  знания.
 
Слайд 3. Многих писателей и поэтов река  вдохновила на литературное творчество. Поэты сочиняют о  ней стихи. Художники пишут живописные пейзажи на ее берегах. А жителям города Омска она всегда гостеприимно предоставит место для отдыха и рыбалки. Однако люди не всегда бережно относятся к реке.
      Река Иртыш – главная водная артерия района. Ведь река – это не просто вода, река – это жизнь. Однако взглянем на реку поближе.
      Слайд. Мы живем в ХХI веке. С одной стороны бурный рост промышленности, открытие все новых и новых научных знаний. С другой стороны – загрязнение окружающей среды. Хотелось бы узнать, как эти явления отразились на нашей реке. Удается ли жителям нашего города сохранять берега родной реки  в первозданном виде?
Слайд 5 .Цель проекта: создать паспорт реки Иртыш, привлечь внимание к проблеме загрязнения Иртыша.
Задачи :
         узнать, почему река Иртыш так называется и какова её протяжённость (особенности реки Иртыш)
         выяснить, какие изменения произошли с рекой Иртыш;
         выяснить, какую пользу приносит река Иртыш природе;
         понять, как можно помочь реке Иртыш.
         создать паспорт реки Иртыш
            оценить гипотезы с точки зрения истинных или ложных.

Проблемный вопрос: «Как привлечь внимание к проблеме загрязнения Иртыша?»
     Слайд 6. Исследовательские вопросы представлены на экране:
         Где исток реки Иртыш?
         Где устье реки Иртыш?
         Ширина русла реки Иртыш?
         Протяжённость реки Иртыш?
         Какие берега у Иртыша?
         Как пополняются водные запасы реки ?
         Какие животные обитают на р.Иртыш?
         Какие птицы обитают на р.Иртыш?
         Какие растения растут на р.Иртыш?
         Какие рыбы водятся в реке?
         Какими ресурсами обладает река Иртыш?
         Как изменилось судоходство по реке за последние 100 лет?
         Каковы источники загрязнения реки Иртыш?
         Как помочь Иртышу?

Слайды 7,8. Методы и этапы проекта
         подобрать и изучить разные источники информации по данной проблеме;
         создать паспорт реки Иртыш;
         представить результаты работы перед одноклассниками и на гимназической конференции.

Слайд 9Критерии оценивания проекта
1.      Я знаю ответы на все исследовательские вопросы.
2.       Есть паспорт реки Иртыш: описание реки Иртыш, интересные факты о реке Иртыш, мои предложения по решению проблемы загрязнения Иртыша, будущее реки Иртыш.

Слайд 10. Иртыш –в переводе с тюркского означает «землерой».
Правый берег реки Иртыш высокий, крутой, нередко изрезанный оврагами и балками, левый - пологий, постепенно переходит в равнину.
Слайд 11. Я выдвинул гипотезы. Гипотеза 1.Исток реки Иртыш в горах Алтая, в России.
Изучив факты, я прихожу к выводу о том, что гипотеза ложная, так как Иртыш берет своё начало на высоте 2500 метров в ледниках Монгольского Алтая, располагающегося в Джунгарии (в Китае)
Слайд 12 .Гипотеза 2 Иртыш самая протяжённая река в России

Иртыш является одной из крупнейших рек России. Его длина составляет 4248 км. По своей протяженности он превосходит такие крупные реки Сибири, как Енисей и Обь, но уступает реке Лене.
Вывод: Гипотеза №2 ложная, так как Иртыш, вторая река по протяжённости после реки Лены.


Слайд 13 Гипотеза 3 Приток Иртыша –река Омь.

Гипотеза– частично истина, так как Иртыш имеет 20 притоков Наиболее крупными притоками Иртыша в Омской области являются Омь, Тара, Ишим, Оша, Уй, Туй, Шиш.

Слайд 14. Гипотеза 4 Омск возник только благодаря реке Иртыш.
Иртыш – река русской истории в Сибири:
-почти 400 лет назад пришёл на её берега русский человек
-на берегах Иртыша, возникли первые русские города Сибири (Тара, Тобольск, Омск -1716 г. по указу императора Петра I )
История возникновения городов показывает, что наши предки начинали строительство по берегам водоёмов. Гипотеза истина.


Слайд 15. Питание реки Иртыш смешанное и зависит от места протекания. В верхней части по большей части ледниковое и снеговое. В нижних теченияхснеговое, дождевое и грунтовое.


Слайд 16 .Гипотеза 5. Флора и фауна Иртыша бедна и однообразна
 
 
Слайд 17, 18,19,22 Изучив факты, Я узнал, что в Иртыше обитает много рыбы  - это карась, щука, налим,  и др. В Иртыше обитает много птиц, животных и насекомых
 
Слайд 22 В долине Иртыша —произрастают более 270 видов деревьев, кустарников и травянистых растений.
По правому берегу Иртыша, растут сосны, в речной пойме произрастают ива, тополь, кустарники.
 
Факты говорят о том, что моя гипотеза ложная. Флора и фауна Прииртышья богата и разнообразна. Это может привлечь туристов рыбаков и сборщиков ягод.

Слайд 23 Я выдвинул гипотезу, что судоходство по реке Иртыш было богаче 100 лет назад
В настоящее время по реке Иртыш продолжают, как и 100 лет назад ходить баржи с лесом, нефтью, зерном, строительными материалами и другими грузами, а также Прогулочные теплоходы «Москва» , и садовые маршруты.
Я прихожу к выводу о том, гипотеза является ложной.
Слайд 24 Гипотеза 7 Реке Иртыш обязательно надо помогать, иначе она исчезнет с лица Земли.
Основными источниками загрязнения являются:
1. Сливы промышленных,  предприятий в реку Иртыш
2.Отбросы, которые оставляют отдыхающие
3.Размещение на  берегах ремонтных мастерских, автозаправочных станций
Все перечисленные выше проблемы влияют не только на загрязнение,  реки, но  и на растительный и животный мир водоема. А значит, гипотеза – истина.
Необходимо принимать срочно меры, экологического характера

Слайд25 Гипотеза 8. Правительство Российской Федерации издаёт законы, которые помогают сохранить Иртыш для будущих поколений.
- принятый в 1992 г закон Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды», запрещает сбросы в водоёмы.

Слайд 26. Как помочь Иртышу?
 

1. Не выбрасывать  в воду мусор.
2.Не мыть машины, мотоциклы, мопеды, даже  велосипеды на берегу Иртыша
3. Вывешивать плакаты, баннеры в городе Омске, содержащие предупредительный характер и призывающие людей к охране реки и бережному отношению.
4. Сделать мусорные ящики на берегу Иртыша
5.Необходимо ввести в городе Омске – праздник  День Иртыша, как в соседнем государстве Казахстане.   Этот обычай сможет обратить внимание на варварское отношение к реке.
Слайд 27 Я предлагаю следующие мероприятия к празднованию Дня Иртыша (на слайде)
 
Слайд 28. Река - это не просто река, река – это жизнь. Река Иртыш, протекающая в нашем городе – главная водная артерия района. Ее нужно считать природным богатством. Река требует от людей защиты и бережного отношения. Наша же задача сохранить ее для потомков.
Слайд 29 Я считаю, цель проекта: создать паспорт реки Иртыш, привлечь внимание к проблеме загрязнения Иртыша достигнута.
 
Слайд 30 На основе собранного и изученного материала составлен паспорт реки.
Теперь я знаю, ответы на все исследовательские вопросы
Река Иртыш является одной из крупнейших рек России, которая нуждается в нашей охране и заботе. Иртыш является домом для многих животных, по её берегам богатая и разнообразная растительность, именно эти факты натолкнули меня на мысль разработать туристический маршрут  от Омска до Северного Ледовитого океана, но это уже тема другого проекта, связанного с этой уникальной рекой.
 
Глеб показал ребятам буклет «Паспорт реки Иртыш». Желающие могли взять для себя,  взяла и я.  А закончил своё выступление этот эрудированный мальчик стихотворением
Мы состоим из Иртыша…

Представь, подумай не спеша:

Ты утром встал – Иртыш с тобой,

Прогнал он сон своей водой.

Потом он чай вам подарил,

В обед с собою суп сварил.

Затем одежду постирал,

Усталость вечером убрал…

И на прогулке он с тобой

Блеснёт приветливо волной.

Рыбалка, пляж и пароход,

Коньки и лыжи, ледоход…

Над ним закат, над ним рассвет –

Картины лучше в мире нет.

Мы состоим из Иртыша.

Его душа – моя душа.
                    
                                                                             . Елисей Реснянский
Вот такие работы представили ребята на ежегодную конференцию «Я исследователь». Многие получили Дипломы, Грамоты, Сертификаты. 
Успехов Вам, ребята! Новых исследований и новых открытий!

30 комментариев:

  1. Доброе утро, Людмила Фёдоровна! Вот это да!!! Вот это работа! Целая курсовая! Интересно, сколько человек помогали ребенку и как долго он работал над выступлением....

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталья Васильевна! Поверьте, такая работа не одна! С младших классов дети под руководством учителей и вместе с родителями учатся "исследовать". Кто знает, может быть, это будущие учёные... Но, если и нет, то они будут уметь ставить цели любой своей деятельности, и будут знать, как осуществить проект.

      Удалить
  2. Здравствуйте, Людмила Фёдоровна!
    Первоклассники, кажется, очень маленькие ещё для проектной деятельности, но если они захотят да под нужным вектором учителя - у них все получается!!! Очень интересный пост, узнала много нового про Омск...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лилия Павловна, здравствуйте! Конечно, проекты первоклассников отличаются от проектов четвероклассников. Для того малыши и участвуют в конференции, чтобы учиться у старших... Некоторые ребята участвуют несколько лет подряд, развивая и дополняя свою тему. Они проводят опросы, опыты, берут интервью у взрослых. Для родителей это тоже хлопотно, но интересно, ведь многие из них не очень понимают, чем проект отличается от реферата... Время идёт - дети другие!!!

      Удалить
  3. Какой богатый практический материал, Людмила Федоровна!
    Моя дочь в школе занималась посильной исследовательской работой, и многие ребята выступали со своими проектами. Дочь рассказывала на английском об идиомах в языке, кто-то исследовал водные ресурсы по биологии... Кто-то по - физике или химии... Такие проекты готовят ребят к взрослой студенческой жизни. Здорово!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Согласна с Вами, Ирина Витальевна! Вспоминая своих, уже взрослых детей, когда-то участвующих в таких конференция могу сказать, что сейчас темы, которые они выбирают очень глубокие. Дети смело выдвигают гипотезы, чтобы доказать или опровергнуть их! Опыт выступления перед аудиторией, да при поддержке мам и даже пап, очень полезен! Спасибо за комментарий!

      Удалить
  4. Такие маленькие - а уже исследователи! Замечательные, интересные работы!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Михайловна, здравствуйте! Маленькие, да удаленькие! Сама слушала, как они выступают. Представляете, ученик 2 класса исследует свойства водопроводной воды... Или рассуждения 3-классницы о пользе или вреде жвачки...

      Удалить
  5. Людмила Федоровна, современные малыши с начальной школы привыкают к проектной деятельности! С праздником Последнего звонка!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена Олеговна, здравствуйте! Да уж, их не испугать проектами - они учатся по ФГОС! Спасибо, Елена Олеговна! Я только что пришла с последнего звонка - для них я тоже подготовила тёплые слова - выложу в блоге чуть позже, столько интересных событий - не успеваю... Учебники ещё не все собраны.

      Удалить
  6. Спасибо, Людмила Федоровна, что поделились рассказом о конференции. И пусть работы участников выполнены с помощью родителей, уже сейчас важно привить им интерес с исследовательской деятельности

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вместе с родителями, Анна Борисовна, даже правильнее. Например, проекты о семейных традициях, профессиях родителей, о выращивании овощей на дачах в сибирских условиях и т.д. Это же тема работы целой семьи. Ребёнок учится выполнять проект и выступать. А мама или папа в группе поддержки. Это же ответственно, волнительно, но приятно!

      Удалить
  7. Какие молодцы! Содружество - ученик-родители-учитель - помогает, воодушевляет ребят на исследования!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вы точно подметили, Анна Анатольевна! Многие ребята именно при поддержке семей не только создают проекты, но и выступают! Это очень нравится детям!

      Удалить
  8. Здравствуйте, Людмила Федоровна! Как всё серьезно и обстоятельно! Вот это конференция! Молодцы!!! Спасибо за пост!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталия Викторовна, здравствуйте! Да было именно так, как во взрослых конференциях: и пленарная часть, и секции, и заключительная часть с подведением итогов и награждением. Спасибо за приятные слова!

      Удалить
  9. Здравствуйте, Людмила Федоровна! Замечательный проект про Иртыш! Какие ваши детки молодцы, настоящие исследователи! Пусть пока с родителями, главное - начать, разбудить интерес к такой деятельности, а дальше - само пойдет!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Галина Фёдоровна, здравствуйте! Если детям понравится быть открывателем и исследователем - это же мотивация к любой познавательной деятельности! Спасибо, Галина Фёдоровна за позитивный комментарий! Скоро каникулы... Не забудьте, рекомендовать детям книги для летнего чтения.

      Удалить
  10. Здравствуйте, Людмила Фёдоровна!С большим интересом прочитала Ваш пост: интересные темы проектов у юных исследователей! У нас рядом с библиотекой находится школа. Начиная с 1 класса, есть такой предмет - проектная деятельность. И если в первом классе ребята начинают с самых простых проектов, то к 10-11 классам приходят в библиотеку с достаточно сложными запросами! И это не может не радовать!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Антонина, здравствуйте! У Вас тоже хорошая практика подготовки детей к исследовательской деятельности. У нас есть предмет - "Междисциплинарное обучение", где этому учат. Но меня радует, что тематика проектов сейчас практическая, т.е. исследование должно подтверждаться практикой. Спасибо за комментарий! Рада нашему общению!

      Удалить
  11. Здравствуйте, Людмила Федоровна! Вот такие маленькие исследователи. Молодцы, детки и учителя! Новых Вам открытий!
    У нас в школе тоже ежегодно проходит научно-практическая конференция "Успех", только не в конце года, а в январе. Много очень достойных, интересных работ. Затем ребята выступают со своими исследованиями на городских и областных конференциях.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Любовь Николаевна, здравствуйте! Скажите, а каков возраст участников конференции? В старших классах есть такие конференции? Наши ученики тоже выступают везде. Это хорошо! Опыт выступлений тоже полезен!

      Удалить
    2. Людмила Федоровна, да! Сначала дети защищают свои работы в школе, начиная с 1 класса. Мы делимся на 2 секции - старшее звено и начальная школа. Если работ у старшеклассников много,то они ещё расходятся по подсекциям по разным направлениям.
      Затем мы выступаем и на Городской конференции школьников - "Первые шаги в науку"(1-4 классы) "Юниор" (5-7 кл) "Интеллектуал" (8-11 кл.) и на Областной конференции "Диалог" которая ежегодно проходит в Университете.
      В прошлом году мы с второклассниками выступали с работой "Школьные частушки" - заняли 2 место в городе и по области. В этом году в 3 классе выставляли работу экологического проекта "Сохраним лес сегодня, чтобы выжить завтра" Также выступали с проектами "Математика и музыка" - 2 место" и "Дом нашей мечты"- участие.

      Удалить
    3. Молодцы и ребята, и учителя! Я почему спросила... Когда-то на уровне города существовало НОУ "Поиск" (научное общество учащихся). У нас такая исследовательская конференция осталась только в начальной школе. В городе и области среди 5-11 классов проходит большое количество олимпиад, но это совсем другое... Учителя выражают пожелания возродить НОУ. Любовь Николаевна! Спасибо Вам за подробный комментарий!

      Удалить
    4. Обязательно нужно возрождать! Дети испытывают желание выступать со своими научными открытиями, показать свою работу не только в школе, но и другим ребятам города. Такие конференции подстёгивают ребят выступать вновь и вновь, защищать свои исследования.
      Конечно, бывает и так, что не все работы допускают до конференций - сначала проходит заочный отборочный тур. А если работа прошла, то мы рады и участию!
      Желаю Вашим маленьким открывателям больших творческих побед!

      Удалить
    5. Вот так с детства воспитывается страсть к исследованиям и открытиям! Я по нашим ребятишкам вижу, с каким увлечением они защищают свои темы. И родители с ними! А если увлечения в семье общие - и семья крепче! Спасибо, Любовь Николаевна, за рассказ о Ваших конференциях! Пусть Ваши ребята сделают больше открытий и для себя, и для окружающих!

      Удалить
  12. Здравствуйте,Людмила Федоровна! Молодцы деткии их наставники! Покорила работа об Иртыше.Узнала столько интересного,колоссальный труд1

    ОтветитьУдалить
  13. Алла Юрьевна,здравствуйте! Да, нужно сказать большое спасибо наставникам. Надо же детей увлечь темой!!! А ещё грамотно её подавать: цели, задачи, гипотезы... Дети это понимают. Но это, действительно, большой труд!

    ОтветитьУдалить
  14. Здравствуйте, Людмила Федоровна! Я в полном восхищении! Проект потрясающий! Детки умники!Настоящие юные исследователи!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Владимировна! Спасибо!!! Очень признательна Вам за комментарий! Побывав на конференции, я тоже была потрясена, и сожалела, что мой внук не участвовал в ней...

      Удалить