Ушел из жизни Первый Директор гимназии Муромцев Валерий Петрович, искренний, замечательный человек, талантливый руководитель. Он не только создал одно из лучших образовательных инновационных учреждений города Омска, но и всей своей жизнью являл пример доброты, великодушия, целеустремлённости. Его любили и уважали за верность гимназии № 140, искреннюю увлечённость своим делом. Он открывал для себя и своих педагогов новые пути в сфере образования, брался за начинания, ставшие впоследствии успешными. Благодаря Муромцеву Валерию Петровичу гимназия №140 и сегодня является одним из лучших учебных заведений России.
Прекрасный, сильный, волевой,
Он был немеркнущей звездой
И вел других не за собой,
А за победой и мечтой.
Предлагаем всем, кто знал и любил Муромцева Валерия Петровича, последнее интервью, помещенное во вновь возрожденной газете "БЭМ - 140" ("Будущее это мы) от 19 февраля 2015 года.
Прекрасный, сильный, волевой,
Он был немеркнущей звездой
И вел других не за собой,
А за победой и мечтой.
Он был немеркнущей звездой
И вел других не за собой,
А за победой и мечтой.
Интервью
с первым директором «Гимназии №140»
19 февраля 2015г. сотрудники школьной газеты собрались в
холле гимназии: заведующая библиотекой Кишкунова Людмила Фёдоровна, Ельсукова Алина, Коровина Арина и Антропова
Полина. У нас было ответственное задание - взять интервью у первого директора
гимназии №140 - Муромцева Валерия Петровича.
Валерий Петрович
непросто первый директор гимназии. Он сам занимался её созданием - гимназии, открытой в 1990 году.Когда было
построено здание школы, вокруг были пустыри, жилых домов ещё не было. Школа
была открыта 1 сентября 1989 году. Первый выпуск (12 человек) был в 1990 году.
Много нужного и интересного было сделано им на посту
директора. В 1999 году он вышел на пенсию.
Из биографии Валерия Петровича.
Алина: Как вы учились в школе?
В.П.: Правду сказать?
Алина: Конечно, правду!
В.П.: Я был посредственным учеником.
Л.Ф.: Наверное, тогда и возникла идея построить
школу, чтобы в ней было интересно учиться.
В.П.: Нет, просто, когда я служил в армии в городе
Электростали, с нами занималась женщина-педагог. Она мне и сказала: "Вам
надо пойти на исторический факультет". Я отслужил 3 года. Приехал в Омск и
поступил в Педагогический институт.
Алина: Как Вы
оцениваете, хорошее образование Вы там получили?
В.П.: Очень хорошее! А какие там были преподаватели!
Фронтовики, которые прошли всю войну. Понимаете? Был у нас преподаватель
Николай Иванович. На фронте он был командиром разведывательного батальона. А
нам преподавал историографию. Есть такой предмет. Он основывается на фактах,
событиях, происходивших когда-то. И вот как-то раз после занятий Николай
Иванович стал нам рассказывать про фронт, как он воевал, как учился в
аспирантуре в Москве, стал кандидатом исторических наук. Хороший был человек!
Арина: А после института Вы стали дальше учиться или
пошли работать?
В.П.: Работать.
Арина: Кем?
В.П.: Меня пригласили на комсомольскую работу.
Алина, Арина: А что такое комсомольская работа?
В.П.: Я был секретарём комитета комсомола.
Арина: Вы были
одним из самых выдающихся учеников на факультете? Вас знали и поэтому пригласили?
Валерий Петрович смеётся.
Л.Ф.: Так почему пригласили-то?
В.П.: Была у нас преподаватель - кандидат
исторических наук. Я единственный с факультета, который сдал у неё экзамен на
5. Вот она меня и рекомендовала на эту должность.
Л.Ф.: А какой экзамен?
В.П.: По истории.
Л.Ф.: А какой?
В.П.: Средние века.
Алина: Вам нравилось учиться?
В.П.: Да.
Алина: Любили свой предмет?
В.П.: Конечно, очень любил. Поэтому и пошёл на
исторический факультет, как мне и посоветовали.
Алина: Какие качества характера сформировали в вас
институт, армия?
В.П.: Качества порядочности сформировала и армия, и
учёба в институте, и вся дальнейшая работа. Будь порядочным человеком! Не
предавай!
Алина: И эти же качества вы хотели воспитать и в
гимназистах?
В.П.: А как же! Весь учебный план был пропитан именно
порядочностью.
История создания гимназии
Алина: Всё исполнилось, что Вы задумывали?
В.П.: Я получил разрешение открыть гимназию и её
открыли. Затем стал искать кадры. Преподавателей подбирал индивидуально. Все
учителя, в основном, были высшей категории. Регулярно обучались на курсах
повышения квалификации. Из гимназии просто в другую школу преподаватели не уходили. Только на повышение
- в институты усовершенствования учителей, в ВУЗы и т.д.
Л.Ф.: Сейчас в школе осталось мало преподавателей из
первого состава:
- Суханова Галина Михайловна - завуч начальной школы (раньше
была учителем начальных классов),
- Днепровская Лариса Николаевна - учитель начальных классов,
- Шанцева Надежда Семёновна - (раньше была заместителем
директора),
- Шиманская Наталья Иосифовна - учитель химии,
- Лиунова Галина Юрьевна - учитель музыки,
- Глушкова Екатерина Максимовна -учитель физики (раньше была
завучем),
- Купченко Лариса Фёдоровна - учитель ИЗО (раньше ещё
преподавала мировую художественную культуру и технологию - учила девочек
готовить)
- Шишкова Татьяна Евгеньевна - завуч (учитель французского
языка)
В.П.: Татьяна Евгеньевна пришла немного позже, а вот
Кишкунова Людмила Фёдоровна работала ещё до открытия гимназии. Нужно было
собрать в библиотеку необходимое количество учебников для занятий. А в первое
время Людмила Фёдоровна преподавала ещё и историю в средних классах, ведь она
историк по образованию.
Л.Ф.: Для новой школы выдали нам централизовано 123
книжки. Остальные приходилось доставать где только можно. Прихожу в одну школу.
Прошу, чтобы поделились учебниками, если есть у них лишние. Дали списанные
учебники. Прихожу в другую школу. Администрация отвечает, что им надо подумать.
А в третьей школе, вообще выгнали, обозвав самозванкой. Вот так собирались
учебники и книги для школьной библиотеки. Позже, когда стали создавать родители
свои фонды, то у нас появилась возможность покупать книги. Покупали книги и в
букинистических магазинах, например, было много куплено книг по искусству, в
том числе и "Энциклопедия российских искусств" в 11 томах. Или,
например, "Исторические портреты" Ключевского - раритет по тем
временам!
В.П.: Гимназистом быть было очень
престижно. Успеваемость была очень высокая. Были выпуски, в которых было по
12-15 только золотых медалистов!
Если и были случаи,
когда отчислял из гимназии за плохую успеваемость, но никогда не было на счету
гимназии случаев привода гимназистов в детскую комнату милиции, не было разборок,
не было краж.
Полина: Когда я была маленькая, то гуляла с дедушкой
по территории гимназии. Мой дедушка закончил Лесную Академию и был удивлён, как
много разных деревьев и кустарников высажено на территории школы. Кто занимался
высадкой зелёных насаждений? Где брали саженцы?
В.П.: Энтузиастов было много. Саженцы где могли, там
и доставали. Тополей много высадили, но
когда они выросли большими, то первый этаж здания оказался очень затемнённым.
Пришлось часть деревьев срубить. Ёлочки возле здания никак не приживались.
Посадим саженцы, а через год они пропадают, Приходилось высаживать новые. И так
около пяти лет. Последние всё-таки хорошо прижились. И теперь какие большие и
красивые деревья стоят!
Алина: Какие предметы преподавались раньше в
гимназии?
В.П.: У нас в школе были различные циклы:
гуманитарный, естественный и эстетический.
Л.Ф.: Какие только предметы не преподавались:
эстетика, психология, философия, логика. Одно время экономика преподавалась с
пятого класса.
В.П.: Преподавались все языки: английский, немецкий,
французский и даже латинский. Приезжали и работали у нас англичане и немцы.
Алина: В то время, когда вы были директором,
существовал ли "Международный проект"?
В.П.: Да, я сам и занимался его разработкой. В
1995-1996 годах был разработан проект сотрудничества. Английские преподаватели
приезжали к нам и разрабатывали стандарты русского языка, а наши - ездили в Англию, для разработки стандартов
английского языка.
Позднее эта программа была запатентована.
Л.Ф.: После этого долгого и плодотворного
сотрудничества в библиотеке осталось много книг. Пора уже создавать музей
гимназии и размещать там эти экспонаты.
В.П.: Педагогический коллектив с учениками ездили в
Троицкое, где копали картошку, лук. Денег за работу не брали, а привозили овощи
для своей столовой. В школьной столовой было организовано питание для всех.
Алина: Вы много сил потратили на облагораживание
пришкольной территории?
В.П.: Сами учителя очень много делали. И при том
бесплатно, на энтузиазме. Но в то время уже стали появляться спонсоры, которые
тоже оказывали помощь. Гимназия, например, в те годы была единственной школой в
округе, которая была огорожена хорошим металлическим забором.
Алина: А какие чувства вы испытывали, когда был
первый выпуск в гимназии?
Л.Ф.: "Мы это одолели!"
В.П.: У нас проходили ежегодно "Осенние
встречи". Приглашали интересных людей, представителей ВУЗов, актёров
театров. Актёр ТЮЗа А.В.Звонов вёл среди учеников 9-10-х классов
театральную студию. Многие ребята, посещавшие эту студию, в дальнейшем поступили в театральные училища.
В гимназии был
голубой зал, розовый зал. Там сидели барышни, как на Петровских ассамблеях.
"День
самоуправления" проводился со дня основания гимназии.
Л.Ф.: В марте в гимназии будет проводиться "День
самоуправления". Что бы вы хотели пожелать?
В.П.: Надо чтобы на должность директора было
предложено от 3 до 5 человек.
Алина: А ваши дети тоже учились в гимназии?
В.П.: Да и Алёна (дочь), и Илья (сын). Алёна закончила
с серебряной медалью.
Алина: Есть ли ученики гимназии, с которыми вы
общаетесь до сих пор?
В.П.: Я живу в 12-ом микрорайоне. и многие ребята
продолжают здесь жить. Когда встречают на улице, то здороваются. Они выросли, изменились, не всех я могу
узнать в лицо, но когда называют свою фамилию, то я сразу их вспоминаю.
Л.Ф.: Каким должен быть гимназист?
В.П.: Прежде всего гордым за то, что он учиться в
гимназии №140. В наше время (15-20 лет назад) быть гимназистом было очень
престижно.
Немного об истории и патриотизме
Л.Ф.: История - это наука о том, что было, о причинах
событий. А нам надо сделать так, чтобы завтра стало лучше жить, опираясь на
уроки прошлого, учитывая сделанные ошибки. Нельзя забывать тех, кто погиб,
освобождая нашу страну и европейские страны от фашизма. Надо помнить и чтить
всех, кто воевал на фронтах Великой Отечественной войны и "ковал" эту
победу в тылу.
В.П.: Сейчас по телевидению стали больше показывать
патриотических передач и фильмов о войне, чем в предыдущие годы.
Л.Ф.: В школе все литераторы стремятся к воспитанию
патриотизма у школьников. В библиотеке много патриотической литературы.
Полина: Какие мероприятия, направленные на воспитание
патриотизма, проводились в гимназии?
В.П.: Весь процесс обучения основывался на воспитании патриотизма.
Нельзя выделить из целого частное. Патриотизм - это система, которая была
изначально заложена в структуре обучения гимназистов.
Как лицеисты
Царскосельского лицея любили свой лицей! Там не было каких-либо мероприятий.
Просто там вся система образования была построена на любви к родине, России.
Л.Ф.: Всё начинается с любви к малой родине: к семье,
к школе, к своей улице, городу. А затем перерастает в любовь к своей стране, к
России.
В.П.: Иногда я думаю, как я смог, как мы смогли в
90-е годы, не имея средств, открыть гимназию, набрать такой коллектив
единомышленников? Очень хотелось, чтобы и ученики, и учителя продолжили то
дело, которое мы начали 25 лет назад.
Л.Ф.: Главное - это преемственность. Приходили и
приходят новые учителя, и нужно, чтобы они перенимали традиции гимназии.
Полина и Арина: Спасибо за беседу! Желаем Вам
здоровья!
Коровина Арина (9/3 класс), Ельсукова Алина (9/3 класс) и Антропова Полина (5/3 класс)
Фотографии из альбома "Летопись Гимназии №140"
Фотографии из альбома "Летопись Гимназии №140"
я кашкевич елена училась вгемназии в1989г мы тогда школу отмывли она только открылась директор и учетеля были очень хорошии мне нравилось учится в гемназии
ОтветитьУдалить