27 сентября 2017 г.

"Притча о талантах" на Фестивале талантов в начальной школе



Здравствуйте, дорогие читатели и гости!  Задумывались ли Вы, что такое талант? Талант… Две тысячи лет назад словом «талант» называлось не то, что мы сейчас называем.
 Талант - это слово греческого происхождения, буквально обозначающее весы, груз. Талантом называлась крупнейшая весовая и денежная единица Древней Греции, а также Вавилона, Египта, Персии и Финикии. Размер таланта не был одинаков в разных странах и в разные исторические периоды. Так, вавилонский "тяжелый" талант равнялся 60,4 кг серебра, а "легкий" талант 30,2 кг.
 
 "За талант, - можно получить двадцать золотых цепей, или шестьдесят дойных коров, или десять рабов для черной работы, или одного раба, который умеет играть на флейте, либо рисовать, или даже лечить. Талант - это целое состояние".
 
Название греческой меры серебра talanton  произошло от греческого talant - "несущий". Далее через латинский и французский оно приобрело нынешнее значение, причем многие словари прямо связывают значение "природные способности" с евангельской притчей о талантах.



Вот её я и решила рассказать ребятам и гостям на фестивале «Фейерверк талантов», который прошёл в гимназии в конце сентября. А для этого подготовила презентацию.
 А расскажу  я Вам  притчу. 
 
Один человек отправился в дальнюю страну и поручил своим слугам заботиться о своём имении.
 
Он дал им деньги (таланты).  Каждый получил в соответствии со своими способностями: один слуга – пять талантов, второй – два таланта, третий – один талант. Затем хозяин уехал.





 

 


Слуга, получивший пять талантов, пошел, употребил их в дело и приобрел на них еще пять талантов. Точно так же и получивший два таланта приобрел на них другие два.




 
 



 Получивший же один талант не захотел трудиться, пошел, и закопал его в землю, и скрыл серебро господина своего





 По истечении долгого времени хозяин имения вернулся домой и спросил, как они использовали свои таланты.
Получивший пять талантов принес другие пять талантов и подошедши к нему, говорит: "Господин! Пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них".
Подошел также и получивший два таланта, и сказал: "Господин! Два таланта ты дал мне; вот другие два таланта я приобрел на них.
Подошел и получивший один талант, и сказал: "Господин, я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал; вот, я, испугавшись этого, пошел и скрыл талант твой в земле. Вот тебе твоё".
 
Тех слуг,  что использовали для дела свои таланты, хозяин похвалил и повысил в должно

А третьего слугу, не захотевшего трудиться, использовать, талант, «зарывшего свой талант в землю», хозяин прогнал,  а не использованный талант отдал тому, слуге, который смог хорошо выполнить поручение и заработать 10 талантов.








  


Притча заканчивается словами : "Кто имеет уши слышать, да слышит!" Кто хочет быть внимательным, тот внимай и прилагай сказанное к себе!

  Уважаемые читатели! А что Вы понимаете под словом "талант"?

Талантливые люди — особенные. Они обычно на виду. Талантливый художник, талантливый композитор, талантливый врач...


Можно ли бы быть талантливой мамой, талантливым папой,  талантливой бабушкой?
Согласны ли вы с утверждением  " УМНЫЕ РОДИТЕЛИ - ТАЛАНТЛИВЫЕ ДЕТИ"?    А ещё мне нравятся такие слова о таланте... А вам?
 
 


24 комментария:

  1. Здравствуйте, Людмила Федоровна! Постараюсь ответить на Ваши вопросы:)Что понимаю под словом "талант"? Размышляю: если талант - это дар, то не думаю, что быть хорошими родителями - это талант! Ведь это - природный дар... Талантливые люди - особенные, они всегда на виду? С этим согласна. Ведь слуга из притчи получил талант от господина, а человек получает талант от другого человека, который его ему передает (учителя, наставника). Но быть или не быть талантливым - зависит от самого человека, от его желания и трудолюбия. Как в притче "Не зарывать талант, данный тебе в землю!" Уф! Поразмышляла! Может, и не права! Спасибо Вам большое за ооочень интересную статью! Заставили призадуматься)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Татьяна Николаевна! Благодарю Вас за размышления! Согласна, что талант зависит от самого человека... Но ведь таланты могут быть разными (в притче - 5, 2,1), т.е. голос, танцы, рисование, ум и т.д. и т.п. Есть талантливый артист, талантливый педагог, талантливый руководитель... Почему не может быть талантливой мама? Ведь не каждой дано воспитание детей...

      Удалить
    2. Снова размышляю, Людмила Федоровна) Получается, мама может быть и "талантливой мамой", и "просто мамой". Тогда талант "просто маме" уже дан от Бога, а "талантливая мама", воспитывающая талантливых детей, сама этого добивается. Наверное, так!

      Удалить
    3. Ну, мамой стать, Татьяна Николаевна, это просто родить. Тоже, между прочим, не каждому дано... Я тоже размышляю. Да, это от Бога! О вот, как этот талант развиваешь - тогда "талантливая мама"!!! Ох, как нелегко стать такой мамой... И бабушкой... Спасибо Вам за общение, Татьяна Николаевна!

      Удалить
  2. Людмила Федоровна, все дети талантливы! Разве это не так? Надо только вовремя заметить этот талант и развить его! Иначе беда!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, с этим я согласна... А кто должен заметить этот талант: мама, бабушка, учитель... или сам ребёнок? И как понять, что это талант? Может потому, родители пытаются отдавать детей в разные кружки, чтобы определить, где этот талант... Или это их нереализованные таланты, которые они "зарыли в землю"...

      Удалить
    2. Людмила Федоровна! Только родители! Только они должны заметить эту особенность в своем ребенке. Ребенок сам, даже, если ему 18 лет, это не осознает. Учитель не может заметить, у него в классе 30 детей. Только талантливые родители, талантливые бабушки и дедушки могут помочь ребенку.

      Удалить
    3. Ирина Михайловна, а как Вы относитесь к словам о том, что "...великий талант - быть полезным там, где ты нужен"?

      Удалить
  3. Здравствуйте, Людмила Фёдоровна. Согласна с тем, что талант - это дар. Но чтобы человек в себе этот талант "откопал", нашёл или заметили в нём это другие люди, надо дать возможность и детям, и взрослым пробовать разные виды деятельности.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Любовь Семёновна, рада Вас приветствовать! Вот смотрю я на детей в нашей школе: Фестиваль талантов проходит каждый год, участвует так много детей, что уже нет отбора на праздник, участвуют все! У кого-то получается лучше, у кого-то хуже... Ну и что! Надо пробовать, стараться! Способности ("таланты, , как в притче,) у всех разные. Но нужно их использовать. А в школе создаются для этого условия! Спасибо за Ваше мнение! Заходите в гости, всегда Вам рада!

      Удалить
  4. Здравствуйте, Людмила Федоровна! Ох, какой интересный вопрос Вы задали! Спасибо Вам огромное! И спасибо за то, что говорили об этом с детьми!
    Сначала выскажусь отвлеченно, не оговаривая то, к какой сфере может принадлежать деятельность талантливого человека. Талант, по-моему, заключается в способности делать что-то: а) на высочайшем уровне мастерства; б) не так как все, оригинально; в) добиваясь великолепных результатов; г) открывая другим новые пути в том, в чем человек талантлив. Наверняка, еще можно что-то сюда добавить. Важно, чтобы названные черты присутствовали одновременно, потому как каждая отдельно еще не гарантирует, что их обладатель именно талант.
    Теперь о родительском таланте. Абсолютно не сомневаюсь, что он существует точно так же, как и в любой другой ипостаси личности. Тут главное понять одно: разумеется, условная «просто мама» (т.е. любой нормальный родитель) любит своего ребенка не меньше и готова для него на всё. Но «талантливая мама» сможет добиться гораздо большего. Знаю, к примеру, подлинную историю про маму, которая своим детям регулярно (это была докомпьютерная эра) давала разные необычные игровые задания. Ну, например, называла слово или фразеологизм, ранее ими неизвестные, и дети должны были путем размышлений попробовать предположить их значение, происхождение. На первый взгляд задача странная и трудная, но такие упражнения в результате дали то, что ее дети выросли, обогатившись способностью и стремлением размышлять, сопоставлять факты, докапываться до истины, чувствовать и любить родной язык. Кто скажет, что мать не была талантливой? Она, наверное, тоже могла бы, как многие из нас, сказать в раздражении: «Отстаньте от меня, я устала на работе/на кухне!» или «А ну, закрой рот и немедленно садись за уроки, я сказала!!!», и что-то неизбежно погасила бы в детях.
    Родительский талант, как и всякий другой, – это дар природы или небес, кому как нравится. Есть вероятность, что «просто мама», вдохновившись примером, превратила бы то, что легко и естественно присуще «талантливой маме» в рутину и нервотрёпку. Но иногда полезно задумываться о том, к чему твои шаги (или бездействие) приведут и постараться избегать промахов.
    Еще раз спасибо, и прошу прощения за длинный комментарий! Хотя тут нелегко быть краткой))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Агния! Я очень благодарна Вам за комментарий! У нас в гимназии стало традицией ежегодно проводить "Фестиваль талантов". Сначала в нём участвовали дети, которые где-то занимаются: музыкальная школа, спортивная школа, школа искусств и т.д. Т.е. дети, которые занимаются чем-то почти профессионально. Ясно, что у них уже проявляется талант. Но потом в Фестивале стали участвовать все, кто желает, даже родители... А почему нет? Создаём условия для того, чтобы талант проявился. Помните, слова о том, что талантам надо помогать, бездарности пробьются сами... Какие получаются выступления! Какие номера!!! Дети открываются с новой стороны!
      Очень правильные Ваши слова о "таланте родителей". Мы ежедневно наблюдаем детей и родителей. Слова "всё начинается с семьи" уже никем не оспариваются. Но в наше время не каждая семья может развивать таланты своих детей в силу финансовых возможностей, даже кружки в школах не все бесплатны. А уж если это вокал, фигурное катание, роботехника, хоккей..., то это по карману не всем семьям, даже если ребёнок проявляет способности. Я высказала своё, наболевшее...

      Удалить
  5. Здравствуйте, Людмила Федоровна! Какую вы тему сегодня интересную осветили. Из курса психологии помню, да и со старшеклассниками говорим на занятиях по выбору профессии, что талант - это высшая степень развития способностей. А способности развиваются из природных задатков, с которыми человек рождается. Кому-то дан музыкальный слух и это вовремя заметили и стали развивать, у кого-то физические данные очень подходят для занятий балетом или гимнастикой и т. д. Вот только не всегда мы можем это увидеть и направить в нужное русло, а иногда и самому человеку бывает просто лень прикладывать какие-то усилия для развития своих способностей. Здесь, наверное, и нужна талантливая мама или талантливый папа. Я согласна с Агнией, что быть родителями - это тоже своего рода искусство и, к сожалению, не каждому оно дано.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила Владимировна, здравствуйте! Мне приятно, что Вы принимаете участие в нашем разговоре о таланте! Если о детях мы ещё размышляем и пытаемся создать им условия для развития талантов, то как быть с пенсионерами? Выходит человек на пенсию, и вдруг начинает... вырезать из дерева, рисовать панно, конструировать... Откуда такие дары? Моя соседка никогда в юности не испекла ни одного торта, а в 65 лет начала печь такие шедевры.Или талант дремал, дремал, где-то "был зарыт" и проснулся?

      Удалить
  6. Очень интересная тема! Я искренне уверена, что все люди талантливы! Более того, их таланты ни в коем случае не лежат в одной плоскости! Я не верю в то, что люди делятся на гуманитариев и математиков. Способности изначально есть у всех, талант проявится тогда, когда способности будут развивать. Но для меня талант не равно дар. Бывают люди одаренные, которое просто чувствуют, живут чем-то. Так вот талант может развить каждый и во всем. Талант - это когда делаешь что-то отлично, находишь новые способы, делаешь иначе, чем другие и это приносит хорошие результаты. А значит, можно быть и талантливым родителем, талантливой бабушкой. Но самое главное, эти таланты может развить каждый, если приложит определенные старания. Сначала все будет даваться с трудом, особенно с непривычки, а потом получаться само собой. Если я талантливая мама, то у меня именно так и было - через труд, ошибки, уроки, старания. А теперь уже все намного легче))).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна! Очень ждала Ваших размышлений на эту тему! Мне импонирует Ваше высказывание, что "все люди талантливы"! Да, не у всех способности одинаковые (как в притче- у кого 5 талантов, а у кого один). Но все талантливы! Кто-то поёт, а кто-то... слушает. Есть у Андрея Дементьева стихотворение "Пусть другой гениально играет на флейте, Но еще гениальнее слушали вы..."
      Спасибо Вам огромное за Вашу талантливую заботу о детях, за терпение, участие, за их развитие... Читаю Ваш блог,искренне радуюсь вместе с Вами! И спасибо, что своим примером Вы показываете - талантливые мамы есть!!!

      Удалить
  7. Людмила Фёдоровна,доброе утро! Замечательный пост! Такая животрепещущая тема! Всегда хочется,чтобы наши дети были талантливыми! Но без поддержки родителей вряд ли можно выявить тот или иной талант,скрытый в ребенке.И талантливой мамой тоже стать непросто!Это нужно прожить детство и период становления вместе с ребенком!Быть с ним, как говорит молодежь, на одной волне.Не всем это дано,к сожалению.И в школе учитель может разглядеть в ребенке способности, но если семья не поддержит, вряд ли талант может развиться сам...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Светлана Владимировна, здравствуйте! Спасибо за Ваши мысли о талантах! У меня в библиотеке с утра уже читатели размышляют... А как Вы считаете... Как отличить талантливого учителя от хорошего учителя? А бывают талантливыми библиотекари? Очень хотелось бы поразмышлять на эту тему...

      Удалить
  8. Здравствуйте, Людмила Федоровна! Вот откуда идет "Зарываешь свой талант в землю", а еще "Талантливый человек - талантлив во всем". Родители, думаю всегда заметят в чем проявляется талант своего ребенка еще в раннем возрасте, и если будут как-помогать и участвовать в жизни ребенка (жертвовать собой, водить по кружкам и т.д.) - тогда талант развивается, но и конечно сам ребенок.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена Владимировна, здравствуйте! Представляете, какую глубокую мысль несёт притча... Я очень люблю притчи. Ведь притча - это "искусство слов попадать прямо в сердце" (в Интернете такие слова нашла). Так что сразу хочется размышлять... Все люди талантливы! Расскажите о своих талантах!!!

      Удалить
  9. Людмила Федоровна, а я не буду высказывать свое, и наболевшее, и искреннее. Последняя фраза-картинка заставляет задуматься и загрустить даже...А притча хорошая!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья Васильевна, спасибо! Спасибо, что ВЫ обратили внимание на эту фразу... А может быть, ЭТО, правда ТАЛАНТ! И грустить не надо! У каждого человека свой крест, и свой талант...

      Удалить
  10. Спасибо за притчу, Людмила Федоровна, а коллегам за из размышления. Не скажу, что со всеми согласна. Но то, что задатки таланта есть у всех, и их следует развивать - это однозначно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А я ещё добавлю, в любом возрасте... Примеров этому предостаточно... Анна Борисовна, спасибо за Ваше мнение!

      Удалить