11 сентября 2017 г.

Про умельцев в книгах Бориса Степановича Житкова



11 сентября  исполняется 135 лет со дня рождения Бориса Степановича Житкова.
               «Именно такого бывалого человека, «умельца», влюблённого в путешествие, в механику, в технику и сочетавшего эту любовь с талантом большого художника, не хватало детской литературе». ( К.И. Чуковский)

Борис Степанович Житков был человеком удивительной судьбы, сильной воли и незаурядного характера. Необычайно широкий круг его интересов и настойчивость в достижении результатов обусловили мастерство, которого он добивался в самых различных областях человеческих знаний. Окончив естественный факультет Одесского университета, он стал биологом, возглавил экспедицию по изучению флоры и фауны Енисея. Желая глубже изучить судостроение, окончил кораблестроительный факультет Петербургско-го политехнического института. Много плавал, был направлен в Англию для приемки двигателей по заказу России, строил корабли на верфях Николаева, работал инженером в Одесском порту.
С гимназических лет он воспитывал требовательность к себе и самодисциплину. Это помогло ему достичь совершенства в делах, которые его увлекали: полюбив море, он изучил навигацию и еще подростком получил диплом штурмана. Занявшись фотографией, стал обладателем первой премии на столичной выставке. Он был хорошим столяром, отличным стрелком, сбивавшим пулей влет перепелов. Житков знал языки, любил играть на скрипке — ещё мальчишкой, когда он шел на урок, чехол со скрипкой вслед за ним несла в зубах выдрессированная собака, дожидавшаяся у дверей окончания занятий.
Интеллигент с руками мастерового, он пришел в литературу уже немолодым, бывалым человеком. Первый его рассказ напечатали, когда ему уже было 42 года. Жесткая дисциплина в творческом труде в сочетании с талантом помогли ему за 15 лет работы в литературе выпустить фантастическое количество книг — около полусотни! Богатый житейский опыт сочетался у Бориса Житкова с разносторонними знаниями и с редким даром повествователя-импровизатора.
Мировую известность ему принесли книги для
детей.                                           
                 «Невозможно, чтобы было трудно учиться: надо, чтоб учиться было радостно, трепетно и победно»  (Б.С. Житков)
Борис Степанович Житков справедливо считается зачинателем научно-познавательной литературы для детей. Недаром В.Б. Бианки писал о нем: «Друг лю­дям, и, прежде всего, маленьким, <...> Б.С. Житков рассказал... в своих книжках, как сделать звонок, шалаш, лук, модель маленького судна, парохода, буера, ка­тамарана, планера, самолёта; как одеть куклу, как скорее и лучше научиться плавать, стрелять из винтовки, овладеть топором и другими инструментами, как смастерить змея и ещё тысячу забавных, интересных и полезных вещей.
 
 Он рас­сказал им о людях разных профессий и рассказал так, что передал детям своё ув­лечение, всё восхищение трудом людей и людьми труда».
Рассказы о том, «как люди работают», об изобретениях, ремеслах, о проис­хождении окружающих человека вещей написаны так, чтобы у юного человека «руки и мозги зачесались» и захотелось побольше узнать обо всем, самому сде­лать что-то нужное. Вот рассказ «Плотник».
  «Как вы думаете, откуда произошло это слово — “плотник”. От “плот”. Плот — это значит плотно, тесно скрепленные бревна. Это первое судно у людей было». И начинается увлекательный рассказ о плотах, катамаранах, сингалезских плотниках.



Что такое эфиопское радио, живой телеграф, семафорная азбука, азбука Мор­зе, как построить избу-дворец — обо всем можно узнать из книг Бориса Степано­вича Житкова.
 
«Свет от огня»
 
А книголюбам будет очень интересно прочесть книжку Житкова «Про эту кни­гу». Там занятно изложена история техники книгопечатания — до той поры, как книга «Про эту книгу» вышла в свет, то есть до 1931 года. Многое изменилось, а многое осталось прежним. «Было время, что люди сидели и по-печатному гуси­ным пером выписывали толщенные книги. Годами писали. Целый день человек сидит и лепит букву к букве. Доходит до новой главы и тут уж на радостях началь­ную букву завернет такую — что загляденье: и завитки, и шарики, и стрелки. Да еще красной краски подпустит».

КРОССВОРД
 По вертикали впишите название рассказа  или недостающее слово названия рассказа Бориса Житкова, про то, как:
1 и 2. Как приручили бездомное животное («Беспризорная кошка»).
3 и 4. Сборник рассказов о том, какие случаи бывают на море («Морские истории»).
5 и 6. Как на корабле жил леопард ( «Сию минуту-с»)
7. Про эфиопское радио, семафорную азбуку и беспроволочный телеграф («Телеграмма»).
8. Про зверя-боксёра («Кенгура»).
9 и 10. Про сильное животное, которое может носить огромные брёвна («Про слона»).
11. О том, как одно милое животное никто не хотел держать дома, рассказ «Про… (обезьянку).
12. Как мощная машина спасает замерзающие во льдах пароходы («Ледоколы»).
13. Как к хозяину на двор пожаловал страшный зубастый … («Волк»)
14. Как от слова «плот» произошло название профессии («Плотник»).
15. Про вынужденное путешествие одного мальчика («Джарылгач»).
16. Про то, «Есть ли… на Марсе» (жизнь).
17. Про 10 копеек («Гривенник»).
18. и19. Про то, как собаки спасли хозяина «… и …» («Охотник и собаки»).
20. Про то, как по вине механика на пароходе случился пожар, «Механик…»(Салерно).
21. Про то, «Как я ловил…» (человечков)


 
Читайте также:

23 комментария:

  1. Людмила Фёдоровна! Замечательный у Вас получился пост!!!!А кроссворд-просто находка для работы по творчеству Житкова!!!!Обязательно использую в своей работе!

    ОтветитьУдалить
  2. Светлана Владимировна! Вот так дополняя друг друга, обмениваясь своими материалами, может провести интересный библиотечный урок! Спасибо за комментарий!

    ОтветитьУдалить
  3. Людмила Фёдоровна, какая вы умница! Мне как раз кроссворд и нужен для моего мероприятия по книжкам Бориса Житкова. Спасибо! А вас я приглашаю в Волшебный фонарик. В прошлом учебном году я рассказывала про дистанционные семинары, в которых приняла участие. В этом году на курсах сказала нашему куратору, что библиотекари других регионов заинтересовались нашими ДС. Знаю, что вы тоже хотели заглянуть и поучиться. Вы тоже можете принять участие. Как? Смотрите мой пост! Если будете отправлять заявку на участие, напишите, что это я вам посоветовала. И что вы прочитали в моем блоге темы семинаров. Меня в нашем Институте повышения квалификации все хорошо
    знают.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Михайловна, спасибо! Если провожу у себя, почему бы с коллегами не поделиться. Да ещё в других блогах материалы интересные, ссылки сразу собираются.
      По поводу дистанционных курсов -я уже к Вам заглядывала, комментарий не успела оставить...

      Удалить
  4. Людмила Федоровна, готовое мероприятие, возьму на заметку.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Буду очень рада, Елена Олеговна! Меня вот попросили для детского сада и подготовительных курсов сделать пост по книжке "Что я видел" - времени, катастрофически не хватает...

      Удалить
  5. Здравствуйте, Людмила Федоровна! Отличный пост! Спасибо за материал по творчеству Б.Житкова! Писатель замечательный! Часто предлагаю детям его книги!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталия Викторовна! Мне тоже нравится его творчество. Но чаще читают рассказы о животных Житкова. Решила немного расширить представление о его творчестве.

      Удалить
  6. Добрый день, Людмила Федоровна! В детстве читала Житкова, а теперь уже и подзабыла) А у вас тут по нему, оказывается, настоящая методическая копилка!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья Васильевна, здравствуйте! А мы в школе часто по творчеству Житкова проводим мероприятия - то библиотечный урок, то обсуждение рассказов. У него есть очень интересные - о смелости, храбрости, выручке. Детям нравится! А ещё о животных. И викторины можно проводить, и кроссворды разгадывать!

      Удалить
  7. Людмила Федоровна, спасибо за познавательный пост. Прекрасный писатель, интересные книги.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Татьяна Александровна! Рада, если материалы пригодятся в библиотеке или для учителя для работы в классе.

      Удалить
  8. Здравствуйте, Людмила Фёдоровна!
    Да, Житков-писатель на все времена и читателей разных поколений.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Ивановна, здравствуйте! Детям рассказываю, что Житкову 135 лет. Они удивляются, что и мама читала его рассказы, и бабушка... Житков - уже классик! Как Вы считаете?

      Удалить
    2. Людмила Фёдоровна, конечно, Житков-классик! Сейчас вспомнила его рассказ "Как я ловил человечков". Я читала в далёком детстве, а сколько мне уже лет?!

      Удалить
  9. Людмила Федоровна, спасибо за интересный материал, воспользуюсь обязательно!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алла Юрьевна, для первоклассников можно ещё почитать книжку "Что я видел". Постараюсь тоже подготовить материалы.

      Удалить
  10. Спасибо за публикацию, Людмила Федоровна. Сегодня встречаю вторую статью в богах коллег о жизни и творчестве Бориса Житкова. Обязательно размещу ссылку в страничке школьного сайта

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Анна Борисовна, многие библиотекари-блогеры отмечают юбилей Житкова. Публикации разные, дополняют друг друга. Мне очень понравился интерактивный плакат в блоге "Библиоволшебница". Я сделала ссылку в конце поста.

      Удалить
  11. Здравствуйте, Людмила Федоровна! С миру по нитке... и собран богатейший и уникальный материал по творчеству Бориса Житкова. Спасибо за пост.

    ОтветитьУдалить
  12. Здравствуйте, Елена Владимировна! Совместно с коллегами приятно работать!!!

    ОтветитьУдалить
  13. Очень любила читать Бориса Житкова в детстве! И обязательно вернусь к нему, но уже не одна, а с дочей) Людмила Федоровна, спасибо за интересный пост! Кроссворд супер!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, что заглянули, БиблиОлеся.В ближайшие дни я опубликую пост о книге Житкова "Что я видел". Она для дошкольников и младших школьников, для маленьких Почемучек. Там будут интересные задания.Заходите!

      Удалить