9 марта 2017 г.

Кто составит списки «правильной литературы» для детей? Писатели или… родители…



Добрый день, уважаемые читатели! Детский писатель Эдуард Успенский предложил составить список не из 100 рекомендованных книг, а из 500, и потом предложить родителям вычеркнуть то, что, по их мнению, детям читать необязательно. Вот и получится идеальный список для каждого конкретного ребенка. 
Так создатель Крокодила Гены и Простоквашино отреагировал в эфире радиостанции «Коммерсант FM» на предложение министра образования Ольги Васильевой создать список «правильной литературы» для детского сада.

Писатель убежден, что никому и в голову не придет вычеркивать Агнию Барто, Сергея Иванова, Марину Бородицкую, Астрид Линдгрен или Джанни Родари. Так что в самом списке нет ничего страшного. А если при этом будут пополняться детские библиотеки в школах и детских садах, то вдвойне хорошо.
— Сейчас очень сложные малыши — есть дети, которым в три года читают уже «Питера Пэна», а есть дети, которые в семь лет еще вообще ничего не читают, — сказал он в эфире. — Поэтому список должен быть самый разнообразный. И нужно дать возможность воспитательницам выбирать. Еще лучше сделать пластинки, чтобы можно было ставить, а ребята бы сидели и слушали. Еще неплохо бы вернуть диафильмы в детские сады, потому что они приучают к мышлению, не то что мультфильмы, процесс думания включается у ребенка.
Но, предупреждает Успенский, прежде чем что-то вычеркивать или запрещать, необходимо очень хорошо подумать.
Особенно осторожными надо быть родителям, которые считают, что имеют право быть диктаторами и обучателями.
— У меня есть книжка, где Крокодил Гена с Чебурашкой в Новый год ходили к детям, подарки разносили, и в одном месте Крокодилу Гене предложили выпить шампанского, — рассказывает писатель. — Он сказал: «Я не буду — капля алкоголя убивает крокодила». Большущее количество писем пришло от родителей, в которых они возмущались: «Как можно говорить об алкоголе детям!?»
Аналогичная история произошла и со стихотворением «Не ходите, дети, ночью в интернет — ничего хорошего в интернете нет». Поэта тут же обвинили в том, что он против прогресса и интернета.
— Сейчас государство отпустило вожжи, поэтому волна такая вот хлынула, шлюзы сняли, поэтому уже многие вещи решает толпа, — заметил Успенский.
Также Эдуард Успенский обратил внимание на то, что сегодня слишком многое пущено на самотек. Раньше огромный вклад в воспитание читателей вносили журналы «Мурзилка», «Веселые картинки», «Пионер», «Костер», «Пионерские зори», «Будильник».
— Это была большая была машина развлекательно-обучающая, она формировала и детские вкусы, и взрослые, — объясняет он. — Сейчас все это пущено на самотек.
Поэтому, с одной стороны, список книг — это вещь полезная, с другой, безусловно, вредная. Зависит от того, в чьи руки она попадет и как будет развиваться.
Детский писатель напомнил, что у «Мурзилки» тираж был более двух миллионов, а у «Веселых картинок» — 5 миллионов, сегодня едва ли наберется несколько десятков тысяч.
— Был большой поток, в который пробивались лучшие писатели, все писатели шли через журналы. Сейчас писателю настоящему детскому негде проявиться, нет трибуны для него ни для публикаций, ни для выступлений. Детское телевидение удушили прямо на корню, — добавил он.
Автор сценариев к более чем 60 мультфильмов скептически относится к тому, что показывают современные детские телеканалы. Чему могут научить детей мультфильмы, «где тараканы зелененькие прыгают».
— То, что гоняют старые фильмы, — это не является заслугой детского телевидения. Детское телевидение — это шоу, это живое дело, а его нет, — говорит Успенский.
На вопрос журналистов, а согласился бы он поучаствовать в составлении «правильного списка» книг для детей, Эдуард Успенский скромно ответил: «Только если самым главным буду».
 Источник:

Уважаемые коллеги – учителя, библиотекари,воспитатели детских садов!  Ваше мнение о списках литературы для детей – какие писатели, по вашему мнению, должны быть  в этих списках обязательно?

44 комментария:

  1. Списки - вещь противоречивая. Есть список книг, рекомендованных для чтения Бродского, есть Сухомлинского. Есть сегодняшний - 100 книг. С одной стороны не хочется, чтобы наши дети пропустили важные для культурного и человеческого развития произведения. С другой стороны, я бы на себя не взяла ответственность что-то диктовать. Только рекомендовать. Спасибо за пост, Людмила Федоровна.

    ОтветитьУдалить
  2. Я тоже знаю много существующих списков... Разные программы по литературе тоже предполагают разные произведения. В прошлом году мы перешли на другую программу по литературе, и спрос сразу изменился. Как найти золотую середину? А представим на минутку, что такой список нужно составить для детей 3-7 лет. Если, как говорит Успенский, положиться на воспитателя?

    ОтветитьУдалить
  3. Здравствуйте, Людмила Фёдоровна. Спасибо за повод задуматься. К сожалению ритм жизни, нагрузки и усталость делают своё не лучшее дело. Я подумала, а если бы меня попросили, то точно не взялась бы составлять список. Потому что чтением со вкусом занимаюсь только летом, а в учебном году только перед сном получается перехватить несколько страниц, много не прочитаешь. И это не детская литература, а для себя. Вот недавно совершенно купила себе на три тысячи книг для души и немного по работе околопедагогических, скажем так, на тему детей и преподавания. Начала читать. Но детские книги точно уже сто лет не читала, только программный материал. А жаль, ведь учитель начальных классов должен быть в курсе новых книг, которые читают современные дети. Как же умудриться всё успеть ))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Надежда Владимировна! Спасибо за Ваше мнение. Как библиотекарь с большим стажем, я давно замечаю, что привлечение детей (особенно начальной школы)к чтению зависит от качества предлагаемой литературы. К сожалению,в школьных библиотеках книжный фонд безнадёжно устарел: книги старые, ветхие, нет литературы современных авторов. Библиотекари, конечно, пытаются отслеживать современных авторов по конкурсам, которые проводятся, но приобрести в библиотеки их книги нет возможности - планового комплектования сейчас нет. А проводящиеся акции дарения этой проблемы не решают. Учителя, Вы правы, не всегда могут рекомендовать детям новые, интересные книги, у них на это просто нет времени. Родители тоже не в состоянии покупать детям книги, да и какие? Иногда ко мне заходят мамы или бабушки за советом... Но это редкий случай. Порекомендовать какие-то книги я могу, но составить обязательный список... Очень сложно! Я читаю Ваш блог, Надежда Владимировна. Если всё-таки,Надежда Владимировна, "откроете" какую-нибудь книгу... поделитесь с нами!

      Удалить
  4. Ой, какая трудная задача: некоторые книги моего детства уже не актуальны, дочь выросла, внученька еще подрастает. Я могу лишь с уверенностью говорить о тех, которые нам рекомендуют "свыше". Хотя, Маршак, Чукосвкий, Гайдар, Барто, Беляев, Алеша, Толстой, Бианки... и так можно перечислять до бесконечности

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна,здравствуйте! По поводу неактуальных книг тоже можно поспорить. Ещё 5 лет назад совершенно не востребованы были книги Крапивина, Рыбакова, Ю. Яковлева... Теперь их переиздали. Не знаю, как в других школах, а мы такие книги рекомендуем. А кто примет решение, что Гайдар устарел? Но книги современных авторов нам очень необходимы, потому что они пишут о современных детях, современных проблемах. Но особенно важно, какие книги читать в 3-6 лет. Какую последнюю книгу, Анна Борисовна, Вы прочитали внучке?

      Удалить
  5. Составить список литературы очень трудная задача. Это даже библиотекарям по по силам. Я думаю, список должны составлять учителя, проработающие в школе много-много лет. Из опыта своей работы они лучше знают, что подходит детям, а что нет. Конечно, обязательно надо включить Маршака, Чуковского, Михалкова, Барто... Я бы также включила и Эмму Мошклвскую, И Виталия Коржикова, и Аделаиду Котовщикову.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Михайловна, а почему Вы считаете, что библиотекари не компетентны в рекомендации книг детям? Учителя работают только по школьной программе - в этом они профессионалы! А рекомендацию по внеклассному чтению, я считаю могут дать и библиотекари! Ведь сейчас появилась такая специализация - "библиотекарь-педагог"! Это их прямая обязанность! Мы же всегда составляли такие списки - тематические, к праздникам! Да вы таких авторов предлагаете, кто не каждый учитель знает - Мошковская, Котовщикова... А может всем вместе(руководителям детского чтения) подумать о таких списках?

      Удалить
  6. Здравствуйте, Людмила Федоровна! Знаете, мы с внуками покупаем и читаем много книг, в том числе и современных авторов. Могу сказать прямо, классики - ВСЕГДА ЛУЧШЕ! Но есть у нас книга Сергея Георгиева "Амурчик или приключения тигренка", нам очень понравилась - добрая, интересная, душевная, подходит для детей лет с 5. Рекомендую. А еще в день дарения подарили книгу 1992 года М. Фадеевой "Приключения Петрушки и Тузика"(я такую первый раз читала), так старший внук (2 класс) уже на третий раз её читает, очень уж понравилась! Вот и угадай тут со списком! Интересы у всех разные, на вкус, на цвет...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Галина Фёдоровна! Я очень благодарна, что Вы присоединились к нашему обсуждению! Вы - как учитель, как бабушка говорите, что у всех разные интересы. Это правильно - поэтому и предлагать книги мы должны разные! Сергей Георгиев - современный автор,его книги нравятся детям. А вот имя М. Фадеевой мне вообще не известно... Скажите, а как Вы рекомендуете книги незнакомых авторов внуку ? Вы их сами предварительно прочитываете?

      Удалить
    2. Конечно, Людмила Федоровна, прочитываю и пролистываю, смотрю картинки, как же иначе! Иногда вроде книга красочная, красивая, а текст - никуда не годится. Для кого пишут? Читаешь и думаешь, а этот автор вообще про животных, например, что-нибудь знает, или про деревенскую жизнь? У них в лесу живут медвежата и поросята рядом, дружат! Когда такое было? Это детей просто в заблуждение с детства вводят и всё! Может это так толерантность воспитывают? Или это я просто ничего не понимаю? А как вы считаете, Людмила Федоровна? А у меня ребенок спрашивает, я не знаю, что ему ответить, если он с малых лет знает, что поросята в лесу не живут и котята тоже!

      Удалить
    3. Вот и я беспокоюсь, Галина Фёдоровна! Перед 8 марта начала бегать по Интернету в поисках книг о мамах... И попала на сайты, рекомендующие книги. Но когда открыла текст, ужаснулась... Нет, такие книги детям читать нельзя - ужасный жаргон, девочка маме хамит, ищет поддержки у одноклассников... Нет, я понимаю - у нас есть разные социальные слои, разные семьи. Но, об этом надо ДЕТЯМ УМЕТЬ ПРАВИЛЬНО РАССКАЗЫВАТЬ. Как? Не знаю.Я не писатель. Я за правду, но важно понять, что мы хотим этой правдой добиться? Вот поэтому я так беспокоюсь о том, какие книги будут предложены МАЛЕНЬКИМ детям...

      Удалить
    4. Да, таких я пока не читала "произведений", у нас ещё возраст не подошёл, а вот детские читаем разные. Поэтому и вывод сделала, что лучше читать классических детских писателей! Там всегда написано доступным, интересным языком, нет разных ляпов и несуразностей! И ДО СИХ ПОР интересно детям!

      Удалить
  7. Кстати, мы покупаем учебники для школы в фирме "Лицей-книга", и у них сейчас до конца апреля акция при покупке учебников - художественная литература в подарок. Мы заказали учебники и нам предложили 12 книг на выбор из списка, и список очень хороший, книги в твердой обложке, красочные - мы очень довольны, такое пополнение непредвиденное в школьную библиотеку будет! Может у вас тоже такие акции есть в Омске?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Приобретение учебников в Омске проходит централизованно. Идут торги среди книготорговых организаций за право получить такой большой заказ. А средств на художественную литературу мы не получали давно. Надеемся, только на акции и помощь спонсоров. Спасибо, Галина, Фёдоровна, за Вашу информацию! Надеюсь, похвалитесь, какие книги приобрели в школьную библиотеку!

      Удалить
    2. Обязательно, сфотографируем и выложим на сайте!

      Удалить
  8. А мне кажется, что не стоит ограничивать детей списками книг. Главное родителям, учителям и библиотекарям следить, за содержанием книг. Просто иногда встречаются книги, где под детской обложкой не детские истории. А так пусть читают.

    ОтветитьУдалить
  9. Здравствуйте, Ирина!Спасибо за Ваше мнение. Как хотелось бы, чтобы дети читали! Но первокласснику, пришедшему в библиотеку даже не первый,а в четвёртый-пятый раз трудно что-то выбрать... Но он выбирает! А что мы читаем ребёнку 5 лет, пока он не умеет читать? Барто, Маршак, Чуковский? Хорошо! А если добавить Машу Лукашкину? А ещё что? Переводы сказок Андерсена, Перро(а я встречала такой кошмарный перевод, или просто вольное изложение)?

    ОтветитьУдалить
  10. Гадина Фёдоровна! Я очень признательна за Ваше мнение. Меня как раз и беспокоит больше литература для младшего возраста. Остаётся одно - самим читать, а уж потом детям...

    ОтветитьУдалить
  11. Здравствуйте, Людмила Федоровна!Подбор литературы для дошкольников достаточно индивидуален. Никуда нельзя деть произведения детских писателей и поэтов прошлого века. Они настолько доступны для детского понимания! Не случайно они всегда были включены в список рекомендованной литературы. А что-то новое обязательно предварительно надо читать, чтобы рекомендовать родителям для чтения детям дома. Большое внимание сейчас уделяется произведениям местных детских авторов (если такие есть) Я могу Вам назвать такие фамилии как А.Захаров, Ю Синицын - это наши ковровские авторы. У них такие замечательные произведения, и я не могу не знакомить с ними своих ребятишек.
    А еще согласна, что хорошо, когда детям показывают диафильмы (а они только старого производства остались). Это как книга с великолепными иллюстрациями и детям очень нравится (по крайней мере моим - да)

    ОтветитьУдалить
  12. Нелли Анатольевна, здравствуйте!Если честно, очень ждала комментария воспитателя детского сада... И полностью согласна с Вами - и по поводу классики тоже! Очень признательна, что рекомендуете литературу местных авторов. В Омске тоже есть такие -Т.Белозёров,В. Макаров, Т. Андринская и много других. Но мне бы хотелось узнать другое - есть ли в Вашем садике книжки в группах, или чтение книг - это Ваша инициатива, и Вы читаете собственные книжки? Я это спрашиваю потому, что мои внуки в группах детского сада книг не имеют, я постоянно что-нибудь приношу туда. И что говорят у Вас по поводу предложения нового министра образования о приобщении к чтению с детского сада?

    ОтветитьУдалить
  13. Приобщение к художественной литературе с ранних лет всегда существовало. Книги читались детям как на занятиях, так и во время свободной деятельности. Сейчас чтение художественной литературы стоит обязательным пунктом ежедневно!А для чтения в каждой группе есть своя библиотечка, некоторые книги приносят дети из дома и, если это нам подходит, мы обязательно читаем.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Нелли Анатольевна, выходит, что в Вашем детском саду очень хорошо эта работа поставлена. И нужно порадоваться за ребятишек! Спасибо! А может быть, это зависит от конкретного воспитателя? Тогда, вдвойне, спасибо!!! Признательна Вам, что рассказали о своей деятельности по приобщению к чтению!!!

      Удалить
  14. Как у нас любят приводить все к одному знаменателю)
    Достаточно уже всяческих перечней на все возраста и предпочтения. Оттого, что составят новый, дети читать больше не будут, а ведь это и есть цель, ради которой все затевается.
    Думаю, средства и силы надо направить на комплектование библиотек новыми красивыми добротными (а таковых много) книгами для детей и подростков, на поддержку того же "Мурзилки" плюс родителям оторваться от гаджетов и почитать на ночь ребенку книжку)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вот именно, Ирина! Каждая школа , каждый детский сад может решить, какие книги нужно приобрести для своей группы,для школьной библиотеки... Нужны лишь средства. Но всё же мы совместно с учителями рекомендуем ребятам для прочтения те или иные книги. А если уж говорить о списках - главное, чтобы это не была, как всегда "обязаловка"...

      Удалить
  15. Становление меня самой, как читающего человека, началось с дедовской Библиотеки приключений. Сегодня это издание 1957 года стоит в моей домашней библиотеке и дается в руки исключительно родственникам (все-таки надо уважать возраст книг и их "зачитанность"). Потому в своё время, чтобы привлечь сына к чтению, начала "подсовывать ему именно эти издания: Стивенсон, Дюма, Ефремов, Каверин... Потом перешли на Кристи, а потом понеслось... Уверена, что нельзя привлечь в читающую братию, заставляя учить Державина и Ломоносова. Ознакомиться - ДА, надо, но читать все-таки тяжело.

    ОтветитьУдалить
  16. Здравствуйте, Людмила Федоровна! Сложный вопрос. Но и современная литература далека от идеала. Через время, конечно, может и она станет шедевром. Но дети должны формировать свой круг чтения под разумным контролем родителей. И школы. И не иначе.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Александр Сергеевич! Ну, обо всей литературе для детей я бы так не сказала... Но то, что школа в союзе с родителями должна взять под контроль чтение детей - это точно! А если писатели нам готовы помочь - мы рассмотрим их предложения! Спасибо, Александр Сергеевич, за Ваше мнение!

      Удалить
  17. Здравствуйте, Галина Станиславовна! У каждого ЧИТАЮЩЕГО человека есть своя читательская история. Я признательна Вам,что немножко рассказали о своей. Тем более отрадно, что привлекаете к чтению и своего сына! Вы - профессионал, поэтому понимаете, что мальчику необходимы книги фантастической, героической, приключенческой тематики. Но таких книг немало, их тоже нужно как-то выделить... Ваш выбор мне, лично,нрвится. Я бы ещё добавила Ж. Верна, Крапивина, Рыбакова. А что касается классики... 18 век для наших детей далёк не только исторически, но и филологически (если так можно выразиться)- другой стиль речи, другие слова. Да и произведения 19 века школьниками усваивается не всегда. В нашей гимназии эти произведения, как и некоторые зарубежные произведения, изучаются обзорно. А по какой программе преподаётся литература в Вашей школе?

    ОтветитьУдалить
  18. Добрый день, Людмила Федоровна! Я как раз стараюсь прочитать новых детских авторов, некоторые рекомендую детям для внеклассного чтения, иногда приношу книги в класс - интересно - просят взять домой почитать. Стали меняться книгами и сами ребята - это здорово!
    Но и классическую детскую литературу многие читают с удовольствием, это зависит от семьи во многом. От списков ничего не зависит: программа детского чтения от нас не зависит, а вот рекомендации по чтению даю от увлечений и предпочтений отдельных детей:))

    ОтветитьУдалить
  19. Здравствуйте, Анна Анатольевна! Ну кто же советует детям хорошие книги? Учителя - надёжные верные друзья! И, конечно, семья! Но ведь и учителя, и родители где-то покупают эти книги, или берут в библиотеке...Буду признательна, если об интересных книгах будете рассказывать в своём блоге! Мы всё же хотим знать, какие книги современных детских авторов нравятся Вашим детям!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. У меня есть второй блог "Читающая планета", там и я, и дети рассказывают о прочитанных книгах, в том числе и новинках детской литературы.

      Удалить
  20. Спасибо, Анна Анатольевна! Обязательно изучу Ваш блог и использую Ваши материалы для рекомендации книг.

    ОтветитьУдалить
  21. Добрый день, Людмила Федоровна! Какая у Вас тут дискуссия развернулась!)
    Я нынче приобрела много книг для разного возраста ( каким образом - отдельный разговор:). Список приобретаемых книг составляла сама. Хотелось пополнить фонд новинками. Очень тяжело в огромном море новинок разобраться. Поэтому было бы неплохо, я думаю, чтобы рекомендательный (именно рекомендательный, а не какой-то жутко нормативный) список был бы составлен. Это было бы ориентиром, по крайней мере .

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Светлана Викторовна! Вот и я не очень понимаю,почему многие так "восстают" против списков... Никто же не заставляет слепо следовать "от и до". Но выбор-то должен быть. Библиотекари с незапамятных времён составляли рекомендательные списки. Давайте, друзья, добавим к перечню лиц, кто может такие списки составлять, и библиотекаря! Итак, воспитатели детских садов, учителя, родители, библиотекари... Кто ещё?

      Удалить
  22. Здравствуйте, Людмила Федоровна! Думаю, что учителя начальных классов и семья главные помощники в формировании списка литературы. То, что читали мы в детстве: Барто,Чуковский, Михалков, Благинина и др. актуальны и сейчас. Недавно прочитала интересную детскую книгу "Покатай меня, медведица!" Холли Вебб. Добрая рождественская история. Теперь могу поделиться своими впечатлениями с читателями.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Елена! А поделитесь своими впечатлениями на страницах своего блога! Будет рекомендация библиотекаря!

      Удалить
  23. Людмила Федоровна, я так и сделала у меня в блоге есть пост "Покатай меня, медведица!". Эта книга уже у первого читателя ученицы из 5 класса.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Елена! Я почитаю, и подумаю, как использовать!

      Удалить
  24. Я попробую добавить свои 2 цента за списки.
    Они нужны и важны. Я дважды иммигрировала и, освоивши новый язык на хорошем уровне, тут же начинала подбирать себе книги, чтобы приобрести своё представление о современной литературе новой для себя страны. Тратила впустую столько времени, чтобы хоть какие-то рекомендации найти. Остановилась на списках международных премий по литературе. Оказалось, что и там далеко не все ОК.
    Перечитала и прослушала массу книг, которые хоть и были отмечены и серьезными премиями, являются bestsellers, а не дотягивают на приличный литературный уровень.
    Так что списки нужны, и для малышей, и для взрослых.
    Литература это и о высокой морали, это и уникальные судьбы, это и язык и композиция, в конце концов - это сокровищница культуры.

    ОтветитьУдалить
  25. Здравствуйте! Сразу хочу сказать, что Ваш комментарий не на 2цента (у нас говорят "свои 3 копейки"), а на целый доллар! Я, как библиотекарь и педагог с большим стажем, считаю, что нужно использовать любую возможность: просматривать списки любые, сравнивать, читать аннотации, рецензии, отбирать лучшие произведения (с точки зрения специалистов, критиков, разных читателей)и, конечно, читать, читать, читать... И составлять свои списки! А почему нет? Эти списки и будут ориентиром для тех, кто читает не так много или для тех, кто хочет познакомиться с лучшей и интересной литературой. Тем более, если эти списки для детей ил подростков. Большое спасибо Вам за комментарий! Надеюсь, что Вы будете заходить в наш клуб часто и с удовольствием!

    ОтветитьУдалить
  26. Добрый день, Людмила Федоровна! Я с Вами согласна, что школьные библиотеки мало пополняются хорошей современной литературой. А кроме этого, у существует другая проблема. Мы живём в далёком якутском поселке. Поэтому и книгу купить сложно, только в отпуске. Но мы сейчас с моими кружковцами находим в интернете интересные произведения (Обязательно смотрим отзывы, находим тексты, скачиваем, обязательно пишем ссылку, где нашли) и создаем электронные книги, дети сами иллюстрируют эти произведения.А потом ребята рекомендуют их своим друзьям. Правда у нас таких книг пока немного, так как времени уходит достаточно много на оформление. Но, надеемся, что с каждым годом их будет всё больше.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Т.А.! (Ну расшифруйте И.О.!) Это ВЫ правильно делаете, что создаёте свои книги, да и дети помогают! В наше время библиотеки выживают как могут! Прошу Вас, появляйтесь в "КЛУБЕ" почаще! Мне интересен Ваш "Книжкин дом", и мои читатели тоже могут заинтересоваться! Так наши территории станут ближе. Мы сможем делиться опытом, а быть может и Ваши дети смогут поучаствовать в конкурсах! Спасибо Вам за комментарий!!!

      Удалить