14 сентября 2017 г.

"В гостях у Почемучки". По книге Житкова "Что я видел"



Здравствуйте, друзья! Сегодня пойдёт рассказ об одной интересной книжке Бориса Житкова.
«Эта книга - о вещах. Писал я её, имея в виду возраст от трёх до шести лет. Читать её ребёнку надо по одной – две главы на раз. Пусть ребёнок листает книгу, пусть рассматривает, изучает рисунки. Книжки этой должно хватить на год. Пусть читатель живёт в ней и вырастает».      Б.С. Житков

Книга «Что я видел» — энциклопедия для де­тей от 3 до 6 лет. Книга построена в форме путе­шествия. Рассказ ведётся от имени четырёхлет­него мальчика Алёши. Как и все в этом возрасте, он постоянно задаёт вопрос «Почему?» За это он и прозван Почемучкой. Алёша едет на поезде, ле­тит на самолёте, плывёт на пароходе, видит мно­го нового и интересного. И обо всём рассказыва­ет.

 
О железной дороге, пароходе, зоосаде, о том, как ловят рыбу, как устроен танк, как червячки шёлк выпускают и многом другом читатель узнаёт со слов Алёши-Почемучки, простых и понятных малышам. Книга была написа­на в 1937 году, опубликована уже после смерти автора в 1939-м. С тех пор прошло немало лет, и так уж получилось, что «эн­циклопедия для четырёх летних граждан» во многом устарела. Вместо паровозов поя­вились тепловозы и электровозы, вместо пароходов — теплоходы и атомоходы, чело­век полетел в космос, неузнаваемо измени­лись средства связи и т.д. Но неизменным остался детский вопрос «Почему?». И поэ­тому книгу и сейчас читать очень интересно даже и взрослым.
Своеобразная, новаторская форма прив­лекает многих писателей и издателей и по­буждает их создавать своеобразное продол­жение книги про Почемучку. Таковы, на­пример, «По следам Почемучки» Олега Кургузова или «Почемучка» А. Дитрих, Г. Юрмина и Р. Кошурниковой.


Дитрих, А.; Юрмин, Г.; Кошурникова, Р. Почемучка. М.: Педагогика-пресс; 1996. Издание 7-е. Переплет: ламинированный тверд.; 384 страниц; ISBN: 5-7155-0748-0; формат: энциклопедический
Многожанровая книга-игра, в которой действуют забавные персонажи, рассказываются сказки, смешные и поучительные истории и стихи, загадываются загадки, своеобразная энциклопедия для самых маленьких, рассчитаная на так называемое сплошное чтение.
Борису Житкову, создателю образа Алеши-почемучки посвящают авторы свою книгу.

 Кургузов О. По следам Почемучки. – М.: АСТ, 2011.
По следам Почемуч­ки» — очень забав­ная книга. В легком юмористическом повествовании содержатся веселые объяснения са­мых разных явлений природы. Они так же образны и понятны, как и у прародителя жанра Бориса Житкова, чьи книги автор, Олег Кургузов, очень любил в детстве.





Можно провести по книге Бориса Житкова мероприятия: библиотечный урок, занятие в детском саду, викторины, «Угадайки».  Используйте в работе эти материалы. Особенно рекомендую родителям дошкольников.



«В гостях у Почемучки»
По книге Житкова «Что я видел»
Я — Алёша Почемучка, про меня все говорят,
Что вопросами замучил я и взрослых и ребят.
 Почему бывает жарко, если солнце светит
ярко?
Почему растёт трава, дождик лишь пройдёт
едва?
Почему вода мокра, если вылить из ведра?
Почему пищит котёнок, голос почему так
тонок?
Почему, почему, почему, почему?
Я с вопросом пристал, как липучка,
Потому, что зовусь — Почемучка.

 ВИКТОРИНА «Почемучкины “угадайки”»
Алёша Почемучка с мамой ездили в зо­осад, или, как теперь говорят, зоопарк. Там Алёша видел многих животных и очень хо­рошо о них рассказывает на страницах книги.
Угадайте, о ком идёт речь:
    Птица на маленьких ножках и очень толстая. У неё клюв очень большой. И под всем клювом кожа висит, как мешок. (Пе­ликан)
   У неё на клюве, на конце, — крючок. А на лапах очень острые когти. Она корич­невая и немного чёрная. Эта птица сидела на большом камне и лапами держала сырое мясо. Это самая главная птица. (Орёл)
  А это была за решёткой лошадь. И я ду­мал, что на ней одеяло нашито. Потому, что на ней белые и чёрные полоски. (Зебра)
  Я думал, что там в клетке чёрный чело­век сидит. А это не человек, и она не чёр­ная, а рыжая. Она взяла чашку и стала пить из чашки, а потом взяла молочник и прямо из молочника всё выпила. (Большая обезья­на орангутанг)
  Я думал даже, что он не настоящий. Он хвост поставил кругом, и на хвосте — синие кружочки с золотым и с зелёненьким. (Пав­лин)
  Он как в ванне лежал, а нос из воды вы­сунул. Он длинный, а на нём колючие шиш­ки. И он лежал, как неживой. У него зубы, ну прямо как гвозди, и их там много-много. (Крокодил)
  Зверь мохнатый, а с клювом. Как у ут­ки. И на четырёх лапах бегает. И он в воду ныряет и в воде рыбу ловит. (Утконос)
 
Книгу про Алёшу Почемучку Борис Житков написал очень давно. Для Алёши очень многие вещи были в диковинку, он видел их впервые. А для современных детей это самые обычные вещи. А теперь угадай­те, о чём идёт речь:
   Наверху на проволоке мы увидали фо­нарик: он горел красным светом. И вдруг он загорелся жёлтым светом. А потом зелёным (светофор).
   В Москве большой-большой погреб вы­рыли. Длинный-длинный. И с одной сторо­ны вход, и с другой стороны вход. А в этом погребе положили рельсы и пустили трам­вай (метро).
  По полю поехали домики. Они серые. А сверху башенка. А из башенки палка тор­чит. А домик крепкий: в него из ружья можно стрелять, ему ничего (танк).
   Я увидел как будто три птицы, они гу­дели. И вдруг из них стали падать малень­кие грибочки. И потихоньку вниз полетели, как пузырики (самолёты и парашюты).
   Там мальчики и девочки рисуют, выре­зают и танцуют. И там их учат играть на ро­яле и на трубе тоже. И они там сами делают лодочки, и паровозики, и вагончики тоже (Дворец пионеров).
  Это вовсе не сад, а дом. И около дома ве­ранда, а на веранде дети (детский сад).
    Он шёл впереди всех вагонов. Самый первый. Длинный, чёрный. Впереди — тру­ба.Из неё пар. А сзади — будочка. На крас­ных колёсах (паровоз).
 
«МУЗЕЙ ПОЧЕМУЧКИ»
Предложите детям на время мероприя­тия создать «Музей Почемучки»: принести старинные вещи, которые сохранились у них дома: керосиновую лампу, механичес­кую кофемолку, утюг или чайник старого образца и т.п. или модели старых автомоби­лей, самолётов, паровозов...
ВИКТОРИНА «Вчера и сегодня»
Соедините в пары карточки с названия­ми предметов, желательно рядом с названи­ем поместить изображение:

ВЧЕРА
СЕГОДНЯ
паровоз
высокоскоростной электропоезд,, («Сап«Сапсан»
пароход
теплоход
телефон
мобильный телефон
почтовый
ящик
электронная почта
самолёт
реактивный самолёт
примус, керосинка
электроплита; микроволновая печь
механическая
кофемолка,
ступка,
тёрка, венчик

венчик
для сбивания
блендер, миксер, кухонный комбайн
лошадь
автомобиль
керосиновая
лампа
электрическая, энергосберегающая лампочка, фонарь на батарейках
светофор
светофор со звуковым сигналом
книга на бумаге
книга в электронном виде

Творческое задание: «Если бы Алё­ша попал в наше время...».
Объясни Алёше Почемучке, что такое:

                    ракета, полёты в космос,

                    телевидение,

                    шариковая ручка, фломастер,

                    электронная книга,

                    компьютерная игра,

                    «Лего»,

                    «эсэмэска»
В подготовке этого поста использованы материалы:
- Борис Степанович Житков: изоматериалы; текст/сост. Андреева М.С., Короткова М.П. - М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2012.
  Читать книгу

14 комментариев:

  1. Спасибо, Людмила Федоровна, за готовое мероприятие. Понравилась привязка к современности.

    ОтветитьУдалить
  2. Да, Елена Олеговна, время идёт - всё меняется! Но на этом можно и построить мероприятие - как было во времена Житкова, а как сейчас. Ведь Житкову-то исполнилось 135 лет.

    ОтветитьУдалить
  3. Людмила Фёдоровна! Здорово вы придумали про Почемучек! Спасибо за замечательную разработку. Я тоже провожу мероприятие по книжкам Житкова. Кое-что у вас позаимствую, если вы не против.

    ОтветитьУдалить
  4. Да я буду только рада, Ирина Михайловна! Я тоже запланировала проведение мероприятий, теперь у меня материалов достаточно!

    ОтветитьУдалить
  5. Людмила Фёдоровна, какой материал!!!Я просто рот раскрыла, читая!Спасибо! Обязательно воспользуюсь таким богатством!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Конечно, Светлана Владимировна! Думаю, что материал можно использовать и в дошкольных учреждениях, и родителями. Да и бабушками тоже.

      Удалить
  6. Людмила Федоровна. Ваш материал - готовое внеклассное мероприятие. Спасибо

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна! Я готовила его для проведения в своей школе. Вот решила выложить в блоге: пусть все желающие пользуются.

      Удалить
  7. Людмила Федоровна, спасибо полезную и нужную информацию, которую использую на внеурочке по творчеству Бориса Житкова

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена Владимировна! Так я для этого и публикую материалы! Интересного мероприятия и чтения!

      Удалить
  8. Здравствуйте, Людмила Федоровна!Рассказы Б. Житкова я читаю ребятам в д/саду, а вот полной книги "Что я видел" у нас нет, только главы из книги с "устаревшими" фактами. Все равно мы их читаем и пытаемся как-то объяснить ребятам.
    А вот Алешины "угадайки" можно использовать в качестве примера при составлении детьми описательных загадок.
    Викторина получилась интересная)Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  9. Здравствуйте, Нелли Анатольевна! Да, многое из книги Житкова уже детям нужно объяснять. Но ведь то, что написано в сказках, тоже не всегда детям понятно. Тем и интереснее, как раньше было, и как теперь... А можно от книги Житкова перейти к детским энциклопедиям.

    ОтветитьУдалить
  10. Людмила Федоровна, спасибо огромное! Такой интересный пост получился. Я только недавно вспоминала книгу Б.Житкова "Что я видел" и думала, что о ней мало кто помнит, а книга замечательная. А Вы сделали такой "мостик"! Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я уже не раз использовала материал из этого поста! И учителям, и родителям подготовишек предлагаю эту книгу - с помощью книги можно мотивировать детей на познавание окружающего мира. Рада, что Вы заглянули в блог - я к вам захожу всегда! У вас такой дружный коллектив, столько всего интересного предлагаете! Спасибо!

      Удалить