5 февраля 2010 г.

Библиотечный урок «Журналы для детей»

В понедельник в нашей гимназии прошел педсовет на тему «ИННОВАЦИИ ГИМНАЗИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕЗИДЕНТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ «НАША НОВАЯ ШКОЛА». Проведенные открытые уроки вдохновили нас на создание библиотечного урока по новой технологии. Он был проведен 2 февраля в 3/4 классе.
Предлагаем Вам сценарий этого урока.
Все дети одного класса рассаживаются по группам. Можно 3-4 группы. На каждом столе лежат газеты «Пионерская правда», «Класс», «Добрая дорога детства»; словари С.И.Ожегова.
Библиотекарь: Добрый день ребята! Сегодня у нас необычный урок. Проходит он в библиотеке. Обратите внимание, пожалуйста, на выставки. (Обращает внимание детей на стеллаж «Из сумки почтальона», на котором расположены стопками журналы для детей)
Что, по-вашему, можно достать из сумки почтальона? Дети отвечают: газеты, журналы. Кто-то может давать и другие ответы.
Библиотекарь: Тема нашего урока «Журналы для детей». А что такое журналы? Пожалуйста, выдвигайте ваши версии.
Дети выдвигают разные версии:
«тонкая книжка», «книжка с картинками», «книжка с комиксами», «маленькая книжка», «склеенная книжка с интересными материалами» и т.д. Если не поступает от детей подходящая версия, например, «книжка, которая выходит каждый месяц» или «издание, которое выходит периодически», библиотекарь задает наводящие вопросы: «Чем журнал отличается от книги?» - он «маленький» - НЕТ ,библиотекарь показывает книжку- малютку, он «тонкий» - НЕТ, библиотекарь показывает книжку - «лапшу». При этом называет автора и название книжек. При таком разглядывании книг дети вспомнят структуру книги и увидят на титульном листе цифры, обозначающие год и номер издания.
Выясняется, что книга издалась, например, в 1998 году, а журнал – 2009, №3.
Выдвигается еще одна версия: журнал - «издание, которое выходит периодически, т. е. в определенный период»
Библиотекарь выделяет две (наиболее подходящие, и желательно разные версии), и записывает их крупно на доске или ватмане (но вывешивает на доску).
Библиотекарь: Ребята! У нас 2 версии: Что такое журнал?
1. «Склеенная книжка с интересными материалами»
2. «Издание, которое выходит периодически»
Библиотекарь: Чтобы подтвердить или опровергнуть наши гипотезы, необходимо провести исследование. На каждый стол выдаются журналы (за разные годы)
1 стол- «Читайка», 2 стол – «Юный эрудит», 3 стол – «Мурзилка».
Слово Мурзилка у детей всегда вызывает смех. Библиотекарь рассказывает, что смешное желтенькое существо в красном берете с сумкой через плечо – Мурзилка – впервые появился на странице журнала в 1937 году в июльском номере. Из его биографии известно, что он, Мурзилка, - родной внук деда Мороза и Снежной Бабы, что поймал его и притащил в редакцию художник А. Каневский, и что сразу же с ним начались самые невероятные и удивительные приключения, которые продолжаются и по сей день.
А теперь, внимание, задание: через 10 минут, используя все эти журналы, вы должны рассказать о них.
1. Название журнала.
2. С какого года выходит журнал?
3. Как часто выходит журнал (ежемесячно, 1 раз в 2 месяца и т. д.)?
4. Кто участвует в создании журнала? Люди каких профессий создают журнал?
5. Назовите основные рубрики?
6. Познакомьте нас с интересными материалами, посоветуйте, на что обратить внимание.
(Напечатанные вопросы лежат на каждом столе)
В конце работы делаем вывод: Что такое журнал? Какая гипотеза подтверждается?
Ребята работают в группах, распределяют вопросы, кто будет отвечать. Затем ребята каждой группы рассказывают о своем журнале по предложенным вопросам и делают вывод.
Библиотекарь помогает ребятам. Вставляет свои интересные факты или комментирует ответы. Например, год рождения журнала «Мурзилка» - 1924. «Представляете, этот журнал был любимым журналом наших бабушек и дедушек!», «А журнал «Читайкв» совсем молодой! Есть даже песенка про этого замечательного человека!» и т.д.
Все группы пришли к единому мнению, что «журнал – это издание, которое выходит периодически». Чтобы проверить правильность этой версии, ребятам предлагается обратиться к толковому словарю С.И. Ожегова. С работой со словарем они уже знакомы. Все три группы находят статью о журналах. Первый нашедший громко читает, остальные внимательно слушают. Ребята приходят к выводу, что их версия правильная, «но короткая», т.к. у С.И. Ожегова имеется несколько значений слова «журнал».
Затем библиотекарь кратко знакомит детей с разнообразием журналов, имеющихся в библиотеке и предлагает выполнить творческое домашнее задание.
Творческое домашнее задание "Создайте свой журнал":
Для этого:
1. Выберите главного редактора, корректора, оформителей, художников, журналистов.
2. Помните о разнообразии рубрик, оригинальном названии, иллюстрациях.
3. Не забудьте указать, кто принимал участие в создании вашего журнала.

Урок прошел активно, творчески, с интересом. Ребята узнали о многообразии журналов и теперь будут выполнять творческое задание.

4 комментария:

  1. Замечательный урок.

    ОтветитьУдалить
  2. довольно интересно

    ОтветитьУдалить
  3. Мне понравилось. Интересно, просто и доходчиво

    ОтветитьУдалить
  4. Все четко,ясно,доступно.Хороший урок!

    ОтветитьУдалить