22 апреля 2019 г.

Викторина по книге В. Катаева "Цветик-семицветик"

В рамках Недели детской книги в нашей библиотеке для первоклассников была проведена литературная викторина по книге «Цветик-семицветик» Валентина Катаева.
Ребята познакомились с краткой биографией писателя.
Учащиеся 1/1, 1/2 и 1/4 классов активно отвечали на вопросы по содержанию сказки. Вспомнили, как звали главную героиню и мальчика, зачем она пошла в магазин, сколько баранок купила, кого встретила на обратном пути, перечислили ее желания и конечно слова, которые нужно сказать для исполнения желаний.

Узнали, что фразу: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» можно применить и для запоминания цветов лепестков.
Приятным удивлением для нас было, что ребята знают что такое «салки» и «пятнашки».
Самых активных участников литературной викторины мы наградили приятными и полезными призами.
После викторины мы побеседовали с учащимися и попросили ответить на несколько вопросов:
- Что такое добро?
- Какими чертами характера обладает добрый человек?
- Какие добрые поступки вы совершали? 
Добро. Кажется такое простое понятие, но сколько сложностей вызывает его объяснение. Среди вариантов было: «какое-то дело, за которое ты не получаешь что-то взамен», «когда делаешь кому-то хорошее», «это помощь кому-то».

Несмотря на то, что данная сказка была написана в 1940 году, практически все ребята знают о ней, читали или смотрели мультфильм.  Темы, поднимаемые автором, остаются актуальными и в современном мире.  Доброта, взаимовыручка, помощь ближнему, ценность жизни и здоровья, очень многие забывают о таких понятиях. Практически каждый сосредоточен на себе и не замечает, что происходит вокруг. 
Сказка Валентина Катаева учит:
·        - доброте;
·       -  состраданию, чуткости к чужим  бедам и проблемам;
·        - дружбе и взаимовыручке;
·      -   тому, что нет на свете ничего дороже жизни и здоровья человека;
·       -  серьезному отношению к жизни;
·        - не разбрасываться возможностями, а использовать их, ловить подвернувшуюся удачу.

Конечно же, мы поговорили и о разумности желаний.
Для того чтобы проверить, как учащиеся усвоили прочитанное и услышанное, мы дали домашнее задание:

«Сделать свой цветик-семицветик и на лепестках написать 7 пожеланий»

Проанализировав полученные «цветики», мы можем выделить несколько категорий:
  Личные
материальные: хочу планшет; большой дом;  хочу кукольный дом;  коврик с принцессами; машину; самый крутой лего набор; хочу туфли с каблучком; новое платье; хочу быть богатым;
социальные: хочу найти новых друзей, чтобы у меня был настоящий друг, иметь хороших друзей, хочу пригласить друзей в гости; чтобы рядом со мной всегда была моя семья; хочу сестру;
профессиональные:  хочу стать милиционером, ветеринаром, хочу стать художником, стать крутым футболистом; хочу быть пилотом и водить боинг 747
для души: хочу собаку, котенка, сову, пони; хочу жить на море, поехать на море; чтобы всегда было лето; дом на дереве; хочу книгу; побывать на телевиденье; слетать на самолете в Москву, хочу в Нью-Йорк;
об образовании: получить одни «5», учиться на «отлично»;  хочу знать много языков;
фантастические: научиться летать; хочу понимать язык животных; хочу быть волшебником, чтобы я училась в школе волшебства Хогвардс;
необычное: чтобы были бесконечные сладости; чтобы все люди катались на «байкере»; чтобы мой класс был самый лучший во всем городе;  чтобы на цветике-семицветике появились новые лепестки;
·        Для других и о других
здоровье:  чтобы все были здоровые, чтобы никто не болел, чтобы в мире не было болезней; чтобы у всех было хорошее зрение; чтобы все ели полезную еду; чтобы все жили долго; чтобы все жили вечно и не старели;
о мире: чтобы не было войны, чтобы у нас не было войны; чтобы на планете никто не ссорился;
о детях и родителях: чтобы все дети слушались родителей, чтобы у всех были мама и папа; счастья  всем детям, детям счастливого детства; чтобы родители жили долго; чтобы уважали старших
о Земле, планете, Родине: чтобы на планете исчез мусор, чтобы заботились о природе; чтобы все любили родину; чтобы всем на земле хватало места; чтобы у всех был дом, чтобы не было бездомны, чтобы у животных был дом;
фантастические: чтобы на все хватало денег; чтоб все было бесплатно; чтобы пять континентов соединились;
пожелания: чтобы все были умные, добрые, веселые, счастливые; всем большой любви, чтобы всех любили; чтобы у всех сбывались мечты; чтобы у всех был хороший день; чтобы все ездили путешествовать;
Вот такие результаты у нас получились. Предлагаем вам сравнить, какие пожелания написали первоклассники  в 2015 году http://bibl-140.blogspot.com/2015/03/75.html

                                                                                                   Бугакина К.В. библиотекарь -педагог

14 комментариев:

  1. Здравствуйте, Людмила Федоровна! Мне нравится идея с цветиком-семицветиком и желаниями на лепестках. Надо взять на заметку.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Татьяна Владимировна! Сейчас оформляем выставку творческих работ ребят. Надеюсь, что это вызовет интерес у школьников и взрослых.

      Удалить
  2. Здравствуйте, Людмила Федоровна! Тема добра может иметь множество значений, ведь для каждого это понятие разное. Но мне кажется, каждый человек, представляя слово "добро", в первую очередь задумывается о понятии, уважении. Душу греет тот факт, что многие ребята в желаниях написали про здоровье, взаимопонимание и мир между людьми! Молодцы!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Галина Григорьевна, здравствуйте! Разговор о морали сказки с ребятами был нелёгким, потому что они с трудом, с подсказками говорили о добрых поступках. Наверно, об этом совсем не разговаривают дома. Но домашнее задание, в котором (вспоминая сказку)нужно было загадать желание, показывает, что (пусть вместе с родителями) многое поняли. Такие разговоры с детьми о прочитанном очень важны!

      Удалить
  3. Здравствуйте, Людмила Федоровна! Сказка Катаева замечательная, с большим воспитательным потенциалом и на все времена, и вам удалось его использовать на 150%. Здорово всё придумали и осуществили. Просто молодцы! С интересом читала и этот пост и предыдущий, на который Вы дали ссылку.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Агния! Да, я проводила уже подобную викторину несколько лет назад. Учителям она понравилась, и они вновь сделали заявку на проведение. Надеюсь, что этот опыт пригодится учителям и библиотекарям.

      Удалить
  4. Радостно осознавать, что дети просят не только для себя, а для других и всех. Интересное мероприятие, спасибо,что поделились

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Благодарю, Анна Борисовна! Для того, чтобы они поняли, что "добро - это когда что-то делаешь хорошее для других" нужно было вместе читать сказку и разговаривать...

      Удалить
  5. Здравствуйте, Людмила Фёдоровна! Интересные вы придумали задания после ответов на вопросы викторины.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Приветствую, Галина Михайловна! Ещё интереснее ответы детей о желаниях. Сейчас я готовлю отчётный пост о Неделе детской книги, там будут фотографии о выставке творческих работ по этой викторине. Заходите!

      Удалить
  6. Здравствуйте, Людмила Фёдоровна! Хорошо, что в библиотеке дети обсуждают прочитанные книги. И, пусть с подсказками библиотекаря, учатся выражать свои мысли, говорят об основных ценностях, о доброте и внимательном отношении к окружающим людям. Спасибо за замечательное мероприятие!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лариса Витальевна, здравствуйте! Вы же помните, что раньше в библиотеках часто проводили обсуждения книг, конференции. Сейчас проводятся больше развлекательных мероприятий. Мы - из старого поколения, кто книгу пытается использовать как инструмент воспитания. Благодарю Вас за комментарий!

      Удалить
  7. Добрый день, Людмила Федоровна! Совершенно с вами солидарна в том, что современные дети с трудом формулируют свое понимание того, что такое добро и доброта, убедилась в этом лично, проводя очередной библиотечный урок по рассказу В.А. Осеевой "Бабка". Только с наводящими вопросами и анализируя текст произведения, ученики 3-5 классов смогли дать развернутый ответ о том, что такое доброта, милосердие и сострадание.
    И значит, нашим детям сейчас просто жизненно необходимо чтение и обсуждение подобных книг,а проводником в мир добра выступаем мы с вами - библиотекари.
    Спасибо за прекрасный урок, отличная придумка с цветком желаний, возьму себе на заметку. Удачи!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталия! Очевидно, мышление современных детей зависит от того, как окружающий мир воспринимается взрослыми. Поэтому и нужно говорить с детьми о НАСТОЯЩИХ ценностях. А с помощью книги это сделать интереснее. Мне вчера попалась в руки книга Сухомлинского с короткими рассказами. Это же кладезь воспитания!
      Спасибо за неравнодушный комментарий настоящего библиотекаря!

      Удалить