В
рамках Недели детской книги в нашей библиотеке для первоклассников была проведена литературная
викторина по книге «Цветик-семицветик» Валентина Катаева.
Ребята познакомились с краткой биографией писателя.
Учащиеся 1/1, 1/2 и 1/4 классов активно отвечали на вопросы
по содержанию сказки. Вспомнили, как звали главную героиню и мальчика, зачем
она пошла в магазин, сколько баранок купила, кого встретила на обратном пути,
перечислили ее желания и конечно слова, которые нужно сказать для исполнения
желаний.
Узнали, что фразу: «Каждый охотник желает знать, где сидит
фазан» можно применить и для запоминания цветов лепестков.
Приятным удивлением для нас было, что ребята знают что такое
«салки» и «пятнашки».
Самых активных участников литературной викторины мы
наградили приятными и полезными призами.
После викторины мы побеседовали с учащимися и попросили
ответить на несколько вопросов:
-
Что такое добро?
-
Какими чертами характера обладает добрый человек?
-
Какие добрые поступки вы совершали?
Добро. Кажется такое простое
понятие, но сколько сложностей вызывает его объяснение. Среди вариантов было: «какое-то дело, за которое ты не получаешь
что-то взамен», «когда делаешь кому-то хорошее», «это помощь кому-то».
Несмотря на то, что данная сказка была написана в 1940 году, практически все ребята знают о
ней, читали или смотрели мультфильм. Темы, поднимаемые автором, остаются
актуальными и в современном мире.
Доброта, взаимовыручка, помощь ближнему, ценность жизни и здоровья,
очень многие забывают о таких понятиях. Практически каждый сосредоточен на себе
и не замечает, что происходит вокруг.
Сказка
Валентина Катаева учит:
· - доброте;
· - состраданию, чуткости к чужим бедам и проблемам;
· - дружбе и взаимовыручке;
· - тому, что нет на свете ничего дороже жизни и
здоровья человека;
· - серьезному отношению к жизни;
· - не разбрасываться возможностями, а использовать
их, ловить подвернувшуюся удачу.
Конечно же, мы поговорили и о разумности
желаний.
Для
того чтобы проверить, как учащиеся усвоили прочитанное и услышанное, мы дали
домашнее задание:
«Сделать свой цветик-семицветик и на
лепестках написать 7 пожеланий»
Проанализировав полученные «цветики», мы
можем выделить несколько категорий:
Личные
материальные: хочу
планшет; большой дом; хочу кукольный
дом; коврик с принцессами; машину; самый
крутой лего набор; хочу туфли с каблучком; новое платье; хочу быть богатым;
социальные: хочу
найти новых друзей, чтобы у меня был настоящий друг, иметь хороших друзей, хочу
пригласить друзей в гости;
чтобы
рядом со мной всегда была моя семья; хочу сестру;
профессиональные: хочу стать милиционером,
ветеринаром, хочу стать художником, стать крутым футболистом; хочу быть пилотом
и водить боинг 747
для
души: хочу собаку, котенка, сову, пони; хочу жить на море, поехать
на море; чтобы всегда было лето; дом на дереве; хочу книгу; побывать на
телевиденье; слетать на самолете в Москву, хочу в Нью-Йорк;
об образовании:
получить
одни «5», учиться на «отлично»; хочу
знать много языков;
фантастические: научиться летать; хочу понимать
язык животных; хочу быть волшебником, чтобы я училась в школе волшебства
Хогвардс;
необычное:
чтобы
были бесконечные сладости; чтобы все люди катались на «байкере»; чтобы мой
класс был самый лучший во всем городе; чтобы
на цветике-семицветике появились новые лепестки;
·
Для
других и о других
здоровье: чтобы
все были здоровые, чтобы никто не болел, чтобы в мире не было болезней; чтобы у
всех было хорошее зрение; чтобы все ели полезную еду; чтобы все жили долго; чтобы
все жили вечно и не старели;
о мире: чтобы не было войны, чтобы у
нас не было войны; чтобы на планете никто не ссорился;
о детях
и родителях: чтобы все дети слушались родителей, чтобы у всех
были мама и папа; счастья всем детям,
детям счастливого детства; чтобы родители жили долго; чтобы уважали старших
о
Земле, планете, Родине: чтобы на планете исчез мусор, чтобы
заботились о природе; чтобы все любили родину; чтобы всем на земле хватало
места; чтобы у всех был дом, чтобы не было бездомны, чтобы у животных был дом;
фантастические:
чтобы
на все хватало денег; чтоб все было бесплатно; чтобы пять континентов
соединились;
пожелания:
чтобы
все были умные,
добрые, веселые, счастливые; всем большой любви, чтобы всех любили; чтобы у
всех сбывались мечты; чтобы у всех был хороший день; чтобы все ездили
путешествовать;
Вот такие результаты у нас получились. Предлагаем вам
сравнить, какие пожелания написали первоклассники в 2015 году http://bibl-140.blogspot.com/2015/03/75.html
Бугакина К.В. библиотекарь -педагог
Здравствуйте, Людмила Федоровна! Мне нравится идея с цветиком-семицветиком и желаниями на лепестках. Надо взять на заметку.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Татьяна Владимировна! Сейчас оформляем выставку творческих работ ребят. Надеюсь, что это вызовет интерес у школьников и взрослых.
УдалитьЗдравствуйте, Людмила Федоровна! Тема добра может иметь множество значений, ведь для каждого это понятие разное. Но мне кажется, каждый человек, представляя слово "добро", в первую очередь задумывается о понятии, уважении. Душу греет тот факт, что многие ребята в желаниях написали про здоровье, взаимопонимание и мир между людьми! Молодцы!
ОтветитьУдалитьГалина Григорьевна, здравствуйте! Разговор о морали сказки с ребятами был нелёгким, потому что они с трудом, с подсказками говорили о добрых поступках. Наверно, об этом совсем не разговаривают дома. Но домашнее задание, в котором (вспоминая сказку)нужно было загадать желание, показывает, что (пусть вместе с родителями) многое поняли. Такие разговоры с детьми о прочитанном очень важны!
УдалитьЗдравствуйте, Людмила Федоровна! Сказка Катаева замечательная, с большим воспитательным потенциалом и на все времена, и вам удалось его использовать на 150%. Здорово всё придумали и осуществили. Просто молодцы! С интересом читала и этот пост и предыдущий, на который Вы дали ссылку.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Агния! Да, я проводила уже подобную викторину несколько лет назад. Учителям она понравилась, и они вновь сделали заявку на проведение. Надеюсь, что этот опыт пригодится учителям и библиотекарям.
УдалитьРадостно осознавать, что дети просят не только для себя, а для других и всех. Интересное мероприятие, спасибо,что поделились
ОтветитьУдалитьБлагодарю, Анна Борисовна! Для того, чтобы они поняли, что "добро - это когда что-то делаешь хорошее для других" нужно было вместе читать сказку и разговаривать...
УдалитьЗдравствуйте, Людмила Фёдоровна! Интересные вы придумали задания после ответов на вопросы викторины.
ОтветитьУдалитьПриветствую, Галина Михайловна! Ещё интереснее ответы детей о желаниях. Сейчас я готовлю отчётный пост о Неделе детской книги, там будут фотографии о выставке творческих работ по этой викторине. Заходите!
УдалитьЗдравствуйте, Людмила Фёдоровна! Хорошо, что в библиотеке дети обсуждают прочитанные книги. И, пусть с подсказками библиотекаря, учатся выражать свои мысли, говорят об основных ценностях, о доброте и внимательном отношении к окружающим людям. Спасибо за замечательное мероприятие!
ОтветитьУдалитьЛариса Витальевна, здравствуйте! Вы же помните, что раньше в библиотеках часто проводили обсуждения книг, конференции. Сейчас проводятся больше развлекательных мероприятий. Мы - из старого поколения, кто книгу пытается использовать как инструмент воспитания. Благодарю Вас за комментарий!
УдалитьДобрый день, Людмила Федоровна! Совершенно с вами солидарна в том, что современные дети с трудом формулируют свое понимание того, что такое добро и доброта, убедилась в этом лично, проводя очередной библиотечный урок по рассказу В.А. Осеевой "Бабка". Только с наводящими вопросами и анализируя текст произведения, ученики 3-5 классов смогли дать развернутый ответ о том, что такое доброта, милосердие и сострадание.
ОтветитьУдалитьИ значит, нашим детям сейчас просто жизненно необходимо чтение и обсуждение подобных книг,а проводником в мир добра выступаем мы с вами - библиотекари.
Спасибо за прекрасный урок, отличная придумка с цветком желаний, возьму себе на заметку. Удачи!
Здравствуйте, Наталия! Очевидно, мышление современных детей зависит от того, как окружающий мир воспринимается взрослыми. Поэтому и нужно говорить с детьми о НАСТОЯЩИХ ценностях. А с помощью книги это сделать интереснее. Мне вчера попалась в руки книга Сухомлинского с короткими рассказами. Это же кладезь воспитания!
УдалитьСпасибо за неравнодушный комментарий настоящего библиотекаря!