7 декабря 2020 г.

Ташкент - город хлебный

 Был такой русский писатель-драматург — Александр Сергеевич Неверов (1886-1923). Самым значительным его произведением стала повесть «Ташкент — город хлебный». Книга прочитана в рамках читательского марафона «Отличная книга». 

Тема месяца: «Географические объекты в названии произведения» https://olgagolubeva.blogspot.com/2020/12/blog-post.html#more

Повесть, вопреки названию, совсем не про Ташкент. Она о тяжёлом, полном жестоких лишений пути по железной дороге, который пришлось проделать храброму Мише Додонову на пути в солнечный хлебный край.

1921 год. Не успела отгреметь Гражданская война, как  обрушилась новая беда - засуха. Весной того года  в Поволжье не выпало ни капли дождя, из-за сильной жары выгорели все посевы. Назрела настоящая продовольственная катастрофа. В Поволжье разразился страшный голод. 

Непосредственным свидетелем и участником тех трагических событий был писатель  Александр Неверов, который осенью 1921 года ездил в Ташкент за хлебом для своей семьи. Во время голода 1921 – 1922 годов его семья страшно бедствовала. Говорили, что дети его были при смерти. Сам он был истощён до крайности и держался ценой нервного напряжения. 

Близкий друг А.С.Неверова, с которым он дружил многие годы, Николай Степной, вспоминал об этом трудном времени так: «Это было в голодном 1921 году. Мы с Неверовым находились в десяти верстах от Самары в санатории и обдумывали, как быть дальше, чем кормить семьи. Жара. Пыль. По дорогам скрипели телеги, днём и ночью двигались пешеходы. Люди, спасаясь от голода, что-то предпринимали, куда-то спешили. А мы ещё только смотрели на них … Говорили о том, что есть такой город – Ташкент, где за одни сапоги дают три пуда муки (48 кг). Надо и нам, брат, ехать…».

Выехали 12 августа 1921 года. Ехали целый месяц. На остановках вагоны осаждали голодающие, дети просили даже арбузные и дынные корки. Вся поездка длилась два с половиной месяца. Вернулись больные, грязные, оборванные до живописности. Александр Сергеевич привёз муки, около 15 – 20 пудов. Есть хлеб, есть дрова, можно жить и работать. Под впечатлением поездки А.С.Неверов написал повесть – «Ташкент – город хлебный». Писатель своеобразного таланта и человек большой души, Неверов с предельной искренностью и силой говорил о своей заветной мечте: "Книгу бы написать такую - солнечную. Налить ее радостью до краев и сказать всему человечеству:
- Пей, жаждущее!"


Неверов А.С.

Ташкент – город хлебный/Рис. В. Гальдяева; Предисл. В. Чалмаева. – М.: Сов. Россия, 1980. – 120 с., ил.

Книга выдержала множество изданий. Я прочитала именно эту,  1980 г. Спасибо библиотеке «На Лесном», сохранившей уникальное издание-  с предисловием В. Чалмаева и рисунками В. Гальдяева.

Повесть  «Ташкент – город хлебный» – самое глубокое и цельное выражение любви замечательного писателя к родному народу, к мужеству и красоте его души. Эта  книга об испытаниях, которые проходит человек. Она сострадательная и исполнена любовью к человеку. С самых первых страниц повесть Александра Неверова поражает читателя страшной обыденностью картин того времени, нарисованных самыми трагическими красками. Книга повествует бесхитростную историю ничем не приметного 12-летнего мальчишки Мишки Додонова, деревенского  паренька из  села Лопатина Бузулукского уезда Самарской губернии. В семье кроме него двое младших братьев и мать. Матери трудно одной вести хозяйство, она часто болеет. И «самым надежным» человеком в семье оказался Мишка: ему пришлось отправиться за хлебом в далёкие места. 

Народ тогда потянулся в  Ташкент, где, по слухам, можно было заработать хлеба. Мрачной осенью 1921 года Мишка, решает сделать все от него зависящее, чтобы спасти свою семью от неминуемой голодной смерти. Сам писатель потом признавался, что конкретного прообраза у главного героя не было. Автор, по его словам, собрал в этом персонаже черты и поступки многих малолетних путешественников, с которыми ему довелось беседовать во время своего продовольственного «вояжа».

«Дед умер, бабка умерла, потом - отец. Остался Мишка только с матерью да с двоими братишками. Младшему четыре года, среднему - восемь. Самому Мишке - двенадцать. Маленький народ, никудышный. Один каши просит, другой мельницу-ветрянку ножом вырезает - на конек, вместо игрушки. Мать с голодухи прихварывает. Пойдет за водой на реку, насилу вернется. Нынче плачет, завтра плачет, а голод нисколько не жалеет. То мужика на кладбище несут, то сразу двоих. Умер дядя Михайла, умерла тетка Марина. В каждом дому к покойнику готовятся. Были лошади с коровами, и их поели, начали собак с кошками ловить.

Крепко задумался Мишка. Семья большая, работники маленькие. Он самый надежный. Отец так и сказал перед смертью: - Ты, Мишка, за хозяина будешь…»

Так начинается эта повесть. Далее мы узнаем, что Мишка Додонов уговаривает свою мать, чтобы она отпустила его в Ташкент, там, по слухам, можно раздобыть сколько угодно хлеба. Вместе с ним на поезде на юг поехал и другой сельский мальчишка - Сережка Карпухин, который был годом моложе. 


Хлеб – дорога – Ташкент. Как же туда идти? Как уцелеть в потоке голодных людей? В повести всё показывается глубоким, жизненным и серьёзным: оба мальчика учатся чему-то друг у друга. Мишка сразу начал чувствовать свою ответственность перед товарищем. Он проверял выносливость друга, спросив, сколько дней Серёжа может «протерпеть» без еды и без воды. Мишка  не нянчится и не сюсюкает. Он просто и сурово говорит, что выдержит без воды не один день, как Серёжа, а «день да ещё полдня». 

По дороге Сергей заболел тифом и остался в лазарете на одной из железнодорожных станций. Мишка остался совсем один среди незнакомых людей. Украли его мешок, он отстал от поезда.



«Мишка с Трофимом шли ягнятами позади.

Они не спрашивали, возьмут ли их мужики, даже с собой хорошенько не уговорились... Нужно было итти ближе к Ташкенту, в сытый, хлебный край, скрывающийся за далекими курганами, а станция не посадила, сбросила с вагонной крыши, и пошли они без раздумья, мелкими, веселыми шагами, не чувствуя страха. Все казалось им, что мужики обернутся и скажут:

- Куда?

И тогда они ответят мужикам:

- В Ташкент!

Мужики обертывались, но никто не спрашивал, куда идут ребятишки, никому не было дела до них. Солдат, переваливаясь на один бок, широко загребая деревянной ногой, громко рассказывал:

- Вода, понимаешь, в Ташкенте больно холодная, и видно все в ней, будто в зеркало... Ягода разная, как бы не соврать, растет целыми десятинами. Идешь, к примеру, день и все сады, сады, сады... Избы у каждого без крыши, и канавки нарыты для пропуска воды.

- А хлеб почем?

- Хлеб дешевый. Если поработать сартам недели две, пудов двадцать можно загнать на готовых харчах...

Старик, девчонка, бабы, три мужика и Мишка с Трофимом, ободренные веселым голосом хромого солдата, доверчиво смотрели на синие верхушки гор и шли вперед неровным растянутым треугольником на холодную, прозрачную воду, на дешевый, волнующий хлеб с зелеными, бесконечными садами…»

 Однако описание трудностей не подавляет основного настроя этой удивительной, «солнечной» по замыслу автора книги. Испытав многочисленные лишения и опасности, непосильные и взрослому, Мишка Додонов приезжает в город Ташкент. 

В повести показаны несгибаемость и оптимизм героя  в стремлении к счастью, к светлой жизни. Побеждают детство, мальчишеская вера в «чудных людей», которые, оказывается,  есть на самом деле. Победила доброта человеческая и стремление поделиться всем, что есть. 


Машинисту «товарищу Кондратьеву», который отдал Мишке свой хлеб, мальчишка дарит тщательно хранимый «большой деревенский ножик с дырочкой на рукоятке». 



Уже глубокой осенью, парнишка  все же смог вернуться домой из Ташкента. С деньгами и несколькими мешками зерна Миша приезжает в родную деревню.

Шесть пудов пшеницы должны были  хватить до будущего года. Больная, измождённая мать дождалась своего старшего сына, а братишки Яша и Федя  умерли. Хозяйство разрушено, но Мишка закалился в трудностях борьбы за хлеб, он верит в свою способность создать новую жизнь. «Ладно, тужить теперь нечего, буду заново заводиться». Вот такая мальчишеская вера в жизнь. 


Удивляет  в Мишке эта ранняя взрослость и недетское разумение, бесконечное очарование всего образа главного героя, смышленость,  чередование озорства и нелёгких раздумий. Мишка Додонов усвоил своё назначение на земле – быть кормильцем, заступником, хозяином. 

В иллюстрациях Владимира Гальдяева ярко раскрывается образ Мишки Додонова - не по-детски серьезного мальчика, настоящего кормильца, заступника и хозяина.

Александр Неверов (Александр Сергеевич Скобелев), мог бы с полным правом сказать: «Сам немалый прошёл там путь…». В его жизни было всякое – сиротство, скитания по лавкам купцов, война, голод, - но он смог сохранить  неискоренимое любопытство ко всему, что «душу облекает в плоть». Было жадное чтение, а затем и сочинение стихов. 


Из биографии писателя:

Александр Сергеевич Скобелев появился на свет в простой крестьянской семье. Отец служил унтер-офицером лейб-гвардии Уланского полка в Петербурге; мать умерла рано, оставив пятерых детей. С отцом отношения у Неверова не сложились. Поэтому будущий писатель воспитывался и провел все своё детство в семье деда. Его дом был приютом для странствующих людей (нищие, старухи, монахи с Афонской Горы). К сожалению, для деда маленький Саша был лишь мальчиком на побегушках.

В 1903 году Александр Сергеевич ушел от деда учиться в волостной центр. В 1906 году после окончания Озерковской школы получил право преподавать в «школах грамоты». В 1907-10 годах писатель учительствовал.

В 1906-08 годах появляются первые публикации Неверова в газете «Симбирские вести», «Вестник трезвости». Это были резко обличительные зарисовки о «мужицких кровопускателях», «мужицких выродках». Местные власти расценили произведения автора как подстрекательские, зовущие к крестьянскому бунту. Александр Сергеевич был подвергнут негласному полицейскому надзору, обыскам (слежка длился в течение 8 лет).

Неверов тяжело переживал первую русскую революцию, верил в неизбежное обновление истории, продолжал рисовать крестьян-бунтарей, мстителей, которые поднимаются на борьбу за новую жизнь. В 1915 году был мобилизован, но в боевых действиях не участвовал по состоянию здоровья. В 1917 году Александра Сергеевича выбирают в Совет солдатских депутатов. Весной 1918 перебирается в Самару. Здесь печатается цикл очерков Неверова «В глухих местах». Реалистическая достоверность цикла всегда ставилась в заслугу автору, но при этом критика советского времени, как правило, отмечала, что писатель был подвержен политическим колебаниям. С самого начала произведения Неверов несли на себе печать глубокого сострадания к народу, чем они и отличались от многих произведений.

В голодном 1921 году вместе с Н.Степным в поисках литературного заработка и за хлебом для семьи Александр Сергеевич отправляется в Среднюю Азию (Самарканд, Ташкент). Впечатления от этой поездки легли в основу повести "Ташкент — город хлебный", где на фоне правдивого быта писатель раскрывает хрупкий и доверчивый мир детской души.

Неверов умер внезапно от разрыва сердца в возрасте 37 лет (за 3 дня до кончины написал автобиографию). Смерть Александра Сергеевича стала одной из самых первых невосполнимых утрат русской литературы. Современники называли Неверова «человеком светлой души».

http://readly.ru/author/18402/

Великий немецкий писатель Франц Кафка успел перед смертью прочитать «Ташкент — город хлебный» и написать по этому поводу: «Народ, у которого есть такие ребята, как в этой книге, невозможно победить».

До середины 50-х годов XX века повесть «Ташкент — город хлебный» входила в списки книг для школьного чтения. Сейчас не входит, но прочитать советую каждому. Например, бесплатно прочитать можно здесь: http://az.lib.ru/n/newerow_a_s/text_0010.shtml

Можно посмотреть диафильм https://diafilm.net/diafilm/3349-tashkent-gorod-hlebnyy

Презентация по творчеству А.С.Неверова

https://infourok.ru/prezentaciya-k-chitatelskoj-konferencii-na-temu-golodnye-gody-neverova-a-s-4328247.html

18 комментариев:

  1. Книгу не читала, смотрела в детстве фильм. Видимо, фильм был очень хорошим, потому что мне запомнился и помниться до сих пор.
    Согласна с Вами, что такие книги надо включать в программу для внеклассного чтения.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наверно,Марина, и я читала книгу, но очень давно. А поняла это, когда нашла картинки из диафильма, а может быть, только диафильм и смотрела. Книга написана простым языком, но для какого возраста её рекомендовать? Наверно, 12+

      Удалить
  2. Людмила Фёдоровна, здравствуйте!
    Выражаю Вам огромную признательность за этот удивительный рассказ о писателе и его книге.
    К своему стыду, книгу не читала, но, к счастью, марафон дарит радость открытия. "Ташкент - город хлебный" - книга, которую нужно прочитать. Её взял для чтения мой пятиклассник. А тут и Ваш отзыв подоспел.
    Ещё раз огромное спасибо за пост! Как много интересного и важного узнала я о писателе.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Николаевна! Старые книги начинают забываться, хотя когда-то они были востребованы. Тем более, в этой книжке описываются такие события, о которых тяжело вспоминать. Но ведь выжили! И эту книгу нужно читать и взрослым, и детям. Чтобы знать нашу историю, чтобы не допускать того, чтобы люди голодали.
      Спасибо Вам за марафон, Ольга Николаевна! Иначе я эту книжку не вспомнила, хотя выражение "Ташкент- город хлебный" почему-то помню... Быть может, книга была раньше очень распространённой.

      Удалить
  3. Grazie per avermi fatto conoscere questo scrittore.Sera

    ОтветитьУдалить
  4. Людмила Фёдоровна спасибо за напоминание! Потрясающее произведение. Вера в «чудных людей» живет до сих пор и не пропадает))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Светлана Фёдоровна, это благодаря марафону Голубевой О.Н. блог"Пишичитай", заново открываешь старые книги. Хорошие люди есть в разные времена, пусть их будет больше, чтобы наши дети не страдали. Не Дай Бог, голода...

      Удалить
  5. Людмила Федоровна, спасибо за напоминание об этой удивительной книге.
    Читала когда-то в юности.
    Помню, как сердце замирало.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Валерьевна, книжка очень маленькая, можно было мигом прочитать... Но так переживала за голодающих детей... Сердце щемит и замирает. А после этой книги отложила уже две, не читаются.

      Удалить
  6. Здравствуйте, Людмила Фёдоровна! Какую интересную книгу вы прочитали по теме декабря. Я читала, но очень давно. И фильм видела в детстве.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Михайловна, здравствуйте! Я тоже так давно читала, что вспомнила только название, когда вы предложили в читательском марафоне географическую тему. Взяла ещё 2 книги в библиотеке по теиме марафона.

      Удалить
  7. Здравствуйте, Людмила Фёдоровна!
    Как интересно Вы написали о книге. У нашего поколения в детстве была на слуху эта фраза "Ташкент- город хлебный". Но я ни фильм не смотрела, ни повесть не читала. После Вашего рассказа захотелось прочитать. Люблю книги, основанные на реальных событиях.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Антонина Валерьевна! Поэтому свой пост я так просто и назвала - "Ташкент -город хлебный". Раньше это словосочетание очень часто упоминалось, книга сначала критиковалась, но потом была оценена. Во всяком случае, была популярна.
      Вот и в муниципальной библиотеке вспомнили её, когда мы начали называть книги с географическими названиями.
      Попробую в следующем сообщении назвать такие, уже давно известные книги.

      Удалить
  8. Людмила Фёдоровна, добрый день! Огромное спасибо Вам за этот пост! Я так любила перечитывать эту книгу! Конечно, многие моменты из книги воспринимаются сейчас совсем по-другому...Всегда болела душа за детей того времени...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Светлана Владимировна, здравствуйте! Как я рада Вашему комментарию, давно не получала от Вас весточки!
      Конечно, сейчас эту книгу читать нужно с комментариями, объяснять почему малые дети ехали куда-то далеко, пытаясь спасти себя и семью от голода. Нынешние дети не знают не только такого явления, как "голод", но. возможно, и самого слова. И Слава Богу! Но историю нашу забывать нельзя. И ХЛЕБ нужно беречь. И не забывать, как он был выстрадан...

      Удалить
    2. Людмила Фёдоровна, добрый день!Согласна с Вами, что современные дети не знают многого...

      Удалить
    3. Но это не их вина, Светлана Владимировна. Их родители тоже 20-е годы плохо знают. По истории эти годы, вообще, не изучают, а "проходят"... Вот бы книжки такие и почитать.

      Удалить