14 марта 2016 г.

"Омская азбука" и другие стихи об Омске.

Добрый день, друзья!
Любите ли вы стихи? Можете ли Вы прочитать на память стихотворение любимого поэта? Каких современных поэтов родного края знаете? Такие вопросы я часто задаю  читателям своей библиотеки…  Чтобы расширить круг чтения о поэзии Омска, я уже подготовила для  читателей сообщения:

Жизнь избрала его поэтом. Белозеров Т.М.
"Час восхищения". Встреча с автором детских стихов Т.Н. Андринской
"Я вырос здесь и край мне этот дорог" Уроки внеклассного чтения
"В её стихах - жизнь" М. Безденежных. Юбилей омской поэтессы
Добрые сказки Владимира Новикова
История, написанная стихами. 300 лет со дня основания города Омска
Гимназия №140 читает стихи омских поэтов

Сегодня я предлагаю познакомиться с одной из современных представительниц  лирической поэзии Ольгой Григорьевой. Она пишет  как для детей, так и для взрослых.  В 2007 году вышла замечательная детская книжка Ольги Григорьевой «Омская азбука». Это  не просто книжка, а раскраска (рис. Е. Долгачевой). Тираж  этой книжки – всего 1000 экземпляров.  Для нашего миллионного города это очень мало. В нашу библиотеку 1 экз. книжки попал случайно. Предлагаю читателям познакомиться с текстом этой книжки, а проиллюстрирую я картинками из Интернета. «Омскую азбуку» можно использовать для знакомства детей дошкольного и младшего школьного возраста с городом Омском.



«ОМСКАЯ АЗБУКА»

Шар земной – как небо синий,
Ленты рек, просторов ширь…
Есть на глобусе Россия,
А в России есть Сибирь.
А в Сибири – славный город,
Омском
мы его зовём.
Больше всех он сердцу дорог –
Я живу, родился в нём!
Шелестят листвой берёзки,
Плещет в Иртыше вода…
Я горжусь любимым Омском,
Я хочу здесь жить всегда!
Новостройки и фонтаны,
И сады цветут весной…
А когда я взрослым стану,
Будет Омск гордиться мной!
Омский аэропорт




А – АЭРОПОРТ
Встретим мы гостей цветами,
Испечём огромный торт.
Чтобы гости к нам летали,
В Омске есть аэропорт!
Бульвар им. Л. Мартынова. На заднем плане СКК им. Блинова







Б – БУЛЬВАР
Посмотри, какой бульвар!
Здесь широкий тротуар.
Я могу гулять один,
Потому что нет машин.
Омский железнодорожный вокзал









В – ВОКЗАЛ

Утром папа мне сказал,

Что поедем на вокзал.

Будем бабушку встречать,

Поезд номер сорок пять!
Музей изобразительных искусств им. Врубеля







Г – ГАЛЕРЕЯ
Мы с приятелем Андреем
Побывали в галерее.
И с тех пор решил Андрей
Стать художником скорей,
Чтоб наш город рисовать,
На весь мир
Известным стать!
Дворец творчества детей и молодежи





Д – ДОМ ТВОРЧЕСТВА
В Доме творчества, ребята,
Каждый свой кружок найдёт.
Мы танцуем вместе с братом,
А сестра у нас – поёт!
Главная елка Омска









Е,Ё – ЕЛЬ, ЁЛКА
Вот декабрь наступил,
Через пару недель
В Омск приедет большая
Пушистая ель.
Разнарядится, словно девчонка,
Наша главная омская ёлка!
Памятник Маршалу Жукову





Ж – ЖУКОВ
По улице Жукова
Этой весной
Мы часто гуляли
С дедом.
И дед рассказал мне,
Что Жуков – герой,
Он Маршалом был
Победы!


З – ЗЕЛЁНЫЙ ОСТРОВ
«Быть весёлым очень просто, —
В Омске скажет вам любой. —
Надо на Зелёный остров
Вам поехать в выходной!».
Здесь мне скучно не бывает,
Льются песни разных стран…
К приключеньям отплывает
Наш большой катамаран!



И – ИРТЫШ
Нет реки для нас дороже,
Нет роднее Иртыша!
Удочкой поймать мы можем
Щуку, окуня, ерша!


Й – краЙ сибирскиЙ
Проплывают тучи мимо,
И светлеет всё вокруг…
Край сибирский мой, любимый –
Речка, лес, цветущий луг.
Пожарная каланча



К – КАЛАНЧА
Стать пожарным я хочу,
Заберусь на каланчу.
Тут один пожарный есть,
С ним увидим город весь!
Памятник Любочке на Любинском проспекте.









Л — ЛЮБОЧКА
Любочка на лавочке
Летом и зимой.
Скучно ей и холодно
В январе одной.
Посижу я с Любочкой,
Любочку мне жаль.
Подарю я Любочке
Бабушкину шаль.


М – МЕТРОМОСТ
Что за радуга из звёзд
Вспыхнула над нами?
Это новый метромост
Светится огнями!
Набережная р. Иртыш








Н – НАБЕРЕЖНАЯ
Отражается полоской
Солнце в зеркале воды…
Лучше набережной омской
Не найдёшь на свете ты!

О – ОМСК
Здесь фонтаны, скверы, парки –
Это Омск!
Летом здесь бывает жарко –
Это Омск!
Здесь Иртыш такой широкий –
Это Омск!
Здесь повсюду новостройки –
Это Омск!
Здесь метро откроют скоро –
Это Омск!
Здесь друзья и наша школа –
Это Омск!

Мы живём у речки Омки –
Это Омск!
Он красивый, светлый, звонкий –
Город Омск!


П – ПАРК ПОБЕДЫ
В День Победы вместе с братом
В Парк Победы мы идём.
Прадед наш служил солдатом –
Мы пример с него берём!


Р – РЕЧНОЙ ВОКЗАЛ
На речном вокзале чайки.
«Здесь причал» — мы видим знак.
В полосатой синей майке
Я гуляю как моряк!



С – СТЕПАН
Встанем с братом рано-рано
И пойдём будить Степана!
Снег на Любинском блестит…
А Степан уже не спит!


Т – ТАРСКИЕ ВОРОТА
Здесь красиво, словно в сказке,
Здесь повсюду старина.
У ворот высоких Тарских
Крепость старая была.
Если к нам приехал кто-то,
Мы родителей не ждём,
Сразу Тарские ворота
Мы показывать идём!

У – УЛИЦА
Улиц в Омске очень много.
Есть широкая дорога,
Есть тупик и переулок,
Но поверьте мне, друзья,
Самая красивая,
Самая зелёная,
Самая любимая –
Улица моя!
                                     Мы живём на улице героя Советского Союза А.П. Дмитриева
Цветомузыкальный фонтан у музыкального театра. Пересечение ул. Ленина и ул. 10 лет Октября
Ф – ФОНТАН
На углу у двух дорог
Вырос сказочный цветок.
Наступает летний зной –
Все идут к нему гурьбой!
Здесь и шутки, здесь и смех –
Хватит радости на всех!
Этот сказочный цветочек
Вы не спрячете в платочек,
Не поставите в стакан,
Потому что он – фонтан!


Х – ХОККЕЙ
Нынче в Омске каждый рад,
Ведь играет «Авангард»!
Позову скорей друзей,
И пойдём играть в хоккей!

Ц – ЦИРК
Это что за круглый дом?
Это цирк!
А, значит, в нём
Акробаты и жонглёры,
Фокусники и танцоры,
Дрессированные тигры,
Развлечения и игры!
Поздоровался со мной
Клоун – рыжий и смешной!

Ч – ЧАСЫ
Если спросите меня
Днём иль даже ночью:
Мол, сейчас который час?
Я отвечу сам
По красивым,
Самым точным,
Омским
Любинским часам!




Гимназия №140, г.Омск, главный вход



Ш – ШКОЛА
К ней бежим мы утром рано,
Словно ручейки к реке.
Школа – это знанья, радость,
Это друг надёжный рядом
И пятёрка в дневнике!
герб города Омска











Щ – ЩИТ
Герб у города – как щит.
Значит, город он хранит!
На детской площадке многоэтажного дома








Ъ – подЪезд
Сколько в подъезде нашем ребят?
Витя, Серёжка, Стасик и Влад.
Девочки тоже, конечно, есть:
Вика, Наташа, Оля и Катя, Настя и Аля –
Всего их шесть.
Вместе играем, дружно живём,
Любим наш город, любим наш дом!




Ы – левЫй, правЫй
Ты представь – большая птица
К Иртышу летит напиться,
И прекрасна, и смела.
Видит сверху город белый…
Берег правый, берег левый –
Как у птицы два крыла!
Свято-Успенский кафедральный собор. Восстановлен.






Ь – церковЬ
Церковь здесь стоит узорная,
Солнце блещет в куполах…
Площадь новая – Соборная
Хорошеет на глазах!
                                               








Э – ЭТАЖ
— Что на букву «Э», скажи!
— Этажи, этажи!
До звезды добраться чтоб,
Вырос омский небоскрёб!
Часы обратного отсчета до юбилея









Ю – ЮБИЛЕЙ
Юбилей наступит скоро,
Будет Омску 300 лет.
Расцветай, любимый город,
Ведь тебя роднее нет!





Я – Я
Я уже совсем большой,
Осенью мне в школу.
И скажу сегодня
Я от всех ребят:
«Мы хотим,
Чтоб был наш Омск
Светлым и весёлым,
Как цветущий, белый
Яблоневый сад!»

Изучая творчество своих земляков, юные читатели не только расширяют свой кругозор, но и совершенствуют свои литературоведческие навыки, учатся видеть красоту родной земли, природы. Вдохновляясь примером своих старших товарищей, ребята смогут проявить и свои творческие способности, и возможно, что со временем их стихи также будут дарить радость окружающим.



Григорьева Ольга Николаевна родилась в г. Новосибирске. Окончила факультет журналистики Государственного университета им. С.С.Кирова (Алма-Ата). Автор тринадцати поэтических книг, десяти книжек для детей, трех книг очерков, изданных в Павлодаре, Омске, Алма-Ате, Москве. Стихи и очерки О. Григорьевой печатались в журналах «Знамя», «Наш современник», «Студенческий меридиан», «Складчина» (Омск), «Омская муза» (Омск) а также в журналах Красноярска, Смоленска, Ростова-на- Дону, Алма-Аты, во многих  научных сборниках.
                                                                                                   
Лауреат конкурса на лучшую песню о городе Омске (2007), лауреат 3-й степени первого поэтического конкурса профессиональных авторов «Омские мотивы» (2010).Лауреат Международной литературной премии им. Марины Цветаевой (2008). Член Омского отделения Союза российских  писателей. 

Книга стихов "Летоход" (серия «Библиотека омской лирики», Омск, 2012). В сборник вошли авторские произведения разных лет.
 "Ольга Григорьева очень органична в своем творчестве: мелодия ее стиха свободно сливается с высоким звуком Серебряного века. Не случайно она лауреат международной литературной премии имени Марины Цветаевой", – пишет в предисловии литературовед, кандидат филологических наук Петр Поминов.
Издание книги стало возможным благодаря поддержке Министерства культуры Приртышья. За оформление обложки "Летохода" отвечал известный омский художник Виктор Маслов. 
 В 2013 году на втором конкурсе на соискание Южно-Уральской литературной премии (г. Челябинск) книга стихотворений Ольги Григорьевой «Летоход» была отмечена памятной статуэткой премии и дипломом «За верность классической традиции, теплоту и лиризм». О. Григорьева была награждена специальным призом и дипломом Союза российских писателей за книгу стихотворений «Летоход» — «За продолжение классических традиций в современной поэзии».

Награждена почетным знаком  «Деятель культуры». Лауреат Первого Национального конкурса «Друг детства». Лауреат Международной литературной премии им. Марины Цветаевой (Москва, 2008). Лауреат Республиканской литературной премии им. Павла Васильева (Казахстан, 2010). Живёт в Павлодаре и Омске.

 Лучшая песня о городе Омске (конкурс 2007 г.)

Город моей судьбы

Время здесь не летит –
Плавится, словно воск.
Сходятся все пути
В город родной – Омск.
Город зелёных крыш
И золотых церквей.
Там, где течёт Иртыш,
Город судьбы моей.
С нежностью и тоской
Я возвращаюсь вновь,
Переболев Москвой,
В город, навек родной.
Есть куда приезжать –
Дома я наконец!
Тихо обнимет мать,
Руку пожмёт отец.
Марево детских лет…
Будем гулять втроём.
Так же шумит проспект,
К Любочке подойдём.
И ослепит собой
Выросший к небесам
Сказочный и святой
Новый Успенский Храм.
Город мой, старина,
Как ты мне дорог, Омск!
Есть в тебе седина,
Есть и столичный лоск…
Как ты цветёшь весной,
В белом кипенье весь!
Верю – и сын мой
Встретит любовь здесь…


Читайте стихи Ольги Григорьевой

Какие чудные места…

Какие чудные места.
Какая, в общем, благодать –
От Комсомольского моста
До Юбилейного моста
С тобой под ручку погулять…
Здесь заколдованный квадрат,
И не понять, который век.
Часовня, крест и зимний сад.
На постаменте человек.
У знака «Якорь не бросать»
Как в юности, замедлим шаг.
— Ещё увидимся— Как знать…

Увы, стал вещим этот знак.







Ачаир

Очарована Ачаиром…
Спите, милые, спите с миром
В тишине своей, темноте,
В этой сказочной красоте.
Мы спокойствия не нарушим.
Тихо светятся ваши души –
Перед Богом невинны все –
В чистой, словно слеза, росе.
Встанет солнышко, станет жарко.
Спите, Бутово, Коммунарка…
Безымянных – тысячи мест,
Не над каждым поставлен крест.
Ачаира земля святая…
Птица-память кричит, летает.
В новом Храме печаль светла.
Но заплачут колокола…           



Мне так хочется показать тебе…

Мне так хочется показать тебе чернолученские места:
Неподвижную воду старицы у разрушенного моста;
Как пронизаны колбы воздуха на закате косым лучом
И заброшенный лагерь отдыха с облупившимся Ильичём.
Мне так хочется показать тебе и огромную стрекозу,
И сосну, что роняет янтарную и светящуюся слезу.
Ивы в пойме стоят на цыпочках – будто впрямь Берендеев лес!
И висят пауки на ниточках… Даже лешие бродят здесь!
И когда ты в оазис сказочный наконец-то приедешь вдруг,
То увидишь, что бор загадочный – этот тёмно-зелёный лук
Так натянут, почти до предела, над излучиной Иртыша,
Чтоб стрелой парила-летела нестареющая душа!
27 августа 2013,
Чернолучье, Омск


По улице Валиханова

Всё правильно. И всё – планово!
По улице Валиханова
Гуляю с внучкой своей,
Почти забыв про детей.
Что дети? Давно уж выросли.
А то, что мы с ними вынесли,
Не скажется никому,
А с нами уйдёт во тьму.
И как теперь ни стараемся,
У внуков своих останемся
Снежинкой в такой же тьме:
Пушистое с неба, мокрое,
Лицо над коляской доброе.
И улица Валиханова
В серебряной бахроме.




Речка Омка

Точно так, как речка Омка
Убегает к Иртышу,
Нежно-нежно,
Долго-долго,
Я всю жизнь к тебе спешу.
Точно так, как речка Омка
Растворилась в Иртыше,
Мой негромкий голос тонкий
Растворён в твоей душе.
И не жалко мне нисколько,
Что судьба у нас одна…
Непростая речка – Омка,
И темна её волна.
Есть в ней омуты и мели,
Но верна себе в большом:
Всё равно добьётся цели
И сольётся с Иртышом!
И когда бывает грустно,
Прихожу смотреть на них:
Эту встречу, это устьё,
Это русло на двоих.

И если ты в межзвёздной глуши летишь…

…И если ты в межзвёздной глуши летишь
И смотришь на шарик, который тебе был дорог,
Найди то место, где Омь впадает в Иртыш.
Я здесь стою и смотрю на любимый город.
Всё те же деревья, и скаты зелёных крыш,
И пушка, что молчит со времён Бухгольца…
И если ты действительно там летишь –
Прошу тебя, не обожгись о Солнце.
Что есть Земля? Пристанище наших тел.
А путь души, увы, никому не ведом.
Но если б ты увидеть меня хотел,
То я летела б сейчас за тобой следом.

Памяти Аркадия Кутилова

"...Поэзия - не поза и не роль.
Коль жизнь под солнцем -вечное сраженье, -
стихи - моя реакция на боль,
моя самозащита и отмщенье!"

На открытии памятного камня поэту
в Омске 30 июля 2010 года.

Он за нас и пел, и пил, и маялся.

А потом вернулся —
И понравился:
Мол, стихи и правда неплохи…
Это настоящие стихи.
Это всё живое, неподдельное,
Яростное, буйное.
Смертельное.
Он не пел, а плакал.
Голосил.
И на жизнь не оставалось сил.
Сколько нас —
Удачных, процветающих,
При Советах книжки выпускающих…
Сколько нас — и в Омске, и окрест.
Но кому-то полагался крест.
Он чудил, писал, любил, надеялся.
И сгорел.
И прах его развеялся
То ль в грязи,
А то ли — среди звёзд.
В поле одуванчиком пророс.
И скорбит душа у камня стылого
О судьбе пропащего Кутилова,
Звёздной
Поэтической судьбе.
О России, времени, себе…

К вопросу о богатстве

Вот оно, золото – в Иртыше на закате.                                                                                              Вот оно, серебро моё – заснеженный лес.
Ты давно своё потерял, промотал,
                                            потратил,
А моё богатство – со мной и поныне
                                             здесь…





Может быть...

Может быть, не хватило судьбы…
Или времени. Или – удачи.
Передать в небеса все мольбы,
Записать все молитвы и плачи.
Может быть, не хватило страны,
Чтоб прославиться и проявиться.
Но зато мы теперь все вольны –
Ищем зёрнышки, вольные птицы.
Не хватило любви иль тепла…
Что гадать теперь. Было – так было.
Просто я в этом веке жила.
Просто я эту землю любила.

Поклон

Чтобы с рекой поздороваться,
                    Надо реке поклониться.
Надо ладонью коснуться вмиг
                           Подбежавшей волны.
Надо спросить ласково: « Как поживаешь,
                                                      водица?
Что-то сегодня пасмурно, воды твои
                                                           темны…»
Чтобы с рекой познакомиться,
                                  надо реке удивиться
И осознать чудо наших великих рек.
В них отражались пожары,
                                Всадники, войны, лица…
Может, менялось русло. Но продолжался
                                                    бег.
Видишь, как на закате сходит Бухольц
                                       на берег…
Как обрастает домишками
                                   Омки пологий склон…
Вот Достоевский – молод,
                                  в освобожденье верит…
Павел гребёт на лодке – дерзок, упрям,
                                                      силён.
Сколько тут отражается – вечного,
                                                   настоящего!
И у судьбы неласковой лишь одного
                                             прошу,
чтоб выходить из дома, на берегу
                                                   стоящего,
Каждое утро кланяться батюшке Иртышу.

Река и речь

Что ещё нужно мне ещё, жива пока,
Чтоб душу живу в суете сберечь?
Чтоб за окном моим текла река.
Чтобы во мне текла родная речь.

Какое счастье – жить на берегу
И отражаться в утренней реке.
Какое счастье – говорить могу
И думаю – на русском языке.
Словарь у наших предков был-
                                           «речник».
Реченье, речь, речной – так корень
                                        Схож!
У Иртыша или у полки книг –
Там, где река, всегда меня найдёшь.
    

Отклик

… Но пройдёт ли голос тонкий,
Вздоха лёгкая струя
Через эти переборки
Перепонки бытия?
Иль останется навеки,
Как смешной домашний гном,
В этом доме, в этом веке,
В этом городе родном?
Может, всё-таки услышат,
Может, всё-таки прочтут…
И полюбят, и напишут,
И на помощь позовут.
Ведь важней всего – как воздух,
Печка лютою зимой,   
В чьих-то душах просто отзвук,
Просто отклик, боже мой…   

"Её голос настолько лишён модного ещё так недавно надрыва и всевозможных нагромождений, что иногда кажется, будто его прозрачная вязь совсем исчезает и остаётся лишь душа, сотканная из тончайших чувств, бережно озвученных талантом..."  
                                   (П. Поминов, литературовед, кандидат филологических наук)
            
Читайте стихи на сайте Ольги Григорьевой http://ogrig.ru/tag/omsk/

15 комментариев:

  1. Здравствуйте, Людмила Федоровна! Мне очень понравилась "Омская азбука", Вы ее так здорово проиллюстрировали!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Наталия Викторовна! Стихи Ольги Громовой рассказывают о конкретной достопримечательности нашего города. Так что картинки лишь показывают как хорош наш город Омск.

      Удалить
  2. Людмила Федоровна, спасибо. Удивила супер-азбука, здОрово! Красивые стихи

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Анна Борисовна, мне "Омская азбука" тоже нравится, но она для детей. А обратили внимание, какие стихи у Ольги Громовой... Она так стремится найти отклик в душе читателя... А свои личные переживания соотносит то с Иртышом, то с Омкой, то с городом...

      Удалить
  3. Людмила Федоровна,Вы все больше нас удивляете! То - история города в стихах, то - азбука в стихах! Здорово!
    Кстати, Чокан Валиханов - казахский просветитель (я прожила в Казахстане более 20 лет), надо же - не знала, что в Омске есть улица его имени. Хотя с Омской областью связана вся его биография...
    Спасибо за поэтическое знакомство. Ждите публикации в проекте.

    ОтветитьУдалить
  4. Ирина Витальевна, Вы правы! Биография Чокана Валиханова связана с Омском. Улица, названная его именем находится в центре города. Недавно её отреставрировали - она стала только пешеходной. На улице стоит памятник Чокану Валиханову. Омск помнит Чокана!

    ОтветитьУдалить
  5. Здравствуйте, Людмила Федоровна!Как все знакомо до боли, такое родное, любимое!
    Знаю М. Безденежных - в моей личной библиотеке есть с автографом ее стихи (проходила у ней переподготовку на курсах -прекрасный преподаватель, стихи ее нравятся очень).И творчество остальных знакомо. Отдохнула душой, спасибо.

    ОтветитьУдалить
  6. Галина Ивановна, за последние годы вышло много книг наших омских поэтов. Есть даже серия "Библиотека омской лирики". А какие там стихи - душевные, пронзительные, читаешь и проникаешься... Спасибо Вам за понимание и внимание к материалам блога.

    ОтветитьУдалить
  7. Подскажите, можно ли приобрести книгу "Омская азбука"?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анонимный! Это детская книга Ольги Григорьевой. Она небольшого размера с рисунками. В нашей библиотеке существует только одна книга... Издана давно, в 2007 году. Так что, её можно найти только в библиотеках .

      Удалить
  8. Какой чудесный материал, Людмила Фёдоровна! Ответы на многие вопросы можно найти на ваших страничках. Спасибо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Любовь Семёновна, Вы имеете в виду вопросы об Омске? Город свой люблю, хоть его и ругают часто, особенно в последнее время.Мне задают вопросы дети в библиотеке, они выполняют проекты, я им помогаю... Так получаются новые посты. Заходите, август я посвящу краеведческим темам.

      Удалить
    2. Да, я имела ввиду вопросы об Омске. Обязательно буду заглядывать.

      Удалить
    3. Обидно...Первое стихотворение написал мой ученик Костя, и называлось оно "Любимый Омск", но, почему-то у него другой автор и название "Омская азбука"? Это.. не честно (это мягко сказано)...

      Удалить
    4. Здравствуйте, Анонимный! Где и когда Ваш сын написал это стихотворение? Как фамилия? Книжка-раскраска, о которой идёт речь опубликована в 2007 году, написала её известная поэтесса Ольга Григорьева. Книжка есть в библиотеках Омска.

      Удалить