«От того, как будет
чувствовать себя ребенок,
поднимаясь на первую
ступеньку лестницы познания,
что он будет переживать, зависит весь его
дальнейший путь»
В.А. Сухомлинский
Что ученица 3 класса умеет ставить цели и задачи
исследования - этим в гимназии никого не удивишь. Уже много лет в нашем учебном
заведении проходит научно- практическая конференция «Я – исследователь». И
участвуют в ней ребята с 1 класса. Исследователей чтения в последнее время тоже
немало. Оно и понятно, только ленивый сейчас не утверждает, что дети стали
читать меньше. А чтобы в таком сочетании «третьеклассница – исследователь чтения» - я
такого еще не встречала.
Антропова Полина каждый год, начиная с 1 класса, выступала
на конференции с интересными темами: "Его величество Букварь" (о букварях, по которым учились в нашей гимназии более 20 лет), "Рассказ собственного сочинения "Девочки" (по мотивам книги Верейской).
В этом году тема ее исследования: «Школьник и книга в
современном мире».
Девочка провела множество опросов среди детей и взрослых, прекрасно
владела темой, Дети и родители ребят, присутствующих на секции №2 задавали
вопросы Полине по теме ее исследования, о любимых книгах. Экспертная группа в
составе учителей начальной школы Чегодайкиной М.Г. и Ступниковой Ю.В.,
обучающихся 10-х классов Мизиряк Е. и Бреер О. были приятно удивлены. Да и я,
как зав. библиотекой была очень обрадована. На чтение детей обратил внимание
сам ребенок. Хотя, что ж тут удивляться: Полина одна из лучших читательниц
нашей библиотеки, да и в ее семье много читают. Сообщение «Когда мне книжечку
читает мама…»
Полину удивляет,
почему другие ребята не любят читать. Мама Полины, Татьяна Авенировна, конечно, поддерживает,
помогает ей. Татьяна Авенировна, любезно предоставила материалы Полины для
размещения на блоге «Клуб друзей книг».
А мне остается поздравить Антропову Полину с победой на
конференции. У нее 1 место. Но главное, в другом: она считает чтение книг полезным и
любимым. А на вопрос экспертной комиссии: «Какой проблемой исследования будешь
заниматься в следующем учебном году?», девочка по-взрослому ответила: «Пожалуй,
займусь семейным чтением». Даже ребенок понимает, что все начинается в семье.
Читайте исследования Полины Антроповой
Автор: Антропова Полина Алексеевна, 3 «3»класс «Гимназия №140»
Научный руководитель: Кузнецова О.Н., преподаватель начальных классов
«Гимназия №140 2013 год
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение............................................................................................................. 3
2. Основная часть .................................................................................................. 5
2.1. Проведение анкетирования «Мой распорядок дня» среди учеников 3 класса........................................................................................................................5
2.2. Определение места чтения среди других занятий в досуге школьника начальной школы.....................................................................................................5
2.3. Предназначение книг.....................................................................................5
2.4. Роль книг в жизни человека .........................................................................6
2.5. Кто поможет юным читателям..................................................................... 8
2.6. О пользе чтения ............................................................................................ 8
3. Заключение ...................................................................................................... 10
4. Список использованных источников и литературы ..................................... 11
5. Приложение №1. Диаграмма «Распорядок дня школьника»
6. Приложение №2. Диаграмма «Досуг школьника начальных классов»
7. Приложение №3. Диаграмма «Кто помогает выбирать книги»
8. Приложение №4. Интервью с заведующей библиотекой «Гимназия №140
1. Введение.
Я очень люблю читать. В начале учебного года я предложила классному руководителю создать форум о прочитанных книгах, где можно было бы высказать свое впечатление о прочитанном, обсудить то или иное произведение. Форум создали. Ребята туда заходят, но мало кто решается написать о том, что прочитали. Я провела опрос среди одноклассников и выяснила, что ребята читать любят, но читают мало.
Меня заинтересовала такая проблема: почему современные школьники мало читают?
Эта тема очень актуальна, т.к. «снижение интереса к чтению, в первую очередь у детей, ... вызывает сегодня тревогу не только у тех, кто занимается этой проблемой профессионально – учителей и библиотекарей. Во всём мире разрабатываются программы содействия чтению...» пишет Ольга Мяэотс в статье «Что читаешь, приятель?». [4]
Моя гипотеза: Школьная и внешкольная нагрузка у современных ребят очень велика, поэтому мало остаётся время на отдых, который включает в себя не только чтение художественных книг.
Чтобы выяснить так ли это, я поставила перед собой цель:
узнать сколько времени у школьника отводится на учёбу, сколько на отдых, чем занимаются ребята в свободное время и как им помочь, чтобы они больше читали.
Для того чтобы выяснить, сколько времени у школьника отводится на учёбу, сколько на отдых, чем занимаются ребята в свободное время и как им помочь, чтобы они больше читали, необходимо было решить следующие задачи:
1. Опросить учеников 3 класса о распределении своего времени.
2. Проанализировать анкеты о распорядке дня ученика.
3. Определить какое место занимает чтение среди других дел.
4. Выяснить роль книг в жизни человека.
5. Взять интервью у библиотекаря.
6. Подвести итоги и вынести рекомендации.
2. Основная часть.
2.1. Проведение анкетирования «Мой распорядок дня» среди учеников 3 класса.
Я провела анкетирование среди одноклассников на тему «Распорядок дня» и вот, что получилось: время на отдых составляет 9% от 24 часов (около 2-х часов). Результаты приведены на диаграмме «Распорядок дня школьника» (Приложение 1).
2.2. Определение места чтения среди других занятий в досуге школьника начальной школы.
«Время на чтение» стоит на 4-м месте после игр на компьютере, прогулки и творчества (рисование, выжигание, конструирование, вышивание и т.д.) и составляет около 11% от всего времени отдыха (примерно 13 минут). Результаты приведены на диаграмме «Досуг школьника начальных классов» (Приложение 2).
2.3. Предназначение книг.
«Увидеть и познать свой край можно либо своими глазами, либо с помощью книг» сказал М.В.Ломоносов. [7]
Книга существует на Земле несколько тысячелетий – берестяные грамоты, папирусы, пергаментные свитки, наборы Гутенберга, типография Ивана Фёдорова... Люди стремились запечатлеть и передать своим современникам и потомкам то, что считали жизненно важным и необходимы. [5]
Создание славянской письменности относится к 1Х веку и приписывается византийским учёным Кириллу и Мефодию.
Древнерусскому государству постоянно требовались грамотные люди. Первые учебные заведения возникли при Владимире, а первые школы высшего типа создал Ярослав Мудрый. Здесь получали знания по философии, риторике, грамматике.
Огромную роль играли библиотеки при монастырях. В летописи сохранились строки о создании на Руси первой библиотеке при Ярославе Мудром.
При Петре 1 библиотеки открываются при университетах, академиях. В 1714 году начала свою историю первая в России научная библиотека. [6]
«Книга – это духовное завещание одного поколения другому»
А.Герцен
«Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта»
М.А.Шолохов
2.4. Роль книг в жизни человека.
«Книга – самый глубокий источник познания мира и самое сильное воздействие на духовное развитие личности...» написал Виктор Розов, известный русский советский драматург. [5]
Шведская академия детской литературы издала книжку «Восемнадцать «зачем» нужны детские книги».
Так зачем же нужны детские книжки?
1) Книга развивает наш язык и увеличивает запас слов. Она учит нас выражать наши мысли и понимать, что говорят и пишут другие.
2) Книга развивает наше мышление. Из книг мы учимся абстрактным понятиям, книги расширяют горизонты нашего мира.
3) Книга стимулирует фантазию и учит нас мыслить образами.
4) Из книг мы узнаем о других странах и о другом образе жизни, о природе, технике, истории и обо всём на свете, что нас интересует.
5) Книга развивает нашу способность к сопереживанию. Мы учимся вживаться в положение других людей.
6) Книги придают нам силы и вдохновение. Они увлекают и развлекают. Они заставляют нас смеяться и плакать. Они приносят утешение и указывают выход из трудного положения.
7) Книги задают важные вопросы, над которыми стоит задуматься.
8) Книги учат нас этике. Они заставляют нас размышлять о добре и зле.
9)Книга объясняет жизнь и помогает нам увидеть связь одного явления с другим.
10) Из книг мы понимаем, что не на все вопросы есть однозначные ответы, что на любую проблему можно посмотреть с разных точек зрения. Книги показывают, что конфликты не обязательно решать путём насилия.
11) Книги помогают нам познать самих себя. Для чувства собственного достоинства очень важно знать, что другие люди думают, чувствуют и реагируют так же, как мы.
12) Книга помогает нам понять других. Читая книги, написанные писателями других культур и эпох, и видя, что их мысли и чувства похожи на наши, мы лучше понимаем другие культуры и избавляемся от предрассудков.
13) Книги скрашивают одиночество. Книгу можно взять с собой куда угодно. Её можно бесплатно взять в библиотеке, и ей не нужна электросеть.
14) Книги – это часть нашего культурного наследия.
15) Хорошую детскую книжку можно читать вслух на радость взрослым и детям. Она объединяет поколения.
16) Детская книжка открывает нам путь в большую литературу – огромный мир на всю нашу жизнь.
17) Детская книжка обогащает культуру страны. Над книжкой работает множество людей: писатели, художники, издатели, редакторы, печатники, рецензенты, книготорговцы, библиотекари...
18) Детская книжка – это такая важная часть культурного экспорта, которая приносит стране доходы и повышает её престиж за рубежом. [1]
2.5. Кто поможет юным читателям?
В анкете на вопрос «Как ты выбираешь книги?» 51% ребят ответили – «сами», остальные – «кто-либо посоветовал». Результаты приведены на диаграмме «Кто помогает выбирать книги» (Приложение 3).
На вопрос «Мог ли ты читать больше книг, чем читаешь сейчас?» 64% ребят ответили - «да», 36% - «нет».
Чтобы дети быстрее сориентировались в большом мире книг, им нужна помощь взрослых (родителей, учителей, библиотекарей).
Родители могут рассказать о тех книгах, которые есть в домашней библиотеке.
Учитель, читая и разбирая с ребятами различные произведения на уроках, советует прочитать им те или иные книги по внеклассному чтению.
У библиотекарей очень большой объем и перечень работ, которые они проводят для читателей и с читателями.
Какая работа проводится в библиотеке «Гимназия № 140», я решила узнать у заведующей библиотекой Кишкуновой Л.Ф. Она рассказала, что в библиотеке устраиваются различные тематические выставки, встречи с писателями. Специально для начальных классов разработан цикл «Библиотечные уроки», на которых ребят знакомят с историей книг, учат как правильно пользоваться книгами, как выбрать нужную книгу. Проводятся викторины по прочитанным книгам, конкурсы, которые предполагают, что читатели знакомы с произведениями одного или нескольких авторов. Но все эти мероприятия не включены в учебный план. И решение о проведении того или иного мероприятия принимает учитель.
Интервью с Кишкуновой Л.Ф. прилагается (Приложение 4).
2.6. О пользе чтения.
«Люди перестают мыслить, когда перестают читать» сказал крупнейший французский философ и писатель Д.Дидро, живший в 18 веке (1713-1784г.г.). [3]
Чтение – это особый вид творчества. Когда читаешь книги, самостоятельно постигаешь новые смыслы, рисуешь в воображении пейзажи, создаешь образы героев, учишься понимать их чувства. Этого не происходит, например, когда смотришь телевизор. Там всё уже создано, и человек пассивен, когда воспринимает всё это. [2]
Чтение – это всегда труд; интересный, доставляющий удовольствие, радость, но труд.
Читающие люди способны мыслить проблемно, имеют большой объём памяти, активное творческое воображение, лучше владеют речью... [8]
В народе говорят:
«Чтение – вот лучшее учение»,
«Испокон века книга растит человека»,
«Кто много читает – тот много и знает»,
«Недочитанная книга – что непройденный путь». [9]
Л.Ф.Кишкунова рассказала, что самые читающие классы среди 2-х – это 2«2», а среди 3-х – 3 «3» класс. И это напрямую связано с тем, что в этих классах как раз проходит много мероприятий, направленных на приобщение школьников к чтению (библиотечные уроки, литературные викторины и т.д.). К сожалению, в 4-х классах читают уже меньше, чем в предыдущих классах.
«Всему, что есть во мне хорошего, я обязан книге»
А.М.Горький
«Без книг, как без воздуха, человек жить не может»
С.П.Королёв
« Какое богатство мудрости и добра заразительно рассыпано по книгам всех народов и времён...»
Л.Н.Толстой
3. Заключение.
Проанализировав анкеты учеников начальной школы, побеседовав с заведующей библиотекой и ознакомившись с литературой по данному вопросу, можно сделать следующие выводы:
1. У современных школьников очень большая нагрузка (уроки в школе, домашние задания, занятия в кружках и т.д.), поэтому остаётся мало времени на отдых
2. Чтение составляет около 11% от всего времени на отдых.
3. Чтобы школьников увлечь чтением, нужна совместная работа учителей, родителей и библиотекарей.
4. Библиотекари могут и должны сориентировать читателей в мире книг (знакомить читателей с новинками, проводить различные тематические и обзорные библиотечные часы, например, книги разных авторов детективного жанра, приключений, путешествий и т.д.)
5. Учителя должны понять необходимость проведения в классе различных библиотечных мероприятий, читательских конференций, диспутов по прочитанным книгам.
6. Родители должны проводить неустанную работу по приобщению детей к чтению.
Теоретическое и практическое значение моей работы состоит в том, что, учитывая желание детей узнать что-то новое, учителя и библиотекари, проводя совместную и планомерную работу (ознакомительную, в форме литературных игр, викторин и т.д.) по популяризации книг и чтения, могут увлечь детей чтением.
В следующем году я бы хотела заняться проблемой семейного чтения, потому что есть мнение, что именно в семье закладывается основа того, будет ребёнок в дальнейшем читающим гражданином или не будет.
Список использованных источников и литературы:
1. Дети и книга: Простые приёмы привлечения к чтению: сборник / Под ред. О.Громовой. – М.: Чистые пруды, 2007.
2. Мастакова Е.И., Материалы на школьный стенд// Завуч начальной школы. – 2007. - №6. – С.126.
3. Мудрость тысячелетий: Энциклопедия/ Сост. В.Балязин. – М.: Олма-пресс, 2007. – С.443.
4. Мяэотс О., Что читаешь, приятель? // Библиотека в школе. - 2006. - №10. 5. Розов В., Насыщение книгой // Библиотековедение. - 1999. - №6. – С.62.
6. Токарева А.М., Учитесь, читайте, размышляйте // Читаем, учимся, играем. - 2003. - №1. – С.40.
7. Токарева А.М., Учитесь, читайте, размышляйте // Читаем, учимся, играем. - 2003. - №1. – С.42.
8. Челышева А.В., Любовь к чтению // Читаем, учимся, играем. - 2003. - №1. – С.43.
9. www.google.ru
ОтветитьУдалитьВот это я понимаю - научная работа. Поздравляю Полину и ее научного руководителя. Интересная работа получилась. Местами спорная, но это только украшает исследование
Большое спасибо за высокую оценку работы Полины. Благодарю за повторный комментарий.
Удалить