24 мая 2013 г.

«…Значит, нужные книжки ты в детстве читал»

Эти слова  Владимира Высоцкого вспомнились мне, когда читала эссе, написанные выпускниками нашей школы накануне последнего звонка.
Мы предложили читателям гимназии №140 поучаствовать в создании списка книг, необходимых для прочтения в школе. Кому же, как не педагогам и старшеклассникам, и составлять этот список!
Отрывок из объявления для читателей гимназии: «… Предлагайте свои варианты названий книг и непременно сопровождайте их аргументацией: почему, на Ваш взгляд, они достойны обращения к ним внимания современной молодежи».




Какова роль книги в жизни современного школьника? Нужно ли нынешним ученикам читать классическую литературу или же оставить ее в веке прошедшем и заменить на современную?»
Ответы меня порадовали. Предоставляю возможность читателям блога «Клуб друзей книг» познакомиться с мнением современной молодежи.
Благодарю Галину Ивановну Блинову, учителя литературы этих ребят, которая привила любовь к литературе, помогла осознать ребятам нравственные ценности художественных произведений.

«100 книг» по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации, рекомендуемых школьникам к самостоятельному прочтению
выпускники 2012
отзывы о книгах выпускников 2013 (Дорожкина Егора, Рыбиной Елизаветы, Перминовой Нины, Геворгяна Владислава, Аитовой Лилии) на страницах блога
отзыв о книге Троепольского «Белый Бим Черное Ухо» Аитовой Лилии, выпускницы 2013

«В современном мире книги теряют свою притягательность, люди  все меньше читают, заменяя это занятие, по их мнению, более интересным увлечением. А зря. Роль книги в жизни человека всегда будет колоссальна. Она ориентирует читателя на правильный жизненный путь, более того, делает из человека полноценную личность»   (Вторушина Виолетта)
В наше время люди читают все меньше и меньше, что отрицательно сказывается на развитии всего общества.
Книги важны для формирования личности человека.
Книги учат любить, сопереживать, дружить и создают нравственную основу для развития человека. Книги помогают нам развиваться. Через книгу автор делится своими мыслями и переживаниями.
«Роль книги в жизни современной молодежи достаточно велика, так как только через прочтение произведений можно научиться жить. Да-да, именно жить. Читая книги, мы обогащаем свой жизненный опыт и внутренний мир»         (Богомягкова Ольга)
Наиболее часто упоминаются произведения русской классики:
«Война и мир» Л.Н. Толстого, «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, «Мертвые души» Н.В. Гоголя, «Евгений Онегин» АС. Пушкина, «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова,  «Отцы и дети» И.С. Тургенева,  «Война и мир « Л.Н. Толстого, «Недоросль» Фонвизина, «Горе от ума» А.С. Грибоедова
  • Роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?», по моему мнению, является обязательным для чтения. В нем описываются насущные проблемы молодых людей XIX века.  «Новые люди» представлены в романе целеустремленными гражданами, готовыми к изменениям в своей стране»  (Чумарова Юлия)
  • Особо стоит выделить «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского. Этот роман поразил меня тем, насколько автор знает людей: он, казалось, видит душу народа насквозь, в точности передавая мельчайшие ее колебания. Эта книга покажет читателю саму человеческую суть, послужит толчком к нравственному развитию и поможет, возможно, по-новому взглянуть на жизнь» (Ложкин Евгений)
  • Рассказы А.П. Чехова «Скрипка Ротшильда», «Ионыч», «Человек в футляре» и многие другие сатирические произведения этого писателя. В этих рассказах Чехов поднимает актуальные проблемы общества, предостерегает от подобных ошибок»  (Вторушина Виолетта)
«Чтение школьной программной литературы оказывает огромное влияние на формирование  духовных и нравственных ценностей учащихся».
«Классические произведения позволяют задуматься над важными проблемами человека»
  • Книги помогают воспитывать моральные качества школьников. Например, «Тихий Дон» Шолохова и «Война и мир» Толстого дают представление об исторической эпохе, а также поднимают глубокие нравственные проблемы. Также одной из моих любимых книг является «Чайка Джонатан Левингстон» Р. Баха. Путь, пройденный главным героем, позволяет читателю задуматься над проблемами своей жизни, что и является самовоспитанием.     (Богданова Екатерина)
  • В произведениях А.С. Пушкина «Дубровский» и «Капитанская дочка» затронуты такие проблемы как честь, достоинство, преданность, милосердие, жалость, гуманность.  Одной из шедевральных  книг является «Анна Каренина» Л.Н. Толстого. Эта книга рассказывает об отношениях женщины и мужчины, о настоящей любви, о предательстве.    (Лебедкина Ирина)
  • Не стоит забывать о Достоевском. Темы, поднимающиеся в романах «Преступление и наказание», «Идиот» будут актуальны во все времена. Достоевский очень точно описывает душевное состояние своих героев. Данные произведения помогают нам по-другому судить о судьбах «падших» людей, пробуждая в читателях чувство милосердия, сострадания и гуманности»   (Чумарова Юлия)
  • Н. Островский «Как закалялась сталь», Э.М. Ремарк «Жизнь взаймы». Данные произведения помогают человеку по-новому взглянуть на жизнь и на свое место в ней. Эти книги позволяют переосмыслить некоторые ситуации и радоваться тому, что у нас есть.             (Колбун Валерия)
  • И.В. Гете «Фауст». Книга учит нас не идти на поводу у своих желаний и страстей. Еще я считаю, что в школьной программе должны быть произведения В. Пикуля о войнах, которые постигли Россию на протяжении всей истории. Книги «Три возраста Окини-сан», «Площадь павших борцов. Барбаросса» и «Каждому своё. Париж на три часа» рассказывают нам об очень важных исторических событиях.     ( Батов Илья)
  • Самое яркое впечатление у меня осталось о книге А. Дюма «Граф Монте-Кристо». В ней повествуется о добропорядочном человеке, которого все предали? В голове главного героя рождается мысль о мести….Нужно ли мстить? Или нужно простить тех людей, которые когда-то сделали тебе плохо?          (Красий Александра)
  • Булгаков М. «Белая гвардия». Данное произведение помогает узнать больше об истории России, особенно о достаточно сложно периоде как гражданская война. Понять мысли и преживания людей, современников тех событий…   (Варич Михаил)
  • Несомненно,  следует назвать Ричарда Баха и его «Чайку  Джонатан Ливингстон». Эта книга очень понравится подросткам – философам, желающих разобраться в вечных вопросах свободы и ценности жизни. После этого, быть может, они прочитают «Войну и мир», «Преступление и наказание»     (Рыбина Елизавета)
  • «Как закалялась сталь» Н. Островского, «Война и мир» Л.Н. Толстого, «Черный обелиск» Э. М. Ремарка. На первый взгляд эти книги совершенно разные, но объединяет их одно: судьбы людей в военные годы (во время гражданской, отечественной, второй мировой войны). Человек должен знать о судьбах людей, которым довелось жить в то страшное и тяжелое время.     (Афонькина Анна)
  • Севантес «Дон Кихот». Невероятное произведение знаменитого писателя. Эта книга для всех, ее можно читать в любом возрасте. Она приучает читателя к нравственным ценностям, воспитывает в человеке моральные качества» ( Вторушина Виолетта)
  • Вспомним рассказы М. Зощенко. Он с иронией сумел высмеять множество бытовых неурядиц. В его героях мы можем узнать себя и понять как глупо мы выглядим в тех или иных ситуациях.    (Салыкова Алина)
  • Равнодушным не оставят и произведения Л. Андреева. Например, рассказ «Стена» заставит о многом задуматься своих читателей. В нем поднимается проблема равнодушия людей друг к другу.              (Чумарова Юлия)
  • «А дружбе школьников может научить цикл произведений Д. Роулинг «Гарри Поттер». В нем описывается дружба, пронесенная через года, прошедшая через множество испытаний, препятствий и опасностей.     (Ложкин Евгений)
  • Произведение М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» остается актуальным и сегодня. Проблемы правосудия, истины, власти в жизни человека поднимаются автором. Как быть, когда общество тебя не приняло, что есть истинная и преданная любовь?  Найти ответы на эти вопросы должен ответить каждый человек.          (Аитова Лилия)
«На мой взгляд, каждый порядочный человек должен прочитать хотя бы одну книгу о войне…»     (Прошутинская Любовь)
Книги «… не только описывают события войны, но делают нравственную «закалку» читателю.
«В списках не значился» Б. Васильева. В произведении показан истинный русский человек, который до последнего вздоха защищает свою Родину. Его «..мужество и самоотверженность заставляют читателя задуматься: а как бы ты поступил в сложившейся ситуации?»
Называются книги В. Кондратьева «Сашка», В. Васильева «А зори здесь тихие…», Быкова «Сотников», Полевого «Повесть о настоящем человеке», Фадеева «Молодая гвардия».
«Благодаря книгам о Великой Отечественной войне мы узнаем, чем жертвовали герои ради своих товарищей, ради семьи, ради страны» (Казакова Ксения)
  • Школьнику необходимо читать произведения современных авторов. Только в них подросток может увидеть наиболее правдивую картину современного общества.
Для дополнительного чтения С. Минаев «Духлесс», В. Злобин «Финики» (Кравченко Вдадислав)
  • В списке для изучения в школе должна быть пьеса Л.Разумовской «Дорогая Елена Сергеевна». Это произведение актуально именно для школьников, потому что связано с вопросами совести, честности, нравственного выбора.      (Колбун Валерия)
  • В книге Л.Разумовской «Дорогая Елена Сергеевна» показана ужасная черта молодежи – корысть…Читая это произведение, каждый из нас понимает, насколько бывают ужасны поступки подростков. Собственное мировоззрение начинает меняться…   (Сальников Иван)
  • Непозволительной глупостью и беспечностью кажется мне отсутствие в школьной программе бардов: Высоцкого, Дягилевой, Башлачева. Дух того бунтарского времени тоже необходимо ощутить молодежи нашего поколения…   (Рыбина Елизавета)                                    
  • Одним из моих любимейших произведений является повесть Г. Троепольского «Белый Бим Черное Ухо». Эта книга поможет детям сформировать нравственные ценности, научиться состраданию и милосердию, сделать свое сердце добрым и открытым.                                                                     ( Аитова Лилия )
Кроме того, называются произведения:
Вампилов «Утиная охота»
Железников В. «Чучело», Б. Белых и Л. Пантелеев «Республика ШКиД», книги М. Шолохова,  А. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ»
 Из зарубежной литературы называются также произведения:
Лондон Дж. «Морской волк», Флобер «Госпожа Бовари», Э.М. Ремарк «Жизнь взаймы», «Ночь в Лиссабоне»; Д. Браун «Код да Винчи» и «Ангелы и демоны»

В заключение привожу выводы наших выпускников.
«Современной молодежи нужно окультуриваться» (Лебедкина Ирина)
«В мире существует множество книг, достойных внимания современных школьников»   (Чумарова Юлия).
«Книги – это наши помощники, советчики, вся народная мудрость хранится в книгах»     (Прошутинская Любовь)
«Сейчас для молодых людей показателем интеллигентности является начитанность; замечательно, что сейчас читать становится престижно»    (Собко Елена)
«Необходимо читать то, что создавалось гениями, потому что только это спасет наше и последующее поколение от полной деградации и потери моральных ценностей»      (Рыбина Елизавета)

3 комментария:

  1. Скоро День библиотек - поздравляю всех коллег!!!
    Так пусть в этот день (и не только)-
    Читатели будут читающими,
    Книги не очень тяжёлыми,
    Компьютеры не зависающими,
    Зарплаты – большими
    (ОЧЕНЬ БОЛЬШИМИ),
    А библиотечный день –
    каждый день!

    ОтветитьУдалить
  2. Голоса юных :) Нечасто бывает возможность услышать их, а у вас такая счастливая возможность есть!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оксана Дмитриевна! С детьми работать не просто, но интересно! У меня в библиотеке есть целая папка "Книгу советует друг" (отзывы ребят о книгах). Она служит рекомендацией для других гимназистов. Однажды я даже делала книжную выставку на основе отзывов. Книги с этой выставки дети берут с удовольствием!
      Спасибо за комментарий! Заходите почаще!

      Удалить