12 марта 2013 г.

«Женщина для меня – это воплощенная гармония жизни…» Памяти Бориса Васильева


11 марта умер Борис Васильев. Борис Львович Васильев -   известный советский писатель, участник Великой Отечественной войны, автор любимых читателями всех возрастов повестей и романов «Иванов катер», «Самый последний день», «Не стреляйте в белых лебедей», «В списках не значился», «А завтра была война» и других. По его произведениям снято несколько фильмов, его пьесы идут в театрах. В 1975 году Борису Васильеву,  как автору повести и сценария за фильм «А зори здесь тихие…» была присуждена Государственная премия СССР.
Впервые повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие…» была опубликована в восьмом номере журнала «Юность» за 1969 год. С тех пор она многократно переиздавалась. Интерес к ней не ослабевает. Повесть входит в программу по литературе в 11 классе в нашей гимназии.

                                             
 Привожу ответы писателя, опубликованные журналом «Литературное обозрение» в марте 1973 года в записи журналистки Н. Железновой (извлечения)
«…Мне задают вопрос в 95 из 100 писем: с кого «срисовал» портреты девушек, героинь книги?
…у моих зенитчиц нет прообразов. То есть ни одна из них не повторяет судьбы кого-нибудь из тех, кого я знал лично или по рассказам. И все-таки они не придуманы мною. За годы войны я встретил много женщин в солдатских шинелях. И память сохранила десятки прекрасных и трагических судеб…
…Женщина для меня – это воплощенная гармония жизни. А война – всегда дисгармония. И женщина на войне – это самое невероятное, несочетаемое сочетание явлений. А наши женщины шли на фронт и воевали на передовой рядом с мужчинами. …Очень велик был на фронте процент интеллигентных девушек, студенток. Чаще всего – первокурсниц. Для них  война была самой страшной…Где-то среди них сражалась и моя Соня Гурвич… Действительность, с которой столкнулись женщины на войне, была много труднее, чем все, что они могли придумать… Трагедия Гали Четвертак об этом. Особенно часто я получаю письма с вопросами о судьбе Жени Комельковой. Или так: «А я встречал на фронте Женю. Только звали ее Лидой».
…Каждый писатель пишет о своем времени. …И я написал о том, что знаю. О моем поколении… Я сын офицера. В военном городке, где я рос, и мальчишки и девчонки уже в пятом классе стреляли из боевых винтовок и скакали на лошадях. …Может быть, сегодняшний молодой читатель не знает, сколько девочек моего детства, дочерей командиров Красной Армии ушло на фронт в первые же дни войны! В 1943 году был создан единственный за всю историю Военной академии бронетанковых войск курс девушек – будущих военных инженеров. Это были в основном дочери командиров, ушедшие на фронт вслед за своими отцами.
Я хотел рассказать о пережитом сегодняшним девятнадцатилетним, рассказать так, чтобы погибшие девочки показались им близкими, понятными современницам. …А замысел повести родился от «толчка памяти». На фронт я попал, едва окончив 10 класс, в первые годы войны. Одной из главных задач нашего истребительного батальона была задача - борьба с  диверсантами….Вышли на свое первое задание в лес. И вот там, среди живой зелени лесной поляны, такой мирной в своей тишине, ароматах нагретом хвои и трав я увидел двух мертвых деревенских девчушек… Я потом повидал немало горя и смертей, но этих незнакомых девочек забыть никогда не мог…»
Отзыв ученицы 11 класса

 «Прочитав произведение Бориса Васильева, мне кажется, каждый не раз еще задумается о войне с ее бессмысленностью и последствиями. Это произведение должно оставить неизгладимое впечатление у современного поколения, чтобы каждый задумался о том, чтобы война не повторилась. После прочтения “А зори здесь тихие...” мне показалось, что я сама вместе с девушками побывала в боевых условиях, видела врага и гибель зенитчиц. Это еще раз подчеркивает мастерство писателя. На мой взгляд, произведение написано интересно и убедительно, все правдиво и естественно. Каждая деталь, начиная с описания разъезда, леса, дорог и заканчивая героями и сценами их гибели, важна для единого, целого восприятия повести. И Борис Васильев, мне кажется, нигде не преувеличил. 
Именно мастерство таких писателей, как Васильев, раскрывает и подчеркивает бесчеловечность войны. И мне кажется, что такие произведения, как повесть “А зори здесь тихие...”, актуальны и звучат как предостережение нам.




Биография писателя

Комментариев нет:

Отправить комментарий