21 декабря 2011 г.

Некрасов и дети

НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ НЕКРАСОВ 
(1821 — 1878)
190 лет со дня рождения 
Вы, конечно, помните, ребята, стихотворения Н.А. Не­красова, которые вы учили уже в первом и втором классах? Стихи Н.А. Некрасова, так же как и стихи А.С. Пушки­на, знает и любит каждый культурный русский человек. Их нельзя не любить, потому что они просты и понятны каждо­му — и ученику первого класса, и взрослому человеку. Они трогают душу. Стихи его очень благозвучны и многие пере­ложены на музыку.
Детство Н.А. Некрасова прошло в селе Грешнево Яро­славской области, в родовом имении отца. Недалеко от села, примерно в пяти километрах от него, протекает Волга. А че­рез село в те времена проходила большая дорога на город Кострому. Волга с её просторами и бурлаками, которые тя­нули баржи, и эта дорога с её пешеходами-ремесленниками, которые искали работу по деревням и городам, деревенская природа заливные луга по берегам Волги и леса, дружба с деревенскими ребятами оказали большое влияние на буду­щего поэта и писателя. 
О его жизни подробнее вы, конечно, в будущем прочитаете в разных книгах, например, в книге К.И. Чуковского «Н.А. Не­красов»:
Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов провёл своё детство в деревне, близ Волги. Его отец был по­мещиком. Вся семья жила в барской усадьбе, в большом и просторном доме, а неподалёку от дома стояли убогие избы крестьян. Отец Некрасова запрещал ему бывать в этих из­бах: он считал, что зазорно дворянскому ребёнку водиться с детьми крепостных. Но мальчик, улучив удобную минуту, тайком убегал в деревню, где у него было много друзей сре­ди деревенских ребят. Он купался с ребятами в речке, соби­рал вместе с ними лесную малину, чернику, грибы, а когда наступала зима, уходил с той же ватагой на Волгу — катать­ся с крутых берегов на салазках. 
Барский дом стоял у самой дороги, а дорога в ту пору была многолюдная, бойкая: 
Рабочего звания люди 
Сновали по ней без числа. 
Стоило мальчику выйти за ворота усадьбы — он во вся­кое время мог встретить этих разговорчивых и добродушных людей: плотников, маляров, печников, землекопов, лудиль­щиков, переходивших в поисках работы из города в город. 
Через много лет, уже пожилым человеком, поэт с улыб­кой вспоминал об этих встречах: 
Под наши густые, старинные вязы 
На отдых тянуло усталых людей. 
Ребята обступят: начнутся рассказы 
Про Киев, про турку, про чудных зверей... 
Рабочий расставит, разложит снаряды — 
Рубанки, подпилки, долота, ножи: 
«Гляди, чертенята!» А дети и рады. 
Как пилишь, как лудишь — им всё покажи. 
Случалось, тут целые дни пролетали. 
Что новый прохожий, то новый рассказ... 
Так с самого раннего детства Некрасову стала близка и мила жизнь простого народа. 
Его няня была крепостная крестьянка. Первые сказки, какие привелось Некрасову услышать от няни, были старин­ные русские народные сказки, те самые, что в течение мно­гих столетий рассказывали в каждой крестьянской семье каждому крестьянскому ребёнку. Сказки очень полюбились Некрасову, и он запомнил их на всю жизнь. 
Любовь к полям и лесам своей родины, к её снегам и мо­розам, к её весеннему «зелёному шуму» тоже зародилась у него в те ранние детские годы. Он вспоминал о временах своей юности: 
Мне лепетал любимый лес: 
— Верь, нет милей родных небес! 
Нигде не дышится вольней 
Родных лугов, родных полей... 
Уже в раннем детстве Некрасов был сильным и смелым, умел и грести, и плавать, метко стрелял из ружья, мог вско­чить на любого коня и мчаться на нём во весь дух. Ему бы­ло лет семь или восемь, когда нянька вздумала запугать его чертями. Тогда в деревнях верили, что на свете есть черти, домовые и ведьмы. 
Некрасов рассказывает об этом приключении так: 
Однажды няня говорит: 
Не бегай ночью — волк сидит 
За нашей ригой, а в саду 
Гуляют черти на пруду! 
И в ту же ночь пошёл я в сад. 
Не то чтоб я чертям был рад, 
А так — хотелось видеть их. 
Не всякий семилетний ребёнок решился бы на такой храбрый поступок: выйти одному ночью в сад, чтобы взгля­нуть на страшилище, которым взрослые пугают его! 
Я постоял на берегу, 
Послушал — черти ни гугу! 
Я пруд три раза обошёл, 
Но чёрт не выплыл, не пришёл. 
Если бы мальчик воспитывался среди изнеженных бар­ских детей, он, конечно, не был бы таким смельчаком. Но его товарищи были крестьянские дети, привыкшие с самого раннего возраста не отступать ни перед какими опасностями. 
Упорная настойчивость и храбрость были его главными свойствами. Обучаясь верховой езде, он то и дело падал с ло­шади, и был такой день, когда он упал восемнадцать раз подряд, но в конце концов добился своего: сделался хоро­шим наездником. С тех пор, по рассказу его сестры, он уже не боялся никакой лошади и смело вскакивал на бешеного жеребца. 
Добиться своего ценою любого труда стало для него с детства законом. Даже в ребяческих делах и затеях сказыва­лась его сильная воля. 
Однажды поздней осенью случилось ему подстрелить на озере дикую утку. Озеро у берегов было затянуто льдом. Со­бака, испугавшись холодной воды, заупрямилась. Десяти­летний охотник, забыв обо всём, кинулся в ледяную воду, поплыл за уткой и достал её. 
«Это стоило ему горячки, но от охоты не отвадило», — писала его сестра в воспоминаниях о нём. 
Мальчик был рад проводить целые дни, с утра до вече­ра, под открытым небом, в лесах и полях. Но дома, в родной семье, ему жилось очень горько. Его отец, Алексей Сергее­вич, был одним из тех помещиков, каких тогда было мно­жество: невежественный, грубый и буйный. Он угнетал всю семью и нещадно бил своих крестьян. Это доставляло маль­чику много тяжёлых страданий. 
Мать поэта, любящая, добрая женщина, бесстрашно за­ступалась за крестьян. Защищала она и детей от побоев сер­дитого мужа. Его это так раздражало, что он набрасывался на жену с кулаками. Она убегала от своего мучителя в даль­нюю комнату и брала с собою любимого сына. Мальчик ви­дел её слёзы и горевал вместе с ней. 
Когда Некрасову исполнилось десять лет, его отдали в Ярославскую гимназию. Учителя в гимназии были плохие; они требовали от учеников только зубрёжки и за всякую провинность секли их розгами. 
...Придёшь, бывало, в класс 
И знаешь: сечь начнут сейчас, — 
вспоминал поэт про свои школьные годы. Ничему путному такие учителя не могли научить любознательного, богато одарённого мальчика. Некрасов не кончил гимназии. Он ушёл из пятого класса, так как отец отказался внести плату за его обучение. 
К счастью, в эти годы мальчик полюбил читать книги. Книги заменили ему школу. С жадностью прочитывал он всё, что мог раздобыть в провинциальной глуши. Но этого ему было мало, и вскоре он задумал уехать из деревни в Петербург, чтобы поступить в университет, стать сту­дентом. 
Некрасову шёл семнадцатый год, когда он покинул ро­дительский дом и в ямщицкой телеге впервые приехал в сто­лицу. Приехал не с пустыми руками: при нём была большая тетрадь его полудетских стихов. Уже несколько лет Некра­сов тайком сочинял стихи и теперь мечтал напечатать их в столичных журналах. 
В Петербурге Некрасову жилось очень трудно. Отец хо­тел, чтобы сын поступил в военную школу, а сын стал хло­потать, чтобы его приняли в университет. Отец рассердился и заявил, что не вышлет ему больше ни копейки денег. Юно­ша остался без всяких средств к жизни. С первых же дней по приезде в столицу Некрасову пришлось добывать себе пропитание тяжёлым трудом. «Ровно три года, вспоминал он впоследствии, — я чувствовал себя постоянно, каждый день голодным. Приходилось есть не только плохо, но и не каждый день...» 
Поселился он в убогой каморке, которую снимал с од­ним товарищем. Однажды им нечем было заплатить за эту каморку, и хозяин выгнал их на улицу. 
Ютясь то на чердаке, то в подвале, без хлеба, без денег, без обуви, Некрасов на себе испытал, каково живётся бедно­те и как обижают её богатые люди. Некрасов, чтобы не уме­реть с голоду, писал день и ночь, не разгибая спины, и всё же оставался бедняком. 
Стихи, которые он стал писать впоследствии, поразили всех своей силой и смелостью. Особенно много стихов написал Некрасов о крестьянах. И когда читаешь эти стихи, кажет­ся, будто сами крестьяне рассказывают о своих трудах и пе­чалях, — так хорошо знал Некрасов их жизнь и так близко принимал её к сердцу. 

"С детства я очень любила книги и много читала. Я научилась этому, когда многие мои сверстники еще просили об этом родных. Мне приносили много разных книжек. Я с удовольствием читала. Среди таких книг у меня была любимая – «Мужичок с ноготок» Н.А. Некрасова. Перечитывала это произведение много раз и не переставала восхищаться. Я еще ходила в детский сад. У меня там было много друзей, но не все умели читать. Тогда я решила принести книжку туда и прочитать всем.  «Мужичок с ноготок» понравился, меня попросили прочитать еще раз. Когда вечером бабушка пришла забирать меня из детского сада, я догадалась, что надо сделать: любимую книжку подарить детям… Была рада, что теперь не одна я смогу… наслаждаться этой книжкой…" (Мария Туманова, 8 класс // Пионерская правда.- 2010. – 2 апреля)

Для проведения мероприятий и уроков предлагаем материалы: 
  • http://nekrasov.niv.ru/
  • http://www.nnekrasov.ru/
  • Литературный праздник для учащихся 3-5 классов //Читаем, учимся, играем. – 2001. - №6. с.26 
  • Конкурс «Знатоки некрасовской лиры»// Читаем, учимся, играем. – 2001. - №6. с.37 
  • Литературный час по «новгородскому» этапу творчества Н.А. Некрасова //Читаем, учимся, играем. – 2001. - №6. с.39 
  • Литературно-музыкальный вечер, посвященный женским образам в поэзии Н.А Некрасова // Читаем, учимся, играем. – 2011. - №8. с.31 
  • Интеллектуально- творческая игра по произведениям Н.А. Некрасова для учащихся 5-9 классов// Читаем, учимся, играем. – 2011. - №8. с.38

Комментариев нет:

Отправить комментарий