5 октября 2021 г.

"Ради этого становишься учителем… " Книги об учителях. Поздравляю с праздником!


«Ученик – это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь".     Плутарх

Учить – дело непростое. Тут нужен ясный ум и горячее сердце. Вашими стараниями многие ребята нашли в жизни свой путь и сегодня, в День учителя, я хочу  поздравить вас, дорогие учителя,  и сказать «спасибо» за неоценимый труд! Будьте счастливы! Пусть вашу жизнь ничто не омрачает, а в вашем доме живут любовь и понимание! Будьте здоровы!

В этот день я хочу представить вам, дорогие читатели, несколько книг об учителях, которые вы не читали и,  может быть, цитаты из этих книг вызовут у вас интерес.

Кузнецов С. «Учитель Дымов»

- "…одной весенней ночью 2009 года он исследовал онлайн-сообщество «Литература в школе». Здесь родители замученных учителями подростков пытались хоть как-то разобраться, чего же требует от их детей школьная программа: они выкладывали сканы сочинений, израненных красной учительской ручкой, сравнивали списки дополнительной литературы и обсуждали сравнительные характеристики литературных героев. Андрей не мог оторваться, это было очень страстное чтение: родительские посты сочились кровью, желчью и слезами. «Как запомнить все стихотворные размеры русского стиха?», «Неужели нужно прочесть все книги, упомянутые в “Евгении Онегине”, чтобы получить пятерку?», «Что означает Расставьте главы “Героя нашего времени” в хронологическом порядке? А в каком порядке они стоят у Лермонтова?» – и, наконец, вопль матерей всех времен: «Кто-нибудь может объяснить, что она хочет от моего сына?» Так прошла вся ночь, наступил холодный весенний рассвет, а Андрей все еще яростно выстукивал комментарии. Выяснилось, что он не просто знал почти все ответы, – он понимал….

 

– "Но ты их учишь химии? – Я преподаю химию, а учу я – мыслить, потому что это единственное, чему можно научить. Можно преподавать физику, математику, немецкий язык, да хоть историю древнерусской литературы – тема не важна, важен метод и, как сказали бы немцы, рефлексия о нем. А поскольку для умного человека нет ничего интересней, чем мыслить, умным студентам со мной интересно. Вот и все".

- "Сопротивление ученицы было сломлено, и тогда Андрей смог приступить к настоящей работе. Не имея опыта преподавания, он на ходу изобретал собственную методику: чередуя творческие задания («опишите жизнь вашего города в том стиле, в котором Хармс описывал Ленинград») и подробные экскурсы в тексты, повлиявшие на Хармса или с ним связанные, Андрей за несколько занятий развернул перед своей ученицей завораживающую панораму мировой литературы…"

«Так как я хочу жить? – спросил он себя. – Что я хочу делать?» Конечно, Андрей знал ответ, но ответ этот был таким нелепым, что даже себе Андрей не сразу смог сознаться. Он хотел учить детей…"


Распутин Г.«Уроки французского»

- "Не было в её лице жестокости, которая становится с годами чуть ли не профессиональным признаком учителей".

- "Учительница — так другой человек, что ли? Иногда надоедает быть только учительницей, учить и учить без конца. Постоянно одергивать себя: то нельзя, это нельзя, — Лидия Михайловна больше обычного прищурила глаза и задумчиво, отстранение смотрела в окно. — Иной paз полезно забыть, что ты учительница, — не то такой сделаешься бякой и букой, что живым людям скучно с тобой станет. Для учителя, может быть, самое важное — не принимать себя всерьез, понимать, что он может научить совсем немногому".

- "Мне казалось, что Лидия Михайловна все время ожидающе присматривается ко мне, а присматриваясь, посмеивается над моей диковатостью, — я злился, но злость эта, как ни странно, помогала мне держаться уверенней".

-" … я уже был не тот безответный и беспомощный мальчишка, который боялся ступить здесь шагу, помаленьку я привыкал к Лидии Михайловне и к ее квартире. Все еще, конечно, стеснялся, забивался в угол, пряча свои чирки под стул, но прежние скованность и угнетенность отступали, теперь я сам осмеливался задавать Лидии Михайловне вопросы и даже вступать с ней в споры".


Ирина Фуллер  "Лебединая башня"
- "Учитель — человек, а, значит,  подвластен всем человеческим слабостям: лени, плохому настроению, банальной антипатии к конкретному ученику. Если мы поставим целью нанять в школы только идеальных преподавателей, вполне вероятно, среди них не обнаружится ни одного живого человека".



Жан-Клод Мурлева "Третья месть Робера Путифара"

- "Но Робер Путифар так и не забыл свое тяжелое детство. И когда настало время решать, на кого дальше учиться, он избрал единственную профессию, позволяющую на законных основаниях мстить этим маленьким соплякам, от которых он некогда так натерпелся: он решил стать… учителем".




Мэтт Хейг "Как остановить время"

- Вот ради этого и становишься учителем. Ради проблеска надежды там, где, казалось, ее нет и быть не может.





Зюзюкин И.И. «Из-за девчонки»

«Ученики и учителя – это всегда целый роман. Пишется он долгие годы… и лишь в редких случаях развивается бесконфликтно. И ещё – это роман без конца! Ты давно окончил школу… А в твоей памяти она всё такая же… И твои учителя… их лица, улыбки, глаза… - всё живёт, пока живёшь ты…»                            




На эту тему вы также можете прочитать в моём блоге:

«Если б не было учителя…» Книги об учителях

«Учительство – не труд, а отречение…» Книги об учителях

УЧИТЕЛЬ на страницах книг



20 комментариев:

  1. Чудесная подборка, Людмила Федоровна! И праздник замечательный! С Днем учителя!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Наталия Викторовна! С праздником! Я открыла в Интернете "Уроки французского" и вновь перечитала. Как азартно играла Лидия Михайловна со своим учеником, как умело она придавала уверенности этому пареньку...

      Удалить
  2. Спасибо, Людмила Фёдоровна, за список книг. С праздником! С Днем учителя!

    ОтветитьУдалить
  3. Благодарю, Ирина МИхайловна! Это не сколько список книг, а обзор их в виде цитатного перечня. Вам ничего не захотелось почитать?

    ОтветитьУдалить
  4. Людмила Федоровна, с праздником! "Учитель Дымов" в списке, а "Уроки французского" прочитан раза три точно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Благодарю, Аля! "Учитель Дымов" - хороший выбор! Приятного чтения!

      Удалить
  5. Наш день здесь отмечают 11 сентября. Моя задача сегодня - отдать все, чему я научился и чему учусь. Один из способов преподавать - это мои 2 блога, ничего не получая взамен, только дружба моих подписчиков.
    Спасибо за приветствие!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. "Если вы владеете знанием, дайте другим зажечь от него свои светильники". (Томас Фуллер) Хорошая цитата. Я очень ценю общение с Вами! Успехов Вам, Норма!

      Удалить
  6. Людмила Фёдоровна, очень интересно Вы представили книги. Из сегодняшней подборки читала только В.Распутина. Очень люблю этот рассказ. Здесь не только талантливый педагог, умеющий понять ребёнка, но и смелый человек. К сожалению. смелости не всегда хватает учителям - смелости в отстаивании прав и интересов ребёнка. Заинтересовала книга С.Кузнецова. Попробую спросить в библиотеке. А Вас с праздником: ведь многие годы проработав в школе, Вы были надёжным помощником учителей.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, дорогая Людмила Алексеевна! В этом сообщении я намеренно собрала цитаты из книг, почти неизвестных широкому читателю. Но не смогла удержаться без цитат из Распутина. Конечно, со временем психология учителя меняется, но главным приоритетом настоящего учителя остаётся любовь к детям.
      "Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян". (Дмитрий Иванович Менделеев)

      Удалить
  7. Спасибо, дорогая Людмила Фёдоровна, за поздравления!
    вот вроде и работаю много лет, а праздник всё же со слезами проходит. Столько добрых слова услышишь не только от учеников, но и от близких и далёких друзей.
    Спасибо Вам за подборку!
    Читала "Учителя Дымова", конечно, "Уроки французского", которые нежно люблю. Надо ещё посмотреть, какие книги про учителей читала.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Николаевна, приветствую Вас! Уж сколько Вами прочитано, сколько предложено ученикам, сколько "посеянных семян" (по Менделееву). Будьте уверены, это даст хорошие всходы. Спасибо Вам за Ваш труд! Здоровья и успехов!!!

      Удалить
  8. Людмила Фёдоровна, спасибо Вам за подборку книг и поздравление. Очень понравилась цитата Плутарха о факеле, который надо зажечь.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Любовь Семёновна! Древние философы понимали суть учения и знаний."Мудр не тот, кто знает много, а тот, чьи знания полезны" (Эсхил)
      С праздником Вас!

      Удалить
  9. Я в этом году замечательно отметила 1 октября. Меня приглашали в Модельную библиотеку на мастер-класс. У вас в Омске есть Модельная библиотека? Посмотрите мой пост об этом событии.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Михайловна! Я за Вас очень рада, что Вы замечательно провели время! Я уже почитала и комментарий оставила.
      У нас город большой, библиотек много. У меня сейчас нет возможности съездить даже в Пушкинскую библиотеку...

      Удалить
  10. Здравствуйте, Людмила Фёдоровна!
    Вот прям стыдно стало - из всех книг читала только одну.... Спасибо за рассказы -если попадётся на глаза, обязательно возьму и прочитаю!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Лилия Павловна! У Вас есть возможность почитать, главное, чтобы Вы знали, ЧТО читать! Приятного чтения!

      Удалить
  11. Boa tarde Ludimila. Obrigado pela dica maravilhosa de livros, não conheço nenhum deles. Bom início de semana.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Olá Louis! Estou feliz por seu comentário. Estou me perguntando se você tem algum livro sobre professores.
      Здравствуйте, Луис! Рада Вашему комментарию. Мне интересно, а есть ли у вас книги про учителей?

      Удалить