12 мая 2021 г.

Другие мгновения войны. Иван. Зося. Владимир Богомолов

Недавно мы отметили Праздник Победы. Кто-то смотрел парад на Красной площади, кто-то вспоминал  своих родных, участвовавших в Великой Отечественной войне. Ещё живы те, кто воевал. Мало их осталось, очень мало. Осталось мало в живых и писателей, которые видели войну своими глазами. Владимир Богомолов ушёл из жизни в 2003 году. 


А воевал он с начала Великой Отечественной войны. Был курсантом воздушно-десантной школы, командиром отделения разведки, был ранен, награжден. Богомолов прошел немало фронтовых дорог — Подмосковье, Украину, Северный Кавказ, Польшу, Германию, Маньчжурию. Был тяжело ранен в апреле 1942, предположительно в ходе апрельских боёв под Вязьмой 4-го воздушно-десантного корпуса во время Ржевско-Вяземской операции, попал в госпиталь в Ташкенте, и затем в Бугульме (по месту эвакуации его семьи).

В сентябре 1944 переходит из войсковой разведки в органы военной контрразведки, Главное управление контрразведки "Смерш" Наркомата Обороны СССР. Форсировал Вислу. Участвует в освобождении Польши, в боевых действиях в Восточной Пруссии и Германии.
И только в  1949 был уволен из армии в звании лейтенанта контрразведки. Большинству читателей известен его  роман "В августе сорок четвертого..." (второе название – "Момент истины"). Роман принес Богомолову огромную популярность; неоднократно переиздавался, вызывая неизменный читательский интерес. Он посвящен работе одного из подразделений русской контрразведки в годы Великой Отечественной войны. 


Но начался его творческий путь с небольшой повести «Иван», по которой позже сняли замечательный фильм «Иваново детство».  В своих воспоминаниях он пишет: «Я очень много читал, в том числе и о войне, меня коробило от множества нелепейших несуразностей, особенно в художественной литературе, полагаю, именно это побудило меня написать повесть "Иван". С одной стороны, это трагическая судьба двенадцатилетнего мальчика на войне, с другой – профессионально точное описание "зелёной тропы", переброски через линию фронта разведчика, в данном случае – юного героя повести".

https://bookmix.ru/authors/index.phtml?id=477

   "Иван" - повесть о двенадцатилетнем мальчике. Его редко называют Ванюшей, Ванюшкой. Взрослые сдержанны, ласковые слова мало уместны: нельзя же жалеть мальчонку, а потом отпускать, снаряжать туда, где не им, а ему предстоит рисковать жизнью... Взрослые, боевые офицеры, как бы даже стесняются Ивана, им неловко, беспокойно, не по себе. В них  живет горькое знание: мы-то, сильные, вооруженные, здесь, среди своих. А он, полураздетый, полуголодный, беззащитный, скитается там, во вражьем тылу, за вершок от смерти. И ничего невозможно поделать, ничего нельзя изменить. Эта "недетская сосредоточенность" взгляда, эта медленная еда без большой охоты, словно он отвык есть, словно какое-то внутреннее напряжение держит и не отпускает его...

«Я снова спрашиваю Холина о мальчике и узнаю, что маленький Бондарев — из Гомеля, но перед войной жил с родителями на заставе где-то в Прибалтике. Его отец, пограничник, погиб в первый же день войны. Сестренка полутора лет была убита на руках у мальчика во время отступления.

— Ему столько довелось пережить, что нам и не снилось,— шепчет Холин.— Он и в партизанах был, и в Тростянце — в лагере смерти... У него на уме одно: мстить до последнего! Как рассказывает про лагерь или вспомнит отца, сестренку — трясется весь. Я никогда не думал, что ребенок может так ненавидеть...

Холин на мгновение умолкает, затем продолжает еле слышным шепотом:

— Мы тут два дня бились — уговаривали его поехать в суворовское училище. Командующий сам убеждал его: и по-хорошему, и грозился. А в конце концов разрешил сходить, с условием: последний раз! Видишь ли, не посылать его — это тоже боком может выйти. Когда он впервые пришел к нам, мы решили: не посылать! Так он сам ушел. А при возвращении наши же — из охранения в полку у Шилина — обстреляли его. Ранили в плечо, и винить некого: ночь была темная, а никто ничего не знал!.. Видишь ли, то, что он делает, и взрослым редко удается. Он один дает больше, чем ваша разведрота. Они лазят в боевых порядках немцев не далее войскового тыла. А проникнуть и легализироваться в оперативном тылу противника и находиться там, допустим, пять — десять дней разведгруппа не может. И отдельному разведчику это редко удается. Дело в том, что взрослый в любом обличье вызывает подозрение. А подросток, бездомный побирушка — быть может, лучшая маска для разведки в оперативном тылу... Если б ты знал его поближе — о таком мальчишке можно только мечтать!..»

Ивана не остановить, не вразумить, не спрятать от войны. Он видел столько страшного, что не может жить нормально, по-детски, пока это страшное не будет уничтожено. Он снова и снова уходит туда. Он должен туда уходить. Он надеется, что всегда будет туда уходить и возвращаться. Уходить и возвращаться, пока не кончится война. Ему хочется жить, но не настолько, чтобы послушаться взрослых, уехать вглубь страны, учиться, расти, набираться сил. Об Иване говорят, что ему "ненависть душу жжет". Наверное, этот мальчик очень любил отца, сестренку, маму. Наверное, то, что он видел и пережил, не поддается словам. Писатель и не ищет таких слов, боясь неправды. Он полагается на наше воображение. Он знает: оно содрогнется, пытаясь представить себе этот ужас. В. Богомолов не описывает катастрофы счастливого детского мира, мира любви и надежды. Он позволяет нам увидеть последствия катастрофы. И этот невидимый, сжигающий пламень ненависти.
Нет, не приключения храброго юного разведчика, неуловимого мстителя в тылу врага написал Владимир Богомолов, хотя мог бы, мог бы... Он исходил из того, что детям на войне делать нечего, и если там нашлось для них дело, то это несчастье, беда, и повода для восхищения и подражания тут нет. Есть ли будущее у этого ребёнка?  Хотелось бы ответить…

Образ главного героя был открытием того времени в русской литературе. Ведь это был простой ребенок, которому пришлось стать взрослым и полностью отдать себя войне. С момента выхода повести "Иван" и до конца жизни категорически отказывался вступать в Союз писателей, несмотря на регулярные и настойчивые приглашения.
 В этой же книге публикуется повесть "Зося" (1965 г.), в которой Богомолов воссоздал историю трагической любви между юным русским офицером и польской девушкой. Её потом замечательно экранизировал Михаил Богин.

В "Зосе" Богомолов  рассказывает о том, что грубость и ожесточение, насаждаемые войной, не в силах опустошить, упростить человеческое сердце. Наперекор всему в паузе между боями, в какие-то фантастически-нормальные дни вспыхивает чистейшая первая юношеская любовь с быстрым и робким касанием взглядов, с ее тревогой, отчаянием, надеждой, с потрясающим ощущением единственности и неповторимости происходящего... Что ей война…


Вот тихие мгновения войны, когда в воюющем мужественном человеке оживает всё, что было стиснуто, притуплено, оглушено. Он видит, как прекрасны река, трава, сад, небо, он читает стихи, он вспоминает дом своего детства.

Зося ошибается, принимая стихи за молитву, но почувствовала она верно: этот русский офицер из породы верующих. Он из тех, что верят в красоту мира, в добрые и чистые чувства, в силу поэзии, в необходимость сострадания.

"Иван" и "Зося" - это война, но другие ее мгновения: почти тихие, почти мирные.
Здесь нет описаний захватывающих картин боя, грохота танков, ураганной стрельбы...

Читая Владимира Богомолова, понимаешь: этому писателю и человеку можно верить. Он говорит о войне с чувством ответственности и боли: "я вижу мысленно всю Россию, где в каждой второй или третьей семье кто-нибудь не вернулся..."

18 комментариев:

  1. Ответы
    1. Olga, ciao! E abbiamo guardato la parata. E ora ho letto un libro sulla guerra.
      Ольга, здравствуйте! И мы смотрели Парад. А теперь я прочитала книгу о войне.

      Удалить
  2. Людмила Фёдоровна, Вы напомнили о замечательных книгах. Рассказ "Иван" мы с детьми читали на уроках и после. Знаю ещё нескольких коллег в городе, которые посвящали этому рассказу специальное время на уроках: читали вслух по 5 минут на каждом уроке. Это надо прочувствовать. надо вызвать в сердцах детей живой отклик. Моя ученица в своё время писала по этому рассказу конкурсное сочинение. Оно здесь: https://drive.google.com/file/d/0B8vKp0R0p0WKN29pbmJxc051ajQ/view
    Трагичная судьба ребёнка. А то, что перед нами ребёнок, Богомолов подчёркивает такой деталью: в отсутствие взрослых мальчишка разыгрался в землянке и устроил там настоящий кавардак. И находится иуда. который предаёт его, польстившись на награду. Роман В.Богомолова "В августе сорок четвёртого..." я читала ещё в журнальном варианте в студенческие годы и даже выступала перед школьниками с обзором. Люблю эту книгу. а вот фильм по ней - не очень.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Людмила Алексеевна! В нашей гимназии тоже эти произведения читали на уроках, я часто выдавала их школьникам, работая в библиотеке. Причём, брали её дети разного возраста. Спасибо Вам за ссылку на сочинение, обязательно почитаю. Интересно, как школьники воспринимают особенно "Ивана". Конечно, этот мальчик ребёнок, и это понимали и взрослые, кто был рядом - разведчики. Конечно, они хотели оградить его от войны и даже отправить учиться в суворовское училище. Но война уже сломала это дитя, поразила его ненавистью к врагам...
      Перечитав эти произведения, я понимаю, что их необходимо читать с детьми. В них нет описания боёв, нет жесткости войны, но так много психологизма...
      Благодарю Вас за комментарий!

      Удалить
  3. Boa tarde minha querida amiga. Parabéns pelo seu trabalho excelente e matéria.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Louis! El escritor Bogomolov escribió libros verdaderos. Él mismo participó en la guerra.
      Луис! Писатель Богомолов писал правдивые книги. Он сам участвовал в войне.

      Удалить
  4. Здравствуйте, Людмила Фёдоровна! Спасибо, что рассказали о замечательном писателе Владимире Богомолове и его повести "Иван".

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Михайловна, здравствуйте! Если не читали "Ивана" и "Зосю", обязательно почитайте. Очень трогательные и правдивые произведения.

      Удалить
  5. Людмила Фёдоровна, здравствуйте! Впервые, прочитала «Иван» Богомолова в детстве. Помню, как переживала за этого маленького и взрослого мальчишку. Как страшно и больно было за то, что ему пришлось вынести на своих хрупких плечах. Тронул меня и фильм Тарковского «Иваново детство».

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Светлана Фёдоровна! А я видела фильм несколько раз, а книгу сейчас перечитала, и поняла, что Тарковский немного добавил и изменил в фильме. Но маленький Николай Бурляев ( играющий в фильме Ивана) покоряет своим недетским желанием бороться с врагами. Как мы знаем, потом он стала замечательным актёром.
      Эту повесть нужно читать и детям, и взрослым. Правдиво.

      Удалить
  6. Людмила Фёдоровна, Повесть "Иван" только что читали в 6 классе. Растрогались дети - и слава Богу!
    Спасибо Вам за чудесный материал!

    ОтветитьУдалить
  7. Если после прочтения книги у детей появились эмоции, значит автор смог "зацепить" ребят, передать настроение и дух военной поры.12-13 лет - это возраст, который учится понимать жизнь. Не упустить бы вовремя вложить в головы этих подростков наши жизненные ценности.
    Спасибо, Алина Ивановна, за выбор "нужных книжек" в детстве. Помните, как Высоцкий говорил...

    ОтветитьУдалить
  8. Здравствуйте, Людмила! Замечательный пост и отличная рецензия, спасибо Вам!

    Людмила, у меня для Вас подарок. Я выиграла конкурс на участие в сборнике «Золотой томик стихов». Я решила подарить 1 экземпляр книги Вашей библиотеке. В него войдут все три стихотворения, которые я подала на конкурс, а также — конечно! — стихи других современных поэтов. Книга прийдет сразу из издательства. Сейчас только идёт вёрстка/ согласование текстов. Но когда выйдет сборник и начнётся рассылка, я сразу Вам напишу. (Адрес библиотеки указала тот, что у Вас на блоге; если там есть изменения, сразу мне напишите). С уважением и вдохновения Вам! Виктория

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Виктория! От всей души поздравляю, что Вы публикуете свои стихи и имеете сборник. Конечно, библиотека гимназии с удовольствием примет Ваш подарок. К сожалению, я уже не работаю в гимназии. Блог я веду, но материалы о библиотеке не публикую.
      Было бы проще, если бы Вы смогли переслать свой сборник на мой домашний адрес, а потом я передам библиотеке. Если я найду Ваш электронный адрес в Вашем блоге, сообщу. Если нет, на всякий случай мой электронный адрес: kishkunova_lf@mail.ru

      Удалить
  9. Very interesting about Ivan. I would like to read this book

    Thanks for sharing
    Have a wonderful weekend

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Hi Evie! I am glad that you are interested in this book. I think it has been translated into English as well.
      Привет, Эви! Я рада, что Вы заинтересовались этой книгой. Думаю, она переведена и на английский язык.

      Удалить
  10. "В августе 44.." конечно у всех на слуху, а вот про "Иван" и "Зося" спасибо Вам, прям поставлю на план чтения не лето ребенку.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вероника - Вы правильно сделаете, если порекомендуете читать эти повести подростку. Если будете читать вместе, "Ивана" можно прочитать и ребёнку десяти лет. Вместе можно обсудить эту книгу.

      Удалить