26 января 2019 г.

Аркадий Гайдар: «А жизнь, товарищи… была совсем хорошая!» Читаем Гайдара и играем

«Голубая чашка» - рассказ Аркадия Гайдара, одно из лучших детских произведений, в котором с маленькими читателями автор говорит о серьёзных вещах честно и без прикрас. Рассказ не ведётся как будто со стороны, а очень свободно и прямо передаёт мысли главных героев, описывает мир взрослых и детей, честных и смелых, добрых и очень-очень настоящих. Рассказ «Голубая чашка» понравится детям, ведь он не поучает, не наставляет, а просто показывает, какой иногда бывает жизнь.
В связи с 115-летием со дня рождения детского писателя, в рамках  сетевой акции "Читаем Гайдара сегодня» в библиотеке гимназии прошла игра с третьеклассниками (кл. руководитель Краснова Оксана Владимировна) по рассказу Аркадия Петровича Гайдара «Голубая чашка».

 Всё готово к игре: книги с текстами на столе, презентация включена
Сначала ребята познакомились с вехами биографии писателя: увидели на экране фотографии родителей, дом, в котором он родился, фото маленького Аркаши Голикова. Узнали, как он ушёл воевать, как стал командиром полка. А было ему всего 17 лет. А ещё ребята узнали, как Аркадий Голиков стал писателем и почему своим псевдонимом он взял фамилию Гайдар. Я рассказала им разные версии, в том числе и такую.
Писатель Владимир Солоухин в книге «Солёное озеро» пишет: «Гайдар» -…слово чисто хакасское. Только правильно оно звучит не «Гайдар», а «Хайдар»; и означает оно не «вперед идущий» и не «вперед-смотрящий», а просто - «куда». - Ну и почему же Голиков взял себе в псевдонимы хакасское слово «куда»? - А его так хакасы называли… А прилепилось это словечко к нему потому, что он у всех спрашивал: «Хайдар?» То есть, куда ехать?» В Хакасии Гайдар боролся с бандитами во время Гражданской войны в 1922-1924 гг.
Перед ребятами на столе лежали тексты рассказа. Не знаешь точного ответа, найти в тексте. За правильный ответ – жетон (красный – полный, точный ответ; зелёный – ответ требует дополнения; синий – небольшое дополнение к основному ответу)
 Задания к игре:
1.      «Что за чем. Восстанови порядок событий»
Один из слайдов презентации
2.      «Кто и кому говорил?»


Один из слайдов презентации
3.      «Восстанови предложения из рассказа»
     слайда презентации
      4. Найди название страны, из которой приехала девочка по имени Берта и соедини буквы простым карандашом.
Вот так получилось у третьеклассников.
      5.Конкурс красноречия:
Почему Пашка назвал Саньку Карякина фашистом? Правильно ли это?
Капитаны дали свои ответы. А ребята активно дополняли, отстаивали своё мнение. Конечно, Санька Карякин не прав! Оскорблять детей и любых людей нельзя! Но он – не фашист.
Мы посмотрели отрывок из художественного фильма «Голубая чашка»
    6. Блиц.  Выбери правильный ответ

Подводя итоги игры, мы не только подсчитали, у кого больше жетонов – правильных ответов, но и выяснили:
О чём повествует Гайдар в рассказе?
-          Ответы были такие:
-          о взаимоотношениях  в семье,  «о том, что нужно беречь родных людей»;
-          о дружбе между детьми;
-          о природе;
-           о доброте;
-          о честности;
-           о совести;

А кто же всё-таки разбил голубую чашку?
Какой вывод сделали Светлана и папа в конце рассказа?
Искали ответы в книге, спорили, отстаивали своё мнение.
Вместе с героиней рассказа ребята с воодушевлением спели песенку о мышах.
 И получили домашнее задание: Нарисовать обложку к книжке «Голубая чашка», вспоминая,  о чём мы говорили сегодня в библиотеке. А также познакомиться с выставкой книг в библиотеке и прочитать другие интересные книги.

21 комментарий:

  1. Интересная игра, Людмила Фёдоровна! Спасибо, что поделились!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Ирина Михайловна! Почитали и поиграли с удовольствием!

      Удалить
  2. Замечательно. Даже если не знал ответа, нашёл тут же, знаний добавилось. И ребятам интересно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. К сожалению, Любовь Семёновна, дети не очень внимательно читают книги. Поэтому мы не просто читаем вместе, а ещё учимся работать с текстом, ищем ответы в книгах. Спасибо, что заглянули в блог.

      Удалить
  3. Людмила Федоровна, спасибо, что уделили внимание моему земляку А.П. Гайдару. Если позволите, частично воспользуюсь вашей идеей для своего мероприятия по творчеству писателя. А ещё, завидую Вам белой завистью, так как у меня в библиотеке просто нет возможности проводить такие массовые мероприятия с детьми(не позволяет открытая площадь помещения,нет необходимого технического оснащения), приходится или ютиться на пяточке или, чаще всего бегать по классам, кто где приютит. Так что вы не только молодцы, но и большие счастливчики!

    ОтветитьУдалить
  4. Наталия, добрый день! Я помню с детства замечательные книги Аркадия Гайдара, поэтому стремлюсь к тому, чтобы и сегодняшние дети, уже мои внуки, читали их. У нас тоже не так много места - на небольшом пространстве у нас и абонемент, и читальный зал.Классы у нас большие - по 30 учеников и больше, приходится всё время стулья то убирать, то подставлять. В классы выходить не хочу - дети любят приходить в библиотеку. Приходя на мероприятие, они потом ещё долго бегают за книгами. Им нужна мотивация - прийти за новой книжкой, поглядеть на журналы, поговорить с библиотекарем...
    Я буду рада, если Вы что-то проведёте и в своей библиотеке о Гайдаре, ведь в этом году ему исполнилось 115лет со дня рождения. Успехов!

    ОтветитьУдалить
  5. Здравствуйте, Людмила Федоровна! Отличное мероприятие у Вас прошло! Очень важно поработать с текстом, подержать в руках книги! Возьму себе на заметку!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталия Викторовна, здравствуйте! Спасибо за Вашу оценку. К счастью, у нас немало книг А. Гайдара. Многие семьи, освобождаясь от"хлама" приносили такие книги в библиотеку,а я собирала. Разве 3-х томник А. Гайдара может быть хламом, а тонкие книжки ("лапша") не рваные, в хорошем состоянии, хоть и 80 х годов издания. Вот поэтому в играх почти каждый ученик может использовать книжку.

      Удалить
  6. Людмила Федоровна, как хорошо, что читали "Голубую чашку" и знакомите детей с книгами Гайдара, к сожалению, сейчас не такими популярными, как раньше. У нас тоже 6 библиотек приняли участие в сетевой акции "Читаем Гайдара сегодня". И как здорово, что знакомство детей с замечательными книгами происходит в библиотеке! Класс - это одно, а узнавать новое, интересное, играть среди книг в библиотеке - важно, ведь дети будут воспринимать библиотеку как привычное, дружелюбное пространство) Как это мудро, Людмила Федоровна!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, здравствуйте! Приходится делать такие выводы, что А. Гайдара сейчас читают мало. Ну если о нём помнят библиотекари, значит нам нужно знакомить с книгами этого автора. На следующей неделе в библиотеку придут другие ребята. И пусть акция подошла к концу, нам важнее, чтобы дети читали книги.

      Удалить
    2. Здравствуйте, Людмила Федоровна! Согласна с Вами, независимо от акции, главное, чтобы дети читали книги и знали дорогу в библиотеку

      Удалить
  7. Здравствуйте, Людмила Фёдоровна! Как интересно и увлекательно у Вас проходят мероприятия по творчеству писателя-юбиляра Гайдара А.П.!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Антонина! Благодарю Вас за отклик! Хочется не просто книжку прочитать, а чтобы было интересно и полезно!

      Удалить
  8. Интересное мероприятие. Я тоже вспоминаю свое детство и то, как мы вслух читали и "Голубую чашку", "Ночь в карауле", "Чук и Гек"

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Для детей совместное чтение запоминается! Поэтому, Анна Борисовна, я люблю работать с начальной школой. Когда им что-то нравится, у них такие восторженные, горящие глаза. Жду ешё одну группу в библиотеку на этой неделе.

      Удалить
  9. Здравствуйте, Людмила Фёдоровна! Замечательное у Вас получилось мероприятие по рассказу А.П. Гайдара. Некоторые задания взяла себе на заметку. Согласна с Вами, что Надо учить детей работать с текстом.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Лариса Витальевна! Спасибо за оценку нашей работы. Хочется, чтобы дети не только читали, но и понимали, что читают.

      Удалить
  10. Людмила Фёдоровна, добрый день! Спасибо за такой интересный материал! Я очень люблю книги Гайдара!В детстве постоянно читала его "Чук и Гек"! А "Судьба барабанщика"-моя самая любимая книга из его творчества! Я порой достаю её из книжного шкафа(она уже старенькая!!!) и перечитываю! Современные дети нет-нет да и спросят его книгу "Тимур и его команда"!И это радует!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Светлана Владимировна! Вот и я решила с детьми почитать А. Гайдара, ведь в школьных программах его нет. Благодаря юбилею вспомнили любимые нами в детстве произведения. Спасибо, что заглянули в гости!

      Удалить
  11. Здравствуйте, Людмила Федоровна! Так хочется вернуться в детство и почитать "Голубую чашку", и поиграть с библиотекарем...Я любила читать Гайдара...Думаю, что и во взрослости еще почитаю. С удовольствием к вам зашла. Извините, что редко это делаю - работа, работа....

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья Васильевна, здравствуйте! Не говорите, работы много. Создаём Ассоциацию школьных библиотекарей Области. Из Вашего района тоже коллега приезжала. Жаль, что в среду, наверно, не увидимся - начинаются сильные морозы.
      Пришли сертификаты по акции о Гайдаре. А Вы участвовали в акции?

      Удалить