14 сентября 2018 г.

«Недаром помнит вся Россия про день Бородина…!


День воиской славы России
Одна из самых ожесточённых битв Отечественной войны 1812 года прои­зошла на Бородинском поле 26 августа (по новому стилю - 7 сентября) в 120 ки­лометрах от Москвы. По словам М.И. Кутузова, «неприятель в пре­восходных силах не смог сломить дух русского солдата с бодростью жертвовавшего жизнью за Отечество». Император Наполеон при­знался, что в этой битве, которая продолжалась пятнадцать часов, его войска «выказали наиболее доблести и одержали наименьший успех». Великий русский писатель Лев Толстой считал, что при Боро­дине вражескому нашествию была нанесена смертельная рана. Во­время не получив подкрепления, Кутузов решился сдать Москву не­приятелю, но Наполеон не встретил мира в древней русской столице: на борьбу с захватчиками поднялся весь народ. Через месяц непри­ятель был вынужден оставить город. Так началось отступление напо­леоновских войск из России, завершившееся его полным изгнанием. «Война окончена за полным истреблением неприятеля», - писал фельдмаршал Кутузов.
Этому событию был посвящён ЧАС ИСТОРИИ, который провела для гимназистов 8/3 и 8/4 классов библиотекарь-педагог Бугакина Ксения Вадимовна. Она рассказала ребятам о важности данного сражения для истории нашего государства, что память о нем необходимо сохранить и передать последующим поколениям.

Ксения Вадимовна познакомила ребят с книгами, которые помогут раскрыть период 1812 года





Балязин, В.Н.
Фельдмаршал Барклай: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1992. – 320 с., ил.

Мороз, В.В.
   Героические битвы русской армии: учебное пособие для учащихся 1-4 классов / В.В. Мороз. - М.: Ювента, 2007. - 64с.: ил.

Пашков Б.Г.
Русь. Россия. Российская империя. Хроника правления и событий. Изд, 2-е. – М.: ЦентрКом,1997. – 640 с., ил.

Попов, Н.
   Бородинское сражение :[Текст] : документально-историческая повесть / Н. Попов; худож. О. Верейский, Ф. Лемкуль. - М.: Оникс, 2011. - 192 с.: ил. - (Библиотека российского школьника). - ISBN 978-5-488-01556-2.
Самые знаменитые войны и битвы России /сост. Н.А. Шефов. – М.: Вече. 2000. -  528 с. (Самые знаменитые)
Сто великих военачальников/сост. А.В. Шишов. – М.: Вече, 2000. – 608 с.
Троицкий Н.А.
Александр I и Наполеон. – М.: Высш. Шк., 1994, - 304 с., ил. (История в лицах)
1812 год: Воспоминания воинов русской армии: Из собр. Отд. Письм. Источников Гос. Ист. музея/ сост. Ф.А. Петров идр. – М.: Мысль, 1991. – 475 с., 40 л. ил.
Ушакова, О.Д.
   Великие битвы :[Текст] : словарик школьника / О.Д. Ушакова. - СПб.: Литера, 2007. - 95 с.

Я познаю мир. История :[Текст] : детская энциклопедия / авт.-сост. Н.В. Чудакова, А.В. Громов. - М.: АСТ, 1995. - 512 с.: ил.
 
Об этих славных событиях  расскажет и выпуск журна­ла «Детская энциклопедия». Вы  почитаете Хронику Бородинской битвы по часам. Вспомните имена  полководцев русской армии 1812 года – П.И. Багратиона, М.Б. Барклая де Толли, Д.П. Неверовского и др.; узнаете интересные факты из жизни главнокомандующего М.И. Кутузова, восхититесь подвигами героев 1812 года. Очень пригодится вам словарик юного историка, который поможет вам понять, что такое редут, каре,  люнет, флешь, фортификация… и кто такие  гренадёры и егерские полки. Вам расскажут о Музее-панораме «Бородинская битва».

 А своими глазами увидеть картину Боро­динского боя, образцы оружия, уникальные документы и реликвии той войны  можно в Музее-панораме «Бородинская битва» - един­ственном в Москве музее, целиком посвящённом Отечественной вой­не 1812 года. Он расположен на историческом месте, рядом с памятни­ком истории - «Кутузовской избой», где 1 (13) сентября 1812 года про­ходил знаменитый военный совет в Филях, на котором решалась судь­ба русской армии и всей войны. Эту избу называют «Кутузовской» в память о великом полководце. Каждый год Музей-панораму посещают тысячи детей и взрослых со всех концов России, из стран ближнего и дальнего зарубежья.

Напомню вам и известное стихотворение М.Ю. Лермонтова 


— Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
— Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри — не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля...
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы!
Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
«Что ж мы? на зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?»
И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки —
Французы тут как тут.
Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!
Два дня мы были в перестрелке.
Что толку в этакой безделке?
Мы ждали третий день.
Повсюду стали слышны речи:
«Пора добраться до картечи!»
И вот на поле грозной сечи
Ночная пала тень.
Прилег вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.
И только небо засветилось,
Все шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.
Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам...
Да, жаль его: сражен булатом,
Он спит в земле сырой.
И молвил он, сверкнув очами:
«Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте же под Москвой,
Как наши братья умирали!»
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.
Ну ж был денек! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И всё на наш редут.
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нам,
Все побывали тут.
Вам не видать таких сражений!
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась — как наши груди;
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой...
Вот смерклось. Были все готовы
Заутра бой затеять новый
И до конца стоять...
Вот затрещали барабаны —
И отступили басурманы.
Тогда считать мы стали раны,
Товарищей считать.
Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри — не вы.
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Когда б на то не Божья воля,
Не отдали б Москвы!
Приходите к нам в библиотеку. Прикоснитесь к истории, узнайте много нового и интересного о великих сражениях и бесстрашных геро­ях  Отечественной войны 1812 года.

16 комментариев:

  1. Здравствуйте, Людмила Фёдоровна! Сколько в вашей библиотеке много книг об этом периоде русской истории!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Михайловна, добрый день! Не так уж много книг, но 8-4 заинтересовался, дети обратили внимание и внимательно просматривали.

      Удалить
  2. Здравствуйте, Людмила Фёдоровна и Ксения Вадимовна! Интересно вы провели час истории с учащимися. Детям необходимо рассказывать о Днях воинской славы России, рекомендовать книги о событиях тех дней, чтобы юное поколение помнило своё героическое прошлое. Спасибо за пост!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лариса Витальевна, здравствуйте! Вспомнили героев, вспомнили событие, вспомнили военачальников. И Лермонтова почитали!
      Благодарю за комментарий!

      Удалить
  3. Здравствуйте, Людмила Фёдоровна! Прекрасный урок истории, урок памяти...с десятилетней внучкой летом читали "Бородино"...а мы когда-то учили наизусть!)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Ивановна, здравствуйте! Сегодня тоже учат это стихотворение. Правда, почему-то потом забывают. А мы напомним!

      Удалить
  4. Спасибо,Ирина Михайловна, за знакомство с интересным мероприятием, а я сегодня только сдала в библиотеку журналы "Детская энциклопедия". Штудировала их летом и о Бородинской битве тоже. Будем изучать в 5 классе "Бородино".

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Как хорошо, Алла Юрьевна, что в вашей библиотеке есть такой журнал, ведь там такие интересные сведения о Бородино, что могут иллюстрировать стихотворение Лермонтова.

      Удалить
  5. Здравствуйте, Людмила Федоровна! Ваша помощница Ксения Вадимовна сумела заинтересовать школьников этой темой! Очень люблю журнал "Детская энциклопедия", выписываю в библиотеку много лет подряд.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталия Викторовна, здравствуйте! Спасибо за добрые слова - Ксения Вадимовна работает две недели, входит в нашу профессию. Вместе просмотрели журнал "Детская энциклопедия",в нашей библиотеке тоже много номеров. Это хорошее подспорье в работе.

      Удалить
  6. Здравствуйте, Людмила Федоровна! Мы с детьми читаем рассказы С.П. Алексеева о войне 1812 года. В 4 классе. Обязательно посмотрю перед этим Детскую Энциклопедию. Видела ее в нашей школьной библиотеке, но именно эту пропустила. Спасибо за список книг по теме. Положила в закладочки :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Эльвира Ульфатовна! Да-да, у нас тоже есть книги С. Алексеева, они так выручают:и ведь для младшего школьного возраста так мало книг на эту тему. Журнал "Детская энциклопедия" тоже интересна - там доступный материал и достаточно полная информация. Увлекательного чтения!

      Удалить
  7. А мы в школе учили "Бородино" наизусть. Спасибо, коллеги, что поделились рассказом о данном мероприятии, таком важном и очень нужном нашим школьникам для формирования их правильного отношения к нашей истории

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Учили-учили, Анна Борисовна! Думаю, и сейчас учат. Но напоминать и рассказывать всё равно нужно, чтобы сложилась у школьников целостная картина: что "Бородино" - не только стихотворение, но и героическая страница истории нашей страны.

      Удалить
  8. Здравствуйте, Людмила Федоровна! наконец-то я в Вашем блоге!Очень полезная публикация. Уверена,что ребятам мероприятие понравилось!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Владимировна, здравствуйте! ОРада. что мы. наконец. можем общаться, читать новости в блогах. Всегда Вам рада! Спасибо за комментарий!

      Удалить