22 декабря 2016 г.

Лучший подарок – КНИГА?

У каждого ребёнка есть заветное желание, которое он загадывает в Новый год. Что ваш мечтатель захочет от Деда Мороза? «Мама, мамочка, ну, купи….- умоляет шестилетний… Вова.  Или Ваня… -  И у Коли есть, и у Никиты, и у Риты… Знакомая картинка? Ребёнок просит не игрушку, не собачку (котёнка, попугая и т.д.),  а… … компьютер – планшетник!
Мама растеряна, а папа берёт сторону сына – «Пусть привыкает! Скоро в школу пойдёт, какая учёба без компьютера? Сейчас и библиотеки электронные есть и всякие энциклопедии.    «Стойте – стойте, - вмешалась бабушка, а может, пусть всё-таки сначала читать, как следует,  научится, а потом уж ноутбук покупать?» 
Не торопитесь осуждать «несовременную» бабушку. Ведь при всех возможностях, которые открывает перед дошколёнком, да и учеником младших классов компьютер, у него есть один недостаток. Привыкнув к яркому виртуальному миру, ребёнок вряд ли захочет, да и сможет, пользоваться бумажными книгами. Стоит ли об этом горевать? Какая разница между дисплеем планшетника и страницей книги, которые дорожают почти также быстро, как дешевеет электроника? Разница есть.

Интернет- сёрфинг: подводные камни
Основной принцип организации электронных текстов – многомерность. По гиперссылкам мы переходим от одного файла к другому, свободно путешествуя между информационными пластами.
Конечно, ребёнку, который только начинает читать, усваивать информацию так проще: тексты невелики, максимально сконструированы, всё главное в них уже выделено, а если страничка наскучила, можно перескочить на более интересную, а то и вовсе потихонечку отправиться в социальную сеть – смотреть мультик или играть.
 
В итоге не происходит главного: ребёнок не учится концентрироваться на тексте, извлекать из него необходимую информацию, самостоятельно её структурировать. Вместо этого ещё до школы он привыкает скользить по поверхности информационных потоков, выхватывая из них лишь яркое и легко запоминающееся. А базовые навыки текстового мышления (умение воспринимать, анализировать и интерпретировать тексты), которые закладываются в этом возрасте, так и остаются неразвитыми.

Активный читатель: кто он?
Так что же лишить ребёнка мечты о планшетнике? Нет, но с подарком стоит повременить,  хотя бы пока он не станет активным читателем, свободно ориентирующемся в мире бумажных книг. Нужно оговориться, читательские навыки формируются у детей по-разному.  Одни к шести годам взахлёб заглатывают целые тома, а другие прочитывают первые слова и фразы под бдительным контролем мам и бабушек. Поэтому невозможно с точностью сказать, в каком возрасте ребёнок «дозреет» до вожделенного подарка. Как бы то ни было, уровень развития его текстового мышления должен быть уже достаточно высоким:
·        Ребёнок читает по своему желанию, а не по заданию взрослого.
·        У него сформированы литературные предпочтения, есть любимые и нелюбимые книги.
·        Он глубоко переживает прочитанное, разыгрывает понравившиеся эпизоды в лицах и куклах, рисует иллюстрации, придумывает продолжение.
·        Хорошо запоминает прочитанное, может пересказать по просьбе взрослого тот или иной фрагмент текста.
 
Книга
Не только дошкольники, но и первоклашки редко достигают подобных высот. А значит, лучшим подарком для них по-прежнему БУДЕТ КНИГА. Но выбрать книгу для начинающего читателя непросто. Хотя, казалось бы, магазины ломятся от детских изданий…Общий принцип при выборе книги такой: ничто не должно отвлекать от чтения и усложнять его.
Шрифт – даже бегло читающему шестилетке сложно читать мелкие буквы. Это может усложнить и замедлить процесс чтения. Определить, какого размера шрифт комфортен для ребёнка, может только он сам, поэтому ходите за книгами ВМЕСТЕ.

СОВЕТ ПСИХОЛОГА:
Детям нравятся книжные магазины «клубного типа», где можно не только купить, но и почитать понравившиеся книги, удобно усевшись за столиком или развалившись на подушках. Превратите поход в книжный магазин в семейную традицию, сделав его, например,частью воскресной прогулки.

Объём – пудовый кирпич «Золотых сказок мира» выглядит шикарно, но ребёнку самостоятельно сориентироваться в нём сложно. Ему будет гораздо удобнее, если под одной обложкой – 1, максимум 2 сказки.

Иллюстрации должны быть яркими, чёткими, без чрезмерных художественных экспериментов, и что немаловажно, адекватными тексту. В идеале половину разворота должен занимать текст, половину – иллюстрация.
 
Энциклопедические знания
Любознательные приготовишки, да и школьники 1-2 классов роются в детских энциклопедиях. И это стоит всячески поощрять. Но часто современные энциклопедии для детей организованы по «компьютерному» принципу: множество выносов, схем и диаграмм, картинок на полях. При всей их наглядности и красочности, они не учат ребёнка самостоятельно извлекать необходимую информацию из текста, а без  этого навыка ему будет сложно учиться. Поэтому лучше выбирать издания с традиционными словарными статьями, пусть коротенькими, которые сопровождаются иллюстрациями.

По материалам журнала «Здоровье школьника» - №12 – 2016.


«Есть хорошие подарки, есть плохие, а есть… книга»
                                                                        (Готфрид Вильгельм Лейбниц)
 ЧИТАЙТЕ УДИВИТЕЛЬНЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ О КНИГАХ
А решать -  какой подарок лучше для вашего ребёнка, конечно, Вам – родителям, бабушкам и дедушкам!!! И пусть ДЕТИ будут СЧАСТЛИВЫ!!!

23 комментария:

  1. Спасибо, Людмила Фёдоровна, что вы прославляете книгу. Я тоже за книгу в бумажном варианте!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Яна,здравствуйте! У меня, наверно, такая миссия! Ну и профессия обязывает! Я просто люблю КНИГИ! Я сделала ссылку в конце блога - зайдите, почитайте УДИВИТЕЛЬНЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ О КНИГАХ! Вам понравится!

      Удалить
    2. Книги, это единственная вещь, покупая которую, вы становитесь богаче. Мне больше всего эта цитата понравилась в БиблиоЛаске.

      Удалить
    3. Это да...А ещё цитата Вальтера Моэрса из «Города Мечтающих Книг»... Видимо и потому, что мы разного возраста... Но цитаты Бэла Пастухова из блога БиблиоЛаска подобрала очень философские...

      Удалить
  2. Сейчас, конечно,без компьютера нельзя прожить, но все равно лучшим подарком остается КНИГА!

    ОтветитьУдалить
  3. Я не против компьютера, Ирина Михайловна! Я за разумность его использования в детском возрасте! Но... Решать всё равно родителям. Мы лишь должны предостеречь родителей...

    ОтветитьУдалить
  4. Прекрасная статья! Спасибо, отправляю ссылку на школьный сайт. КНИГА - самый лучший подарок, вот и сейчас я подготовила своим племянникам (внучатым) и внученьке интересные книги, положу их под елочку!

    ОтветитьУдалить
  5. Отлично! Вот так и возродим книготорговую сеть. Говорят продажи упали. Мы бы рады покупать... Если не секрет, Анна Борисовна, поделитесь, какие книги подарите внукам...

    ОтветитьУдалить
  6. Здравствуйте, Людмила Федоровна! Замечательный и очень полезный пост! Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталия Викторовна! А какую детскую книгу Вы посоветовали бы Вы, как библиотекарь, подарить ребёнку 5,6, 7 лет?

      Удалить
  7. здравствуйте, Людмила Федоровна!
    Я "ЗА" книгу в бумажном варианте. Люблю читать книги, в которых можно листать страницы, чувствовать запах книги. Но и электронными книгами пользуюсь, не всегда есть возможность приобрести книгу. Дочка тоже предпочитает бумажный вариант.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ваше мнение очень важно, Виктория Александровна! А как родители Ваших питомцев относятся к книге, чтению? Что предпочитают для подарков - мода на книгу в качестве подарка прошла?

      Удалить
    2. Нет, не прошла :) дарят книги, но не так часто.
      Наблюдаю, что будущим первоклассникам дарят книги. И сказки дарят малышам.

      Удалить
    3. Значит, ещё не всё потеряно! Надо лишь подсказывать ненавязчиво, что покупать! Спасибо, Виктория Александровна, за Ваши комментарии! Заходите!

      Удалить
    4. Присоединюсь к вашей беседе)
      По моим наблюдениям, мода не прошла, и это хорошо. Причем, дети с радостью и получают книги в подарок, и (что очень приятно!) с такой же радостью дарят эти книги. Вот в библиотеку принесли книги в дар свои из дому и так радуются, что их книги по руками ходят!
      А вот по поводу электронных книг... Буквально вчера заказала мужу для себя в подарок такую книгу. Аллергия у меня уже на бумажные книги. А если они ещё и не совсем свежие... - всё, организм моментально реагирует(

      Удалить
    5. Хочу поддержать, что дети, действительно, дарят книги в нашу библиотеку, собирали "ПОДАРОК ВОИНУ", проводили акцию для открывающейся новой школы... А вот себе... Целый день спрашивала, приходящих в библиотеку детей, какие подарки они мечтают получить. Нашла 1 любительницу книг, второклассницу Катю, которая ждёт от МАМЫ из ФРАНЦИИ посылку с КНИГАМИ(на русском языке)!!! Вы бы слышали, КАК она об этом рассказывала. Но это особая история. И о ней я попросила написать Катю и её бабушку после каникул.

      Удалить
  8. Людмила Фёдоровна, добрый вечер. Дарят книги и просто покупают. Но больше, наверное, энциклопедии, научно - популярную литературу. А вот современную художественную литературу меньше. Мало мы про нее знаем.
    Помню из своего детства, дома больше была классика, а вот в библиотеке выбирала для себя!!! Сейчас что задаю, то и берут ребята в библиотеке. Мало, кто берет книги для себя, для души.

    ОтветитьУдалить
  9. Здравствуйте, Марина Николаевна! Я это наблюдаю ежедневно. Даже учителя знают мало о современной детской литературе. И это не в осуждение - просто очень большой информационный поток. Между тем, в современной детской литературе появились новые имена авторов, проходят литературные конкурсы... Вся беда в том, что такой литературы нет в школьных библиотеках. Да и для подарка - как покупать книгу, о которой ничего не знаешь. Я думаю, эти должны заниматься библиотекари. Поэтому в следующем году буду рассказывать на страницах блога о современных авторах и книгах, а если удастся, покупать в школьную библиотеку или советовать для приобретения в домашнюю библиотеку. Спасибо за Ваш искренний комментарий! С наступающим Новым годом!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Людмила Фёдоровна! Да, это настоящая беда,что школьные библиотеки не комплектуются современной детской литературой, нет поступлений художественной литературы. Получаем только учебники. Стареют наши фонды, ветшают. Как тут детей к чтению привлекать? Выкручиваемся как можем, проводим акции "Подари книгу библиотеке". Есть отзывчивые родители - дарят новые книжки, но таких мало. А вот массовые библиотеки комплектуются новой литературой.

      Удалить
    2. Лариса Витальевна, приветствую Вас в "КЛУБЕ ДРУЗЕЙ КНИГ". Согласна с Вами, комплектование - общая беда! Недавно слышала по телевидению, как один из писателей этот вопрос поднимал... Говорят, что регионы виноваты... Это что же, все регионы не комплектуют школьные библиотеки? Мне кажется, это проблема должна быть государственной! Спасибо Вам за комментарий! Заходите в гости, буду рада общению! С наступающим Новым годом!

      Удалить
    3. Людмила Фёдоровна! Хочу поздравить Вас с наступающим Новым годом! Пусть год огненного Петуха принесёт Вам удачу и процветание!
      А делом комплектования школьных библиотек должны заниматься на федеральном уровне, а не сваливать всё на регионы.

      Удалить
    4. И я о том же, Лариса Витальевна! Хочется, чтобы в школьных библиотеках было много книг: и классика, и книги современных писателей! Будьте здоровы! Всего самого доброго!!!

      Удалить