Шмитт «Оскар и Розовая Дама»
Оскар знает, что умирает. Ему никто этого не говорил. Он сам все
понял по лицу врача. Все боятся произносить при нем слово "Смерть" и
от этого ему еще хуже.
Бабушка Роза - единственная, кто не переменилась. Она по-прежнему рассказывает мальчику о своем "просроченном" возрасте и богатом бойцовском прошлом. Учит бороться и не сдаваться. Розовая дама доверила Оскару свои секреты и он, в ответ, доверился ей. Доверие мальчика бабушка Роза использует, чтобы привести его к вере. Чтобы он перестал бояться смерти, чтобы обрел покой в душе. Она советует Оскару писать письма Богу.
Очень грустно, что родители от горя замыкаются в себе. Знают, что ребенка скоро не станет, и все равно приезжают только по выходным. Почему упускают возможность быть с ним все оставшееся время? Почему раньше времени уже тратят силы на то, что бы оплакать свою потерю? Вместо того, чтобы отдать ему весь запас любви, заботы и душевного тепла, который предполагалось дарить ему долгие годы. К Розовой Даме тоже есть вопрос. Почему она, такая умная и чуткая, сразу не объяснила мальчику, почему родители так себя ведут? Ведь нескольких слов хватило, когда он сбежал из больницы, чтобы он перестал их презирать, ненавидеть и считать кретинами. Зачем посоветовала сначала грызть ненависть как кость? Может и правильно, но что-то этот хитрый ход для меня слишком хитрый. Почему она с родителями не поговорила, не подсказала, не дала правильного совета, как вести себя ребенком?
Все мы когда-то умрем... Но не смерть оказалась для меня в центре. Шмитт напоминает о том, что делать надо сейчас, не откладывая. Нужно идти к мечте, добиваться, разговаривать с любимыми людьми, спрашивать, мириться если поссорился, ведь в конце концов важно лишь время, проведенное с ними. Уверенные в своем бессмертии, люди тратят время на мелочные обиды, но история Оскара суровым акцентом напоминает, как важно не тратить жизнь по пустякам.
Бабушка Роза - единственная, кто не переменилась. Она по-прежнему рассказывает мальчику о своем "просроченном" возрасте и богатом бойцовском прошлом. Учит бороться и не сдаваться. Розовая дама доверила Оскару свои секреты и он, в ответ, доверился ей. Доверие мальчика бабушка Роза использует, чтобы привести его к вере. Чтобы он перестал бояться смерти, чтобы обрел покой в душе. Она советует Оскару писать письма Богу.
Очень грустно, что родители от горя замыкаются в себе. Знают, что ребенка скоро не станет, и все равно приезжают только по выходным. Почему упускают возможность быть с ним все оставшееся время? Почему раньше времени уже тратят силы на то, что бы оплакать свою потерю? Вместо того, чтобы отдать ему весь запас любви, заботы и душевного тепла, который предполагалось дарить ему долгие годы. К Розовой Даме тоже есть вопрос. Почему она, такая умная и чуткая, сразу не объяснила мальчику, почему родители так себя ведут? Ведь нескольких слов хватило, когда он сбежал из больницы, чтобы он перестал их презирать, ненавидеть и считать кретинами. Зачем посоветовала сначала грызть ненависть как кость? Может и правильно, но что-то этот хитрый ход для меня слишком хитрый. Почему она с родителями не поговорила, не подсказала, не дала правильного совета, как вести себя ребенком?
Все мы когда-то умрем... Но не смерть оказалась для меня в центре. Шмитт напоминает о том, что делать надо сейчас, не откладывая. Нужно идти к мечте, добиваться, разговаривать с любимыми людьми, спрашивать, мириться если поссорился, ведь в конце концов важно лишь время, проведенное с ними. Уверенные в своем бессмертии, люди тратят время на мелочные обиды, но история Оскара суровым акцентом напоминает, как важно не тратить жизнь по пустякам.
Цитаты, трогающие до глубины души:
- «…жизнь – забавный подарок.
Поначалу этот подарок переоценивают: думают, что им вручили вечную жизнь. После – ее недооценивают, находят никудышной,
слишком короткой, почти готовы бросить ее. И наконец, сознают,
что это был не подарок, жизнью просто дали попользоваться.
И тогда ее пытаются ценить»
— Почему БОГ
допускает,
чтобы люди болели?
Он злой? Или просто у него недостаточно сил?
— Оскар, болезнь— она как смерть. Это данность, это не наказание.
— Сразу видно, что вы ничем не больны!
— Сразу видно, что вы ничем не больны!
- «Надо различать два вида
мучений: физическое страдание и страдание моральное. Физическое страдание
– это испытание. Моральное страдание – это выбор.
- «Невысказанные мысли навязчивы, они тяготят, печалят тебя,
лишают подвижности, не дают прорезаться новым мыслям. Если их не высказать, то
мозг превратится в вонючую свалку старых мыслей».
- «Чем старше становишься,
тем сильнее проявляется вкус к жизни»
Трогательная книга. С хорошими диалогами и реалистичными персонажами. С сильным финалом. Грустная, но светлая. И совсем не детская. В смысле, что не для детей.
Трогательная книга. С хорошими диалогами и реалистичными персонажами. С сильным финалом. Грустная, но светлая. И совсем не детская. В смысле, что не для детей.
Верейская Е.Н. «Три
девочки»
"... Не видела бы своими глазами, не поверила бы. Как только
держаться, и не поймешь... Ну кабы там один, два-три героя! А то весь
город!..."
Конечно, я читала эту книгу в детстве.
Решила освежить свои впечатления. И вновь зачиталась.
Знаете ли вы что такое соленая католюандо? Абсолютно разные люди, с разными интересами, с разным жизненным опытом становятся одной большой дружной семьей, в стенах одной большой Ленинградской коммунальной квартиры. Веселая и легкомысленная Люся, скромная и рассудительная Катя, справедливая Наташа. Они не похожи друг на друга. Но это не только не мешает им искренне дружить, девочкам удается сдружить старших членов семей. И даже неразговорчивый доктор, переживающий свою личную трагедию, находит утешение в маленьком Тотике, брате Наташи. Дети жили обычной детской жизнью - ходили в школу, в музеи, читали, играли - пока не началась война, и их жизнь круто переменилась. Первая мирная часть книги заканчивается встречей Нового года, в которой участвовали все члены коммунальной квартиры.
Знаете ли вы что такое соленая католюандо? Абсолютно разные люди, с разными интересами, с разным жизненным опытом становятся одной большой дружной семьей, в стенах одной большой Ленинградской коммунальной квартиры. Веселая и легкомысленная Люся, скромная и рассудительная Катя, справедливая Наташа. Они не похожи друг на друга. Но это не только не мешает им искренне дружить, девочкам удается сдружить старших членов семей. И даже неразговорчивый доктор, переживающий свою личную трагедию, находит утешение в маленьком Тотике, брате Наташи. Дети жили обычной детской жизнью - ходили в школу, в музеи, читали, играли - пока не началась война, и их жизнь круто переменилась. Первая мирная часть книги заканчивается встречей Нового года, в которой участвовали все члены коммунальной квартиры.
«Чудно
встретили сорок первый год! – воскликнула Анна Николаевна. – И вот увидите, он
весь пройдет радостно и весело, и мы ещё лучше встретим следующий».
И Верейская рассказывает, как неожиданно закончилось беззаботное детство, когда его накрыло черным крылом войны и блокады, как именно дружеские отношения соседей по квартире помогли ее обитателям выжить, как они приходили друг другу на выручку и в нужное время всегда протягивали руки поддержки... Голод, бомбёжки, умирающие на улицах люди - вот что теперь стало их жизнью. Технический желатин стал вкусной едой, а кусочек хлеба с довоенными глицерином или рыбьим жиром - лакомством для маленького мальчика. И даже в такое страшное время люди выручали друг друга, что многим из них помогло выжить.
И Верейская рассказывает, как неожиданно закончилось беззаботное детство, когда его накрыло черным крылом войны и блокады, как именно дружеские отношения соседей по квартире помогли ее обитателям выжить, как они приходили друг другу на выручку и в нужное время всегда протягивали руки поддержки... Голод, бомбёжки, умирающие на улицах люди - вот что теперь стало их жизнью. Технический желатин стал вкусной едой, а кусочек хлеба с довоенными глицерином или рыбьим жиром - лакомством для маленького мальчика. И даже в такое страшное время люди выручали друг друга, что многим из них помогло выжить.
«Становилось все труднее.
Жестокие морозы сковали Ленинград. Зима выдалась снежная, но снег
никто не убирал, и все выше и выше нарастали сугробы на улицах. Неподвижно
стояли кое-где трамваи и троллейбусы с выбитыми стеклами, а над ними качались
на ветру порванные провода… Над городом непрерывно свистели снаряды. Прохожие с
усталыми, серыми лицами иногда на минуту останавливались прислушаться: где разорвется? –
и шли дальше. Длинные очереди терпеливо выстраивались у булочных. В очередях
разговаривали мало. Большинство людей стояло, прислонившись к стене дома. Губы
сжаты плотно и скорбно, а в провалившихся глазах спокойное упорство.
Катя присела на ступеньку у входа в булочную, – она очень
устала. Вот еще человек десять, и она дойдет до двери. В самой булочной стоять
уже легче, там теплее. Катя думала о дедушке, – последние дни она очень
тревожилась за него. Дедушка иногда не приходит с завода по два – три дня, и
она тогда не знает, что думать, и боится подумать о самом страшном. Вот и вчера
вечером он не пришел… А она знает: враг все время бьет по его заводу.
Из-за угла набережной завернули в улицу, где сидела Катя, две
девочки; они с трудом тащили длинные сани, на которых лежал плотно зашитый в
белую простыню покойник.
– Может, мать повезли, – произнес кто-то в очереди,
когда девочки поравнялись с булочной.
А из-за угла показались еще одни такие санки… Все в очереди
повернули головы и глядели им вслед
– Ох, сколько их!.. – прошептала старушка рядом с Катей.
Никто не ответил.
Катя вошла в дверь. Ей стало вдруг так страшно.
Дошла ее очередь. Катя бережно положила в корзинку полбуханки
хлеба и небольшой довесок, крепко прижала к себе и стала пробираться сквозь
толпу к выходу. И вдруг через ее плечо потянулась рука, схватила довесок – и
мальчишка лет пятнадцати, расталкивая людей, выбежал из булочной.
– Отдай!.. Отдай!.. – закричала Катя и бросилась за ним.
В дверях образовалась пробка. Катя с трудом выбралась из двери, сбежала со
ступенек. Мальчишки не было видно.
– В переулок побежал, – сказал ей кто-то, догадавшись, в
чем дело.
Сразу за углом стояла, прижавшись к водосточной трубе, девочка лет
четырех, вся, вместе с руками, увязанная в огромный клетчатый платок. Перед ней
присел на корточки, спиной к Кате, тот самый мальчишка и, бережно отламывая
маленькие кусочки хлеба от Катиного довеска, клал их в рот девочке. Та жадно
глотала и молча снова раскрывала ротик за следующим кусочком.
Катя глядела на них, пока последний кусочек не исчез во рту
девочки и, ни слова не сказав, пошла домой».
Верейская не нагнетает жути, наоборот, изо всех сил старается
поддержать взятый в первой части тон беспристрастного рассказчика. Это очень хорошая книга, которую
обязательно надо читать современным детям - ведь большинству из них сейчас уже
некому рассказать, как это было на самом деле, а забывать такое нельзя.
ЭТИ КНИГИ - ОТЛИЧНЫЕ КНИГИ!
Детская тема, книги о детях- тема отдельного поста. Особенно книги о детях, прочитанные в детстве важны. Упомянутые вами хорошие книги надо бы перечитать. Этой осенью поймала себя на мысли, что хочется читать книги именно на детскую тему. Увидела на полке книгу Воронковой "Девочка в синем капоре" и всколыхнулись давние впечатления. Помню сильное сопереживание, но уже забыла сюжет...
ОтветитьУдалитьВот и я Ксения решила детские книги почитать. Хотя книгу про Оскара я бы назвала скорее о детях, но не детской. Там поднимаются такие серьёзные проблемы, которые должны решать взрослые. Например, тема смерти. Тут нужно быть очень осторожными, чтобы не испугать и не ранить детские души.
УдалитьКниги Воронковой вспоминаю с большой радостью - читала её исторические книги для детей. Благодарю, что заглянули в блог!
Здравствуйте, Людмила Федоровна! Я тоже прочитала повесть "Оскар и Розовая Дама". Пост опубликую в пятницу. Приглашаю в гости 27 сентября.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Ирина Михайловна! Я постараюсь зайти в гости! А книгу Верейской читали? Прочитайте!
УдалитьЛюдмила Федоровна, здравствуйте.читала обе книги. По Шмитту в нашем городе спектакль ставили, говорят шел с аншлагом, я не ходила. Книга эта есть в нашей школьной библиотеке. Читателя своего пока не нашла, я бы сказала.у нас. я
ОтветитьУдалитьВерейскую наши четвероклашки сейчас читают- я скоро к ним приду, занятие по этой книге будет. Согласна- отличная книга. Без назойливой идеологии- просто написано и проникновенно. В прошлом году мы про блокадных детей ещё В.Карасеву читали. Тоже хорошая для малышей книга.
Здравствуйте, Светлана Викторовна! Если бы работала, уже бы придумала, как прочитать и поговорить с ребятами об этой книге (Верейской). Она сейчас переиздана, на хорошей бумаге, в библиотеках есть.
УдалитьИнтересной беседы с ребятами, Светлана Викторовна!
Людмила Фёдоровна! Отличные книги! Согласна с Вами! Главное, чтобы дети их читали!
ОтветитьУдалитьОльга Альбертовна! А можно читать вместе! Я так делала, когда работала школьным библиотекарем. Это хорошая форма работы, которую сейчас забыли - громкое чтение.
УдалитьЗдравствуйте, Людмила Фёдоровна! На одном дыхании прочла Ваши отзывы. Сразу захотелось прочитать обе эти книги (к сожалению ни одной из них в моей библиотеке нет). До слёз тронула цитата про жизнь. Запишу себе в блокнот. Какие правильные слова!
ОтветитьУдалитьАнтонина Валерьевна, здравствуйте! Я тоже эти книжки нашла не сразу, пришлось записаться ещё в две библиотеки. А прочитала залпом! Может быть, они есть и в Интернете.
УдалитьДобрый вечер, Людмила Федоровна! Спасибо за чудесный обзор! Я не читала, но благодаря Вам читаю все книги, которые Вы предлагаете! Я, как школьница! Век живи, век учись! Так и я!!!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Ирина Рудольфовна! Я и сама, не смотря на то, что много читаю, не всё читала.Да это ти невозможно. Но о том, что произвело впечатление, стараюсь рассказать читателям. И рада, что Вы читаете эти книги. Значит, не зря я эти отзывы пишу.
УдалитьБлагодарю за Ваши комментарии, дорогой ДРУГ!
Вот и я уже эти книги прочитала, мне понравились. Люблю прозу для детей и юношества.
ОтветитьУдалитьАнна Борисовна, вчера я начала читать "Заводной апельсин". Скажу, что я в шоке... Книга тоже из читательского марафона О.Н. Голубевой. Пришлось пока отложить.
УдалитьЗдравствуйте, Людмила Фёдоровна! Спасибо за интересный рассказ о прочитанных книгах! Наслышана про обе книги, но сама не читала. Надо обязательно прочитать.
ОтветитьУдалитьЛариса Витальевна, приветствую! Про трёх девочек можно читать вместе с детьми. Помню, что ещё лет 5 назад одна из гимназисток считала эту книгу своей любимой.
Удалить