Здравствуйте, уважаемые
читатели и гости блога! С начала учебного года объявлено много конкурсов, в
которых детям предлагается читать стихи. Но для этого мало зазубрить текст –
его нужно освоить и прожить…
Предлагаю эти советы от
психолога учителям, готовящим учеников к конкурсам, пригодятся они воспитателям детских садов и, конечно, родителям.
Выбранное вами стихотворение должно:
·
Соответствовать
психологическим и интеллектуальным возможностям школьника определённого
возраста, ведь нелепо в его устах могут звучать и любовные стихи Бродского
(если ученик – начальной школы), и история про мишку, которого уронили на пол
(если рассказывает подросток);
·
Быть адекватным
уровню языкового развития школьника: обилие непонятных слов и метафор
существенно усложнит задачу;
·
Отвечать складу
характера и темпераменту школьника. Остроумному любителю парадоксов и
розыгрышей понравится учить стихи Хармса, но они же могут поставить в тупик
серьёзного уравновешенного человека, который зато будет декламировать
назидательные басни Крылова.
Поэтический язык даже в
самых, казалось бы, общеизвестных и несложных стихотворениях иносказателен. В
нём много метафор, редких и устаревших слов. Не понимая их, запомнить и хорошо
рассказать стихотворение крайне сложно. Поэтому, прежде чем приступать к
заучиванию стихотворения, стоить проверить, понимает ли его декламатор.
·
Убедитесь, что
ученик точно знает смысл каждого слова и всего стихотворения в целом.
·
Чётко объясните
ему незнакомые слова. Если речь идёт о неизвестных реалиях – найдите подходящие
картинки в энциклопедии или Интернете.
·
Особое внимание
обратите на средства художественное выразительности: метафоры, гиперболы и т.д.
Объясните школьнику, зачем их употребляет автор, что он имеет в виду.
·
Когда всё станет
ясно, обязательно прочтите стихотворение ещё раз: чтобы у ученика в сознании
успел сформироваться образ каждой поэтической строки.
С самого начала приучайте читать стихи эмоционально и
выразительно, воспроизводить ритмический рисунок стиха, правильно ставить
логические ударения, выдерживать паузы, где это необходимо.
Советы от психолога Аси Штейн. – журнал «Здоровье», №9.
Людмила Фёдоровна! Очень интересные советы психолога! Действительно, надо прожить стихотворение вместе с его героями, чтобы хорошо его прочитать, а не только выучить без запинки.
ОтветитьУдалитьЯ тоже посчитала,что эти советы будут полезны, Ирина Михайловна.Ведь "читать стихи" - надо уметь, а не просто выучить текст.
ОтветитьУдалитьОтличные советы, Людмила Фёдоровна! Декламировать стихотворение - это настоящее искусство!
ОтветитьУдалитьНужные советы,спасибо,Людмила Федоровна!
ОтветитьУдалитьАлла Юрьевна, рада, что Вам это пригодится!
УдалитьК счастью, сейчас учат читать стихи уже в детском саду. А какие стихи любят ваши питомцы, Анна Анатольевна?
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Людмила Фёдоровна!
ОтветитьУдалитьОчень интересные советы! Уверена, они пригодятся не только детям, но и взрослым!
Добрый день, Лилия Павловна! Я писала комментарий на Ваш блог, а в это время Вы - у меня! Спасибо за поддержку!
УдалитьСпасибо, Людмила Федоровна за такие важные и полезные советы. Уверена, они будут полезны всем
ОтветитьУдалитьПсихолог Ася Штейн в журнале "Здоровье школьника" даёт полезные рекомендации. Спасибо, Анна Борисовна за комментарий!
УдалитьЛюдмила Федоровна! Спасибо! Прекрасный материал!
ОтветитьУдалитьНаталия Викторовна, а Ваши школьники участвуют в конкурсах стихов?
УдалитьЛюдмила Федоровна,спасибо за нужные советы. Очень пригодятся!
ОтветитьУдалитьРада, что заходите в гости, знакомитесь с материалами "КЛУБА", Ирина! А Вы сами любите читать стихи?
УдалитьЛюдмила Федоровна, люблю читать, путешествовать, познавать новое.
УдалитьМного у Вас всего интересного!Хочется "гулять и гулять" на вашем блоге! Интересно!!!
Спасибо, Ирина! С годами материалы накапливаются. Блог как информационная копилка. Часто учителям и ученикам рекомендую то, что сделано несколько лет назад. Так и другие блоги. Вот поэтому очень интересно и полезно общаться с другими блогерами. Жаль, что исчез гаджет "Блоги, которые я читаю". С их помощью можно было не только автора блога, но и его читателям своевременно знакомиться с новыми постами... Может быть ещё восстановится.
УдалитьЛюдмила Федоровна, замечательный материал. Может быть очень полезным в проведении, например, мастер-класса.
ОтветитьУдалитьПриветствую Вас, Елена, в "КЛУБЕ ДРУЗЕЙ КНИГ"! У нас сейчас проходит "Осенний марафон", где ребята показывают свои таланты. Эти советы я выложила в учительской, чтобы ими могли воспользоваться при подготовке к марафону.Заходите почаще, приятно общаться с коллегой!
ОтветитьУдалитьЛюдмила Фёдоровна! Вы написали у меня в комментариях, что хотели бы научиться делать интерактивные плакаты Thinglink. Это нетрудно, я сама научилась и без семинар. Даю вам ссылку - http://bibliomistodessa.blogspot.ru/2015/03/thinglink.html
ОтветитьУдалитьЭти ДС, о которых я пишу в своем блоге только для шк. библиотекарей Кемеровской области. Нас каждый год наш институт ПК чему-нибудь обучает. Вы должны обучаться у себя в Омске.
Ирина Михайловна, я так Вам благодарна! Буду стремиться, обязательно освою этот сервис. Мне он очень нравится!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Людмила Федоровна! Спасибо за ценные советы!!!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Людмила Федоровна! Спасибо за видеосюжет, до слез тронуло стихотворение про бабушку!!! С душой, с такой любовью!!!
ОтветитьУдалитьЛюдмила Владимировна, здравствуйте! Приятно получить Ваш комментарий! Я вот думаю, сколько работать пришлось взрослым, чтобы ребёнок мог так проникновенно читать стихотворение?! А как Вы учите стихи с детьми?
ОтветитьУдалитьПрактически нет, потому что время занятия ограничено, а нужно и буквы выучить и со звуками разобраться и читать научиться, а заучиванием занимаются воспитатели)))
УдалитьЗдравствуйте, Людмила Федоровна!С видеосюжетом знакома.) Выступление выше всяких похвал)А рекомендации, действительно, необходимые в работе педагога.
ОтветитьУдалитьНаталья Борисовна, здравствуйте! Рада приветствовать Вас как нового постоянного читателя! Буду рада общению! Заходите!
Удалить