22 июня 2015 г.

Исследовательский проект «Я помню, я горжусь!»

22 июня – День Памяти         

Проект проводится в гимназии №140 г. Омска. Посвящен 70 -летию Победы в Великой Отечественной войне.                         
В проекте участвуют учащиеся 1-11 классов, может быть реализован при проведении внеклассных мероприятий, а также в рамках предметов «История» и «Окружающий мир».
Постановка проблемы
Прошло 70 лет со дня Победы нашего народа в Великой Отечественной войне, но учащиеся и их молодые родители все меньше знают об этой войне, не задумываются о том, какой след оставила война в их семьях.
Гипотеза. Живых свидетелей событий военного времени с каждым годом становится все меньше. Это люди преклонного возраста – прабабушки и прадедушки нынешних школьников. Возможно, их родственники были участниками Великой Отечественной войны, работали в тылу и внесли вклад в Победу над фашистской Германией.
Актуальность. Патриотическое воспитание – одна из актуальных задач нашего времени. С каждым годом становится все меньше и меньше тех, кто имел непосредственное отношение к военным действиям. Но живы другие свидетели войны – те, кто в годы войны были детьми. Они могут рассказать нам о войне, какой ее знают и помнят.
Цели проекта:
·        формирование духовно-нравственных качеств личности учащихся;
·        сохранение преемственности поколений;
·        развитие навыков проектно - исследовательской деятельности.
Задачи проекта:
·        углубить знания учащихся о Великой Отечественной войне;
·        собрать факты об истории Великой Отечественной войны из уст очевидцев;
·        систематизировать собранный материал в виде в виде «КНИГИ ПАМЯТИ»;
·        на основе собранных и изученных документов создать сообщения, презентации, доклады и т.п, выступить в классах, принять участие в различных мероприятиях и конкурсах.
Форма организации работы: индивидуальная работа учащихся с привлечением родителей и членов семьи.
Ведущая деятельность: поисковая, исследовательская, творческая.
Методы исследования: интервьюирование, работа с изданиями «Солдаты Победы», «Память? и другими источниками информации , работа с архивными материалами семей, работа в Интернете, работа с периодической печатью, анализ и синтез.
Форма продуктов проектной деятельности:
·        эссе;
·        творческие работы;
·        сообщения;
·        презентации;
·        сборник работ «КНИГА ПАМЯТИ».
Партнеры проекта:
·        ветераны Великой Отечественной войны;
·        родители;
·        родственники.
Сроки реализации: 2 года.
Ожидаемые результаты:
·        Углубление знаний  о Великой Отечественной войне;
·        Приобретение навыков поисково-исследовательской работы.
·        Оформление работ на основе собранных материалов;
·        Развитие коммуникативных навыков при общении с ветеранами войны, родителями, родственниками, одноклассниками.
Этапы работы над проектом: (октябрь 2014-ноябрь 2016 года)
I. Подготовительный  этап (выбор темы, цели и задач проекта; объявление о проекте).
II. Планирование работы (способы сбора информации, критерии и требования к представлению информации, итоговый продукт).
III. Сбор информации (беседы, интервью, опросы ветеранов; посещение библиотеки; изучение источников (книги, газеты, Интернет).
IV. Анализ результатов. Формулирование выводов. Оформление результатов.
V. Оценка работы и  реализация проекта.
Результаты:
В создании «КНИГИ ПАМЯТИ» приняли участие 68 учащихся гимназии и их семьи,  педагоги гимназии. Данный проект объединил усилия учителей, родителей, ветеранов в патриотическом и гражданском воспитании, создал благоприятные условия для нравственного, интеллектуального формирования личности ребенка. Результатом стало проведение мероприятий патриотической направленности, участие в конкурсах, создание «КНИГИ ПАМЯТИ».
                                


                                      
 В «КНИГУ ПАМЯТИ» внесено 76 имен ветеранов Великой Отечественной войны, тружеников тыла, детей войны. Она имеет вступление, содержание (перечень ветеранов войны и учащихся гимназии, кто выполнил работу). Лучшие рисунки также включены в книгу.
Ребята участвовали в конкурсе сочинений. 2 сочинения «Орден в нашем доме», «Потомки помнят славную Победу» стали лауреатами.
Проведены мероприятия:
·        Книжная выставка  "Немеркнущий подвиг народа" (в библиотеке гимназии);
·        Исторический экскурс "Во славу Отечества" (пришкольный лагерь);
·        Тематическая выставка "Мы живём на улице Героя" (Материалы об улицах Левобережья);
·        Тематическая выставка "Среди большой войны жестокой " (для 1-4 классов);
·        Создание буклета «Горжусь твоим именем, улица»!
·        Оформление и пополнение страницы "Помнить, чтобы жить" 70 лет Победы" (на блоге «КЛУБ ДРУЗЕЙ КНИГ»);
·        Конкурс рисунков «Я рисую войну» (1-4 классы);
·        Литературно-библиотечный час "Детство, опаленное войной" (для 5-х классов);
·        Урок памяти "Их именами названы улицы Кировского округа" (для 6-7-х классов);
·        Литературно-музыкальная композиция «Никто не забыт, ничто не забыто» (8 класс);
·        "Книга Памяти "Я помню, я горжусь" Презентация (10 класс).
Проект продолжается.  «КНИГА ПАМЯТИ» будет пополняться. Она будет использоваться при проведении внеклассных мероприятий, а также в рамках предметов «История» и «Окружающий мир».
Предисловие к Книге Памяти « Я помню, я горжусь!»
70 лет прошло с того времени, когда нашей страной была одержана великая Победа над фашизмом. Мы воздаем должное мужественным людям, для которых слова «Родина», «Отчизна» - дорогие сердцу понятия.
«Книга Памяти» - это знак особого уважения и сердечной благодарности всему поколению военного лихолетья.  Собирая по крупицам информацию, мы поняли,  что наше поколение имеет возможность прикоснуться к Великой Отечественной войне, узнавая не только о боевых, но и о трудовых подвигах из уст живых свидетелей того времени, воспоминаний родственников ветеранов.
 Во многих семьях бережно хранят письма, фотографии, документы военных лет. На основе этих документов мы создали нашу «Книгу Памяти».                                                                    
На  её страницах  представлены рассказы о людях, которые воевали на фронтах Великой Отечественной войны или трудились в тылу.                                                                                                           В процессе работы по созданию книги учащиеся открыли для себя истину: «Они – наследники Победы, и они в ответе за то, что дальше будет с памятью о войне, и поэтому их задача – по крупицам собирать правду о ней из первых уст, пока есть возможность её услышать».                     
Эта книга нужна всем нам как память о тех, кто верно и преданно служил Отечеству. Эта память не дает нам права забывать огненные вёрсты солдат-освободителей и тех, кто в тылу ковал Победу. И пусть эта память поможет нашим учащимся проанализировать свою  жизнь, оценить своё отношение к этим людям, к своему долгу отстаивать честь, свободу  и независимость нашей Родины!                                    
Книга памяти «Я помню, я горжусь!» будет по крупицам собирать всё новые сведения, документы, фотографии из семейных архивов наших гимназистов.

Прошлое уходит в память. Память даёт ориентиры. Жизнь продолжается!     
Читайте также:

1 комментарий: