15 апреля 2010 г.

Школьные библиотекари учатся создавать блоги

С сентября 2009 года в городе Омске успешно ведет свою деятельность Городское методическое сообщество (ГМС) "Информационные технологии в практической деятельности школьных библиотек для совершенствования информационной культуры пользователей", руководитель сообщества Тюгашова Нина Степановна, заведующая библиотекой гимназии №150. Школьные библиотекари осваивают электронный каталог, конструируют электронные викторины, работают в интернете, делятся опытом работы по применению информационных технологий в школьных библиотеках.


Вчера состоялась презентация нашего блога "Клуб друзей книг". По словам коллег, наш блог - первый и пока единственный блог школьной библиотеки в городе Омске. Мы познакомили библиотекарей с целями, задачами блога, рассказали о структуре и содержании, продемонстрировали представленные на блоге материалы.
К сожалению, никто из коллег, в том числе и мы, не принимали участие в дистанционном обучении школьных библиотекарей в октябре-декабре 2009 года. Мы познакомились с итогами этого обучения в статье Л.. Рождественской и Е. Н. Ястребцевой в журнале "Школьная библиотека", 2010, №1. "Хочу шагать в ногу со временем" - так называется эта статья. Так, надеемся, думает и каждый школьный библиотекарь. Поэтому мы попытались показать коллегам, что учить школьников поколения "google" читать книги можно, в том числе, "говоря с ними на их языке", используя возможности Интернета.
Уверены, что друзей книги у нас станет больше, и у школьных библиотек появятся собственные блоги!

12 апреля 2010 г.

Вопросы к четвертому заседанию клуба (тема "Современные писатели для детей: Тамара Крюкова")

Дорогие друзья! 30 апреля состоится четвертое заседание клуба, тема "Современные писатели для детей: Тамара Крюкова".


1. Известны ли Вам произведения Тамары Крюковой или Вы только слышали об этом авторе?
2. Какие книги писательницы Вы читали?
3. Что из прочитанного Вам больше всего понравилось? Почему?
4. По книгам Т. Крюковой сняли два фильма. Можете ли Вы их назвать?
5. Как Вы думаете, истории, описанные автором, вымышленные или реальные?
6. Сформулируйте в 3-4 предложениях: о чем книги Т. Крюковой или напишите отзыв об одной из них.

9 апреля 2010 г.

С книжкой вприпрыжку!

Встречи с книгами в библиотеке

Дмитрий Борисович Кабалевский, не только композитор, но и прекрасный педагог, говорил: «Музыку вначале заставляют слушать. Может быть, и книгу нужно сначала "заставить слушать"». Когда Дмитрий Борисович говорил "...вначале заставляют слушать", он имел в виду, что вначале нужно дать ребенку для слуха то, что бы его ошеломило, потрясло, открыло для него что-то необыкновенное. Точно так же и при чтении. То есть важно сначала научить любви к чтению. Методов здесь очень много и, видимо, один из них - чтение вслух.
На неделе детской книги мы провели серию громких чтений любимых детских книг: книги Цыферова Г., сказки, детские журналы. В ходе этих встреч ребята отвечали на вопросы, высказывали свое мнение, а также получили домашнее задание - нарисовать полюбившежся героев из прочитанных книг.
Стараясь как можно больше читать детям, пусть небольшие отрывки из разных произведений, но так, чтобы они не только прочувствовали своеобразие литературного языка писателей, но и захотели бы узнать, что же было дальше, мы, тем самым, стремились подтолкнуть ребят к самостоятельному чтению.


Совместно с библиотекой им. Чернышевского проведен виртуальный фестиваль, в рамках которого ребятам были предложены:
Час весеннего настроения "Пусть всегда твои друзья будут с тобой" и
День сюпризов "Пусть восторжествует добро".
Ребята приняли участие в викторине по книгам Геннадия Цыферова, поиграли в интересную игру. Узнали много интересного о художнике детских книг В.А. Чижикове и даже учились рисовать как Чижиков.

В течение этой недели количество посещений нашей библиотеки возросло. В библиотеку пришли даже те, кто не был в ней с сентября. А сколько взято и прочитано замечательных книг!
КНИГА - ТАЙНА,
КНИГА - КЛАД,
КНИГА - ДРУГ
ДЛЯ ВСЕХ РЕБЯТ!

7 апреля 2010 г.

Сегодня модно быть здоровым

7 апреля - ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ЗДОРОВЬЯ

Прокофьева С.Л. и др. Румяные щеки / С.Л. Прокофьева, Г.В. Сапгир, В.Г. Гришин – Изд. 3-е. – М.: Физкультура и спорт, 1989.

Дорогие ребята! Уважаемые взрослые!
Эта книга – для всей семьи. Ребята найдут в ней много сказок, рассказов, игр, считалок. Их ждут здесь новые друзья: компания маленьких человечков – больших знатоков физкультуры. А взрослые помогут детям прочесть самые длинные сказки, выучить стихотворения, хорошо освоить лыжи, коньки, плавание, стать настоящими физкультурниками.
Главный герой всех сказок – Коля Веснушкин – мальчик, который хочет быть сильным и здоровым. Чижик-Пыжик напомнит вам забытые игры, Гантелькин подскажет разные упражнения. А доктор Градусник будет советчиком для мам, пап, дедушек и бабушек - как правильно построить день ребенка, как постепенно закалить его и приобщить к спорту, доступному его возрасту.

Прочитаем вместе странички этой книги:


Подарки весны
Колю Веснушкина разбудило пение птиц.
— Тиу-тиу-тиу! — слышалось за окном.
Коля приподнял голову и увидел: на карнизе сидят две птички. Одну он сразу узнал. Это была ласточка. «А вторая, наверное, малиновка», — подумал Коля.
Птицы возбуждённо чирикали, свиристели. Было ясно, что они о чём-то спорят.
К окошку подлетел скворец. Сел на верхушку соседнего дерева, почистил клювом пёрышки. И тоже вмешался в разговор. Спор разгорелся ещё жарче.
— Бабушка! — позвал Коля.
— Доброе утро, — сказала бабушка, входя в комнату.
— Доброе утро, бабушка. Смотри, какие птицы прилетели. Хорошо бы узнать, о чём это они спорят?
— А я знаю, — улыбнулась бабушка.
— Как? Ты понимаешь птичий язык? — удивился Коля.
— Я же немножко волшебница, сказала бабушка.
Она наклонила голову, прислушалась и сказала:
— Сейчас я переведу тебе с птичьего на человечий. Ага! Всё понятно. Так, так, так. Ласточка говорит: «Мой домик самый лучший. Я его слепила под балконом из комочков глины и соломы». А Малиновка с ней не согласна. Она говорит: «Моё гнездышко ещё лучше. Я свила его из тонких прутиков и выложила изнутри мягким пухом».
— А что говорит Скворец? — заволновался Коля.
— А Скворец говорит: «Нет, лучше мой домик. У него есть настоящая крыша, стены, пол и даже балкончик. Мне в нём страшен ни дождь, ни ветер».
Коля захлопал в ладоши:
— Это мы! Это мы делали скворечник! Здорово, что Скворцу понравился наш домик!
В это время дверь распахнулась, и в кмнату сам собой вкатился большой красный обруч. Нет, нет, конечно, он вкатился не сам собой. Просто Коля сначала не заметил, что на обруче стоял Гантелькин и быстро-быстро перебирал ногами.
— Доброе утро! Весеннее утро! — закричал Гантелькин. — Сегодня мы будем делать зарядку с обручем.
Между тем Гантелькин прыгнул с обруча стол. Включил свой крохотный магнитофон. И зазвучала такая весенняя солнечная музыка, словно и в магнитофоне спряталась частичка весны.


ЗАРЯДКУ ПРОВОДИТ ГАНТЕЛЬКИН. СОВЕТЫ ГАНТЕЛЬКИНА
Лучше всего обруч, сделанный из пластмассы. Диаметр обруча 55—65 сантиметров. Сечение обода 1,5 — 2 сантиметра. Можно пользоваться обручем, сделанным из фанеры.
Ты видел, наверное, парад физкультурников на Красной площади. Как красиво выполняют они упражнения с обручем! Словно морские волны, колышутся цветные круги. Представь себе, что ты — один из этих физкультурников. Выполняй упражнения с обручем так же легко и красиво.
Сначала походи на месте. Ходи, не опуская головы, спину держи прямо. Затем побегай 30—40 секунд. Следи, чтобы ноги и руки работали согласованно.
1-е упражнение
Встань прямо, пятки вместе, носки врозь. Обруч опусти вниз, держа его обеими руками за противоположные стороны.
Подними обруч вверх над головой, посмотри на него — ВДОХ. Снова опусти обруч вниз — ВЫДОХ.
Повтори упражнение не очень быстро 6—8 раз.

Читайте книгу постоянно, делайте разные упражнения и тогда У ВАС ВСЕГДА БУДУТ РУМЯНЫЕ ЩЕКИ!

Мы бежим быстрее ветра.
Кто ответит, почему?
Коля прыгнул на два метра.
Кто ответит, почему?
Маша плавает, как рыбка.
Кто ответит, почему?
На губах у нас улыбка.
Кто ответит, почему?
Может мостик сделать Шура,
По канату лезу я,
Потому что с физкультурой
Мы - давнишние друзья.

5 апреля 2010 г.

"Книжкины именины"

Пусть эта книжкина неделя
Продлится только до апреля,
Но вы, читающий народ,
Любите книгу круглый год!
С.Я. Маршак

Неделя детской книги - мероприятие, которое считается общегосударственным. Впервые "Книжкины именины" были проведены в марте 1943 года по инициативе известного детского писателя Л. А. Кассиля. Он и открыл первую Неделю в Москве. Он и дал Неделе детской книги такое веселое название.
Участники первой недели вспоминают:
ранним утром 26 марта 1943 года из станции метро "Охотный ряд" и "Площадь Свердлова", трамваев и троллейбусов выбегали мальчики и девочки в стоптанных башмаках, заплатанных валенках, стареньких курточках. Позади вторая военная зима, и бледные, исхудавшие лица ребят - еще одно свидетельство тяжелой поры. Но глаза... ребячьи глаза светились. Здесь у известнейшего здания прямо у входа их встречают мужчина и женщина — оба в военной форме. Майор с орденом Красной Звезды - директор детского издательства Людмила Викторовна Дубровина. И Лев Абрамович Кассиль в командирском морском кителе с орденом "Знак Почета".
Так начиналась первая Неделя детской книги.
И если проведение такого праздника стало возможным в военный год, то и сейчас, несмотря на многие трудности, надо найти возможность не просто обратиться к книге, а превратить единственную в году "Книжкину неделю" в яркий эмоциональный праздник, который разбудит интерес к чтению у тех, кто читает мало, и даст возможность истинным книгочеям проявить себя, завоевать уважение сверстников эрудицией, умением интересно рассказать о прочитанном, заставить понять всех, какое чудо — книга.
Конечно, школьные библиотеки у нас не очень богаты, а телевидение и другие средства массовой информации "переманивают" к себе наших читателей, и все-таки Неделя детской книги необходима. Нам нужен праздник дружбы детей и книги, детей и писателей, издателей, библиотекарей.
Задача Недели детской книги состоит не только в том, чтобы продемонстрировать юным читателям самое интересное, что издано для них, но и в том, чтобы привлечь внимание учителей, родителей, библиотекарей к вопросам детского чтения. Неделя детской книги — это и подведение итогов работы с книгой в школе.

В нашей гимназии Неделя детской книги пройдет с 5 по 17 апреля.
В плане мероприятий:
  • Книжная выставка "Книгу советует друг"
  • Конкурс сочинений "Книга, о которой я хочу рассказать"
  • Акция "Соберем макулатуру на книги"
  • Конкурс рисунков "Моя любимая книга"
  • Час весеннего настроения "Пусть всегда твои друзья будут с тобой"
  • День сюрпризов "Пусть восторжествует добро"
  • Встреча с автором детстких стихов Т.Н. Андринской
  • Час общения с книгой "Удиви родителей - прочитай книгу" (привлечение не читающих детей)
  • "Почитаем вместе" - громкое чтение по книгам Г. Цыферова
  • Закрытие Недели детской книги. Награждение "ЛУЧИКОВ"

3 апреля 2010 г.

"Откликнуться на прочитанное - редкий дар!"

Говоря об оценке книг, прежде всего, нужно думать не о книге,
а о жизни, ею отражаемой и выражаемой.
Н. А. Рубакин


Человеку свойственна потребность делиться своими впечатлениями и мыслями, вызванными прочитанным произведением, просмотренным спектаклем, кинофильмами, телепередачами и т. д. Иногда одна и та же книга, один и тот же спектакль производят на разных людей разное впечатление. Это рождает споры, и они бывают интересными лишь в том случае, когда собеседники не только высказывают свое мнение, но и могут обосновать его.  Это мнение можно высказать в отзыве или рецензии.
В основе рецензии лежит анализ литературного произведения, его содержательной стороны и художественных достоинств, авторской идейно-нравственной позиции.
Отзыв о прочитанной книге — это обмен впечатлениями о ней, выражение своего отношения к поступкам героев, изображаемым событиям, своего мнения о том, как относится к героям автор — сочувствует им или их осуждает, высмеивает их или ими восторгается.
В отзыве, как правило, можно выделить:
1) часть, в которой высказывается мнение о том, понравилось или не понравилось произведение;
2) часть, в которой обосновывается, аргументируется высказанная оценка.
Но, конечно, содержание отзыва, как и его форма, зависит от того, кто его адресат, какова его цель, задача.
Адресат отзыва может быть различным: учитель, друг, родители, товарищи по классу, газета, Дом детской книги, библиотекарь и др.
Задачи, цели отзывов также могут быть различными:
поделиться впечатлением о книге,
поставить в отзыве вопрос дискуссионного характера и т. д.
Часто в отзывах вы пересказываете содержание произведения. Краткий пересказ книги может быть, например, в отзывах-письмах людям, которым вы пишете о том, что вы читали. Если ваш отзыв обращен к другу, товарищам по классу, которые не читали еще этого произведения, вряд ли следует подробно излагать его содержание. Можно пересказать что-то особенно интересное, чтобы заинтриговать ребят, если вы хотите, чтобы они прочитали книгу, о которой вы пишете отзыв.
Само слово отзыв уже может стать названием сочинения. Вместе с тем он может иметь и другой заголовок: «Об этой книге хочется рассказать», «Книга, которая оставила неизгладимое впечатление», «Я не согласна», «Приглашение к размышлению», «Книга о подвиге», «Любимая книга о героях», «Книга, которая учит любить природу», «Книга, которая мне понравилась» и т.д.

Умение откликнуться на прочитанное - редкий дар,
и он требует творческих усилий
Игорь Ефимов

"Я хочу познакомить Вас с произведением «Рыцарь Вася» Юрия Яковлева. В этом рассказе два действующих лица – Вася и Дима. Васю все называли тюфяком, он был неорганизованным и несобранным человеком. Только когда он был один, он представлял себя очень благородным рыцарем, а если кто-нибудь оказывался рядом, то он снова становился обычным ленивым мальчиком. Случилась такая история. Однажды зимой, когда Вася шел в школу, он услышал чей-то крик. Это оказался первоклассник, который тонул в прорубе. Рядом стоял друг Васи, Димка, и кричал «помогите». Вася представил, что он рыцарь, и полез спасать мальчика, который уже задубел и нахлебался воды. Но всё обошлось благополучно – Вася спас первоклассника. На следующий день Вася услышал, как учительница нахваливала Димку за спасение первоклассника. В душе Вася, конечно, огорчился, но он не показывал своё огорчение, а даже порадовался за друга. Эту книгу я нашла в школьной библиотеке. Я советую прочитать ее всем своим одноклассникам. Это произведение научило меня тому, что если тебе сделали неприятно, то не надо забывать, что есть такое слово «дружба» и надо научится радоваться за другого человека".
Евсеева Валерия, 6/2 класс

Отзыв о повести "Мой друг Васька Рогов" (автор К. Мелихан)
Эта повесть о мальчике, разгильдяе, который постоянно опаздывал в школу и жаловался: то на свою тень, что она мешает ему прибегать вовремя на урок, то на отражение, которое показывает ему, что он чистый. Тень и отражение на него обиделись и ушли. Так и потерял Васька Рогов походку, язык, сон и память. Мне очень понравилась эта книга!!! Советую прочитать ее и вам!!!
Бессонова Лиза, 4/1 класс

"Домовенок Кузя и Вреднючка" Т. Александрова
Мне эта книга нравится, потому что в ней есть что-то такое сказочное и фантастическое, которое чему-то учит! И сама эта сказка очень интересная, веселая и смешная!
Страшко Инна, 3/3 класс

Отзыв о любимой книге.
В книге Михаила Зощенко «Галоши и мороженое» автор рассказывает о своем детстве. Главные герои книги - мальчик Минька и его сестренка Леля. Когда дети шалили, то папа их справедливо наказывал, а когда говорили правду, то хвалил. Однажды они решили продать чужие галоши, чтобы купить мороженое. За это им не разрешили целый год есть мороженое.
А когда Минька выбросил свой дневник с двойкой, который нашел учитель и принес показать родителям, папа похвалил Миньку за то, что он сам рассказал о своем плохом поступке.
А еще однажды Леля захотела получить подарок и решила всех обмануть. Она положила бильярдный шарик к себе в карман, а претворилась, будто случайно проглотила его. Но когда шарик выкатился из ее кармана, папа был очень зол на нее и заставил носить целый год старые башмаки и старое платье.
Мне очень нравится читать эту книгу. Она учит меня тому, что нужно говорить правду и не совершать плохих поступков.
Петров Толя, 2/2 класс

Отзыв о книге «Фантазёры» Н.Н. Носова
Я прочитала книгу Николая Николаевича Носова «Фантазёры». Это сборник интересных рассказов о двух друзьях. В этих рассказах описаны разные приключения, которые постоянно происходят с главными героями.
Особенно мне запомнились рассказы: «Мишкина каша», «Бенгальские огни», «Фантазёры» и многие другие. В этих рассказах с героями постоянно что-то происходит, но они вместе борются с трудностями и их дружба всегда побеждает.
Мне понравилась эта книга тем, что она очень веселая и интересная, её легко и увлекательно читать. В ней говорится о верной дружбе и что никогда не нужно унывать, когда у тебя что-то не получается, ведь всему можно научиться, если захотеть и потрудиться.
Я хочу прочитать и другие книги этого автора. Думаю, что они такие же интересные, как эта книга. Н.Н. Носов автор книг для детей.
Полякова Ж., 2/2 класс
 
Другие отзывы можно найти ЗДЕСЬ.
 
Дорогие ребята! Мы объявляем конкурс на лучший отзыв о любимой книге! Пишите свои отзывы в комментариях!

памятка "Как писать отзыв о книге"

2 апреля 2010 г.

Моя "золотая полка": любимые книги для чтения


2 апреля - Международный день книги

"Золотая полка - это та, на которую ставят любимые книги"
Юрий Олеша

Чтение - не просто занятие, которым можно заполнить свое свободное время, развлечься. Под влиянием умных, талантливых книг мы меняемся; чтение делает нас умнее, добрее, опытнее. Чтение развивает наш ум и сердце. Вот почему книги всегда рядом с нами, нужны нам, сопровождают нас с самого раннего детства до старости. Но у каждого любимые книги свои и своя "золотая полка".

Журнал "Детская энциклопедия" предлагает выпуск "Сто любимых книг" (№9, 2008).



Золотой список для детского чтения
"Этот выпуск «ДЭ» о том, что мы с вами читаем в детстве. Или, во всяком случае, должны прочитать. Таким образом, перед вами - книжка о книжках. И об их авторах, потому что без авторов книг не бывает. Мы хотим предложить вам для общения и дружбы самую интересную в мире «компанию хороших книг». Они были друзьями уже многих поколений мальчиков и девочек. Но от этого не разучились дружить!
Было очень трудно составить этот список. Потому что хороших и умных книжек - сотни!
И все-таки состоять основная компания будет ровно из ста книжек. Почему именно из ста? Цифра уж больно хорошая! Ведь все люди хотят жить до ста лет, иметь сто друзей и чувствовать себя «на все сто». А если какой-нибудь из ваших любимых книг не окажется в нашем списке - не огорчайтесь, мы обязательно к последним страницам этого номера «ДЭ» что-нибудь да придумаем. Наверное, добавим еще один список из ста книг, а может быть и больше... Приятного вам путешествия в страну придуманных, но все равно самых настоящих и любимых вами героев!"
(главный редактор Владимир ПОЛЯКОВ)

Журнал "Домашняя школьная библиотека" (№3, 2005) представляет список лучших произведений русской и мировой художественной литературы (список заказан и одобрен бюро ЮНЕСКО в Москве). В список "Тысяча лучших произведений для школьников" вошли шедевры мировой художественной литературы, написанные как на русском, так и на иностранных языках.

На "Золотой полке" наших читателей стоят такие книги:

Андерсон Г.Х. Сказки
Ахматова А. Стихи
Александрова Т. Книжки про "Кузьку"
Барто А. Стихи
Бианки В. Рассказы о природе
Булычев К. Гостья из будущего
Верн Ж. Таинственный остров
Волков А. Волшебник изумрудного города
Гайдар А. Тимур и его команда
Гримм Сказки
Грин А. Алые паруса
Гюго В. Собор Парижской Богоматери
Драгунский В. Денискины рассказы
Дефо Д. Робинзон Крузо
Ершов П. Конек-горбунок
Кэрролл Л. Приключения Алисы
Катаев В. Сын полка
Каверин В. Два капитана
Козлов С. Стихи для детей
Конан Доэл А. Детективы
Киплинг Р. Маугли
Крюкова Т. Повести для подростков
Лагин Л. Старик Хоттабыч
Ларри Я. Необыкновенные приключения Карика и Вали
Линдгрен А. Малыш и Карлсон
Лондон Д. Любовь к жизни
Метерлинк М. Синяя птица
Милн А. Винни-Пух
Мифы и легенды Древней Греции
Маршак С. Стихи
Носов Н. Приключения Незнайки
Остер Г. Вредные советы
Олеша Ю. Три толстяка
Пушкин А. С. Сказки и стихи для детей
Полевой Б. Повесть о настоящем человеке
Перро Ш. Сказки
Паустовский К. Рассказы о природе
Роулинг Дж. Гарри Поттер
Родари Дж. Чиполлино
Русские народные сказки
Рыбаков А. Кортик. Бронзовая птица
Сладков Н. Рассказы о природе
Троепольский Г. Белый Бим Черное ухо
Твен М. Приключения Тома Сойера
Толстой А. Н. Золотой ключик
Толкиен Дж.Р.Р. Властелин колец
Тургенев И. С. Первая любовь
Успенский Э. Рассказы для детей
Чуковский К. Книги для детей
Сент-Экзюпери А. Маленький принц

Дорогие читатели, можете дополнить этот список!

ПЛАНЕТА ЧИТАТЕЛЕЙ
Сколько книг прочтено - не имеет значения,
но имеет значение очень давно ежедневное,
ежевечернее чтение,
еженощное - с лампой зажженной - в окно.
И пока круг от лампы на крепком столе
выключается только на позднем рассвете,
всё в порядке на круглой и светлой Земле,
населенной читателями планете.

Борис СЛУЦКИЙ