Говоря об оценке книг, прежде всего, нужно думать не о книге,
а о жизни, ею отражаемой и выражаемой.
Н. А. Рубакин
Человеку свойственна потребность делиться своими впечатлениями и мыслями, вызванными прочитанным произведением, просмотренным спектаклем, кинофильмами, телепередачами и т. д. Иногда одна и та же книга, один и тот же спектакль производят на разных людей разное впечатление. Это рождает споры, и они бывают интересными лишь в том случае, когда собеседники не только высказывают свое мнение, но и могут обосновать его. Это мнение можно высказать в отзыве или рецензии.
В основе рецензии лежит анализ литературного произведения, его содержательной стороны и художественных достоинств, авторской идейно-нравственной позиции.
Отзыв о прочитанной книге — это обмен впечатлениями о ней, выражение своего отношения к поступкам героев, изображаемым событиям, своего мнения о том, как относится к героям автор — сочувствует им или их осуждает, высмеивает их или ими восторгается.
В отзыве, как правило, можно выделить:
1) часть, в которой высказывается мнение о том, понравилось или не понравилось произведение;
2) часть, в которой обосновывается, аргументируется высказанная оценка.
Но, конечно, содержание отзыва, как и его форма, зависит от того, кто его адресат, какова его цель, задача.
Адресат отзыва может быть различным: учитель, друг, родители, товарищи по классу, газета, Дом детской книги, библиотекарь и др.
Задачи, цели отзывов также могут быть различными:
поделиться впечатлением о книге,
поставить в отзыве вопрос дискуссионного характера и т. д.
Часто в отзывах вы пересказываете содержание произведения. Краткий пересказ книги может быть, например, в отзывах-письмах людям, которым вы пишете о том, что вы читали. Если ваш отзыв обращен к другу, товарищам по классу, которые не читали еще этого произведения, вряд ли следует подробно излагать его содержание. Можно пересказать что-то особенно интересное, чтобы заинтриговать ребят, если вы хотите, чтобы они прочитали книгу, о которой вы пишете отзыв.
Само слово отзыв уже может стать названием сочинения. Вместе с тем он может иметь и другой заголовок: «Об этой книге хочется рассказать», «Книга, которая оставила неизгладимое впечатление», «Я не согласна», «Приглашение к размышлению», «Книга о подвиге», «Любимая книга о героях», «Книга, которая учит любить природу», «Книга, которая мне понравилась» и т.д.
Умение откликнуться на прочитанное - редкий дар,
и он требует творческих усилий
Игорь Ефимов
"Я хочу познакомить Вас с произведением «Рыцарь Вася» Юрия Яковлева. В этом рассказе два действующих лица – Вася и Дима. Васю все называли тюфяком, он был неорганизованным и несобранным человеком. Только когда он был один, он представлял себя очень благородным рыцарем, а если кто-нибудь оказывался рядом, то он снова становился обычным ленивым мальчиком. Случилась такая история. Однажды зимой, когда Вася шел в школу, он услышал чей-то крик. Это оказался первоклассник, который тонул в прорубе. Рядом стоял друг Васи, Димка, и кричал «помогите». Вася представил, что он рыцарь, и полез спасать мальчика, который уже задубел и нахлебался воды. Но всё обошлось благополучно – Вася спас первоклассника. На следующий день Вася услышал, как учительница нахваливала Димку за спасение первоклассника. В душе Вася, конечно, огорчился, но он не показывал своё огорчение, а даже порадовался за друга. Эту книгу я нашла в школьной библиотеке. Я советую прочитать ее всем своим одноклассникам. Это произведение научило меня тому, что если тебе сделали неприятно, то не надо забывать, что есть такое слово «дружба» и надо научится радоваться за другого человека".
Евсеева Валерия, 6/2 класс
Отзыв о повести "Мой друг Васька Рогов" (автор К. Мелихан)
Эта повесть о мальчике, разгильдяе, который постоянно опаздывал в школу и жаловался: то на свою тень, что она мешает ему прибегать вовремя на урок, то на отражение, которое показывает ему, что он чистый. Тень и отражение на него обиделись и ушли. Так и потерял Васька Рогов походку, язык, сон и память. Мне очень понравилась эта книга!!! Советую прочитать ее и вам!!!
Бессонова Лиза, 4/1 класс
"Домовенок Кузя и Вреднючка" Т. Александрова
Мне эта книга нравится, потому что в ней есть что-то такое сказочное и фантастическое, которое чему-то учит! И сама эта сказка очень интересная, веселая и смешная!
Страшко Инна, 3/3 класс
Отзыв о любимой книге.
В книге Михаила Зощенко «Галоши и мороженое» автор рассказывает о своем детстве. Главные герои книги - мальчик Минька и его сестренка Леля. Когда дети шалили, то папа их справедливо наказывал, а когда говорили правду, то хвалил. Однажды они решили продать чужие галоши, чтобы купить мороженое. За это им не разрешили целый год есть мороженое.
А когда Минька выбросил свой дневник с двойкой, который нашел учитель и принес показать родителям, папа похвалил Миньку за то, что он сам рассказал о своем плохом поступке.
А еще однажды Леля захотела получить подарок и решила всех обмануть. Она положила бильярдный шарик к себе в карман, а претворилась, будто случайно проглотила его. Но когда шарик выкатился из ее кармана, папа был очень зол на нее и заставил носить целый год старые башмаки и старое платье.
Мне очень нравится читать эту книгу. Она учит меня тому, что нужно говорить правду и не совершать плохих поступков.
Петров Толя, 2/2 класс
Отзыв о книге «Фантазёры» Н.Н. Носова
Я прочитала книгу Николая Николаевича Носова «Фантазёры». Это сборник интересных рассказов о двух друзьях. В этих рассказах описаны разные приключения, которые постоянно происходят с главными героями.
Особенно мне запомнились рассказы: «Мишкина каша», «Бенгальские огни», «Фантазёры» и многие другие. В этих рассказах с героями постоянно что-то происходит, но они вместе борются с трудностями и их дружба всегда побеждает.
Мне понравилась эта книга тем, что она очень веселая и интересная, её легко и увлекательно читать. В ней говорится о верной дружбе и что никогда не нужно унывать, когда у тебя что-то не получается, ведь всему можно научиться, если захотеть и потрудиться.
Я хочу прочитать и другие книги этого автора. Думаю, что они такие же интересные, как эта книга. Н.Н. Носов автор книг для детей.
Полякова Ж., 2/2 класс
Другие отзывы можно найти ЗДЕСЬ.