29 марта 2018 г.

Максим Горький о детях и для детей

28 марта  исполнилось 150 лет со дня рождения  Максима Горького  
(1868 года – 1936)
«Нельзя человеку отказывать в двух вещах: в хлебе и в книге»  
 (Максим Горький)

Горький очень любил детей. В юные годы по праздникам, собрав ребят со всей улицы, он уходил с ними на целый день в лес, а возвращаясь, нередко тащил самых усталых на плечax и спине — в специально сделанном кресле.
У себя на Родине, в Нижнем Новгороде, на Новый 1901 год Горький устроил для полутора тысяч детей нижегородс­кой бедноты елку — с цветными электрическими лампочками (тогда это казалось почти чудом) и подарками: мешком с фунтом гостинцев, сапогами, рубахой. С болью смотрел он на недетскую печаль в глазах маленьких гостей, на их старческую серьезность, негодуя на тех, кто лишил детей детства.

 
И позже дети писали Горькому письма, и он отвечал им — всегда доброжелательно, нередко шутливо. «Огромное удовольствие чувствую я, переписываясь с ребятишками», — говорил писатель. Всем известно его высказывание: «Для детей нужно писать так же, как для взрослых, только лучше».
Проникновенно изображал Горький детей в своем творчестве: произведениях «Фома Гордеев», «Трое», «Детство», Сказки об Италии», «Страсти-мордасти», «Зрители», «Дед Архип и Ленька», «Миша», «Самовар», «Про Иванушку-дурачка», «Встряска», «Случай с Евсейкой», «Воробьишко».
В библиотеке гимназии есть такие книги М. Горького для детей. 
 
Вот как шутливо, с юмором обращался Горький к своим маленьким друзьям:
Дорогие мои дети!
Очень трудно жить на свете!
Всюду — папы или мамы
Непослушны и упрямы.
Ходят бабушки и деды
И рычат, как людоеды.
И куда вы ни пойдете —
Всюду дяди или тети.
И везде учителя
Ходят, взоры веселя.
Ходят, кашляют — следят:
Кто бойчее из ребят?
А заметят: мальчик боек,
Так ему наставят двоек.
На носы надев очки,
Смотрят: где тут девочки?
И шагая, как верблюды,
Ставят девочкам «неуды».
Дорогие мои дети!
Тяжелы порядки эти!

Сказка Максима Горького «Воробьишко»
Эта сказка о воробьиной семье, состоящей из отца воробья, матери воробьихи и их ещё не умеющего летать желторотого сына по имени Пудик.
Именно он главный герой этой сказки. Его характер выписан автором наиболее выпукло. Пудик, как и любой малыш, жаждал самостоятельности, умел рассуждать, имел свое мнение и привычку не соглашаться со взрослыми, за что и поплатился. Интересно: читаешь о воробьях, а думаешь в это время о людях — о взаимоотношениях в семье детей и взрослых.
У каждого свои дела. Отец охотится — носит букашек и кормит сына. Мать занимается воспитанием Пудика и учит его жизненным премудростям. Самый активный в этой семье Пудик. Ему все интересно. Его можно назвать любознательным «почемучкой»: почему ветер дует, почему у человека нет крыльев, почему деревья качаются. Вместе с тем он мечтатель. Его мечта — сделать так, чтобы все летали, ибо в воздухе, по его мнению, лучше, чем на земле.
Живя своим умом, Пудик не хотел согласиться, что человек хорош и без крыльев: «Чушь! — сказал Пудик. — Чушь, чепуха! Все должны иметь крылья!» Он даже сочинил стихотворение на эту тему:
Эх, бескрылый человек, 
У тебя две ножки,
Хоть и очень ты велик, 
Едят тебя мошки!
А я маленький совсем, 
Зато сам мошек ем.
Однажды самоуверенный воробьишко не послушался мамы, упал из гнезда и едва не угодил кошке в когти. Спасла его мать-воробьиха. Все закончилось хорошо, если не считать, что мама, защищая сына, осталась без хвоста. А для самого Пудика это событие стало моментом, заставившим от страха замахать крыльями и взлететь на окошко. Радость первого полета была так велика, что сын и не заметил, как рассерженная мама клюнула его в затылок. Он понял: «Всему сразу не научишься».
Читая сказку, надо обратить внимание ребенка на обилие слов с буквой «ч», постараться выделять ее подчеркнуто выразительно. Это своего рода имитация чирикания воробьев.
О чем поговорить с ребенком, прослушавшим сказку, подскажут вопросы.
1.                   Горький придумал эту сказку по просьбе детей, написавших ему письмо. Как вы думаете, какую главную мысль хотел донести Горький своей сказкой до читателя?
2.                   Понравился ли вам Пудик? Какой он? Не напомнил ли он вам кого-нибудь из человеческих детей?
3.                   Как мама воробьиха воспитывала сына, чему она его учила? Во всем ли он соглашался с ней? Похожи ли ее наставления на наставления ваших мам?
4.                   Какие самостоятельные суждения о жизни Пудик высказывал? Поддерживаете ли вы его суждения?
5.                   Почему его падение из гнезда и испытанный страх перед кошкой обернулись радостью?
6.                   Какую цену пришлось заплатить маме-воробьихе за спасение сына?
7.                   Чему, по-вашему, научило Пудика падение из гнезда? Только ли способности взлетать с земли?

 Источник: Читайка - 2014. - № 1. Автор вопросов Тихомирова И.

Сказку можно прочитать ЗДЕСЬ. 
Но лучше эту книжку с прекрасными иллюстрациями, выполненную профессиональными художниками, взять в детской  или школьной библиотеке.
Могут сказать, что тексты и рисунки легче найти в Интернете. Но я хочу подчеркнуть: экранное чтение не может сравниться по своим впечатлениям с чтением книги. Именно тут наступает раз­долье для зрительного восприятия текста.
Соединенные вместе слух и зрение, впечатления от обложки книги, тактильные ощущения от самой бумаги, ее шелеста и за­паха, да еще от мелодии родительского голоса, читающего сказку, оставляют в памяти ребенка глубокий след.
Не пренебрегайте этим, если хотите вырастить из вашего ре­бенка тонкой души человека. Именно на это и рассчитана каждая хорошая книга.
Читайте также о Максиме Горьком:
Презентация к уроку литературного чтения  https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-literaturnogo-chteniya-2098163.html
Интересные материалы о М. Горьком 
 Дорогие читатели!
Мне интересно ваше мнение! С нетерпением всегда жду ваши комментарии!

14 комментариев:

  1. Здравствуйте, Людмила Фёдоровна! Замечательный пост! Сейчас во многих блогах вижу посты к Юбилею М. Горького. А я все пишу про трагедию в Кемерово. Сегодня у меня еще один пост.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Михайловна, здравствуйте! В Кемерово-такая трагедия!!! Пожар!Дети погибли!!! Я только начинаю об этом говорить - плачу! Плохо... Писать не могу об этом...

      Удалить
  2. Людмила Фёдоровна, спасибо за интересный пост, добавила на него ссылочку в наш блог. Удачи и успехов, всего самого доброго и позитивного!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Людмила Борисовна! Так интересно стало работать - блогеры создают такие интересные посты.Чтобы всё это не затерялось - тоже сделаю ссылку на Ваш блог!

      Удалить
  3. Здравствуйте, Людмила Фёдоровна! Обязательно воспользуюсь Вашим материалом при подготовке мероприятия по Горькому! Улыбнулась, читая стихотворение! Если бы мне его дали прочитать без указания автора, ни за что бы не подумала, что это Горький!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Антонина! Я бы и сама не поверила... Столько лет работаю в школьной библиотеке, а не встречала это стихотворение М. Горького. Что-то остеровское есть в этом стихотворении. Но источник надёжный - приложение к журналу "Школьная библиотека".
      Буду рада, если Вы используете материал в работе!

      Удалить
  4. Спасибо, Людмила Федоровна, интересный поста. Отправляю ссылку на страничку школьного сайта

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна! Пусть читают школьники и учителя! И родители тоже!!!

      Удалить
  5. Здравствуйте, Людмила Федоровна! Спасибо за интересный пост! Порекомендую коллегам.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Анатольевна, здравствуйте! Буду очень признательна! Почитайте с детьми!

      Удалить
  6. Галина Аркадьевна2 апреля 2018 г. в 21:56

    Очень хорошие вопросы по сказке Горького "Воробьишко",мы когда читали нашим детям эту сказку,тоже похожие вопросы задавали.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Очень хорошо, Галина Аркадьевна! Главное, читать с детьми и разговаривать, а вопросы придут в ходе разговора!
      Рада, что Вы зашли в блог! Спасибо за комментарий!

      Удалить
  7. Добрый вечер и спасибо Вам, Людмила Фёдоровна, за очень ёмкий и полезный материал! И так как весь год можно "праздновать" 150-летие Максима Горького, то обязательно с Вашей помощью проведём викторину летом для школьного оздоровительного лагеря! Всего Вам хорошего и, непременно, - творческих находок!)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Любовь! Меня тоже часто блоги выручают, да и о своих материалах вспоминаю, когда необходимо. Это как копилка методических материалов. Открыл блог, и проводи мероприятие. Заходите, я этому рада!

      Удалить