19 февраля 2018 г.

«Пропуская через сердце" или Как В. Высоцкий объединил разные поколения

В эти февральские дни в нашем городе проходит месячник, посвящённый Дню защитника Отечества. В библиотеке им. Чернышевского прошла необычная встреча.В зале собрались люди разных поколений: те, кто прошёл трудную армейскую школу в послевоенные годы.
 
Среди них: десантник, ветеран Афганистана, полковник запаса, председатель правления Омской региональной общественной организации «Омский союз десантников» Ю.В. Конобрицкий.    Бурмистров В.Д., подполковник, ракетчик, ветеран вооружённых сил, представители омских ветеранских организаций, учителя, библиотекари, учащиеся школы №151 и гимназии №140, представители прессы.
А собрал их всех вместе Владимир Высоцкий!

 
Перед ведущей встречи – зав. библиотекой им. Чернышевского Даниловой Ольгой Викторовной стояла сложная, но интересная задача: показать, что для людей разных поколений Высоцкий современен!
 
Встреча началась с песни «Братские могилы». Этой песней обычно начинались многие выступления Владимира Семёновича Высоцкого.

Фронтовики утверждали, что о войне так может писать только человек, прошедший её дорогами. А Владимир – их боевой товарищ. А ему, когда началась война, было всего три года.
На экране фотографии из детства  Володи,  слушаем проникновенный рассказ Ольги Викторовны о становлении ПОЭТА. И, конечно, песни и стихи Владимира Высоцкого в исполнении учеников.
 
поёт Андрей К. «Большой Каретный»
Где твои семнадцать лет?
- На Большом Каретном.
- Где твои семнадцать бед?
- На Большом Каретном.
- Где твой чёрный пистолет?
- На Большом Каретном.
- А где тебя сегодня нет?
- На Большом Каретном.
Помнишь ли, товарищ,
этот дом?
Нет, не забываешь
ты о нем.
Я скажу, что тот полжизни потерял,
Кто в Большом Каретном не бывал.

 
читает Степан Г. «Высота»
Вцепились они в высоту, как в свое.
Огонь минометный, шквальный...
А мы все лезли толпой на нее,
Как на буфет вокзальный.

И крики "ура" застывали во рту,
Когда мы пули глотали.
Семь раз занимали мы ту высоту -
Семь раз мы ее оставляли.

И снова в атаку не хочется всем,
Земля - как горелая каша...
В восьмой раз возьмем мы ее насовсем -
Свое возьмем, кровное, наше!

А можно ее стороной обойти,-
И что мы к ней прицепились?!
Но, видно, уж точно - все судьбы-пути
На этой высотке скрестились.
  
читает Соня С. «Письмо перед боем»
Полчаса до атаки.
Скоро снова под танки,
Снова слышать разрывов концерт.
А бойцу молодому
Передали из дома
Небольшой голубой треугольный конверт.
И как будто не здесь ты,
Если почерк невесты,
Или пишут отец или мать...
Но случилось другое,
Видно, зря перед боем
Поспешили солдату письмо передать.
Там стояло сначала:
"Извини, что молчала.
Ждать устала...". И все, весь листок.
Только снизу приписка:
"Уезжаю не близко,
Ты ж спокойно воюй и прости, если что!"
Вместе с первым разрывом
Парень крикнул тоскливо:
"Почтальон, что ты мне притащил?
За минуту до смерти
В треугольном конверте
Пулевое ранение я получил!"
Он шагнул из траншеи
С автоматом на шее,
От осколков беречься не стал.
И в бою под Сурою
Он обнялся с землею,
Только ветер обрывки письма разметал.
поют Рузанна и Евгений «Он не вернулся из боя»

Почему все не так? Вроде все как всегда: То же небо - опять голубое,
Тот же лес, тот же воздух и та же вода, только он не вернулся из боя.
Тот же лес, тот же воздух и та же вода, только он не вернулся из боя.

Мне теперь не понять, кто же прав был из нас в наших спорах без сна и покоя.
Мне не стало хватать его только сейчас, когда он не вернулся из боя.
Мне не стало хватать его только сейчас, когда он не вернулся из боя.

Он молчал невпопад и не в такт подпевал, он всегда говорил про другое,
Он мне спать не давал, он с восходом вставал, а вчера не вернулся из боя.
Он мне спать не давал, он с восходом вставал, а вчера не вернулся из боя.

То, что пусто теперь, - не про то разговор, вдруг заметил я - нас было двое.
Для меня будто ветром задуло костер, когда он не вернулся из боя.
Для меня будто ветром задуло костер, когда он не вернулся из боя.

Нынче вырвалась, словно из плена, весна, по ошибке окликнул его я:
- Друг, оставь покурить! - А в ответ - тишина: он вчера не вернулся из боя.
- Друг, оставь покурить! - А в ответ - тишина: он вчера не вернулся из боя.

Наши мертвые нас не оставят в беде, наши павшие - как часовые.
Отражается небо в лесу, как в воде, и деревья стоят голубые.
Отражается небо в лесу, как в воде, и деревья стоят голубые.

Нам и места в землянке хватало вполне, нам и время текло для обоих.
Все теперь одному. Только кажется мне, это я не вернулся из боя.
Все теперь одному. Только кажется мне, это я не вернулся из боя.
1969
читает  Егор  Б.«Я не люблю»
Я не люблю фатального исхода,
От жизни никогда не устаю.
Я не люблю любое время года,
Когда веселых песен не пою.
Я не люблю холодного цинизма,
В восторженность не верю, и еще -
Когда чужой мои читает письма,
Заглядывая мне через плечо.
Я не люблю, когда наполовину,
Или когда прервали разговор.
Я не люблю, когда стреляют в спину,
Я также против выстрелов в упор.
Я ненавижу сплетни в виде версий,
Червей сомненья, почестей иглу.
Или, - когда все время против шерсти,
Или когда железом по стеклу.
Я не люблю уверенности сытой,
Уж лучше пусть откажут тормоза.
Досадно мне, что слово "честь" забыто
И что в чести наветы за глаза.
Когда я вижу сломанные крылья,
Нет жалости во мне, и неспроста:
Я не люблю насилья и бессилья,
Вот только жаль распятого Христа.
Я не люблю себя, когда я трушу,
И не люблю, когда невинных бьют.
Я не люблю, когда мне лезут в душу,
Тем более, когда в нее плюют.
Я не люблю манежи и арены,
На них мильон меняют по рублю, -
Пусть впереди большие перемены,
Я это никогда не полюблю

 
читает Даша  Е. «Она была чиста…»
Она была чиста как снег зимой.
В грязь - соболя,- иди по ним - по праву...
Но вот мне руки жжет ея письмо -
Я узнаю мучительную правду...
Не ведал я: страданье - только маска,
И маскарад закончится сейчас,-
Да, в этот раз я потерпел фиаско -
Надеюсь, это был последний раз.
Подумал я: дни сочтены мои,
Дурная кровь в мои проникла вены,-
Я сжал письмо как голову змеи -
Сквозь пальцы просочился яд измены.
Не ведать мне страданий и агоний,
Мне встречный ветер слезы оботрет,
Моих коней обида не нагонит,
Моих следов метель не заметет.
Итак, я оставляю позади,
Под этим серым неприглядным небом,
Дурман фиалок, наготу гвоздик
И слезы вперемешку с талым снегом.
Москва слезам не верит и слезинкам -
И взять мне нечего, но нечего и дать,-
Спешу навстречу новым поединкам -
И, как всегда, намерен побеждать!
 
 
читает Валентин П. " 07"

Для меня эта ночь вне закона.
Я пишу - по ночам больше тем.
Я хватаюсь за диск телефона
И набираю вечное 07.

Девушка, здравствуйте!
Как вас звать? Тома.
Семьдесят вторая! Жду, дыханье затая!
Быть не может, повторите, я уверен - дома!
А, вот уже ответили... Ну, здравствуй, - это я!

Эта ночь для меня вне закона.
Я не сплю, я кричу - поскорей!
Почему мне в кредит, по талону
Предлагают любимых людей?

Девушка! Слушайте!
Семьдесят вторая!
Не могу дождаться, и часы мои стоят.
К дьяволу все линии, я завтра улетаю!
А, вот уже ответили... Ну, здравствуй, - это я!

Телефон для меня, как икона,
Телефонная книга - триптих,
Стала телефонистка мадонной,
Расстоянья на миг сократив.

Девушка, милая!
Я прошу, продлите!
Вы теперь, как ангел, - не сходите ж с алтаря!
Самое главное - впереди, поймите,
Вот уже ответили... Ну, здравствуй, - это я!

Что, опять поврежденье на трассе?
Что, реле там с ячейкой шалят?
Все равно, буду ждать, я согласен
Начинать каждый вечер с нуля!

07, здравствуйте!
Снова я. Что вам?
Нет! Уже не нужно. Нужен город Магадан.
Я даю вам слово, что звонить не буду снова.
Просто друг один узнать, как он бедняга, там.

Эта ночь для меня вне закона.
Ночи все у меня не для сна.
А усну - мне приснится мадонна,
На кого-то похожа она.

Девушка, милая!
Снова я, Тома!
Не могу дождаться, и часы мои стоят.
Да, меня. Конечно, я. Да, я, конечно, дома!
- Вызываю. Отвечайте. - Здравствуй, это я!
читает Кристина К. «Белый вальс»

Какой был бал! Накал движенья, звука, нервов!
Сердца стучали на три счета вместо двух.
К тому же дамы приглашали кавалеров
На белый вальс традиционный - и захватывало дух.

Если петь без души - вылетает из уст белый звук.
Если строки ритмичны без рифмы, тогда говорят: белый стих.
Если все цвета радуги снова сложить - будет свет, белый свет.
Если все в мире вальсы сольются в один - будет вальс, белый вальс.

Был белый вальс - конец сомненьям маловеров
И завершенье юных снов, забав, утех, -
Сегодня дамы приглашали кавалеров -
Не потому, не потому, что мало храбрости у тех…
 
 приглашает на танец  Даша К.

Песня о Земле Высоцкого
 
читает Егор Б. «Песня о новом времени»
Как призывный набат,
Прозвучали в ночи тяжело шаги, -
Значит, скоро и нам
Уходить и прощаться без слов.
По нехоженым тропам
Протопали лошади, лошади,
Неизвестно к какому концу
Унося седоков.
Наше время иное, лихое,
Но счастье, как встарь, ищи!
И в погоню летим мы за ним,
Убегающим, вслед.
Припев:
Только вот в этой скачке теряем
Мы лучших товарищей,
На скаку не заметив,
Что рядом товарищей нет.
Только вот в этой скачке теряем
Мы лучших товарищей,
На скаку не заметив,
Что рядом товарищей нет.
И еще будем долго огни
Принимать за пожары мы,
Будет долго зловещим
Казаться нам скрип сапогов.
Припев:
Про войну будут детские игры
С названиями старыми,
И людей будем долго делить
На своих и врагов.
Про войну будут детские игры
С названиями старыми,
И людей будем долго делить
На своих и врагов.
А когда отгрохочет,
Когда отгорит и отплачется,
И когда наши кони
Устанут под нами скакать
Припев:
И когда наши девушки
Сменят шинели на платьица, -
Не забыть бы тогда,
Не простить бы и не прозевать!
И когда наши девушки
Сменят шинели на платьица, -
Не забыть бы тогда,  Не простить бы и не прозевать!

Многогранно и многопланово творчество поэта и о чём бы он не писал: о море, небе, горах, не говоря о людях, на первое место всегда выдвигалась тема мужества, дружбы, готовность идти в разведку.
Давно смолкли залпы орудий.
Над нами лишь солнечный свет.
А чем проверяются люди,
Если войны нет?
Приходится слышать нередко
Сейчас, как тогда:
Ты бы пошёл с ним в разведку?
Нет или да?
 
«Я думаю, что сегодняшняя встреча показала и доказала, что каждого участника можно взять в разведку, т.к. они справились с поставленной задачей: рассказать о Высоцком, так как они его поняли, и тем самым сделали подарок ветеранам. Теперь осталось в недалёком будущем отдать воинский долг российской армии, как это сделало в своё время старшее поколение. А чтобы служба была лёгкой, нести её надо с песней, такой как «Служить России» в исполнении Артёма К. И пусть она станет  песней-посвящением, песней – ответом В.С. Высоцкому от всех живущих в новом веке» (Данилова О.В.)
 
поёт Артём К. «Служить Отчизне»
 Ещё долго не расходились участники встречи: ветераны вооруженных сил рассказывали собравшимся, как творчество В. Высоцкого помогало служить, высказывали своё мнение о чтении стихов Высоцкого ребятами, давали наказ. 
 
 
А потом была фотография на память, чаепитие и общение ветеранов со школьниками.
 
 И всех их объединил сегодня Владимир Высоцкий. Идут годы, десятилетия, но поэзия Высоцкого не стареет. Она также актуальна, как и в далёкие 70-80-е г.г. Таков удел талантливых творений. Высоцкий стал нашей классикой. Его песни всегда будут звучать в кругу людей, которым дороги честь, справедливость и для которых главное в жизни – любовь к Отечеству.
Спасибо сотрудникам библиотеки им. Чернышевского за организацию интересной встречи! Спасибо всем ребятам, кто принял участие в мероприятии! 
фото автора блога

10 комментариев:

  1. Здравствуйте, Людмила Фёдоровна! Какая интересная встреча прошла у вас в городской библиотеке! Даже по фотографиям видно, как здорово дети читали стихи.

    ОтветитьУдалить
  2. Ирина Михайловна, здравствуйте! Спасибо Вам за добрые слова! Фото делала я, старалась показать, как эмоционально прошла встреча: как вдохновенно читали, пели и танцевали наши старшеклассники! Сколько было позитивных моментов для наших гостей! Как они благодарили за встречу! Ждём откликов от СМИ.

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо, Людмила Фёдоровна. С большим интересом прочитала сообщение об этой встрече. Военная тема у Высоцкого настолько сильна, что вызывает только восторженные отклики.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Любовь Семёновна! Дети тоже были довольны! Мы уже давно с ними готовили мероприятие о Высоцком, несколько раз меняли его формат. Но всё получилось достойно! Спасибо коллегам из библиотеки им. Чернышевского и заведующей Ольге Викторовне!

      Удалить
  4. Война в творчестве Высоцкого занимает особое и заслуженно почётное место в поэтическом и песенном наследии Владимира Высоцкого. По фотографиям видно, как восторженно читают стихи.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Анна Борисовна! Ребята долго репетировали. Я думаю, что присутствие на встрече ветеранов вооружённых сил их тоже вдохновляло. Поэтому эмоций было много! Да и Высоцкий равнодушным никто не оставит!

      Удалить
  5. Людмила Федоровна! Какое у вас сотворчество плодотворное получилось! И дети, и библиотекари, и ветераны - все так глубоко и в тему войны, ив творчество Высоцкого погрузились.
    Библиотека Ушинского где-то недалеко от вашей школы находится? Я заметила, вы вообще хорошо дружите. Это так здорово! Школьному библиотекарю в одиночку тяжко такие масштабные мероприятия проводить.

    ОтветитьУдалить
  6. Светлана Викторовна! Мы очень плодотворно сотрудничаем с БИБЛИОТЕКОЙ ЧЕРНЫШЕВСКОГО, у нас совместный план работы. Я одна, их много! А вместе получается очень интересно! Готовили это мероприятие ещё месяц назад, но помешали холода. И мы решили провести его в другом формате - пригласили бывших афганцев, десантников и др. Получилось душевно!
    Спасибо Вам за теплые слова отзыва!

    ОтветитьУдалить
  7. Людмила Федоровна, прямо ком в горле! Так трогательно и такая гордость охватывает за молодежь, которая прочувствовала стихи Высоцкого и нашла в них свои эмоции - это видно по выражениям лиц на фото. И очень хорошо, что ветераны боевых действий не отсиживаются в стороне, а встречаются с современниками, с ребятами - эти встречи очень нужны молодому поколению. Спасибо за пост! Читаю с опозданием, так как много текущей работы , и я снова осталась одна в отделе - моя коллега ушла в декрет)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья Васильевна, добрый день! Спасибо Вам за добрые слова, за понимание, что наши дети и стихи читать ХОТЯТ и умеют это делать, и с военными общаются! Хорошее поколение растёт!!!
      Работы, действительно, сейчас много!!! Мы ещё и акцию по дарению книг только заканчиваем! А уже новые мероприятия на подходе... Заглядывайте иногда! И в мой новый блог тоже!

      Удалить