Здравствуйте,
друзья! Сегодня пойдёт рассказ об одной интересной книжке Бориса Житкова.
«Эта книга - о вещах. Писал я её, имея в виду
возраст от трёх до шести лет. Читать её ребёнку надо по одной – две главы на
раз. Пусть ребёнок листает книгу, пусть рассматривает, изучает рисунки. Книжки
этой должно хватить на год. Пусть читатель живёт в ней и вырастает». Б.С. ЖитковКнига «Что я видел» — энциклопедия для детей от 3 до 6 лет. Книга построена в форме путешествия. Рассказ ведётся от имени четырёхлетнего мальчика Алёши. Как и все в этом возрасте, он постоянно задаёт вопрос «Почему?» За это он и прозван Почемучкой. Алёша едет на поезде, летит на самолёте, плывёт на пароходе, видит много нового и интересного. И обо всём рассказывает.
О железной дороге, пароходе, зоосаде, о том, как ловят рыбу, как устроен танк,
как червячки шёлк выпускают и многом другом читатель узнаёт со слов
Алёши-Почемучки, простых и понятных малышам. Книга была написана в 1937 году,
опубликована уже после смерти автора в 1939-м. С тех пор прошло немало лет, и
так уж получилось, что «энциклопедия для четырёх летних граждан» во многом
устарела. Вместо паровозов появились тепловозы и электровозы, вместо пароходов
— теплоходы и атомоходы, человек полетел в космос, неузнаваемо изменились
средства связи и т.д. Но неизменным остался детский вопрос «Почему?». И поэтому
книгу и сейчас читать очень интересно даже и взрослым.
Своеобразная, новаторская форма привлекает многих писателей
и издателей и побуждает их создавать своеобразное продолжение книги про
Почемучку. Таковы, например, «По следам Почемучки» Олега Кургузова или
«Почемучка» А. Дитрих, Г. Юрмина и Р. Кошурниковой.
Дитрих, А.; Юрмин, Г.;
Кошурникова, Р. Почемучка. М.: Педагогика-пресс; 1996. Издание 7-е. Переплет:
ламинированный тверд.; 384 страниц; ISBN: 5-7155-0748-0; формат:
энциклопедический
Многожанровая книга-игра, в которой действуют забавные персонажи, рассказываются сказки, смешные и поучительные истории и стихи, загадываются загадки, своеобразная энциклопедия для самых маленьких, рассчитаная на так называемое сплошное чтение.
Борису Житкову, создателю образа Алеши-почемучки посвящают авторы свою книгу.
Многожанровая книга-игра, в которой действуют забавные персонажи, рассказываются сказки, смешные и поучительные истории и стихи, загадываются загадки, своеобразная энциклопедия для самых маленьких, рассчитаная на так называемое сплошное чтение.
Борису Житкову, создателю образа Алеши-почемучки посвящают авторы свою книгу.
По следам Почемучки» —
очень забавная книга. В легком юмористическом повествовании содержатся веселые
объяснения самых разных явлений природы. Они так же образны и понятны, как и у
прародителя жанра Бориса Житкова, чьи книги автор, Олег Кургузов, очень любил в
детстве.
Можно провести по книге Бориса Житкова мероприятия: библиотечный урок, занятие в детском саду, викторины, «Угадайки». Используйте в работе эти материалы. Особенно рекомендую родителям дошкольников.
«В гостях у Почемучки»
По книге Житкова «Что я видел»
Я — Алёша Почемучка, про меня все говорят,
Что вопросами замучил я и взрослых и ребят.
Почему бывает жарко, если солнце светит
ярко?
Почему растёт трава, дождик лишь пройдёт
едва?
Почему вода мокра, если вылить
из ведра?Почему пищит котёнок, голос почему так
тонок?
Почему, почему, почему, почему?
Я с вопросом пристал, как липучка,
Потому, что зовусь — Почемучка.
ВИКТОРИНА «Почемучкины “угадайки”»
Угадайте, о ком идёт речь:
• Птица на маленьких ножках и очень толстая. У неё клюв очень
большой. И под всем клювом кожа висит, как мешок. (Пеликан)
• У неё на клюве, на конце, — крючок. А на лапах очень острые
когти. Она коричневая и немного чёрная. Эта птица сидела на большом камне и
лапами держала сырое мясо. Это самая главная птица. (Орёл)
• А это была за решёткой лошадь. И я думал, что на ней одеяло
нашито. Потому, что на ней белые и чёрные полоски. (Зебра)
• Я думал, что там в клетке чёрный человек сидит. А это не
человек, и она не чёрная, а рыжая. Она взяла чашку и стала пить из чашки, а потом
взяла молочник и прямо из молочника всё выпила. (Большая обезьяна орангутанг)
• Я думал даже, что он не настоящий. Он хвост поставил кругом,
и на хвосте — синие кружочки с золотым и с зелёненьким. (Павлин)
• Он как в ванне лежал, а нос из воды высунул. Он длинный, а
на нём колючие шишки. И он лежал, как неживой. У него зубы, ну прямо как
гвозди, и их там много-много. (Крокодил)
• Зверь мохнатый, а с клювом. Как у утки. И на четырёх лапах
бегает. И он в воду ныряет и в воде рыбу ловит. (Утконос)
Книгу про Алёшу Почемучку Борис Житков написал очень давно. Для Алёши очень многие вещи были в диковинку, он видел их впервые. А для современных детей это самые обычные вещи. А теперь угадайте, о чём идёт речь:
• Наверху на проволоке мы увидали фонарик: он горел красным
светом. И вдруг он загорелся жёлтым светом. А потом зелёным (светофор).
• В Москве большой-большой погреб вырыли. Длинный-длинный. И
с одной стороны вход, и с другой стороны вход. А в этом погребе положили
рельсы и пустили трамвай (метро).
• По полю поехали домики. Они серые. А сверху башенка. А из
башенки палка торчит. А домик крепкий: в него из ружья можно стрелять, ему
ничего (танк).
• Я увидел как будто три птицы, они гудели. И вдруг из них
стали падать маленькие грибочки. И потихоньку вниз полетели, как пузырики
(самолёты и парашюты).
• Там мальчики и девочки рисуют, вырезают и танцуют. И там их
учат играть на рояле и на трубе тоже. И они там сами делают лодочки, и
паровозики, и вагончики тоже (Дворец пионеров).
• Это вовсе не сад, а дом. И около дома веранда, а на веранде
дети (детский сад).
• Он шёл впереди всех вагонов. Самый первый. Длинный, чёрный.
Впереди — труба.Из неё пар. А сзади — будочка. На красных колёсах (паровоз).
«МУЗЕЙ ПОЧЕМУЧКИ»
Предложите
детям на время мероприятия создать «Музей Почемучки»: принести старинные вещи,
которые сохранились у них дома: керосиновую лампу, механическую кофемолку,
утюг или чайник старого образца и т.п. или модели старых автомобилей,
самолётов, паровозов...
ВИКТОРИНА «Вчера и
сегодня»
Соедините в пары карточки с названиями предметов,
желательно рядом с названием поместить изображение:
ВЧЕРА
|
СЕГОДНЯ
|
паровоз
|
высокоскоростной
электропоезд,, («Сап«Сапсан»
|
пароход
|
теплоход
|
телефон
|
мобильный телефон
|
почтовый
ящик
|
электронная почта
|
самолёт
|
реактивный самолёт
|
примус,
керосинка
|
электроплита;
микроволновая печь
|
механическая
кофемолка,
ступка,
тёрка, венчик
венчик
для сбивания
|
блендер,
миксер, кухонный комбайн
|
лошадь
|
автомобиль
|
керосиновая
лампа
|
электрическая,
энергосберегающая лампочка, фонарь на батарейках
|
светофор
|
светофор со
звуковым сигналом
|
книга на бумаге
|
книга в электронном виде
|
Творческое
задание: «Если бы Алёша попал в наше время...».
Объясни Алёше
Почемучке, что такое:
•
ракета,
полёты в космос,
•
телевидение,
•
шариковая
ручка, фломастер,
•
электронная
книга,
•
компьютерная
игра,
•
«Лего»,
•
«эсэмэска»
В подготовке этого поста использованы материалы:
- Борис Степанович Житков: изоматериалы; текст/сост. Андреева М.С., Короткова М.П. - М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2012.
Читать книгу В подготовке этого поста использованы материалы:
- Борис Степанович Житков: изоматериалы; текст/сост. Андреева М.С., Короткова М.П. - М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2012.
Спасибо, Людмила Федоровна, за готовое мероприятие. Понравилась привязка к современности.
ОтветитьУдалитьДа, Елена Олеговна, время идёт - всё меняется! Но на этом можно и построить мероприятие - как было во времена Житкова, а как сейчас. Ведь Житкову-то исполнилось 135 лет.
ОтветитьУдалитьЛюдмила Фёдоровна! Здорово вы придумали про Почемучек! Спасибо за замечательную разработку. Я тоже провожу мероприятие по книжкам Житкова. Кое-что у вас позаимствую, если вы не против.
ОтветитьУдалитьДа я буду только рада, Ирина Михайловна! Я тоже запланировала проведение мероприятий, теперь у меня материалов достаточно!
ОтветитьУдалитьЛюдмила Фёдоровна, какой материал!!!Я просто рот раскрыла, читая!Спасибо! Обязательно воспользуюсь таким богатством!
ОтветитьУдалитьКонечно, Светлана Владимировна! Думаю, что материал можно использовать и в дошкольных учреждениях, и родителями. Да и бабушками тоже.
УдалитьЛюдмила Федоровна. Ваш материал - готовое внеклассное мероприятие. Спасибо
ОтветитьУдалитьАнна Борисовна! Я готовила его для проведения в своей школе. Вот решила выложить в блоге: пусть все желающие пользуются.
УдалитьЛюдмила Федоровна, спасибо полезную и нужную информацию, которую использую на внеурочке по творчеству Бориса Житкова
ОтветитьУдалитьЕлена Владимировна! Так я для этого и публикую материалы! Интересного мероприятия и чтения!
УдалитьЗдравствуйте, Людмила Федоровна!Рассказы Б. Житкова я читаю ребятам в д/саду, а вот полной книги "Что я видел" у нас нет, только главы из книги с "устаревшими" фактами. Все равно мы их читаем и пытаемся как-то объяснить ребятам.
ОтветитьУдалитьА вот Алешины "угадайки" можно использовать в качестве примера при составлении детьми описательных загадок.
Викторина получилась интересная)Спасибо!
Здравствуйте, Нелли Анатольевна! Да, многое из книги Житкова уже детям нужно объяснять. Но ведь то, что написано в сказках, тоже не всегда детям понятно. Тем и интереснее, как раньше было, и как теперь... А можно от книги Житкова перейти к детским энциклопедиям.
ОтветитьУдалитьЛюдмила Федоровна, спасибо огромное! Такой интересный пост получился. Я только недавно вспоминала книгу Б.Житкова "Что я видел" и думала, что о ней мало кто помнит, а книга замечательная. А Вы сделали такой "мостик"! Спасибо!
ОтветитьУдалитьЯ уже не раз использовала материал из этого поста! И учителям, и родителям подготовишек предлагаю эту книгу - с помощью книги можно мотивировать детей на познавание окружающего мира. Рада, что Вы заглянули в блог - я к вам захожу всегда! У вас такой дружный коллектив, столько всего интересного предлагаете! Спасибо!
Удалить