9 сентября 2015 г.

Чтобы чтение не было мучением

В наш век компьютеров и планшетов ребенок с книгой в руках – чрезвычайно   трогательное зрелище, о котором некоторые родители могут лишь мечтать. Любит ли ваш ребенок читать? Если нет -  то,  что ему мешает полюбить чтение?


Предлагаем взрослым – родителям, учителям, библиотекарям тест, который поможет проанализировать проблему и сделать выводы. Его можно использовать при подготовке родительских собраний в классах.

1.      В каком возрасте  ребёнок научился читать?
            а) до 5 лет;
            б) в 5-6 лет;
            в) после 6 лет.
 2. Где чаще всего читает?
                  а) дома;
                  б) в транспорте;
                  в) в школе.
3. Вы считаете, что после того как школьник научился бегло читать…
                  а) он должен сам выбирать и читать книги;
                  б) ему всё равно иногда должны читать взрослые;
                  в) взрослые должны контролировать, что именно он читает.
4. Если ребёнок захочет почитать что-нибудь «ужасно интересное», вы предложите…
                  а) детектив;
                 б) фантастику;
                  в) классический роман.
5. Если вы заметили ошибку, когда он читает вслух, то обычно…
                 а) поправляете его;
                 б) просите прочитать трудное слово ещё раз;
                 в) не прерываете чтение.
6. Школьник читает…
                  а) всё подряд;
                  б) только то, что задают в школе;
                  в) только тот материал, который будут проверять взрослые.
7. По-вашему мнению, проверка техники чтения в школе – это…
                 а) большой стресс для ребёнка;
                 б) обычная формальность;
                 в) хороший стимул, чтобы тренироваться дома.
8. Основная проблема ребёнка, связанная с чтением:
                 а) нежелание читать;
                 б) риск испортить зрение;
                 в) недостаточная выразительность чтения.
9. Часто ли он видит, как читают взрослые в вашей семье?
                  а) нет, не часть;
                  б) да, постоянно;
                  в) к сожалению, у взрослых совершенно нет времени на чтение
      10. Когда школьник был совсем маленьким и просил читать одну и ту же сказку много   раз, вы…
                  а) настоятельно просили выбрать что-нибудь другое;
                  б) соглашались после долгих уговоров;
                  в) легко выполняли его просьбу.
11. Записан ли ребёнок в библиотеку?
                  а) нет, у нас дома и так полно книг;
                  б) да, и мы регулярно хотим туда;
                  в) да, но мы туда почти не ходим.
12. Если ученик берётся за книгу, которая рассчитана на более старший возраст, вы…
      а) следите за тем, чтобы школьник хорошо разобрался в содержании, объясняете, что ему    непонятно;
                 б) просите подождать несколько лет;
                  в) предоставляете полную свободу.
13. Вставляет ли школьник в свою речь цитаты из книг?
                 а) редко, но бывает;
                 б) нет;
                 в) да, у него есть множество любимых цитат.
14. Если ребёнок неохотно читает, нужно…
                 а) требовать, чтобы он читал определённое количество страниц в день;
                 б) оставить его в покое – всему своё время;
                 в) помочь выбрать интересную книгу.
15. Чтение комиксов - это…
                 а) один из способов привить любовь к чтению;
                 б) пустая трата времени;
                 в) развлечение.
16. Для того, чтобы разбудить у маленького ребёнка интерес к чтению, лучше выбирать…
                а) простые и короткие тексты;
                б) богато иллюстрированные тексты;
                 в) книги с захватывающим сюжетом.

                      Ключ      а          б            в
                          1.                1           3           5
                          2.                3           1           5
                          3.                5           1           3
                          4.                1           3           5
                          5.                5           3           1
                          6.                1           3            5
                          7.                1           3            5
                          8.                5           1            3
                          9.                3           1            5
                          10               5           3            1
                          11.              3           1            5
                          12.              3           5            1
                          13               3           5            1
                          14.              5           3            1
                          15.              1           5            3
                          16.              1           5            3
                         
16-37 баллов. Читатель
                    Любит читать и делает это в любое удобное время. Его можно было обвинить   во   «всеядности», но именно она поддерживает его высокую познавательную активность. Важно помочь ребёнку усвоить те знания, которые он получает. Старайтесь чаще обсуждать прочитанное, проводить параллели между несколькими  похожими книгами и делать обобщения. Также следует рассказать школьнику о разных литературных жанрах, чтобы ему было проще ориентироваться в мире книг.
38-59 баллов. Слушатель
      Любит не столько читать сам, сколько слушать чтение других. Не следует его укорять   за это. Просто помогите проявить больше активности при выборе книг. Предложите читать понравившееся произведение по очереди или по ролям, чтобы он постепенно привыкал к интеллектуальной нагрузке. Наберитесь терпения и не отказывайте в просьбах почитать ему, чтобы сохранить интерес к чтению до тех пор, пока он не сможет самостоятельно разбираться в хитросплетениях сюжета.
60-80 баллов. Зритель
       Нуждается в визуализации прочитанного, так как ему трудно воспринимать информацию на слух и понимать содержание без наглядных схем и рисунков. Постарайтесь найти способы сделать процесс чтения более выразительным и подкрепить его визуальными образами. Например, можно сочетать чтение книги с просмотром одноименного фильма. Или можно попросить ребёнка нарисовать главных героев и основные события.
                                         Тест подготовила М. Баулина // Здоровье школьника. – 2015. -№8.


Комментариев нет:

Отправить комментарий