15 мая 2015 г.

Поговорим о семейном чтении в Международный день семьи

Семья Салий Елены Борисовны, учителя начальной школы гимназии №140
"Семейное чтение тонкой нитью соединяет одну душу с другой, и тогда рождается родство души"            ( Я.Корчак)                                                                      Сегодня, в Международный день семьи хочется напомнить о важности семейного чтения. В прошлом учебном году с темой "Актуально ли сегодня семейное чтение?" на ежегодной конференции в гимназии выступила ученица 4/3 класса Антропова Полина. Эта девочка много и с увлечением читает, хорошо учится. А "привили" желание к чтению в семье. Об этом я писала в сообщениях "Когда мне книжечку читает мама...", "Третьеклассница – исследователь чтения"
Читайте также: 
"Растим читателя в семье"
Публикую работу Антроповой Полины "Актуально ли сегодня семейное чтение?" Читайте!  Это рассуждения ученицы 4 класса. Научный руководитель Кузнецова О.Н.

СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение ...............................................................................................................       3
2. Основная часть .....................................................................................................       4
  2.1. Интересные факты ..........................................................................................       4
  2.2. Результаты анкетирования ..............................................................................      4
  2.3. Кризис детского чтения ..................................................................................       4
  2.4. Историческая справка .....................................................................................      6
  2.5. Что даёт семейное чтение? .............................................................................      8
    2.5.1. Семейное чтение прививает любовь к чтению ........................................      8
    2.5.2. Семейное чтение - процесс общения и сближения взрослых и детей ..      9
    2.5.3. Семейное чтение - нравственное воспитание ..........................................    10
    2.5.4. Что же даёт семейное чтение? ...................................................................    12
  2.6. Процесс семейного чтения ..............................................................................   13
  2.7. Задачи родителей ..............................................................................................   13
3. Заключение .............................................................................................................   16
Список использованных источников и литературы ...............................................   17
Приложение №1. Бланк "Анкета для родителей"
Приложение №2. Бланк "Анкета для детей"
Приложение №3. Диаграмма "Как часто читают родители?"
Приложение №4. Диаграмма "Как часто читают дети?"
Приложение №5. Диаграмма "Количество книг во взрослой домашней библиотеке"
Приложение №6. Диаграмма "Количество книг в детской домашней библиотеке"
Приложение №7. Диаграмма "Родители дают советы по выбору книг"
Приложение №8. Диаграмма "Посещение книжного магазина родителями с детьми"
Приложение №9. Диаграмма "Обсуждение книг в семье"
   1. Введение
 В прошлом году я готовила доклад на тему "Школьник и книга". В нём я рассматривала роль учителей и библиотекарей в приобщении учеников к чтению.
   В этом году я решила дальше продолжить работу над проблемой:
кризис детского чтения.
   Тема очень актуальна, т.к. "снижение интереса к чтению, в первую очередь у детей, ... вызывает сегодня тревогу не только у тех, кто занимается этой проблемой профессионально - учителей и библиотекарей. Во всём мире разрабатываются программы содействия чтению..." пишет Ольга Мяэотс в статье "Что читаешь, приятель?". [4]
   В данной работе я хочу рассмотреть связь "родители - книга- ребёнок", то есть коснуться вопросов семейного чтения.
   Моя гипотеза: У родителей, в связи с большой занятостью,  мало времени остаётся на общение с детьми, а ребята  больше времени уделяют ТВ и ПК, чем чтению книг.
   Чтобы выяснить так ли это, я поставила перед собой цель:
узнать  как велика роль родителей в приобщении детей к чтению и  актуально ли сегодня семейное чтение? 
   Для этого необходимо было решить следующие задачи:
1. Изучить литературу по данной теме.
2. Провести анкетирование среди детей и их родителей.
3. Проанализировать анкеты
4. Выяснить "Что даёт семейное чтение?".
5. Подвести итоги и вынести рекомендации.
2. Основная часть
2.1. Интересные факты.
    Некогда Советский Союз ( СССР ) был "самой читающей страной в мире".[20]
  Сейчас, по статистике, больше всех читают индусы, которые тратят на это занятие почти 11 часов в неделю. У россиян этот показатель составляет семь с небольшим часов (7 место) — при среднемировом в 6,5 часа в неделю. [16]
  По данным исследовательского центра Юрия Левады (2013г.), 44% россиян вообще не читают (в 2003г. их было 40%).  Доля российских семей, не имеющих дома книг, составляет 24%. [19]
   По данным ВЦИОМ (Всероссийский центр изучения общественного мнения): свою жизнь без чтения не представляют всего 6 % россиян. [15]
2.2. Результаты анкетирования
    Я провела анкетный опрос среди учеников 4"2" и 4"3" классов и их родителей
(бланки анкет - приложение №1 и №2).
   На вопрос "Как часто читают родители?" были получены следующие данные, которые представлены на диаграмме № 1. (Приложение №3)
   На вопрос "Ваши любимые занятия?" - ответ "Чтение" упоминается только у 40% ребят.
  На вопрос "Как часто читают дети?" были получены следующие данные, которые представлены на диаграмме № 2. (Приложение №4)
    На вопрос "Актуально ли сегодня семейное чтение?" - "Да" ответили только  40% родителей.
 Хочу пояснить: под "чтением" у детей понимается чтение художественной литературы сверх школьной программы, у взрослых - чтение художественных произведений.
2.3. Кризис детского чтения.
   Современный кризис детского чтения – проблема, о которой говорят много и страстно.
  Раньше литература была неотъемлемой частью жизни и была не столько источником информации, сколько способом воспитания сердца и души. Сейчас для большинства детей чтение – тяжкая повинность, которую они пытаются избежать. Для родителей чтение – родительская мука, неприятная необходимость
  Негативным фактором в формировании читателя-ребенка является и утрата традиций семейного чтения, так как происходит изменение семейного уклада,  разрушение традиционных нравственных норм во взаимоотношениях людей, в том числе и в семье, приоритет развлекательных предпочтений перед познавательными и т. д. [10]
   Как тут не вспомнить слова Н. В. Федорова «Есть данные, что если до 90-х годов XX века 50 процентов родителей читали своим детям книжки, то сегодня это делают только 7 процентов». [12]
 Исследования социологов и педагогов констатируют снижение уровня грамотности и распространение функциональной неграмотности (т.н. "вторичной неграмотности”) тех, кого учили, но не научили читать, не сделали настоящими читателями. Функциональная неграмотность появляется достаточно рано, уже в начальных классах, после того, как детей научили читать и писать. Третьеклассник, который никогда не приходил в библиотеку и ничего не читает, кроме учебника, — еще один завтрашний потенциальный безграмотный. [17] Функциональная неграмотность в дальнейшем приводит к «учебному поражению». [13]
  Отмечено, что после перехода из начальной школы в среднюю читательская активность детей резко падает. [13]
 Неутешительные результаты российских школьников в международном тестировании РISA (2012г.) на понимание текста (41 и 42 места с Турцией среди 65 стран). [14]
   Приобщение детей к чтению объявлено задачей государственной важности.[2]
   Президент РФ В.Путин предложил 2015 год объявить Годом Литературы. [20]
   В обществе нарастает убежденность, что книга сегодня, независимо от формы ее представления (печатной или электронной), по-прежнему остается основой культуры и грамотности. Важность книги и чтения неоспорима, и эта идея особенно поддерживается в последние годы мировым сообществом. [18]
  Чтение остается важнейшим инструментом образования, развития личности. Чтение формирует качества развитого и социально ценного человека. Человека, умеющего охватить целое, адекватно оценить ситуацию, быстро принять правильное решение, иметь больший объем памяти, лучше владеть речью, точнее формулировать, свободнее писать. [7]
   Роль семьи в формировании отношения к книге, чтению чрезвычайно велика.[18]   Установлено, что интерес к чтению начинает формироваться в детстве — с дошкольного образования и чтения в семье. [13]
  На расширение прав и ответственности родителей как «первых педагогов» обращается внимание в Законе Российской Федерации «Об образовании», обязывающем родителей «заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в младенческом возрасте».[9]
   Поэтому, без возрождения традиций семейного чтения решить эту проблему невозможно. Во всем мире прилагаются огромные усилия по возрождению и стимулированию именно семейного чтения. [2]
2.4. Историческая справка.
   Традиции семейного чтения уходят корнями в далёкое прошлое нашей истории. О них можно говорить, начиная примерно с IX века. У древних восточных славян большинство населения занималось земледелием и охотой. Воспитанию в семье придавалось всё большее значение, так как требовался сильный и умелый работник (пахарь, охотник, воин).
  Эти и другие жизненно важные качества формировала народная педагогика, которая рождалась в семьях в результате целенаправленного творчества. В народной педагогике восточных славян использовались пословицы, поговорки, сказания, рассказы о мифических персонажах (волхвах, летучих змеях), где говорилось о героях, которым следовало подражать, о моральных нормах и требованиях к поведению ребёнка.
   Постепенно семейное чтение входит в быт русской семьи. Замечательный этап в развитии семейного чтения и расширении его традиций начинается с середины XVIII века. К этому времени особую роль в русской культуре начинает играть женщина-мать, которая чётко улавливала общественные настроения и потребности. С большой долей вероятности можно сказать, что именно она поняла роль семейного чтения в детской жизни и воспитания гражданина.
  XIX век стал свидетелем уже закрепившейся традиции семейного чтения. Значительным явлением в русской народной традиции явились вечера семейных чтений. Эмоциональную атмосферу таких вечеров описывает И.Бестужев-Лада: «Вечер. Семья в сборе. Ужин и разные домашние хлопоты позади. Все сидят на своих любимых местах в уютном покое. Горит лишь одна лампа, под которой кто-то из членов семейства — чаще всего, понятно, глава семьи, но это совсем не обязательно, — читает вслух книгу. А все слушают и затем обсуждают услышанное».
 Подобные семейные чтения проходили в семьях Л.Н.Толстого и Ф.М.Достоевского. Дети рассматривали их как светлые, счастливые моменты духовного общения с родителями, как этапы своего роста.
   А.Г.Достоевская вспоминает о том, что их гостиная оживлялась тогда, когда в ней устраивали музыкальные вечера. Но особенно памятными были семейные чтения, проходившие при свечах за овальным столом. Читали вслух Н.Карамзина, биографию М.Ломоносова, стихи Г.Державина, В.Жуковского, романы М.Загоскина, И.Лажечникова, А.Пушкина. [18]
   Ф. М. Достоевский, вспоминая своё детство, писал: «Я вынес из этих чтений столько прекрасного и возвышенного». Не случайно к двенадцати годам им были прочитаны все произведения А.С.Пушкина, Ф.Купера и В.Скотта, а Ф.Шиллера вся семья знала наизусть. О большой начитанности будущего писателя свидетельствует и Д.В.Григорович, его соученик по Инженерному училищу: «Достоевский знал любое произведение западной и русской литературы». Обычным материальным достатком семья Достоевских не отличалась, но в ней был культ книги, и на книгу часто тратились последние деньги. [8]
2.5. Что даёт семейное чтение?
   Попробуем разобраться, что же даёт семейное чтение детям и взрослым.
2.5.1. Семейное чтение прививает любовь к книге.
   Семейные чтения – это главный путь широкого приобщения детей к миру книги. Первая встреча человека с книгой происходит в семье (благодаря устным рассказам, чтению вслух). Семейное чтение изначально вводит ребенка в мир книжной культуры, является наиболее древним, проверенным способом воспитания человека, в том числе и как читателя, который начинается задолго до того, как выучит алфавит. Читательская деятельность и читательская культура формируются на основе слушания и говорения. [5]
   "Если с детства у ребёнка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало духовной потребностью, в годы отрочества душа ребёнка будет пустой" написал В.А.Сухомлинский, талантливый педагог ХХ века. [5]
  По данным анкет число родителей, которые читают сегодня своим детям, составляет 20%.
 
«Каждый по-своему воображает рай, мне он с детских лет представлялся библиотекой»                                                                             Хорхе Луис Борхес [11]
"Дом без книг, как тело без души"                                      Марк Туллий Цицерон [3]

   В результате опроса я выяснила, что домашние библиотеки есть не во всех семьях.
25% семей имеют  взрослую и детскую библиотеки;
23% семей имеют только взрослую библиотеку;
16% семей имеют только детскую библиотеку.

«Скажи, что ты читаешь, и я скажу, кто ты. Можно составить верное понятие об уме и характере человека, осмотревши его библиотеку»                  Шарль Блан [11]

 Данные по количеству книг в домашних библиотеках представлены на диаграмме "Количество книг во взрослой домашней библиотеке" и на диаграмме "Количество книг в детской домашней библиотеке". (Приложения №5 и №6)
   Интересные данные приводит Г.А.Цукерман: одно из зарубежных исследований выявило взаимосвязь между уровнем читательской компетентности детей и размером домашней библиотеки. Продолжить можно было бы следующим образом: наличие библиотеки, наверное, напрямую не формирует любовь к чтению, а вот её отсутствие... [6]
2.5.2. Семейное чтение - процесс общения и сближения взрослых и детей.
  Чтение в семейной среде играет особую роль. Совместное прочтение книги, общение по поводу прочитанного сближает членов семьи, объединяет их духовно.
"Семейное чтение тонкой нитью соединяет одну душу с другой, и тогда рождается родство души"                                                                                             Я.Корчак [11]
   А ведь само по себе чтение вслух — занятие непростое, требующее творческого подхода. Ведь вы выбираете не только книгу, но и манеру чтения, его темп и тембр голоса. Вместе с автором книги вы творите её содержание, как театральный спектакль, для тех, кто слушает вас. Это театр одного актёра, в котором только от вас зависит, что останется в памяти и в душах ваших зрителей и читателей. Их сочувствие, сопереживание, блеск глаз или затаённое дыхание — источник вашего вдохновения. И возможность поговорить, поспорить. Обсудить, поплакать или посмеяться вместе, и возможность увидеть друг друга по-новому — всё это дарите своим близким вы, а не телевизор.
   А когда дети становятся старше и возможностей для того, чтобы собраться и почитать вместе любимую книгу, становится всё меньше, можно предложить другую форму семейного чтения — самостоятельного прочтения с последующим обсуждением.

"Читать - это ещё ничего не значит. Что читать и как понимать читаемое - вот в чём главное дело"                                                                              К.Д.Ушинский [11]
   Между тем на современном этапе в большинстве семей книга перестает быть темой для разговора, исчезают домашние библиотеки. Такое положение крайне негативно сказывается на духовном климате семьи и не способствует формированию ребенка-читателя. Не читающие родители воспитывают не читающих детей. [10]
   Из анкет видно, что не все родители дают советы своим детям по выбору книг. Результаты приведены на диаграмме "Родители дают советы по выбору книг".(Приложение № 7)
   По данным анкет я выяснила как часто ходят родители с детьми в книжный магазин. Результаты приведены на диаграмме "Посещение книжного магазина родителями с детьми". (Приложение №8)
   Заставить ребёнка читать нельзя. Можно только любить чтение вместе с ним. [18]
2.5.3. Семейное чтение - нравственное воспитание.
 Школьник, взрослея, всё чаще попадает в различные жизненные ситуации, требующие социально-психологического анализа, готовности к решительным поступкам. Как подготовить его к адекватной оценке реальной обстановки и помочь сделать правильный нравственный выбор?
  Важнейшая роль в воспитании личности принадлежит книге. В.А. Сухомлинский писал:
     "Школа - это, прежде всего, книга. Воспитание – прежде всего, слово, книга и живые человеческие отношения”.[10]
  В том и заключается волшебная сила художественной литературы, которая предоставляет нам возможность почувствовать себя в самых разнообразных образах и вместе с литературными героями переживать их жизненные коллизии, радоваться, огорчаться.
  Обсуждая с ребенком поступки героев, взрослые учат его высказывать свою точку зрения и прислушиваться к мнению других. Это учит ребенка тщательно взвешивать свои слова и поступки, он будет задумываться о том, как они повлияют на чувства и настроение других людей. Очень важно научить ребенка сопереживать, любить, жалеть и прощать – это основная задача духовного воспитания в семье. [5]

   «Мы не знаем ни одного человека, которого испортило бы в детстве чтение классических писателей, но зато скольких укрепило оно для жизни, показав впереди цели благородные, скольких отвратило от пороков среды!»
                                                                                                     В.П.Острогорский. [11]
  Иллюстрацией  к  этому  высказыванию  является  "Баллада о борьбе" В.Высоцкого. [1]
  Главное отличие семейных чтений от других его видов — классного, внеклассного и домашнего, состоит в том, что родители, используя книгу, начинают по-настоящему заниматься духовным развитием своего ребенка, формированием его нравственности. Поэтому семейные чтения — это разговор родителей с детьми о нравственности, побудительным стимулом, которого является совместное прочтение произведения литературы. [10]
  
   "Хорошая книга выстраивает личность» пишет Оксана Леонидовна Кабачек, кандидат психологических наук.[11]
    Во время семейного обсуждения, обмена мнениями о прочитанном взрослый имеет возможность ненавязчиво передать ту нравственную установку, которую он считает важной в воспитании и становлении своего ребёнка как личности. Появляются неосязаемые мосты духовной близости и взаимопонимания между родителем и ребёнком, что особенно важно в так называемом «переходном» возрасте. [18]
    По данным анкет обсуждение книг часто проходит в 10% семей, редко в 30%, вообще не бывает в 60% семей. Результаты приведены на диаграмме "Обсуждение книг в семье".(Приложение №9)
   Начитанность школьников определяет уровень межличностных отношений в классе, обуславливает духовный климат в школе и дома. Кем бы потом не стали выпускники школ - им жить среди людей. А значит, ребята должны уметь понимать их,общаться с ними, предвидеть их поведение, а для этого представлять разнообразие характеров, иметь запас жизненных ситуаций и способов их разрешения, почерпнутых из литературы. [5]
«Без преувеличения можно сказать, что чтение в годы детства — это, прежде всего, воспитание. Слово, раскрывающее благородные идеи, навсегда откладывает в детском сердце крупинки человечности, из которых складывается личность»
                                                                                                   В.А.Сухомлинский   [11]
2.5.4. Что же даёт семейное чтение?
    Семейное чтение готовит человека к взаимоотношению с книгой, пробуждает и углубляет внимание, формирует потребность в чтении.
  Семейное чтение способствует раннему и правильному овладению родной речью. Регулярное чтение вслух с раннего детства знакомит ребенка с самим процессом чтения и способствует овладению самостоятельным чтением, определяет качество и предпочтения будущих читателей.
  Семейное чтение формирует эмоционально-эстетическое восприятие книги. Слушая, человек испытывает сильное влияние звучащего слова, которое позволяет передать торжество, радость, грусть, печаль, шутку, насмешку.
   Семейное чтение развивает способности, являющиеся основой для восприятия художественных образов.
 Семейное чтение - эффективный способ социализации подрастающего поколения.[5]
  Следовательно, на сегодняшний день возрождение, дальнейшее развитие и выведение на новый уровень традиций семейного чтения как культурной нормы развития ребенка является одной из важнейших задач  общества. [10]
2.6. Процесс семейного чтения.
  Процесс семейного чтения представляет собой:
· во-первых, собственно процесс чтения взрослыми ребенку;
· во-вторых, чтение родителями педагогической и медицинской литературы для осуществления воспитания и ухода за ребенком;
· в-третьих, деятельность взрослых по организации самостоятельного чтения ребенка (рекомендация ему книг, их приобретение, получение из библиотеки, беседы о прочитанном и др.).[18]
  Чтобы семейное чтение смогло выполнять свою роль как развивающая среда, оно должно быть систематическим и целесообразным. [10]
2.7. Задачи родителей
   На вопрос "Хотите ли вы, чтобы ваш ребёнок любил читать?" - большинство родителей ответило "Да".
   Читающий ребенок начинается в семье, здесь любовь к чтению прививается самым быстрым и результативным путем – через благотворный пример взрослых.
    Традицию семейного чтения создать крайне сложно. Особенно, если ранее этой традиции в семье не было. Но можно! И крайне важно, чтобы первое знакомство с книгой шло от родителей.
    Для этого сегодняшним родителям необходимо:
- ориентироваться в новых писателях и новых книгах;
- иметь представление об интересах сегодняшних детей и подростков;
- понимать, зачем нужно читать ребенку, какие книги сделают его лучше, добрее, взрослее;
- читать книги о семье, воспитании, проблемах современного образования, развития, досуга семьи, о привлечении детей к чтению.[18]

Заповеди родителям:
1.Прививайте детям интерес к книгам с раннего детства. Держите дома больше интересных книг, научно-познавательных журналов. Отведите книгам почетное место в вашей квартире.
2.Покупайте книги, выбирая яркие по оформлению и интересные по содержанию.
3.Систематически читайте сами. Это сформирует у ребёнка привычку видеть в доме книгу ежедневно.
4.Обсуждайте прочитанную книгу среди членов своей семьи, даже если произведение вам не понравилось.
5.Рассказывайте ребёнку об авторе прочитанной им книги.
6.Если вы сами о нём ничего не знаете, поинтересуйтесь. Никогда не поздно получить новые знания и впечатления.
7.Вспоминая с ребёнком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он сам запомнил текст.
8. Устройте экскурсию в библиотеку.
9. Рекомендуйте ребёнку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.
10. Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам. Родители тоже могут прочитать детскую книжку и обсудить ее с ребенком.
11. Предоставьте свободу выбора. Не навязывайте ребенку книги, которые выбрали для него сами. Приведите его в книжный магазин, и пусть он выберет книжки, которые показались ему интересными.
12. Покупайте, по возможности, книги полюбившихся ребёнку авторов, оформляйте личную библиотеку вашего сына или дочери.
13.Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи.
14.Дарите своему ребёнку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и тёплыми пожеланиями . Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.
15. Обратите внимание на то, что читает ваш ребенок, чтобы книга из доброго друга и наставника, не превратилась во врага. Сформировать у детей иммунитет к низкопробной литературе – задача родителей!
16. Поднимайте престиж книги и чтения в сознании ребёнка.[18]

«Привейте человеку вкус к чтению и дайте возможность читать, и Вы  неизбежно сделаете его счастливым…»                                                              Джон Хершел [11]

  Каждому человеку книги нужны по-разному. Кому-то больше, кому-то меньше. Лучшая книга в мире – та, которую человек прочитал и полюбил. Но найти ее может только он сам, а взрослые должны помочь ребенку в этом. 
3. Заключение
  Проанализировав анкеты учеников и их родителей, ознакомившись с литературой по данному вопросу, можно сделать следующие выводы:
1. На сегодняшний день возрождение, дальнейшее развитие и выведение на новый уровень традиций семейного чтения как культурной нормы развития ребенка является одной из важнейших задач  общества.
2. Учителя и библиотекари должны помочь родителям осознать ценность семейного чтения.
  Необходимо предоставить возможность детям всеми путями развивать своё чтение и помочь сформировать любовь к книгам. Ведь это - первая ступень к грамотности и обучению на протяжении всей жизни. В наш век полноценным читателям надо успеть стать в детстве, иначе жизнь может не оставить для этого времени.[5]
   Теоретическое и практическое значение моей работы состоит в том, что  она помогает родителям осознать ценность семейного чтения как культурной нормы развития ребёнка и объясняет как создать эту традицию.
   В следующем году я хотела бы продолжить тему "Школьник и книга" и провести исследование "Существует ли связь между любовью к чтению и успехами в учёбе?".

Список использованных источников и литературы:
1. Высоцкий В.С.,Сочинения: В 2 т.  Т.1:Песни. - Екатеринбург: "У-Фактория", 2002. - С.397-399.
2. Лебедева Т.Г., Сафонова Н.К., Чтение - дело семейное// Поддержка и развитие чтения в библиотечном пространстве России: сборник/ Сост. В.Я. Аскарова.- М.:МЦБС, 2007. - С.194-204.
3. Мудрость тысячелетий: Энциклопедия/ Сост.В.Балязин. - М.: Олма-пресс, 2007. - С.119.
4.  Мяэотс О.,Что читаешь, приятель? // Библиотека в школе. - 2006. -№ 10.
5. Родительское собрание по детскому чтению/ Сост.Т.Д.Жукова.- М.: РШБА, 2007.- С.19-23.
6. Степанова М.,А судьи кто? // Печатное слово. - 2007. - №1. - С.27.
7. Челышева А.В., Любовь к чтению // Читаем, учимся, играем. - 2003. - №1. - С.43.
8. Энциклопедия для детей. Т. 9. Русская литература. Ч.1. От былин и летописей до классики Х1Х века/ Глав.ред. М.Д.Аксёнова. - М.: Аванта+, 2000. - С.604.
9. минобрнауки.рф
10. школбиб.рф
11. demsvet.ru
12. http://ipk.admin.tstu.ru
13. http://www.taday.ru
14. lenta.ru
15. loadinfo.ru
16. mixstuff.ru
17. nafisa.ucoz.ru
18. semyarossii.ru
19. solbiblfil2.ucoz.ru

20. www.rg.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий