21 марта – всемирный день поэзии
«Нельзя, чтобы поэзия дома, в детском саду, даже в начальных классах школы звучала лишь в определенные «удобные» минуты. Она, как музыка, должна пронизывать всю жизнь маленького человека» /В. Александров/
Детская поэзия – огромный неповторимый мир, где все важно, все имеет значение – тема, образ, ритм, художественная выразительность и даже такая деталь: легко ли запоминаются стихи. Конечно, речь идет о хорошей поэзии, соответствующей особенностям детской души, мироощущению и жизненному опыту ребенка. Если маленький человек полюбит поэзию – это большая радость.
Уроки внеклассного чтения «Я вырос здесь и край мне этот дорог» (стихи поэтов г.Омска) проходят в библиотеке для учащихся 1-4 классов, ребята, занимающиеся на факультативе «История родного края» тоже пришли в библиотеку.
Цели урока: Расширение круга чтения учащихся начальной школы. Знакомство с миром поэзии для детей в г. Омске. Воспитание любви к родному краю.
В ходе урока мы вспомнили поэтов, которых изучали учащиеся. Ребята называли фамилии Пушкина, Майкова, Тютчева, Некрасова, Лермонтова, Дрожжина. Из поэтов родного края вспомнили только Тимофея Белозерова (детям было предложено заранее почитать книги нашего омского поэта). Кроссворд по стихам и загадкам Белозерова, представленный в электронном виде, дети отгадывали с азартом и увлечением – хотелось узнать ключевое слово. А электронная презентация, созданная библиотекарями гимназии, помогла узнать других поэтов г. Омска. Мы выбрали – М. Безденежных, В. Макарова, В. Новикова, Т. Четверикову, В. Чижова. Их творчество было представлено по-разному. У Марины Безденежных мы взяли стихи о весне, у Макарова и Новикова – о природе родного края, о детстве. Стихи Т. Четвериковой излучали любовь к городу, в котором мы живем. Чтение стихов чередовалось с творческими заданиями. Например, читая стихотворение В. Макарова «Думай – подумай», выведенное на слайд, я не дочитала две строки.
Думай-подумай своей головой:
Каждый листочек на ветке – живой!
Больно листочкам бывает,
Если листочки срывают!
Думай – подумай, совет пригодится:
Каждая птица рогатки боится.
Думай не уставая: каждая птица – живая!
Олю –соседку, Машу-сестричку –
Дергать девчонок нельзя за косичку!
Лучше возьми им цветы подари
Или о книжках поговори!
Думай – подумай своей головой:
Ты ведь не камень, а мальчик живой.
Предложила детям закончить стихотворение. С удовлетворением отмечу, что ребята 3-4 класса подбирали строчки, достойные по смыслу и красивые по звучанию.
Каждое стихотворение, звучавшее на уроке, дети слушали внимательно, эмоционально реагируя на новую тему и нового автора
Для рефлексии я предложила ребятам следующие вопросы
- Назовите фамилии поэтов Омска, о которых вы сегодня узнали.
- О чем рассказывают в своих стихах авторы?
- Какие чувства хотят вызвать поэты у своих читателей?
- Какие стихи вам больше всего понравились? Почему? Что бы вы хотели почитать дома?
На столах в читальном зале лежали хрестоматии по литературному краеведению и книжки омских поэтов, которые советовали почитать. Представили и книжки из музейного фонда нашей библиотеки. Это старые издания книг Белозерова и, конечно, книжка Валерия Чижова «На лесной опушке».
Недавно прошла презентация новой книги омских авторов для детей. Её еще нет в наших фондах, но мы обязательно приобретем. Потому, что дети читают такие книги с удовольствием. Потому, что они чувствуют ощущение близости поэзии своим переживаниям, чувствам и впечатлениям. Да и познавать мир родного края все-таки легче с помощью простых и доступных понятий, заложенных в детских стихах омских поэтов.
«Стихи живые, сами говорят…» (2011, из архива блога)
«Стихи живые, сами говорят…» (2011, из архива блога)
Комментариев нет:
Отправить комментарий