22 июня 2018 г.

Практико-ориентированный проект школьницы по возрождению интереса к семейному чтению


Здравствуйте,  уважаемые читатели блога!
ФГОС ООО предполагает обязательное ведение проектной и исследовательской деятельности в основной школе. В главных нормативных документах (ООП ООО и Положении о системе оценивания планируемых результатов) определены особенности итоговой оценки в 9 классе:
·оценка за выполнение итоговых контрольных работ по всем учебным предметам;
·оценка за выполнение итоговой комплексной работы на межпредметной основе;
·оценка за выполнение и защиту индивидуального проекта;
·оценки за работы, выносимые на государственную итоговую аттестацию (ОГЭ).
Именно поэтому каждый выпускник 9 класса обязан написать и защитить итоговый индивидуальный проект. 
В этом году гимназисты  и администрация приняли решение защитить проекты уже в 8 классе, чтобы на следующий год уделить больше времени подготовке к экзаменам.
На защите представлен интересный проект. Его автор – Полина Антропова, гимназистка 8-2 класса.
Тема проекта «Возрождение интереса к семейному чтению». Этой темой Полина занимается не один год. Я думаю, что интерес к чтению у неё появился именно благодаря семье (прочитайте пост "Когда мне книжечку читает мама"). Я уже публиковала её работу по семейному чтению ЗДЕСЬ.
 
Полина много читает. Не раз становилась Лауреатом и Победителем городского конкурса «Самый читающий школьник»
Публикую работу Полины  (с её согласия) в блоге. К работе прилагаются материалы для буклетов. В библиотеке  совместно оформлена выставка «Читаем вместе с семьёй».
 
 
Проект практико-ориентированный

Тема «Возрождение интереса к семейному чтению»

Предметная область   литература

«Привейте человеку вкус к чтению и дайте возможность читать, и Вы  неизбежно сделаете его счастливым…»                                                            

                Джон Хершел
Содержание
1. Паспорт проектной работы                                                               стр.3
2. Этапы работы над проектом                                                             стр.6
3. Введение                                                                                             стр.8       
4. Интересные факты.                                                                            стр.10  
5. Результаты анкетирования                                                                 стр.11 
6. Кризис детского чтения                                                                     стр.12
7. Историческая справка                                                                        стр.14
8. Что даёт семейное чтение?                                                                стр.16
8.1. Семейное чтение прививает любовь к книге                                стр.16
8.2. Семейное  чтение  -  процесс  общения  и  сближения
       взрослых  и  детей                                                                            стр.17
8.3. Семейное чтение - нравственное воспитание                               стр.18
8.4. Что же даёт семейное чтение?                                                        стр.20
9. Процесс семейного чтения и задачи его участников                       стр.21
9.1. Задачи родителей                                                                              стр.21
9.2. Задачи школьников                                                                           стр.23
10. Мероприятия, повышающие интерес к семейному чтению          стр.24
10.1. Что сделано мной для возрождения интереса к семейному
чтению                                                                                                       стр.25
11. Заключение                                                                                          стр.26
12. Краткие тезисы устного выступления                                              стр.27   
Библиографический список                                                                     стр.31 
Приложение №1. Бланк "Анкета для родителей"
Приложение №2. Бланк "Анкета для детей"
Приложение №3. Диаграмма "Как часто читают родители?"
Приложение №4. Диаграмма "Как часто читают дети?"
Приложение №5. Диаграмма "Родители дают советы по выбору книг"
Приложение №6. Диаграмма "Обсуждение книг в семье"
1. Паспорт проектной работы
Название проекта
Возрождение интереса к семейному чтению
 Руководитель
Пазыныч Оксана Александровна
Учебный предмет, в рамках которого проводилась работа по проекту
Литература
Учебные дисциплины близкие к теме проекта
Обществознание
Тип проекта

Практико-ориентированный
 Цель проекта

Создать буклет и оформить книжный стеллаж  в школьной библиотеке для возрождения интереса к семейному чтению
Задачи проекта

1.Ознакомиться с литературой по заданной теме, чтобы выяснить "Что даёт семейное чтение".  2.Составить анкеты для учеников 8 класса и их родителей для исследования состояния книжной культуры у респондентов.                               3.Провести анкетирование среди учеников 8 класса и их родителей и проанализировать результаты. 4.Создать буклет с аннотированным списком книг для семейного чтения и оформить тематический уголок в школьной библиотеке для возрождения интереса к семейному чтению.
 Вопросы проекта (3-4 проблемных вопроса, на которые необходимо ответить в ходе его выполнения)
1. Каково состояние читательской культуры в современном мире?  2. Чем опасен кризис детского чтения?   3. Что даёт семейное чтение? 
4. Какие мероприятия следует провести для повышения интереса к семейному чтению
 Необходимое оборудование
Проектор, экран, стеллаж в библиотеке, книги школьной библиотеки, принтер, бумага, персональный компьютер
 Актуальность проекта, значимость на уровне Гимназии, социума, личностная ориентация .
Проект личностно-ориентированный и актуальный на уровне Гимназии и социума
 Предполагаемый продукт

Буклет- аннотированный список книг, рекомендованных для семейного чтения; тематический уголок (стеллаж) в школьной библиотеке
 Список информационных материалов
Книги, журналы, электронные ресурсы
 Допуск к защите (краткий отзыв руководителя).









Критерии допуска к защите
Этап проектной деятельности
Самостоятельно выполнил
Выполнил с помощью учителя
Выполнил учитель
1. Проблематизация, выбор темы



2.Целеполагание, планирование (постановка задач)



3. Реализация (соблюдение этапов, сроков, самостоятельная корректировка)



4. Оформление портфолио проекта



Примечание: допуск ставится при наличии не более двух отметок в колонке «Выполнил учитель». В случае недопуска учащийся должен изменить проблематику выбранной темы или тему. 
2. Этапы работы над проектом
(характеристика этапов указана в положении)
Этап проектной деятельности
Содержание работ
(виды деятельности)
Выход этапа
(результат работы)
Проблемы, возникающие в ходе работы
1. Проблематизация

Почему я хочу углубить знания по данной теме?
Сформулировал проблему, определил тему

2. Целеполагание

Ставлю цель и задачи
Сформулировал цель, определил задачи

3. Планирование

Определяю последовательность действий по реализации проекта
Составлен план работы

4. Реализация

1. Определение темы
2. Сбор информации

3.Знакомство с сервисами
4.Оформление продуктов проекта
5.Оформление проекта
1. 20.11.2017           2. 21.11.2017 — 29.04.2018           3. 30.11.2017 — 29.04.2018 4.1.04.2018 — 3.05.2018 5.01.12.2017 — 03.05.2018

5. Презентация

Выбор формы представления работы
Использование сервиса PowerPoint


6. Самооценка

Помогла ли выполненная работа в решении проблемы?
Моя работа помогла в решении проблемы кризиса семейного чтение.

7. Рефлексия

Что я узнал нового?
Чему я научился?
Я узнала о проблеме кризиса семейного чтения, о его влиянии на нашу жизнь. Я научилась проводить опросы, анализировать их результаты, оформлять тематический уголок (стеллаж) .



  3. Введение

   В последние годы в России наблюдается снижение интереса к чтению. Это явление вызывает беспокойство у широкой общественности, т.к. уровнем развития книжной культуры в большой мере определяется духовный потенциал нашего общества.  [11]
   Меня заинтересовала эта проблема - кризис чтения в нашей стране.
 Тема очень актуальна,  т.к. "Россия подошла к критическому пределу пренебрежения чтением", говорится в преамбуле «Национальной программы поддержки и развития чтения». [5]
   Сегодня прогнозы культурологов пессимистичны: если ситуация с чтением в стране не изменится в лучшую сторону, появится угроза уничтожения великой русской культуры. Проблемы чтения ныне встали в один ряд с важнейшими государственными задачами защиты и обеспечения безопасности российской национальной культуры. Их решение требует объединения усилий государственных органов, библиотек, издательств... для привлечения к чтению широких слоев населения, в первую очередь детей и молодежи, продвижения печатных изданий и поддержки читательской культуры с целью сохранения духовного наследия и бережного отношения к родному языку. [11,с.5]
    Современный детский писатель Альберт Лиханов считает, что перед угрозой бездуховности, роста деструктивных социальных явлений, таких как наркомания, насилие, суицид, детское бродяжничество, - защита чтения, поддержание интереса к нему, стала в ряд задач государственной важности. [10]
  Одним из путей решения этой проблемы является возрождение традиции семейного чтения.
   Чтение играет важную роль в жизни каждого человека. Эту тему не раз затрагивали извесные писатели, ученые и другие выдающиеся личности. "Книги выстраивают целые судьбы", - утверждал кинорежиссёр, актёр и писатель В.Шукшин. [13] А выдающийся советский педагог-новатор В.А. Сухомлинский говорил, что "чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя". [1]
   Я поставила перед собой цель: создать буклет и оформить книжный стеллаж  в школьной библиотеке для возрождения интереса к семейному чтению.
     Для этого необходимо было решить следующие задачи:
1. Ознакомиться с литературой по заданной теме, чтобы выяснить "Что даёт семейное чтение". 
2.Составить анкеты для учеников 8 класса и их родителей для исследования состояния книжной культуры у респондентов.                              
3.Провести анкетирование среди учеников 8 класса и их родителей и проанализировать результаты.
4.Создать буклет с аннотированным списком книг для семейного чтения и оформить тематический уголок в школьной библиотеке для возрождения интереса к семейному чтению.
4. ИНТЕРЕСНЫЕ   ФАКТЫ

   Некогда Советский Союз ( СССР ) был "самой читающей страной в мире".
  Сейчас, по статистике, больше всех читают индусы, которые тратят на это занятие почти 11 часов в неделю. У россиян этот показатель составляет семь с небольшим часов (7 место) — при среднемировом в 6,5 часа в неделю.
  В «Национальной программе поддержки и развития чтения» приводятся следующие факты: доля систематически читающей молодежи у нас снизилась с 48% (1991 г.) до 28% (2005 г); если в 1991 г. 79% жителей нашей страны читали хотя бы одну книгу в год, то в 2005 г. эта цифра составила 63%; в 1991 г. 61% россиян ежедневно читали газеты, в 2005 г. - только 24%;  в 1970-е годы регулярно читали детям в 80% семей, сегодня - только в 7%. [5] 
   По данным исследовательского центра Юрия Левады (2013г.), 44% россиян вообще не читают (в 2003г. их было 40%).  Доля российских семей, не имеющих дома книг, составляет 24%. [2]
   По данным ВЦИОМ (Всероссийский центр изучения общественного мнения), свою жизнь без чтения не представляют всего 6 % россиян. [4]
5. РЕЗУЛЬТАТЫ   АНКЕТИРОВАНИЯ

   Я провела анкетный опрос среди учеников 8"2" класса и их родителей
(бланки анкет - приложение №1 и №2).
   На вопрос "Как часто читают родители?" были получены  данные, которые представлены на диаграмме № 1. (Приложение №3)  ("Ежедневно/Часто/Иногда/Не читают" соответственно 16%/10%/25%/49%)
  На вопрос "Как часто читают дети?" были получены данные, которые представлены на диаграмме № 2. (Приложение №4)  ("Ежедневно/Часто/Иногда/Очень редко/Не читают" соответственно 8%/14%/29%/35%/14%)
   На вопрос "Актуально ли сегодня семейное чтение?" - "Да" ответили только  40% родителей.
   Хочу пояснить: под "чтением" у детей понимается чтение художественной литературы сверх школьной программы, у взрослых - чтение художественных произведений.

6. КРИЗИС   ДЕТСКОГО   ЧТЕНИЯ

   Современный кризис детского чтения – проблема, о которой говорят много и страстно.
  Раньше литература была неотъемлемой частью жизни и была не столько источником информации, сколько способом воспитания сердца и души. Сейчас для большинства детей чтение – тяжкая повинность, которую они пытаются избежать.
  Негативным фактором в формировании читателя-ребенка является и утрата традиций семейного чтения, так как происходит изменение семейного уклада,  разрушение традиционных нравственных норм во взаимоотношениях людей, в том числе и в семье, приоритет развлекательных предпочтений перед познавательными и т. д. [6]
 Исследования социологов и педагогов констатируют снижение уровня грамотности и распространение функциональной неграмотности (т.н. "вторичной неграмотности”) тех, кого учили, но не научили читать, не сделали настоящими читателями. Функциональная неграмотность появляется достаточно рано, уже в начальных классах, после того, как детей научили читать и писать. Третьеклассник, который никогда не приходил в библиотеку и ничего не читает, кроме учебника, — еще один завтрашний потенциальный безграмотный. Функциональная неграмотность в дальнейшем приводит к «учебному поражению». Отмечено, что после перехода из начальной школы в среднюю читательская активность детей резко падает. [12]
 Неутешительные результаты российских школьников в международном тестировании РISA (2015г.) на понимание текста (32 место среди 72 стран). [7]
   Дети перестали читать, а значит, страдают и грамотность, и интеллект, и эмоциональное и нравственное воспитание, и многие составляющие гармоничного развития личности ребенка.
   В обществе нарастает убежденность, что книга сегодня, независимо от формы ее представления (печатной или электронной), по-прежнему остается основой культуры и грамотности. Важность книги и чтения неоспорима, и эта идея особенно поддерживается в последние годы мировым сообществом. [6]
  Чтение остается важнейшим инструментом образования, развития личности. Чтение формирует качества развитого и социально ценного человека. Человека, умеющего охватить целое, адекватно оценить ситуацию, быстро принять правильное решение, иметь больший объем памяти, лучше владеть речью, точнее формулировать мысли, свободнее писать. [9]
   Роль семьи в формировании отношения к книге, чтению чрезвычайно велика.    Установлено, что интерес к чтению начинает формироваться в детстве — с дошкольного образования и чтения в семье. [12]
   Поэтому без возрождения традиций семейного чтения решить эту проблему невозможно. Во всем мире прилагаются огромные усилия по возрождению и стимулированию именно семейного чтения.
Приобщение ребенка к чтению защищает его душу, питает ум и сердце, побуждает к самосознанию, содействует творческой самореализации личности, ее жизнестойкости, в каких бы сложных ситуациях она ни оказалась. Социологи и психологи всего мира давно сошлись во мнении, что именно чтение развивает интеллект. Люди, читающие быстрее, схватывают целое, лучше и полнее выявляют противоречия и связь явлений, более адекватно оценивают ситуацию, быстрее анализируют информацию, находят и принимают правильные решения, имеют больший объем памяти, активное творческое воображение, точно и ясно формулируют и излагают свои суждения, более самостоятельны в них и в поведении. Иными словами, чтение формирует духовно зрелую, образованную и социально ценную личность.[10]

7. ИСТОРИЧЕСКАЯ   СПРАВКА

   Традиции семейного чтения уходят корнями в далёкое прошлое нашей истории. О них можно говорить, начиная примерно с IX века. У древних восточных славян большинство населения занималось земледелием и охотой. Воспитанию в семье придавалось всё большее значение, так как требовался сильный и умелый работник (пахарь, охотник, воин).
  Эти и другие жизненно важные качества формировала народная педагогика, которая рождалась в семьях в результате целенаправленного творчества. В народной педагогике восточных славян использовались пословицы, поговорки, сказания, рассказы о мифических персонажах (волхвах, летучих змеях), где говорилось о героях, которым следовало подражать, о моральных нормах и требованиях к поведению ребёнка.
   Постепенно семейное чтение входит в быт русской семьи. Замечательный этап в развитии семейного чтения и расширении его традиций начинается с середины XVIII века. К этому времени особую роль в русской культуре начинает играть женщина-мать, которая чётко улавливает общественные настроения и потребности. С большой долей вероятности можно сказать, что именно она поняла роль семейного чтения в детской жизни и воспитания гражданина.
  XIX век стал свидетелем уже закрепившейся традиции семейного чтения. Значительным явлением в русской народной традиции явились вечера семейных чтений. Эмоциональную атмосферу таких вечеров описывает И.Бестужев-Лада: «Вечер. Семья в сборе. Ужин и разные домашние хлопоты позади. Все сидят на своих любимых местах в уютном покое. Горит лишь одна лампа, под которой кто-то из членов семейства — чаще всего, понятно, глава семьи, но это совсем не обязательно, — читает вслух книгу. А все слушают и затем обсуждают услышанное».
 Подобные семейные чтения проходили в семьях Л.Н.Толстого и Ф.М.Достоевского. Дети рассматривали их как светлые, счастливые моменты духовного общения с родителями, как этапы своего роста.
   А.Г.Достоевская вспоминает о том, что их гостиная оживлялась тогда, когда в ней устраивали музыкальные вечера. Но особенно памятными были семейные чтения, проходившие при свечах за овальным столом. Читали вслух Н.Карамзина, биографию М.Ломоносова, стихи Г.Державина, В.Жуковского, романы М.Загоскина, И.Лажечникова, А.Пушкина. [6]
   Ф. М. Достоевский, вспоминая своё детство, писал: «Я вынес из этих чтений столько прекрасного и возвышенного». Не случайно к двенадцати годам им были прочитаны все произведения А.С.Пушкина, Ф.Купера и В.Скотта, а Ф.Шиллера вся семья знала наизусть. О большой начитанности будущего писателя свидетельствует и Д.В.Григорович, его соученик по Инженерному училищу: «Достоевский знал любое произведение западной и русской литературы». Обычным материальным достатком семья Достоевских не отличалась, но в ней был культ книги, и на книгу часто тратились последние деньги. [14,с.604]

8. ЧТО   ДАЁТ   СЕМЕЙНОЕ   ЧТЕНИЕ?

   Попробуем разобраться, что же даёт семейное чтение детям и взрослым.


8.1. Семейное  чтение  прививает  любовь  к  книге

   Семейные чтения – это главный путь широкого приобщения детей к миру книги. Первая встреча человека с книгой происходит в семье (благодаря устным рассказам, чтению вслух). Семейное чтение изначально вводит ребенка в мир книжной культуры, является наиболее древним, проверенным способом воспитания человека, в том числе и как читателя, который начинается задолго до того, как выучит алфавит. Читательская деятельность и читательская культура формируются на основе слушания и говорения.
   "Если с детства у ребёнка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало духовной потребностью, в годы отрочества душа ребёнка будет пустой" написал В.А.Сухомлинский, талантливый педагог ХХ века. [8]
  По данным анкет, число родителей, которые читают сегодня своим детям, составляет 18%.

8.2. Семейное чтение  -  процесс  общения  и  сближения  взрослых  и  детей

  Чтение в семейной среде играет особую роль. Совместное прочтение книги, общение по поводу прочитанного сближает членов семьи, объединяет их духовно.  Януш Корчак писал: "Семейное чтение тонкой нитью соединяет одну душу с другой, и тогда рождается родство души" [1]
   А ведь само по себе чтение вслух — занятие непростое, требующее творческого подхода. Вместе с автором книги вы творите её содержание, как театральный спектакль, для тех, кто слушает. Это театр одного актёра, в котором только от вас зависит, что останется в памяти и в душах ваших зрителей. Их сочувствие, сопереживание, блеск глаз или затаённое дыхание — источник вашего вдохновения. И возможность поговорить, поспорить. Обсудить, поплакать или посмеяться вместе, и возможность увидеть друг друга по-новому — всё это дарите своим близким вы, а не телевизор.
   А когда дети взрослеют и возможностей для того, чтобы собраться, почитать вместе любимую книгу, становится всё меньше, можно предложить другую форму семейного чтения — самостоятельного прочтения с последующим обсуждением. Великий русский педагог К.Д.Ушинский писал: "Читать - это ещё ничего не значит. Что читать и как понимать читаемое - вот в чём главное дело". [1]
   Между тем на современном этапе в большинстве семей книга перестает быть темой для разговора, исчезают домашние библиотеки. Такое положение крайне негативно сказывается на духовном климате семьи и не способствует формированию ребенка-читателя. Не читающие родители воспитывают не читающих детей. [6]
   Из анкет видно, что не все родители дают советы своим детям по выбору книг. Результаты приведены на диаграмме "Родители дают советы по выбору книг".(Приложение№5)("Часто/Редко/Не дают " соответственно 12%/43%/45%). Заставить ребёнка читать нельзя. Можно только любить чтение вместе с ним.
8.3. Семейное   чтение  -  нравственное  воспитание

 Школьник, взрослея, всё чаще попадает в различные жизненные ситуации, требующие социально-психологического анализа, готовности к решительным поступкам. Как подготовить его к адекватной оценке реальной обстановки и помочь сделать правильный нравственный выбор?
  Важнейшая роль в воспитании личности принадлежит книге. В.А. Сухомлинский писал:
     "Школа - это, прежде всего, книга. Воспитание – прежде всего, слово, книга и живые человеческие отношения”.[6]
  В том и заключается волшебная сила художественной литературы, которая предоставляет нам возможность почувствовать себя в самых разнообразных образах и вместе с литературными героями переживать их жизненные коллизии, радоваться, огорчаться.
  Обсуждая с ребенком поступки героев, взрослые учат его высказывать свою точку зрения и прислушиваться к мнению других. Это учит ребенка тщательно взвешивать свои слова и поступки, он будет задумываться о том, как они повлияют на чувства и настроение других людей. Очень важно научить ребенка сопереживать, любить, жалеть и прощать – это основная задача духовного воспитания в семье. [8]
   Русский педагог, литератор В.П.Острогорский, живший в 19 веке, писал:  «Мы не знаем ни одного человека, которого испортило бы в детстве чтение классических писателей, но зато скольких укрепило оно для жизни, показав впереди цели благородные, скольких отвратило от пороков среды!» [1]
  Иллюстрацией  к  этому  высказыванию  является  "Баллада о борьбе" В.Высоцкого. [3]
  Главное отличие семейных чтений от других его видов — классного, внеклассного и домашнего, состоит в том, что родители, используя книгу, начинают по-настоящему заниматься духовным развитием своего ребенка, формированием его нравственности. Поэтому семейные чтения — это разговор родителей с детьми о нравственности, побудительным стимулом которого является совместное прочтение произведения литературы. [10]
   "Хорошая книга выстраивает личность» пишет Оксана Леонидовна Кабачек, кандидат психологических наук.[1]
    Во время семейного обсуждения, обмена мнениями о прочитанном взрослый имеет возможность ненавязчиво передать ту нравственную установку, которую он считает важной в воспитании и становлении своего ребёнка как личности. Появляются неосязаемые мосты духовной близости и взаимопонимания между родителем и ребёнком, что особенно важно в так называемом «переходном» возрасте. [6]
    По данным анкет, обсуждение книг часто проходит в 10% семей, редко в 30%, вообще не бывает в 60% семей. Результаты приведены на диаграмме "Обсуждение книг в семье".(Приложение №6)
   Начитанность школьников определяет уровень межличностных отношений в классе, обуславливает духовный климат в школе и дома. Кем бы потом ни стали выпускники школ - им жить среди людей. А значит, ребята должны уметь понимать их, общаться с ними, предвидеть их поведение, а для этого представлять разнообразие характеров, иметь запас жизненных ситуаций и способов их разрешения, почерпнутых из литературы. [8]
   «Без преувеличения можно сказать, что чтение в годы детства — это, прежде всего, воспитание. Слово, раскрывающее благородные идеи, навсегда откладывает в детском сердце крупинки человечности, из которых складывается личность», - писал  В.А.Сухомлинский. [1]
8.4. Что же даёт семейное чтение?
  
   Семейное чтение готовит человека к взаимоотношению с книгой, пробуждает и углубляет внимание, формирует потребность в чтении.
  Семейное чтение способствует раннему и правильному овладению родной речью. Регулярное чтение вслух с раннего детства знакомит ребенка с самим процессом чтения и способствует овладению самостоятельным чтением, определяет качество и предпочтения будущих читателей.
  Семейное чтение формирует эмоционально-эстетическое восприятие книги. Слушая, человек испытывает сильное влияние звучащего слова, которое позволяет передать торжество, радость, грусть, печаль, шутку, насмешку.
   Семейное чтение развивает способности, являющиеся основой для восприятия художественных образов.
 Семейное чтение - эффективный способ социализации подрастающего поколения.[8]
  Следовательно, на сегодняшний день возрождение, дальнейшее развитие и выведение на новый уровень традиций семейного чтения как культурной нормы развития ребенка является одной из важнейших задач  общества. [6]

9. ПРОЦЕСС   СЕМЕЙНОГО   ЧТЕНИЯ   И   ЗАДАЧИ   ЕГО   УЧАСТНИКОВ

     Процесс семейного чтения представляет собой:
· во-первых, собственно процесс чтения взрослыми ребенку;
· во-вторых, чтение родителями педагогической и медицинской литературы для осуществления воспитания и ухода за ребенком;
· в-третьих, деятельность взрослых по организации самостоятельного чтения ребенка (рекомендация ему книг, их приобретение, получение из библиотеки, беседы о прочитанном и др.).
  Чтобы семейное чтение смогло выполнять свою роль как развивающая среда, оно должно быть систематическим и целесообразным. [6]
9.1.  Задачи родителей

   На вопрос "Хотите ли вы, чтобы ваш ребёнок любил читать?" - большинство родителей ответило "Да".
   Читающий ребенок начинается в семье, здесь любовь к чтению прививается самым быстрым и результативным путем – через благотворный пример взрослых.
    Традицию семейного чтения создать крайне сложно. Особенно, если ранее этой традиции в семье не было. Но можно! И крайне важно, чтобы первое знакомство с книгой шло от родителей.
    Для этого сегодняшним родителям необходимо:
- ориентироваться в новых писателях и новых книгах;
- иметь представление об интересах сегодняшних детей и подростков;
- понимать, зачем нужно читать ребенку, какие книги сделают его лучше, добрее, взрослее;
- читать книги о семье, воспитании, проблемах современного образования, развития, досуга семьи, о привлечении детей к чтению.[6]
Заповеди родителям:
1.Прививайте детям интерес к книгам с раннего детства. Держите дома больше интересных книг, научно-познавательных журналов. Отведите книгам почетное место в вашей квартире.
2.Покупайте книги, выбирая яркие по оформлению и интересные по содержанию.
3.Систематически читайте сами. Это сформирует у ребёнка привычку видеть в доме книгу ежедневно.
4.Обсуждайте прочитанную книгу среди членов своей семьи, даже если произведение вам не понравилось.
5.Рассказывайте ребёнку об авторе прочитанной им книги.
6.Если вы сами о нём ничего не знаете, поинтересуйтесь. Никогда не поздно получить новые знания и впечатления.
7.Вспоминая с ребёнком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он сам запомнил текст.
8. Устройте экскурсию в библиотеку.
9. Рекомендуйте ребёнку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.
10. Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам. Родители тоже могут прочитать детскую книжку и обсудить ее с ребенком.
11. Предоставьте свободу выбора. Не навязывайте ребенку книги, которые выбрали для него сами. Приведите его в книжный магазин, и пусть он выберет книжки, которые показались ему интересными.
12. Покупайте, по возможности, книги полюбившихся ребёнку авторов, оформляйте личную библиотеку вашего сына или дочери.
13.Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи.
14.Дарите своему ребёнку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и тёплыми пожеланиями . Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.
15. Обратите внимание на то, что читает ваш ребенок, чтобы книга из доброго друга и наставника, не превратилась во врага. Сформировать у детей иммунитет к низкопробной литературе – задача родителей!
16. Поднимайте престиж книги и чтения в сознании ребёнка.[6]
      Английский математик, физик. химик, астроном  Джон Хершел, живший в 19 веке, писал: «Привейте человеку вкус к чтению и дайте возможность читать, и Вы  неизбежно сделаете его счастливым…» [1]
   Каждому человеку книги нужны по-разному. Кому-то больше, кому-то меньше. Лучшая книга в мире – та, которую человек прочитал и полюбил. Но найти ее может только он сам, а взрослые должны помочь ребенку в этом. 


9.2. Задачи школьников

    Каждый индивид сам несет ответственность за то, какой личностью он является, за свой сознательный, душевный и духовный уровень, а значит должен сам повышать этот уровень, следить за его развитием, заниматься самообразованием и самосовершенствованием.
10. МЕРОПРИЯТИЯ,  ПОВЫШАЮЩИЕ  ИНТЕРЕС  К  СЕМЕЙНОМУ  ЧТЕНИЮ

  Возродить интерес к семейному чтению  возможно только в совместных действиях родителей, детей, учителей и библиотекарей.
 Мероприятия для родителей:
- на первом родительском собрании в первом классе  объяснить  о важности и нужности книги и чтения, о необходимости привития  ребёнку любви к чтению,    
дать советы и рекомендации как это сделать;
- регулярно выступать учителям и библиотекарям на родительских собраниях с беседами о важности чтения в семье, ; как увлечь ребёнка чтением,  как сделать, чтобы это занятие стало для него удовольствием и потребностью,  знакомить  с подборками литературы для семейного чтения.
   Мероприятия для ребят:
- проводить классные часы, на которых будет рассказываться о пользе чтения,  о книжных новиках;
- организовывать викторины по книгам, читательские и литературные конкурсы.
  Предложить ребятам подготовить классные часы, на которых они бы рассказали о своих любимых книгах. В библиотеке организовать подборку книг под рубриками “Это интересно”,  “Что читают твои сверстники”, различные тематические выставки. Можно провести конкурс мини-сочинений «Любимая книга моей семьи»..
Мероприятия для детей и их родителей.:
- оформлять в  библиотеках выставки  книг для семейного чтения по возрастным группам;
- проводить конкурс: “Папа, мама и я - читающая семья”; 
- организовывать читательские конференции с участием и детей, и взрослых.
10.1. Что сделано мной  для возрождения интереса к семейному чтению

   Я, в ходе выполнения  проекта "Возрождение интереса к семейному чтению",:
1. Создала буклеты, которые содержат аннотации к книгам, рекомендованных мною для семейного чтения. Подборка сделана по возрастным группам.
2.  Оформила тематический уголок в школьной библиотеке, подобрав книги для школьников разных возрастов.
  С.Маршак в своё время сказал: "Если книжка нравится только взрослым, то это не детская литература. Если же она нравится только детям - это не литература вообще, а халтура".[14,с.639] Поэтому я, когда подбирала книги, руководствовалась тем, что они должны быть интересны как детям, так и взрослым.

11. Заключение

  Проанализировав анкеты учеников и их родителей, ознакомившись с литературой по данному вопросу, можно сделать следующие выводы:
1. На сегодняшний день возрождение, дальнейшее развитие и выведение на новый уровень традиций семейного чтения как культурной нормы развития ребенка является одной из важнейших задач  общества.
2. Учителя и библиотекари должны помочь родителям осознать ценность семейного чтения.
3. Школьники должны понять, что только чтение формирует духовно зрелую, образованную и социально ценную личность.
  Необходимо предоставить возможность детям всеми путями развивать своё чтение и помочь сформировать любовь к книгам. Ведь это - первая ступень к грамотности и обучению на протяжении всей жизни. В наш век полноценным читателям надо успеть стать в детстве, иначе жизнь может не оставить для этого времени.
   Теоретическое и практическое значение моей работы состоит в том, что  она помогает осознать ценность семейного чтения как культурной нормы развития ребёнка, объясняет как создать эту традицию и дает рекомендации к выбору книг для семейного чтения.
    Великий французский философ Дени Дидро писал: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать».[1]  Хочется надеяться, что количество мыслящих, а, значит, читающих людей со временем не будет уменьшаться, а будет только расти.
12. Краткие тезисы устного выступления

Слайд  1. Тема моего проекта -«Возрождение интереса к семейному чтению»
Слайд  2.  В последние годы в России наблюдается снижение интереса к чтению. Это явление вызывает беспокойство у широкой общественности, т.к. уровнем развития книжной культуры в большой мере определяется духовный потенциал нашего общества.  Меня заинтересовала эта проблема - кризис чтения.
Слайд 3.   Тема очень актуальна.   Для решения проблемы требуется объединение усилий государственных органов, библиотек, издательств... для привлечения к чтению широких слоев населения, в первую очередь детей и молодежи...
Слайд  4. Одним из путей решения этой проблемы является возрождение традиции семейного чтения.  Я поставила перед собой цель: создать буклет и оформить книжный стеллаж  в школьной библиотеке для возрождения интереса к семейному чтению
 Для этого необходимо было решить задачи, которые представлены на слайде.
Слайд  5.  Я провела анкетный опрос. На вопрос "Как часто читают ученики 8"2" класса?" были получены данные, которые представлены на слайде.
Слайд  6. На вопрос "Как часто читают родители?" были получены данные, которые представлены на слайде.
Слайд  7. Современный кризис детского чтения – проблема, о которой говорят много . Негативным фактором в формировании читателя-ребенка является и утрата традиций семейного чтения, так как происходит изменение семейного уклада,  приоритет развлекательных предпочтений перед познавательными .
    Дети перестали читать, а значит, страдают и грамотность, и интеллект, и эмоциональное и нравственное воспитание, и многие составляющие гармоничного развития личности ребенка.
Слайд  8. В обществе нарастает убежденность, что книга сегодня, независимо от формы ее представления, по-прежнему остается основой культуры и грамотности.
Слайд  9.  Чтение формирует качества развитого и социально ценного человека. Человека, умеющего охватить целое, адекватно оценить ситуацию, быстро принять правильное решение, иметь больший объем памяти, лучше владеть речью, точнее формулировать мысли, свободнее писать.
Слайд  10. Интерес к чтению начинает формироваться в детстве. Поэтому, без возрождения традиций семейного чтения решить эту проблему невозможно.
Слайд  11. Традиции семейного чтения уходят корнями в далёкое прошлое нашей истории (примерно в IX век).  Жизненно важные качества формировала народная педагогика (пословицы, поговорки, сказания).
Слайд 12. К 18 веку особую роль в русской культуре начинает играть женщина-мать,  именно она поняла роль семейного чтения в детской жизни и воспитания гражданина.
Слайд 13. В 19 веке появились вечера семейных чтений.  Подобные семейные чтения  проходили в  семьях  Л.Н.Толстого   и   Ф.М.Достоевского.  Дети рассматривали их как светлые, счастливые моменты духовного общения с родителями.
Слайд 14. На вопрос "Актуально ли сегодня семейное чтение?" - "Да" ответили только  40% родителей. Попробуем разобраться, что же даёт семейное чтение детям и взрослым.
Слайд  15. По данным анкет число родителей, которые читают сегодня своим детям составляет 18%.
Слайд  16. "Если с детства у ребёнка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало духовной потребностью, в годы отрочества душа ребёнка будет пустой", -  написал В.А.Сухомлинский, талантливый педагог ХХ века.
Слайд  17. Чтение в семейной среде играет особую роль. Совместное прочтение книги, общение по поводу прочитанного сближает членов семьи, объединяет их духовно.
Слайд  18. А когда дети становятся старше,  можно предложить другую форму семейного чтения — самостоятельного прочтения с последующим обсуждением.
Слайд 19. Из диаграммы видно, что не все родители дают советы своим детям по выбору книг.
Слайд 20. Семейное чтение - нравственное воспитание.
Слайд 21. Школьник, взрослея, всё чаще попадает в различные жизненные ситуации, требующие анализа, готовности к решительным поступкам. Как подготовить его к этому? В.П.Острогорский писал: «Мы не знаем ни одного человека, которого испортило бы в детстве чтение классических писателей, но зато скольких укрепило оно для жизни, показав впереди цели благородные, скольких отвратило от пороков среды!»
Слайд 22. Главное отличие семейных чтений от других его видов состоит в том, что родители, используя книгу, начинают по-настоящему заниматься духовным развитием своего ребенка, формированием его нравственности.
Слайд 23. По данным анкет обсуждение книг часто проходит в 10% семей, редко в 30%, вообще не бывает в 60% семей.
Слайд 24. Начитанность школьников определяет уровень межличностных отношений в классе, обуславливает духовный климат в школе и дома.
Слайд 25. Чтобы семейное чтение смогло выполнять свою роль как развивающая среда, оно должно быть систематическим и целесообразным.
Слайд 26. Задачи родителей представлены на слайде.
  Читающий ребенок начинается в семье, здесь любовь к чтению прививается  через благотворный пример взрослых.
Слайд 27. Задачи школьников: каждый индивид сам несет ответственность за то, какой личностью он является, за свой сознательный, душевный и духовный уровень, а значит должен сам повышать этот уровень, следить за его развитием, заниматься самообразованием и самосовершенствованием.
Слайд 28.  В ходе выполнения  проекта, я  создала буклеты, которые содержат аннотации к книгам, рекомендованных мною для семейного чтения. Подборка сделана по возрастным группам.
Слайд 29. Также оформила тематический уголок в школьной библиотеке, подобрав книги для школьников разных возрастов.
Слайд 30.  Теоретическое и практическое значение моей работы состоит в том, что  она помогает осознать ценность семейного чтения как культурной нормы развития ребёнка, объясняет как создать эту традицию и дает рекомендации к выбору книг для семейного чтения.
Слайд 31. Необходимо предоставить возможность детям всеми путями развивать своё чтение и помочь сформировать любовь к книгам.
Слайд  32. Великий французский философ Дени Дидро писал: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать».  Хочется надеяться, что количество мыслящих, а, значит, читающих людей со временем не будет уменьшаться, а будет только расти.

Библиографический список

1. Афоризмы о книгах и чтении [Электронный ресурс]: БиблиоГид .  Электрон. журн. – Режим доступа: demsvet.ru (Дата обращения: 10.02.2014).
2. Библиофил [Электронный ресурс]. – Режим доступа: solbiblfil2.ucoz.ru (Дата обращения: 10.02.2014).
3. Высоцкий, В.С. Сочинения [Текст]: в 2-х т. /В.С. Высоцкий . - Екатеринбург: "У-Фактория", 2002. - 2 т. - С.397-399.
4.  Исследования ВЦИОМ: Тенденции чтения в России в 2014 году  [Электронный ресурс]: Гуманитарные технологии. Аналитический портал. – Режим доступа: gtmarket.ru (Дата обращения: 01.03.2018) .
5. Национальная программа поддержки и развития чтения [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  pandia.ru  (Дата обращения: 10.03.2018)
6. Перепелицына, Л.В. К традициям семейного чтения [Электронный ресурс]: Семья России/ Перепелицына Л.В. – Электрон. журн. – Режим доступа: semyarossii.ru (Дата обращения: 10.02.2014) .
7. Результаты PISA-2015 [Электронный ресурс]:ФИОКО. - Режим доступа: fioco.ru (Дата обращения: 01.03.2018) .
8. Родительское собрание по детскому чтению [Текст]/ сост. Т.Д.Жукова. -  М.: РШБА, 2007.- С.19-23.
9. Челышева,А.В. Любовь к чтению [Текст] /А.В. Челышева // Читаем, учимся, играем. - 2003. - №1. - С.43.
10. Чернышева, Л.В. Кризис детского чтения - общемировая тенденция  [Электронный ресурс]: День за днем. Наука. Культура. Образование. Педагогический альманах: http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=198 (Дата обращения: 10.03.2018) .
11.  Чтение в современном мире. Создание Центров чтения на базе публичных библиотек [Электронный ресурс]:методические рекомендации ост. И. Н. Скробот.- Оренбург, 2007.- 38 с.  – Режим доступа: http://portal.orenlib.ru (Дата обращения: 10.03.2018) .
12. Чтение - это шанс для ребёнка, нечтение - риск для общества  [Электронный ресурс]: kopilkaurokov.ru-сайт для учителей. – Режим доступа: kopilkaurokov.ru (Дата обращения: 12.03.2018) .
13. Шукшин,В.М. Книги выстраивают целые судьбы [Электронный ресурс]:  Космос, нервная система и шмат сала/В.М.Шукшин. -  Библиотека электронной литературы в формате fb2.– Режим доступа: litresp.ru (Дата обращения: 17.03.2018) .
14. Энциклопедия для детей. Русская литература. [Текст]: в 2-х ч./ Глав.ред. М.Д.Аксёнова. - М.: Аванта+, 2000.
Ч.1: От былин и летописей до классики Х1Х века - 670 с.
Ч.2: ХХ век - 688 с


Материалы для буклетов

Традицию семейного чтения создать крайне сложно. Особенно, если ранее этой традиции в семье не было.         Но можно! И крайне важно, чтобы первое знакомство с книгой шло от родителей.
   Для этого сегодняшним родителям необходимо:
- ориентироваться в новых писателях и новых книгах;
- иметь представление об интересах сегодняшних детей и подростков;
- понимать, зачем нужно читать ребенку, какие книги сделают его лучше, добрее, взрослее;
- читать книги о семье, воспитании, проблемах современного образования, развития, досуга семьи, о привлечении детей к чтению.
Приложения:

БУКЛЕТЫ ДЛЯ 1-5 классов

1 – 3 класс
В.Осеева «Динка»
В книге, ставшей любимой для многих поколений детей, рассказывается о детстве Динки, о ее крепкой дружбе с сиротой Ленькой и приключениях, которые они вместе переживают. Добрая и искренняя неугомонная Динка навсегда притягивает и очаровывает читателя. Самые интересные случаи, волнительные моменты и смешные ситуации вы можете найти в этой книге!

Л. Гераскина «В стране невыученных уроков»
На долю лентяя и двоечника Вити Перестукина выпадают невероятные приключения и тяжелые испытания в Стране невыученных уроков, где он встречает все свои двойки, невыполненные задания и ошибки, например, хищную корову, летающего кенгуру, полтора землекопа. Чтобы выбраться из волшебной страны, Вите придется решить все задачи. Но справится ли он? И кто ему в этом поможет?

Ю.Олеша «Три толстяка»
Сказочная история повествует о подвиге оружейника Просперо, канатаходца Тибула и маленькой танцовщицы Суок, которые своим примером доказали, что со злом и несправедливостью можно и нужно бороться. Множество трудностей и увлекательнейших приключений ждут героев. А вы хотите узнать, как сложится их судьба? Тогда эта книга для вас!

4 – 5 класс

С.Голицин «Сорок изыскателей»
Приключенческая повесть об одном пионерском отряде, который во время туристического похода занимался поисками пропавшей картины известного художника. Вместе с ребятами-путешественниками мы узнаем, сколько можно съесть мороженого, можно ли убить сразу 3 зайцев, раскроем тайну старой рукописи, которая поможет разыскать пропавший портрет.

Ю. Сотник «Эликсир Купрума Эса»
В обыкновенной школе, где учились самые обычные ученики и ученицы, был очень необычный учитель химии – Куприян Семенович (по прозвищу Купрум Эс). Из-за него, а точнее изобретенного им эликсира, в школе стали происходить странные и загадочные события. Обыкновенную девочку Зою Ладошину слушались все, от директора до милиционера. Как и почему это могло произойти, чем закончилась история – узнайте вместе с героями этой фантастической повести!
А.Алексин «Саша и Шура»
Вам, наверное, будет интересно узнать, как московский школьник Шура, приехав на лето к дедушке и имея переэкзаменовку, вдруг сам превратился в учителя. И о том, как Шура и его новый друг Саша помогали спасать одного очень хорошего человека. И ещё о том, как на следующий год Шура вновь отправился в Белогорск, получив телеграмму. Зачем его так срочно вызывали? Для очень важных и увлекательных дел. А для каких именно – об этом вы узнаете, когда прочтёте книгу.
  
6 – 7 класс

А. Никольская «Валя offline»
Вале 13 лет, она живёт в сибирской деревне с мамой учительницей. Но неожиданно Валина жизнь круто меняется. Она переезжает в город своего детства, где когда-то была счастлива вместе с родителями и необыкновенной бабушкой. Валя попадает в элитную спецшколу, где встречает свою первую любовь, первую настоящую подругу и первого врага. А ещё она раскрывает семейную тайну, которую многие годы хранила мама.
Б.Алмазов «Я иду искать»
Десятилетия назад отгремели жестокие сражения Великой Отечественной войны. Шестиклассник Костя Макаров на школьном чердаке находит старый фотоальбом со снимками военной поры. На одном из них среди улыбающихся ребят - трое военных в гимнастёрках. Поиски этих людей уводят школьников в военное прошлое страны. Причудливо перекликаясь, проходят перед нами события далёкого и недавнего прошлого, и становится очевидно: всё тесно связано между собой - судьба страны, судьба рода, судьба конкретного человека… Удалось ли школьникам узнать судьбы людей на фотографии? Узнайте из этой книги!
     В.Крапивин «Семь фунтов брамсельного ветра»
Двенадцатилетняя школьница Женя Мезенцева ведёт обычную жизнь. Но всё резко меняется, когда она находит в вещах бумажку с секретным паролем от дискеты… Ей придётся разгадать тайну случайной гибели отца, капитана МВД. Конечно, Женьке помогут её друзья. И подаренные семь монеток с изображениями разных парусников, идущих под брамсельным ветром, становятся настоящим символом дружбы между ребятами. Какие приключения их ждут, что было на дискете, вы узнаете, прочитав книгу!
8 – 9 класс

А.Лиханов «Мой генерал»
Главный герой романа – сибиряк Антошка, ученик четвертого класса, очень дружит со своим дедом – боевым генералом, учится у него добру, справедливости, умению сопротивляться жизненным невзгодам и быть настоящим человеком. Какие приключения ждут героев? На что они способны ради друг друга?

Р. Стивенсон «Похищенный, или приключения Дэвида Бэлфура»
В повести рассказывается о том, как был похищен и попал в кораблекрушение главный герой, как томился на необитаемом острове и скитался в диких горах, как судьба свела его с Аланом Бреком Стюартом и другими ярыми шотландскими якобитами, а так же о многих иных приключениях. Каких? Узнаете из книги!

В. Козлов «Президент Каменного острова»
Эта повесть о юности послевоенного поколения. Двое главных действующих лиц повести — Гарик и Сорока — сироты. Военная тема и здесь нашла свое место, современность переплетается с событиями прошлого: неприступный остров посреди большого озера притягивает любопытство приехавших на отдых ребят своей героической историей. Ближе узнавая Сороку и его товарищей, приезжие мальчишки проникаются глубоким сочувствием к их следопытской работе, к дружеской связи с героями войны, с летчиками, к тому, как эти ребята готовят себя к активной взрослой жизни. 

12 комментариев:

  1. Надо же какое серьезное исследование! молодец, Полина! В мире, где, (увы!) дети знают только по-наслышке, что СССР был самой читающей страной в мире, такие дети - на вес золота!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Витальевна! У Полины замечательная семья, в которой много читают. Поэтому она считает, что так должно быть во всех семьях. Отсюда и стремление свои мысли донести до детей и взрослых в этом проекте.

      Удалить
  2. Серьезная работа выполнена Вашей ученицей, Людмила Федоровна. Чувствуется, что девочке были интересно работать по руководством такого творческого наставника

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Руководителем работы являлся учитель литературы - О.А. Пазыныч. Но много материалов, связанных с семейным чтением, предложила я. А выставку в библиотеку мы продумывали и оформляли вместе. Я её оставляю на следующий учебный год - книги с неё очень востребованы.

      Удалить
  3. Здравствуйте, Людмила Федоровна! Передайте Полине слова искреннего уважения! Очень нужная, актуальная тема затронута в проекте. Работа проделана большая, серьезная. Уверена, результат (буклет) будет очень востребован.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Татьяна Николаевна, здравствуйте! Обязательно передам! Да она и сама прочитает,зайдя в блог. Её будет очень приятно почитать мнение блогеров. В своей школе она получила высокую оценку своего проекта. Предложу ей придумать рекламу своей выставки и пригласить на неё школьников.

      Удалить
  4. Здравствуйте, Людмила Федоровна! Очень серьезное исследование у девочки, молодец!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья Васильевна, здравствуйте! Хочу предложить ей провести рекламу своей выставки в классах...В последнее дни перед отпуском нет времени для работы с блогом, простите за ответ с опозданием.

      Удалить
  5. Здравствуйте, Людмила Федоровна! Замечательный проект получился, мне особенно понравился эпиграф к работе! С удовольствием прочитала аннотации из буклета, очень уж интересные книги там предложены, мы с внуком часть из них набрали читать на лето, читаем каждый вечер, очень уж много задано! Но это и хорошо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Галина Фёдоровна, здравствуйте! Мне кажется, что Полина тоже заинтересовалась продолжением своей работы, потому что за лето ею будет расширено предложение читать книги (для возраста 5-9 кл.) Мне самой интересно!

      Удалить
  6. Здравствуйте, Людмила Фёдоровна!
    Очень интересная работа и правильное оформление! А пункт с устными тезисами для выступления обязателен? Он прописывается в структуре проекта или девочка сама решила так сделать?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лилия Павловна, здравствуйте! Руководитель проекта у Полины - учитель литературы, завуч, точно знающий, как проекты оформляются. Думаю, что была соблюдена структура проекта, да это и очень помогает выступающему, когда есть тезисы. Благодарю Вас за интерес к работе Полины!

      Удалить