7 апреля - Всемирный день ЗДОРОВЬЯ.
Многочисленные исследования детского чтения показывают, что серьезному чтению школьники уделяют меньше времени, чем хотелось бы, и читают, как правило, только то, что положено по школьной программе. (Школьная библиотека. – 2008, 2009, 2010)
Такое положение беспокоит родителей. Их наставления сводятся к двум категориям: «Читай – и будешь умным», «Без чтения нельзя стать культурным человеком». Но никогда мы не говорим (и не думаем) так: «Читай и будешь здоровым». Чтение, по общепринятому мнению, только портит здоровье – осанку, зрение…
Между тем, иногда в прессе появляются публикации, подтверждающие, что привычку к систематическому чтению можно отнести к здоровьесберегающим технологиям. Несколько лет назад в журнале «Лиза» была опубликована статья о лечебном воздействии чтения. О том, что именно нужно читать при бессоннице, какие книги помогают при зубной, какие – при головной боли, какие – при расстройстве желудка. Статья была написана всерьез, и приведенные данные опирались на исследования американских ученых. Речь в ней, конечно, шла о физическом здоровье, но ведь физическое здоровье, сопряжено с нашим душевным состоянием. Оказывается, улучшая духовное состояние и тем самым «заряжая» человека положительной энергией, незаметно, но благотворно воздействует на нас и наше здоровье чтение книг.
Наибольшим оздоровляющим влиянием на личность ребенка обладает русская классика 19 века. (Т.В. Алексеева, методист по русскому языку и литературе г. Санкт- Петербурга // Школьная библиотека. – 2004. – №4.) Она считает, что творчество крупнейших писателей этого периода характеризуется конструктивным, а не деструктивным началом, созидающей направленностью, любовью к жизни, умением видеть ее прелесть, ее ценность.
Наверно, не случайно большое внимание проблеме чтения уделяет на своих страницах и журнал «Здоровье школьника». Рубрику «После уроков» / Книжная полка ведет Елена Прокофьева. Она умеет интересно, ненавязчиво предложить как новые, неизвестные для детей книги, так и заинтересовать книгами, которые стали классикой детской литературы. «Если вашего ребенка не заставишь читать – значит, вы просто не нашли для него правильную книгу» - а поэтому почти в каждом номере журнала – краткий рассказ о книгах («Как работают машины» энциклопедия для детей – 2009. – №11; Пивоварова И. О чем думает моя голова. – 2010. – №11; Дик Кинг-Смит Гарри и попугай. – 2010. – №6; Хельме Хайне. Друзья навсегда. – 2010. – №8 и другие). Любой из этих кратких рассказов можно использовать родителям, учителям, библиотекарям для рекомендации детям. В №6 (2010) Е. Прокофьева советует, что делать, чтобы во время поездки во время каникул «ваш ребенок не довел вас до белого каления».
Читайте также в журнале «Здоровье школьника»:
Штейн Ася. Чтение – вот лучшее учение! – 2009. – №11. – с. 23.
Штейн Ася. Искусство быть читателем. Что это вообще «читатель»? Как приобщить ребенка к чтению. Советы для родителей. Ролевые игры. – 2011. – №2. – с. 18-20.
Книга или монитор? Опрос: читаете ли Вы художественную литературу в виде электронных текстов? На вопросы отвечают - ученик 10 класса, психолог, учитель физики, врач-офтальмолог. – 2009. – №4. – с. 29.
"Книгоголик" предлагает интересную информацию о пользе чтения для здоровья. Проведенное по заказу National Year of Reading исследование подтвердило, что чтение может благотворно влиять как здоровье, так и на социальное положение. Исследование, в ходе которого было опрошено 4323 респондента. 86% из них уверены, что чтение улучшает настроение.
Читайте также:
Книга учит и... лечит
Очень замечательный пост! Спасибо огромное. Обязательно сделаю у себя ссылку
ОтветитьУдалитьДа, отличный материал, спасибо! Тоже возьму на заметку, если не против.
ОтветитьУдалитьКонечно, не против. Рады, что пост Вам понравился! Заходите к нам еще!
ОтветитьУдалить