5 февраля 2015 г.

« Скажи мне, что ты читаешь, и я скажу тебе, кто ты»

Это знаменитое изречение в разных вариантах повторяется довольно часто. Кому оно принадлежат, как давно употребляется?  Недавно я наткнулась на удивительную статью Константина Душенко (www.dushenko.ru),  опубликованную в журнале «Читаем вместе. Навигатор в мире книг». Привожу выдержки из статьи в хронологическом порядке изречений.
А знаете ли вы, что этот французский вариант изречения появился в эссе Этьена де Жу «Дом на улице Арси» (1813г.). Ещё более ранняя формулировка этой мысли содержалась в книге британца Уильяма Лоу «Христианское совершенство» (1726г.): «Говорят, что человека можно узнать по людям, с которыми он водится; но, конечно, еще лучше можно узнать человека по книгам, с которыми он беседует».
Можно вспомнить высказывание философа-эмигранта Ивана Ильина: «По чтению можно узнавать и определять человека. Ибо каждый из нас есть то, что он читает; и каждый человек есть, то, как он читает; и все мы становимся незаметно тем, что мы вычитываем из прочтенного,- как бы букетом собранных нами в чтении цветов» («О чтении», 1958г.)
Изречение «Человек есть то, что он читает» приписывается Иосифу Бродскому – и в русской, и в иноязычной литературе. Бродский привел его в своем англоязычном эссе, посвященному Уистену Хью Одену («Поклониться тени», 1983г.) Бродский предупреждал: «…нас меняет то, что мы любим, иногда до потери собственной индивидуальности». Мало того: «Все, что ты читаешь, на тебя так или иначе влияет, скрыто или напрямую, или как-то еще, но скорее всего скрыто» (беседа с Чеславом Милошем, 1989г.). Бродский – едва ли подозревая об этом – повторял Оскара Уальда: «На меня повлияли все книги, которые я прочитал, и ни одна из газет» (письмо к неустановленному адресату, 1891г.)
Но больше всего мне нравится по этому поводу мысль Франсуа Мориака: «Изречение «Скажи мне, что ты читаешь, и я скажу тебе, кто ты» справедливо, но еще лучше я узнал бы тебя, если бы ты сказал мне, что ты перечитываешь» (Мемуары внутренней жизни», 1959 г.)

А еще, много лет в моей библиотеке на выставке демонстрировался отрывок из стихотворения:
«Кто этот человек ты хочешь знать,
Узнай, что любит он читать…»  
Вот автора не помню… Гафуров, Гафаров…

Комментариев нет:

Отправить комментарий