24 мая 2013 г.

«…Значит, нужные книжки ты в детстве читал»

Эти слова  Владимира Высоцкого вспомнились мне, когда читала эссе, написанные выпускниками нашей школы накануне последнего звонка.
Мы предложили читателям гимназии №140 поучаствовать в создании списка книг, необходимых для прочтения в школе. Кому же, как не педагогам и старшеклассникам, и составлять этот список!
Отрывок из объявления для читателей гимназии: «… Предлагайте свои варианты названий книг и непременно сопровождайте их аргументацией: почему, на Ваш взгляд, они достойны обращения к ним внимания современной молодежи».




Какова роль книги в жизни современного школьника? Нужно ли нынешним ученикам читать классическую литературу или же оставить ее в веке прошедшем и заменить на современную?»
Ответы меня порадовали. Предоставляю возможность читателям блога «Клуб друзей книг» познакомиться с мнением современной молодежи.
Благодарю Галину Ивановну Блинову, учителя литературы этих ребят, которая привила любовь к литературе, помогла осознать ребятам нравственные ценности художественных произведений.

«100 книг» по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации, рекомендуемых школьникам к самостоятельному прочтению
выпускники 2012
отзывы о книгах выпускников 2013 (Дорожкина Егора, Рыбиной Елизаветы, Перминовой Нины, Геворгяна Владислава, Аитовой Лилии) на страницах блога
отзыв о книге Троепольского «Белый Бим Черное Ухо» Аитовой Лилии, выпускницы 2013

«В современном мире книги теряют свою притягательность, люди  все меньше читают, заменяя это занятие, по их мнению, более интересным увлечением. А зря. Роль книги в жизни человека всегда будет колоссальна. Она ориентирует читателя на правильный жизненный путь, более того, делает из человека полноценную личность»   (Вторушина Виолетта)
В наше время люди читают все меньше и меньше, что отрицательно сказывается на развитии всего общества.
Книги важны для формирования личности человека.
Книги учат любить, сопереживать, дружить и создают нравственную основу для развития человека. Книги помогают нам развиваться. Через книгу автор делится своими мыслями и переживаниями.
«Роль книги в жизни современной молодежи достаточно велика, так как только через прочтение произведений можно научиться жить. Да-да, именно жить. Читая книги, мы обогащаем свой жизненный опыт и внутренний мир»         (Богомягкова Ольга)
Наиболее часто упоминаются произведения русской классики:
«Война и мир» Л.Н. Толстого, «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, «Мертвые души» Н.В. Гоголя, «Евгений Онегин» АС. Пушкина, «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова,  «Отцы и дети» И.С. Тургенева,  «Война и мир « Л.Н. Толстого, «Недоросль» Фонвизина, «Горе от ума» А.С. Грибоедова
  • Роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?», по моему мнению, является обязательным для чтения. В нем описываются насущные проблемы молодых людей XIX века.  «Новые люди» представлены в романе целеустремленными гражданами, готовыми к изменениям в своей стране»  (Чумарова Юлия)
  • Особо стоит выделить «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского. Этот роман поразил меня тем, насколько автор знает людей: он, казалось, видит душу народа насквозь, в точности передавая мельчайшие ее колебания. Эта книга покажет читателю саму человеческую суть, послужит толчком к нравственному развитию и поможет, возможно, по-новому взглянуть на жизнь» (Ложкин Евгений)
  • Рассказы А.П. Чехова «Скрипка Ротшильда», «Ионыч», «Человек в футляре» и многие другие сатирические произведения этого писателя. В этих рассказах Чехов поднимает актуальные проблемы общества, предостерегает от подобных ошибок»  (Вторушина Виолетта)
«Чтение школьной программной литературы оказывает огромное влияние на формирование  духовных и нравственных ценностей учащихся».
«Классические произведения позволяют задуматься над важными проблемами человека»
  • Книги помогают воспитывать моральные качества школьников. Например, «Тихий Дон» Шолохова и «Война и мир» Толстого дают представление об исторической эпохе, а также поднимают глубокие нравственные проблемы. Также одной из моих любимых книг является «Чайка Джонатан Левингстон» Р. Баха. Путь, пройденный главным героем, позволяет читателю задуматься над проблемами своей жизни, что и является самовоспитанием.     (Богданова Екатерина)
  • В произведениях А.С. Пушкина «Дубровский» и «Капитанская дочка» затронуты такие проблемы как честь, достоинство, преданность, милосердие, жалость, гуманность.  Одной из шедевральных  книг является «Анна Каренина» Л.Н. Толстого. Эта книга рассказывает об отношениях женщины и мужчины, о настоящей любви, о предательстве.    (Лебедкина Ирина)
  • Не стоит забывать о Достоевском. Темы, поднимающиеся в романах «Преступление и наказание», «Идиот» будут актуальны во все времена. Достоевский очень точно описывает душевное состояние своих героев. Данные произведения помогают нам по-другому судить о судьбах «падших» людей, пробуждая в читателях чувство милосердия, сострадания и гуманности»   (Чумарова Юлия)
  • Н. Островский «Как закалялась сталь», Э.М. Ремарк «Жизнь взаймы». Данные произведения помогают человеку по-новому взглянуть на жизнь и на свое место в ней. Эти книги позволяют переосмыслить некоторые ситуации и радоваться тому, что у нас есть.             (Колбун Валерия)
  • И.В. Гете «Фауст». Книга учит нас не идти на поводу у своих желаний и страстей. Еще я считаю, что в школьной программе должны быть произведения В. Пикуля о войнах, которые постигли Россию на протяжении всей истории. Книги «Три возраста Окини-сан», «Площадь павших борцов. Барбаросса» и «Каждому своё. Париж на три часа» рассказывают нам об очень важных исторических событиях.     ( Батов Илья)
  • Самое яркое впечатление у меня осталось о книге А. Дюма «Граф Монте-Кристо». В ней повествуется о добропорядочном человеке, которого все предали? В голове главного героя рождается мысль о мести….Нужно ли мстить? Или нужно простить тех людей, которые когда-то сделали тебе плохо?          (Красий Александра)
  • Булгаков М. «Белая гвардия». Данное произведение помогает узнать больше об истории России, особенно о достаточно сложно периоде как гражданская война. Понять мысли и преживания людей, современников тех событий…   (Варич Михаил)
  • Несомненно,  следует назвать Ричарда Баха и его «Чайку  Джонатан Ливингстон». Эта книга очень понравится подросткам – философам, желающих разобраться в вечных вопросах свободы и ценности жизни. После этого, быть может, они прочитают «Войну и мир», «Преступление и наказание»     (Рыбина Елизавета)
  • «Как закалялась сталь» Н. Островского, «Война и мир» Л.Н. Толстого, «Черный обелиск» Э. М. Ремарка. На первый взгляд эти книги совершенно разные, но объединяет их одно: судьбы людей в военные годы (во время гражданской, отечественной, второй мировой войны). Человек должен знать о судьбах людей, которым довелось жить в то страшное и тяжелое время.     (Афонькина Анна)
  • Севантес «Дон Кихот». Невероятное произведение знаменитого писателя. Эта книга для всех, ее можно читать в любом возрасте. Она приучает читателя к нравственным ценностям, воспитывает в человеке моральные качества» ( Вторушина Виолетта)
  • Вспомним рассказы М. Зощенко. Он с иронией сумел высмеять множество бытовых неурядиц. В его героях мы можем узнать себя и понять как глупо мы выглядим в тех или иных ситуациях.    (Салыкова Алина)
  • Равнодушным не оставят и произведения Л. Андреева. Например, рассказ «Стена» заставит о многом задуматься своих читателей. В нем поднимается проблема равнодушия людей друг к другу.              (Чумарова Юлия)
  • «А дружбе школьников может научить цикл произведений Д. Роулинг «Гарри Поттер». В нем описывается дружба, пронесенная через года, прошедшая через множество испытаний, препятствий и опасностей.     (Ложкин Евгений)
  • Произведение М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» остается актуальным и сегодня. Проблемы правосудия, истины, власти в жизни человека поднимаются автором. Как быть, когда общество тебя не приняло, что есть истинная и преданная любовь?  Найти ответы на эти вопросы должен ответить каждый человек.          (Аитова Лилия)
«На мой взгляд, каждый порядочный человек должен прочитать хотя бы одну книгу о войне…»     (Прошутинская Любовь)
Книги «… не только описывают события войны, но делают нравственную «закалку» читателю.
«В списках не значился» Б. Васильева. В произведении показан истинный русский человек, который до последнего вздоха защищает свою Родину. Его «..мужество и самоотверженность заставляют читателя задуматься: а как бы ты поступил в сложившейся ситуации?»
Называются книги В. Кондратьева «Сашка», В. Васильева «А зори здесь тихие…», Быкова «Сотников», Полевого «Повесть о настоящем человеке», Фадеева «Молодая гвардия».
«Благодаря книгам о Великой Отечественной войне мы узнаем, чем жертвовали герои ради своих товарищей, ради семьи, ради страны» (Казакова Ксения)
  • Школьнику необходимо читать произведения современных авторов. Только в них подросток может увидеть наиболее правдивую картину современного общества.
Для дополнительного чтения С. Минаев «Духлесс», В. Злобин «Финики» (Кравченко Вдадислав)
  • В списке для изучения в школе должна быть пьеса Л.Разумовской «Дорогая Елена Сергеевна». Это произведение актуально именно для школьников, потому что связано с вопросами совести, честности, нравственного выбора.      (Колбун Валерия)
  • В книге Л.Разумовской «Дорогая Елена Сергеевна» показана ужасная черта молодежи – корысть…Читая это произведение, каждый из нас понимает, насколько бывают ужасны поступки подростков. Собственное мировоззрение начинает меняться…   (Сальников Иван)
  • Непозволительной глупостью и беспечностью кажется мне отсутствие в школьной программе бардов: Высоцкого, Дягилевой, Башлачева. Дух того бунтарского времени тоже необходимо ощутить молодежи нашего поколения…   (Рыбина Елизавета)                                    
  • Одним из моих любимейших произведений является повесть Г. Троепольского «Белый Бим Черное Ухо». Эта книга поможет детям сформировать нравственные ценности, научиться состраданию и милосердию, сделать свое сердце добрым и открытым.                                                                     ( Аитова Лилия )
Кроме того, называются произведения:
Вампилов «Утиная охота»
Железников В. «Чучело», Б. Белых и Л. Пантелеев «Республика ШКиД», книги М. Шолохова,  А. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ»
 Из зарубежной литературы называются также произведения:
Лондон Дж. «Морской волк», Флобер «Госпожа Бовари», Э.М. Ремарк «Жизнь взаймы», «Ночь в Лиссабоне»; Д. Браун «Код да Винчи» и «Ангелы и демоны»

В заключение привожу выводы наших выпускников.
«Современной молодежи нужно окультуриваться» (Лебедкина Ирина)
«В мире существует множество книг, достойных внимания современных школьников»   (Чумарова Юлия).
«Книги – это наши помощники, советчики, вся народная мудрость хранится в книгах»     (Прошутинская Любовь)
«Сейчас для молодых людей показателем интеллигентности является начитанность; замечательно, что сейчас читать становится престижно»    (Собко Елена)
«Необходимо читать то, что создавалось гениями, потому что только это спасет наше и последующее поколение от полной деградации и потери моральных ценностей»      (Рыбина Елизавета)

10 комментариев:

  1. Скоро День библиотек - поздравляю всех коллег!!!
    Так пусть в этот день (и не только)-
    Читатели будут читающими,
    Книги не очень тяжёлыми,
    Компьютеры не зависающими,
    Зарплаты – большими
    (ОЧЕНЬ БОЛЬШИМИ),
    А библиотечный день –
    каждый день!

    ОтветитьУдалить
  2. Голоса юных :) Нечасто бывает возможность услышать их, а у вас такая счастливая возможность есть!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оксана Дмитриевна! С детьми работать не просто, но интересно! У меня в библиотеке есть целая папка "Книгу советует друг" (отзывы ребят о книгах). Она служит рекомендацией для других гимназистов. Однажды я даже делала книжную выставку на основе отзывов. Книги с этой выставки дети берут с удовольствием!
      Спасибо за комментарий! Заходите почаще!

      Удалить
  3. Своей дочери я сама составляю списки чтения ежегодно. Многое из предложенного Вами там есть). "На ура" идет не всё - хотя это нормально. да и у нас сейчас непростой возраст -15 будет, приоритет отдается общению с друзьями, жду взросления.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Валерия! Мне приятно, что есть мамы, которые заботятся о чтении своего ребёнка. Конечно, в этом возрасте нужно подбирать книги для чтения, зная подростка. Что ему интересно, что тревожит. Но не скатываться до уровня книги для девочек, или "Сумерки"... А Вы прочитываете книгу сами, прежде чем предложить дочери? Или это уже Вами прочитанное? А как с новинками?

      Удалить
    2. Людмила Федоровна, просто я работала учителем в школе))). Да и читаю сама с 5 лет запойно... Ребенок мой уже совсем другой, чтение ее не так увлекает, расстраиваюсь, но принимаю ситуацию. Все разные... Учится она на пятерки, несмотря на 9 класс, пишет отличные сочинения, практически не делает ошибок и вкус к языку есть (обожает правильно говорить и всегда слышит неправильности в речи). Но про классику говорит, что "это как будто достали из старого чемодана". Я слегка в шоке...жду просветления))).

      Удалить
    3. Да, современное (новинки), тоже предлагаю, не все из нового читала сама, но стараюсь перечитать побольше аннотаций знающих людей, только после скачиваю.

      Удалить
    4. К сожалению, так бывает... В этом возрасте дети перенасыщены информацией, они, даже читающие, немного "остывают" от чтения. Я вижу это по статистике чтения в школьной библиотеке. Но в старших классах у них открывается второе дыхание, а, может быть, мотивация к написанию сочинения в выпускном классе. Старшеклассники читают больше и не только "литературу из старых чемоданов", а современную русскую и зарубежную литературу. Так что не переживайте! Всё будет хорошо! Ваша дочь, наверно, не нашла пока СВОЮ книгу.
      Было бы интересно, какие книги Вы читаете, что интересно Вашей дочери. А, может быть, сделаете как-нибудь пост в своём блоге на эту тему.
      Приятно было пообщаться! Заходите в гости!

      Удалить
    5. Согласна полностью. Потому просто жду. В плане чтения я почти всеядна, за за исключением дешевого чтива. Из любимых - Кафка, Пруст,Боэций, наша классика, для отдыха души - интеллектуальный детектив. А Ксюша читает, естественно, школьную программу, сейчас на большее времени не хватает. На Летом, конечно, многое из того, что я ей предлагаю.Возможно, напишу пост на эту тему, надо подумать).

      Удалить
    6. Валерия, думаю, что многим читателям было бы интересно почитать о Ваших книжных пристрастиях. Общаясь в блогах, читаю такие интересные отзывы, рекомендации, и могу сказать, что читающие люди есть, их много! И очень важно, что родители заботятся, чтобы и дети тоже читали!

      Удалить