24 ноября 2010 г.

Звучащее слово АЛЕКСАНДРА БЛОКА

28 ноября - 130 лет со дня рождения А.А. Блока
(1880 - 1921)
Все мы — служители одной и той же музыки в разных ее проявлениях...
А.А. Блок
Для Блока звучащее слово очень рано приобрело неповторимую окраску, наполнило поэта осознанием того, что в звуковом выражении речи и поэзии лежит успех в достижении взаимопонимания читателя, слушателя, зрителя и автора. В «музыке стихов» живет «странническая его душа», верша в стихах свое «бесприютное дело».
Исполнительское искусство юного Блока своей вершины достигло в подмосковном имении Бекетовых Шахматово и в соседнем поместье Менделеевых Боблово, в которых часто устраивались домашние спектакли и литературно-музыкальные вечера. Блок особенно увлекался Шекспиром и любил декламировать монологи Гамлета, Ромео, Отелло.
Готовясь стать актером, Блок с упоением декламировал Майкова, Фета, Полонского, играл в любительских спектаклях Гамлета, Чацкого, Скупого рыцаря и т.д.
Наивысшая драматичность, наибольший накал страстей, максимум возможности для самовыражения для Блока были в народной поэзии. А главное — музыка звучания — то, что роднило поэзию Блока с народной поэзией и народной драмой. На слушателя, на общение, на аудиторию рассчитана народная поэзия, и стихи, по мнению Блока, должны непременно звучать.
Искусству звучащего слова, чтению стихов с эстрады и в «интимной» обстановке Блок придавал особое значение. Когда-то он сам прочитал свою «Незнакомку» в одну из «сред на башне Вячеслава Иванова», оставив своим чтением в сознании гостей впечатление таинственности Красоты, которая спасет мир, наполнив стихотворение «духами и туманами», своим глуховато монотонным голосом.
Сохранились записи с неподражаемым чтением стихов самого Блока. Записи технически несовершенны, но исполнение Блока производит огромное впечатление. Это живой голос поэта! Л.А. Шилов, называя манеру чтения Блока «сдержанной и предельно правдивой», даже «аскетичной», пишет: «Читая, Блок как бы вызывал в своей эмоциональной памяти все то, что владело им при создании стихотворения. А поскольку строй его мыслей и чувств всегда был высок, это и определяло тот оттенок чтения, который мемуаристы называют "важность" и "значительность". Чтобы передать это "важное" и "значительное" слушателю, Блоку надо было сделать как можно более нейтральной, незаметной саму форму произнесения. И его, казалось бы, такая невыразительная, монотонная манера читать стихи, как ни странно это на первый взгляд, необычайно сильно воздействовала на аудиторию».
Актеры и чтецы долго не решались читать стихи Блока с эстрады, боясь, очевидно, растерять в аудиторном озвучивании неповторимый, таинственный блоковский колорит. После смерти Блока первыми отважились читать его стихи поэты. Но читали они главным образом в своей «поэтическо-авторской» манере, которая совершенно была чужда исполнению самого Блока. Читали в литературных кругах, на литературных и дружеских вечерах такие поэты, как А. Белый, П. Антокольский, Э. Багрицкий. М. Цветаева и многие другие. Но шли годы, и неизбежно должно было наступить то время, когда стихи Блока зазвучат с эстрады для большой аудитории. И вот такое время настало. Произведения Блока стали исполнять В. Качалов, А. Коонен, В. Аксенов, Д. Журавлев, М. Царев, В. Ларионов, Ю. Яковлев, Г. Тараторкин, А. Демидова, М. Козаков, Б. Моргунов и другие.

По материалам
журнала «Литература в школе», 2006, №6

1 комментарий:

  1. Очень интересно! Спасибо за информацию! Очень хороший блог=)!!!

    ОтветитьУдалить