25 февраля 2015 г.

"Родом из военного детства". Рассказы о детях в Великой Отечественной войне

О поколении родом из военного детства поэт Юрий Воронов писал, что оно так и не узнало «Меж юностью и детством где черта?». Где бы ни застало мальчишек и девчонок лихолетье войны, - в блокадном Ленинграде, в детском доме, на заводах и фабриках, где они заменяли своих отцов и матерей у рабочих станков, на временно оккупированной немцами территории, в партизанском отряде или непосредственно на фронте, где дети часто выполняли роль разведчиков, они переживали его трудности вместе со взрослыми, вместе с ними верили в победу и участвовали, как могли, в ее приближении.
На тему военного детства, говоря словами Виктора Драгунского,  «у нас писано-переписано. Читано-перечитано». Но произведения, о которых пойдет речь – уникальны.
Уникальность их определена тем фактом, что все они написаны в период с июня 1941 по май 1945 года, зачастую с фронтов действующей армии, по горячим следам событий военного времени. Они написаны писателями, которые своими глазами видели, пережили, или слышали из первых уст, как мужали дети перед лицом войны
Часто авторы – военные корреспонденты – вернувшись с передовой, читали свои произведения по радио. Многие произведения печатались в журналах для детей. В период войны выходили журналы «Костер», «Мурзилка» и «Дружные ребята». В них часто печатались такие классики как В. Каверин, Н. Тихонов, Е. Катерли, Л. Будагосская, Л. Пантелеев, А. Платонов, Л. Кассиль, М. Зощенко, М. Пришвин.
Наиболее оперативным в военные годы был жанр рассказа. Но не все военные рассказы вошли в послевоенные литературные сборники для детей. И если сегодня с этими произведения не познакомить наших детей, то они, скорее всего, никогда их не прочтут.
Ирина Тихомирова в журнале «Читайка»попыталась собрать «горячие рассказы» и выбрать из них те, что были написаны о детях военной поры и адресованы им. («Читайка» -  2014, №10,11,12. Приложение удобно располагается внутри журнала в виде книжечки.)
В зависимости от содержания рассказов выделены произведения о подвигах детей, о сиротстве, о юных разведчиках и партизанах, о жизни в тылу, о русских мальчиках, о жизни в блокадном Ленинграде и на других оккупированных фашистами территории страны, о работе девочек в госпиталях, о солдатской жизни подростков. По каждой теме прилагается несколько рассказов разных писателей, сопровождаемых общим вступлением, аннотациями и вопросами для обсуждения с детьми.
По существу, это готовый материал для творческого использования, как в индивидуальном общении, так и в коллективном собеседовании с классом или группой детей.
Как начать с детьми разговор о войне? Как рассказать о тех страшных годах, которые пережила наша родина в 1941-1945 годы? Конечно, у каждой семьи своя история войны, но лучше всего об этом расскажут книги, посвященные военным орудиям и людям, принимавшим участие в военных действиях. 

О рассказе Вениамина Каверина «Русский мальчик»

Образ русского мальчика в рассказе дан в двух лицах: мифическом и реальном. Мифический мальчик воскресает всякий раз, когда о нем заходит речь. Застрелившие его немцы испытывают панический страх, когда мальчик выходит их могилы со скрещенными на груди руками и с голубем на левом плече. На вопрос:»Кто идеи?» призрак произносит три слова «Месть», «Совесть», «Мысль».
Эти же слова могут быть отнесены и к реальному мальчику Вове Лебедеву, на глазах у которого немцы повесили его мать. Он вынашивал эти чувства в себе и превращал их в стихи. Вместо голубя на плече он носил сумку со стихами. Даже природа в его стихах помогала нашим солдатам. Смерть, казалось, тоже была бессильна перед ним. В конце рассказа, когда Вова неизбежно должен погибнуть, он… внезапно исчезает. «Как будто, взлетев над водой, он как в сказке, превратился в настоящую птицу…»
Ни живого, ни убитого его никто больше не видел. Остался в сознании читателя лишь образ юного, почти сказочного героя, с русскими чертами характера: глубиной чувств, духовной зрелостью и самоотречением во имя других.
О рассказе Николая Богданова «Фюнфкиндер»
В рассказе идет речь о редкой  для военного времени истории, когда партизаны пощадили захваченного в разбитом самолете немце. Они увидели в нем не врага, а человека, у которого пять детей осталось дома. Фотокарточка детей, которую тот показал партизанам и жалобный крик «Фюнфкиндер» (по-немецки пять детей) спасли его.
Больше других жалел пленного партизанский разведчик Ленька, живший в партизанском отряде вместе с дедом. Интуицию русского мальчика, увидевшего в этом немце Человека, поддержала старая Марья.
Вопросы для обсуждения:
  1. Почему, увидев немца в разбитом самолете, партизаны не застрелили его? Зачем привели в партизанский отряд? Почему дали ему имя Фюнфкиндер?
  2. Почему расстрел немца день ото дня откладывался? Только ли из-за помощи партизанам в хозяйственных делах?
  3. Какую роль в защите немца сыграл Ленька? О какой черте русского характера говорит эта защита? В чем его позиция расходилась с позицией Власыча по отношению к немцу? Чья позиция вам ближе и почему?
  4. Какие «тайны» у ребят, живших с партизанами, завелись с немцем?
  5. Почему Власыч так и не выполнил угроз убить немца?
  6. Каким образом Фюнфкиндер стал сторонником партизан и врагом фашистов?
Рассказ Бориса Лавренева «Большое сердце». Вопросы для обсуждения:
  1. По какой причине был задержан у переднего края нашей батареи тринадцатилетний Николай Вихров?
  2. О чем свидетельствовала сопроводительная записка, присланная из штаба военного участка?
  3. Какое впечатление мальчик произвел на капитана и какой разговор состоялся между ними? Каким образом капитан понял, что перед ним не просто мальчик, а зоркий, сознательный разведчик? Оправдал ли мальчик на деле эти качества?
  4. Почему капитан поверил рассказу мальчика о количестве немцев в селе, расположении дотов и родах немецкой части?
  5. Как удалось нашей военной части отбить у немцев село? Какую роль при этом сыграл скворечник, указанный юным разведчиком?
  6. Какими чертами характера обладал этот мальчик, выполнивший боевое задание командира? Что это было за задание?
  7. Почему рассказ называется «Большое сердце»? Какое отношение это название имеет к тринадцатилетнему герою рассказа? Знаете ли вы других русских людей с большим сердцем. Расскажите.
Дополнительно рекомендуется прочитать:Лиханов А.А. Русские мальчики.
Толстой А.Н. Русский характер.



Рассказ Леонида Пантелеева «На ялике»». Вопросы для обсуждения:
·        Почему мальчишку-перевозчика взрослые называли то Матвей Капитоныч, то Мотенька? А командиры прозвали его адмиралом Нахимовым?
·        Чем он поразил писателя-рассказчика, а, возможно, и вас?
·        Какие качества характера и манеры поведения переняли сын и дочь от погибшего отца-перевозчика?
·        Как гордость за свою сестру Маньку проявлял ее брат Матвей? Достойна ли она его гордости?
·        Брат и сестра – герои рассказа, заменившие на трудовом посту погибшего отца, достойны ли они вашей гордости? Почему?
О рассказе Елены Катерли «Как на фронте»
Рассказ ленинградской писательницы отражает боль души за гибель мальчика Васи Зимина, передовика производства по изготовлению деталей для оружия. Он работал за токарным станком, на котором работал ранбше его погибший на фронте отец. От осколка снаряда погибает и сам Василий Зимин. Скорбя о погибшем друге, члены его бригады, такие же мальчишки, как и он, решают действовать как солдаты: сначала те стреляют за себя, а потом за погибшего товарища. Решение действовать «как на фронте» и приводит к тому, что ребята не только имя бригады сохранили, но и выполнили норму нормы работы дополнительно к своей. Вот и вышло, что Зимин работает! Но какой изобретательности, трудового товарищества и ответственности стоило это членам бригады. Это стержень разговора с нынешними детьми.
Вопросы для обсуждения:
  • Что общего между фронтом и работой подростков на заводе в военное время?
  • Какое отношение к Васе Зимину имеют слова мастера: «упорством взял»? Можно ли эти слова отнести и к его товарищам по цеху?
  • Как переживали ребята смерть Васи?
  • Как им удалось выполнять работу за него? Что он придумали?
  • Как вы относитесь к их решению заменить токаря Васю Зимина, как тот заменял своего отца?
  • Соглпсны ли вы с выводом мастера: «Выходи, что токарь Зимин работает?»
  • Какие мысли и чувства вызвал у вас этот рассказ? Роднит ли вас что-то с мальчишками бригады Васи Зимина?
Дополнительная литература:
Воронкова Л. «Село Городище».
Осеева В. «Отцовская куртка».
Воскобойников В. «Василий Васильевич».
Запечатленная память Великая Отечественная война в художественной литературе

2 комментария:

  1. Спасибо. Очень актуально. Нужны доступные произведения для 1-4 классов.

    ОтветитьУдалить
  2. Наталья Степановна! Накануне 70-летия Победы мы хотим использовать эти произведения для проведения громких чтений. Они небольшие по объему, но значимы по содержанию.

    ОтветитьУдалить