Ежегодно 6 июня отмечается Пушкинский день.
Произведения и биография Александра Сергеевича Пушкина изучаются в школе. Но есть интересные сведения, о которых, возможно, не все знают. Например, много ли мы знаем о детстве Александра Сергеевича?
Итак, мы в Москве начала позапрошлого века. По городу разъезжают кареты, коляски, фаэтоны, телеги, дрожки, запряженные лошадьми. Дома в Москве сплошь деревянные, в один или два этажа, окруженные садами, огородами и высокими заборами. В городе нет ни электричества, ни газа, ни водопровода, ни центрального отопления. Обогреваются дома печами, в которых готовят и пищу. Питьевую воду берут в колодцах, вырытых по улицам и во дворах. Вечерами и ночами в Москве темно. Фонари зажигают только осенью и зимой в безлунные ночи всего на несколько часов. Фонарей в городе мало, они стоят далеко друг от друга и светят, тускло мерцая, сжигая конопляное масло. Летом на рассвете на улицах города можно увидеть пастухов, дудящих в рожок, созывая коров в стадо. Каменных домов в Москве мало — церкви да дворцы знати, и видно их издали. Один из них стоит прямо напротив Кремля, на пригорке. К Кремлю, по обе стороны от Красной площади, вплотную подходит высокая кирпичная стена Китай-города. За кирпичной Китайгородской стеной скрывается Красная площадь. Вдоль, друг против друга, стоят каменные двухэтажные здания с арками и колоннами. Это торговые ряды. На площади толпится разнообразная публика. Кто приехал по делам, кто за покупками, кто просить милостыню, кто просто погулять.
Вот такой была Москва, когда в ней, в семье Пушкиных, родился смуглолицый и белокурый мальчик, которого назвали Сашей.
Его родители были дворяне. Пушкины имели богатую родословную, издавна связанную с Москвой. Одна из угловых башен Московского Кремля долгое время называлась Свибловой, по прозвищу одного из ее строителей — воеводы Федора, родственника предков Пушкиных. Федору Свибло принадлежало село к северу от Москвы, названное Свибловым, доныне так зовется один из районов Москвы. Еще один предок Пушкиных — Жулеба — тоже оставил свое имя на карте Москвы, сохранившееся в названии московского района Жулебино.
Свою фамилию Пушкины получили от Григория Александровича Морхинина. Это был человек пылкого нрава. Когда в Москве появилось новое огнестрельное оружие, пускавшее ядра с огромной силой, — «пуска» или «пушка», то так стали называть и Григория Александровича.
Родным прадедом Саши Пушкина по материнской линии был африканец, негр Ибрагим, родившийся в Абиссинии (Эфиопии). Маленьким мальчиком он попал в плен и был увезен в Турцию. Оттуда его выкрали и привезли в Россию в подарок царю Петру I. Петр I крестил Ибрагима, дал ему новое имя Абрам и отчество Петрович, образование и воспитание. Россия стала Абраму Петровичу родиной. В России у него родился сын Осип Абрамович — дед Саши Пушкина. В его жилах текла африканская и прибалтийская кровь. Осип Абрамович женился на Марье Алексеевне Пушкиной — бабушке Саши Пушкина, и у них родилась дочь Надежда Осиповна — мать Саши. Таким образом, в Саше Пушкине смешались разные национальности, хотя сам он себя считал русским.
В семье Пушкиных не было ни богатства, ни порядка. Родители хозяйственными делами заниматься не любили, и дела шли из рук вон плохо. В семье родилось восемь детей, но многие умерли в раннем возрасте.
Саша Пушкин был на год с небольшим младше своей сестры Ольги, в компании которой прошло все его детство. Их растила одна няня, воспитывали и обучали одни и те же гувернеры и учителя. Сестру Пушкин называл «первым другом», «другом бесценным», ей посвящал свои первые стихи, являвшиеся к нему по ночам, мешая спать. Он не обижался, когда Ольга освистывала его пьесы, но не терпел насмешек гувернеров, часто жаловавшихся родителям, что Саша, вместо того чтобы учить уроки, сочиняет стихи.
Учиться Саша начал в пять-шесть лет дома, как было принято во всех дворянских семьях. По-русски читать и писать его научила бабушка Марья Алексеевна. Французским языком Пушкин владел с детства свободно, потому что дома родители между собой и с детьми говорили по-французски. На французском домашние учителя преподавали почти все предметы. Пушкин говорил и писал по-французски с той же легкостью, что и по-русски. Его учили дома до двенадцати лет иностранным языкам, Закону Божьему, русскому языку и арифметике, которую он терпеть не мог. Каждый раз, решая задачи на деление, заливался горькими слезами. Уроки учить ленился. Надеялся на везение и отличную память.
Еще одним учебным предметом были танцы. С шести лет Саша Пушкин вместе с сестрой начал выезжать на «уроки танцевания», которые устраивались поочередно в семьях дальних родственников: то у князя Ивана Дмитриевича Трубецкого, имевшего собственный дом на Покровке, то у графа Дмитрия Петровича Бутурлина, жившего в Немецкой слободе, то у сенатора Николая Михайловича Сушкова.
В эти годы Пушкин впервые в жизни влюбился в свою ровесницу Соню Сушкову. Тогда же он стал много читать и к двенадцати годам поражал сверстников своей начитанностью.
Характер у него был непростой, настроение часто менялось. Он то пускался в «плясы», то уходил один в дальний угол. Бабушка Марья Алексеевна сокрушалась: «Не знаю... что выйдет из моего старшего внука: мальчик умен и охотник до книжек, а учится плохо, редко когда урок свой сдаст порядком: то его не расшевелишь, не прогонишь играть с детьми, то вдруг так развернется и расходится, что его ничем не уймешь; из одной крайности в другую бросается, нет у него середины». Бабушка Марья Алексеевна любила внука, и Саша тянулся к ней. Бабушка пробудила в нем интерес к истории семьи и России, следуя старинным заповедям: «Родство люби счесть и воздай ему честь»; «Кто своего род¬ства не уважает, тот себя самого унижает, а кто родных своих стыдится, тот чрез это сам срамится».
Кроме бабушки, самым близким человеком из взрослых была для Саши его няня Арина Родионовна Яковлева — крепостная крестьянка прадеда-африканца Абрама Петровича Ганнибала. Няня знала много народных песен и сказок, речь ее была полна по¬словиц и поговорок. Нянины сказки часто снились Пушкину.
Волшебники, волшебницы слетали.
Обманами мой сон обнорожали.
Терялся я в порыве сладких дум;
В глуши лесной, средь муромских пустыней.
Встречал лихих Полканов и Добрыней:
И в вымыслах носился детский ум.
Когда Пушкин стал взрослым, он пересказал сказки в стихах. Так родились «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке». «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о золотом петушке».
По Москве Саша гулял в сопровождении слуги — дядьки Никиты Тимофеевича Козлова. С ним мальчик обошел почти все уголки города. На Масленицу катался с ледяных гор, устраиваемых у стен Кремля, лакомился блинами, слушал зазывные голоса сбитенщиков, кричавших: «Вот сбитень! Вот горячий! / Кто сбитню моего! / Все кушают его: / И воин, и подьячий, / Лакей и скороход, / И весь чест¬ной народ...».
На Пасху бывал на подновинском гулянье, проходившем на тогдашней окраине Москвы — Новинском. Качался на качелях, катайся на каруселях, смотрел представления фокусников, наездников, кукольников, прыгунов на веревке, слушал цыганские хоры. Часто гуляли по Кремлю, любуясь с вер¬шины кремлевского холма на Замоскворечье, поднимались на колокольню Ивана Великого, откуда Москва была видна как на ладони.
В городе находится около ста зданий, связанных с именем Пушкина. Но дом, в котором родился поэт, не сохранился (как утверждает исследователь Романюк С.К., ул. Малая Почтовая, 4).
В двенадцать лет Пушкин надолго покинул Москву — уехал в Санкт-Петербург, учиться в лицее и больше никогда не увидел Москвы своего детства. Через год с небольшим она была сожжена во время нашествия на Россию французской армии Наполеона. Когда Пушкин взрослым вернулся в Москву, перед ним предстал совсем другой, заново отстроенный город, а в памяти с ним навсегда остался город детства:
...Как часто в горестной разлуке,
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе!
Москва... как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!
Коровин В.И. А.С. Пушкин в жизни и творчестве: уч. пособ. - М.: "ТИД "Русское слово-РС"", 2000. - 88 с.
Княжицкий А.И., Усова Е.А., Невский А.Я. Путешествие в пушкинскую Москву. - М.: МИРОС, 1993. - 104 с.
Начальная школа. – 2010. - №5.
А.С. Пушкин: шк. энцикл. слов. / сост. В.Я. Коровина, В.И. Коровин. - М.: Просвещение, 1999. - 776 с.
Стародуб К.В., Емельянова В.В., Краусова И.В. От Кремля до Садовых: путеводитель по литературным местам Москвы. - М.: Моск. рабочий, 1984. - 256 с.
Читаем, учимся, играем. - 1999. - №1.
Комментариев нет:
Отправить комментарий