Памяти поэта
АНДРЕЯ АНДРЕЕВИЧА ВОЗНЕСЕНСКОГО
АНДРЕЯ АНДРЕЕВИЧА ВОЗНЕСЕНСКОГО
Ты меня на рассвете разбудишь,
проводить необутая выйдешь.
Ты меня никогда не забудешь.
Ты меня никогда не увидишь.
Заслонивши тебя от простуды,
я подумаю: «Боже всевышний!
Я тебя никогда не забуду.
Я тебя никогда не увижу».
Эту воду в мурашках запруды,
это Адмиралтейство и Биржу
я уже никогда не забуду
и уже никогда не увижу.
Не мигают, слезятся от ветра
безнадежные карие вишни.
Возвращаться — плохая примета.
Я тебя никогда не увижу.
Даже если на землю вернемся
мы вторично, согласно Гафизу.
Мы, конечно, с тобой разминемся.
Я тебя никогда не увижу.
И окажется так минимальным
наше непониманье с тобою
перед будущим непониманьем
двух живых с пустотой неживою.
И качнутся бессмысленной высью
пара фраз, залетевших отсюда:
«Я тебя никогда не забуду.
Я тебя никогда не увижу».
Я вышагиваю стихи, или, вернее, они меня. Во время ходьбы ритм улиц, толпы или леса ощущается почти что осязанием, подсознанием. От Стремянного до Лаврушинского написана "Параболическая баллада".
В этих словах — девиз всего творчества Вознесенского.
В его стихах нет «кабинетной тиши», их герой ни секунды не сидит на месте.
В его стихах нет «кабинетной тиши», их герой ни секунды не сидит на месте.
Возможно, это объясняется тем, что Вознесенский и сам вошел в литературу стремительно. Еще будучи студентом Архитектурного института, он читал свои стихи друзьям, а всего через три года напечатал сразу два сборника в Москве и во Владимире.
Биография поэта обычна и в то же время характерна для его поколения. Он родился в Москве в семье инженера-гидростроителя. Детские годы мальчика пришлись на тяжелые военные годы, которые он провел у родственников во Владимире. Впоследствии Вознесенский говорил, что именно «повседневное общение» со старинной архитектурой определило выбор будущей профессии.
Еще школьником он показал свои первые стихи Б.Пастернаку. Знаменитый поэт одобрил стихи мальчика и стал его первым наставником. Так к художественной одаренности добавилась еще одна, поэтическая.
Закончив школу, Вознесенский поступил в Московский архитектурный институт. Но одновременно он продолжал заниматься и живописью в мастерской, которой руководил А.Дейнека. И все это время он пробовал рассылать свои стихи по разным издательствам.
В то время в его стихах преобладала радость открывания нового. В1957 году был запущен первый спутник. И Вознесенский мыслил себя открывателем эпохи атома и космоса в поэзии. «В век разума и атома мы — акушеры нового», — писал он.
Уже первые его произведения построены на соединении несоединимых понятий: математики и музыки, архитектуры и сопромата. Возможно, поэтому его ранние стихи были восприняты критикой как своеобразный вызов. Но после выхода первых двух книг стало очевидно, что поэт придумал своеобразный стилевой прием. Он хочет быть в гуще событий и одновременно чувствует свою отстраненность от них.
В его стихах все избыточно, их мир плотен и нарочито материален. Он постоянно движется, мелькает, даже рябит красками: «...полыхает мандарином рыжей челки кожура!» Поэт впервые проявляет свое пристрастие к метафорической образности.
В 1964 году Вознесенский согласился участвовать в своеобразном эксперименте режиссера Ю.Любимова, дав согласие на сценическую интерпретацию своих стихов. На сцене московского Театра на Таганке был поставлен спектакль по стихам Вознесенского — «Антимиры». Спектакль был решен в жанре своеобразной пантомимы: актер читал стихи и одновременно дополнял чтение мимикой и пластикой.
Поскольку Вознесенский вошел в литературу в период «оттепели» и основные его произведения появились в шестидесятые годы, исследователи обычно относят его наряду с Б. Ахмадулиной и Е. Евтушенко к поэтам-шестидесятникам. Свое мироощущение Вознесенский отразил в сборнике «Ахиллесово сердце», где показал беспокойное и неустойчивое состояние своего поколения.
При этом Вознесенский вводит нарочито разговорный язык:
«Ура, студенческая шарага! // А ну, шарахни // По совмещанам свои затрещины! Как нам мещане мешали встретиться». Возможно, подобный тон разговора был обусловлен тем, что, хотя Вознесенский и вошел в литературу несколько позже своих современников, как и они, он был заметен в так называемой «площадной лирике». Как известно, именно Евтушенко и поддерживавшие его «лирики» выступали с чтением своих стихов на улицах и в концертных залах, в частности читали их у памятника В. Маяковскому.
Для стихов Вознесенского характерен любопытный прием: в кульминационные моменты поэт не усиливает звучание строки, а, наоборот, приглушает его. Обычно его произведения были рассчитаны на произнесение с эстрады, а не на чтение в книге. Поэт как бы приглашает слушателя задуматься вместе с ним. Однако, в отличие от Евтушенко, политическая проблематика занимает в творчестве Вознесенского гораздо меньше места. В поэзии Вознесенского ярок и весьма выразителен сравнительный ряд. Все сравнивается со всем: аэропорт — с автопортретом, мотоциклы — с саранчой («Аэропорт в Нью-Йорке»), чайки — с «плавками Бога» («Осень в Сигулде»).
Поэт часто использует нетрадиционные размеры, например тактовик и дольник, он тяготеет к дактилической рифме (когда ударение падает на третий от конца слог).
Стихи Вознесенского построены на многочисленных внутренних рифмах, звуковых повторах, каламбуре.
В стихотворении сначала возникает своеобразное созвучие, и только при внимательном чтении оно переходит в яркий и запоминающийся образ. Необычны и метафоры, которые Вознесенский применяет и в названиях стихотворений, как, например, «Треугольная груша», «Параболы». «Метафора — мотор формы. XX век — век превращений, метаморфоз», — считает поэт. Благодаря этому качеству его называют своим учителем многие современные поэты-метафористы.
Правда, со временем Вознесенский несколько переоценит свой максимализм, хотя так и не откажется от него совсем. В его стихотворениях появится чувство тревоги, а затем и мотивы трагической безысходности, бессилия человека перед техническим прогрессом. Но лирическое чувство остается неизменным. Оно сохраняется и в произведениях крупной формы. Недаром одно из них поэт так и назвал — «Сорок лирических отступлений из поэмы «Треугольная груша». Аналогично построена и его поэма «Оза».
Продолжая традиции поэтов XVIII века (прежде всего С.Полоцкого) и XX века (А.Белого и В.Маяковского), Вознесенский стал соединять поэзию с графическими приемами ее изображения. Так, в частности, построены его сборники «Изотопы» и «Видеомы». Позже поэт даже создал особые графические листы, наполнил их текстом и представил на самостоятельной художественной выставке.
Кроме того, Вознесенский успешно сочетает поэзию с музыкальными формами: вместе с композитором А.Рыбниковым он написал оперу «Юнона и Авось», поставленную на сцене театра «Ленком» режиссером М.Захаровым. Первыми ее исполнителями стали Н.Караченцов и Е. Шанина.
Известность Андрея Вознесенского, участие в разнообразных общественных мероприятиях позволили ему совершать частые зарубежные поездки. В 1961 году он побывал в США и свои американские впечатления отразил в цикле стихов «Сорок лирических отступлений из поэмы «Треугольная груша».
Однако семидесятые годы для поэта были вовсе не такими благополучными. Ощущая, что общество развивается по иным законам, с целью оздоровления климата и возвращения атмосферы «оттепели», шестидесятники задумывают выпуск альманаха «Метрополь». Он был запрещен к печати официальной цензурой, многие авторы эмигрировали или ушли во внутреннюю эмиграцию. Поскольку стихи Вознесенского, переданные в «Метрополь», уже были ранее опубликованы в СССР, ему было выражено только определенное недовольство.
Печатая свои произведения, Вознесенский был вынужден иногда идти на цензурные изменения. Поэтому в 1990 году он выпускает во многом программный для себя сборник «Аксиома поиска», где публикует новые стихи, прозу, публицистику наряду со старыми своими текстами, которые наконец вышли без купюр.
Своеобразным протестом Вознесенского стала и внешняя форма одежды. Во время знаменитой встречи Н.С. Хрущева с интеллигенцией он был в джинсах и джемпере. Это вызвало шок, и за поэтом на многие годы закрепилась репутация «скандалиста». С тех пор он не носит официальных костюмов строгого темного цвета, одевается подчеркнуто живописно, носит яркие шейные платки.
Каждая новая книга Вознесенского — это разговор на определенную тему. Как известно, многие поэты, начавшие свою деятельность в начале XX века, шли от блоковской системы организации отдельных стихов в циклы и книги. Правда, подобную сюжетную замкнутость Вознесенский берет от Пастернака, для которого определенный жизненный цикл завершался написанием самостоятельной книги.
Конечно, при этом следует признать уникальность творческого почерка Вознесенского, позволившего ему и в начале пути, и в настоящее время говорить своим голосом на фоне унифицированной поэзии. Вознесенский является и автором популярных песен, например шлягера «Миллион алых роз».
Его проза также весьма своеобразна, в ней продолжен эксперимент с пространством текста, сохранена свойственная творчеству Вознесенского метафоричность — «Мне четырнадцать лет» (воспоминания о Пастернаке) (1976); «О.Повесть» (1982). В последние годы поэт экспериментирует в области синтеза художественного слова и живописи. Он выпустил несколько книг воспоминаний и размышлений об искусстве. Стихи Вознесенского переведены на многие языки и изданы в разных странах мира.
Всё обо всех: Т.12. – М.: Филол. о-во «Слово», ООО «АСТ», 1999. – 480 с.
ОТЛИЧНАЯ ПРОПАГАНДА
ОтветитьУдалить