31 марта 2010 г.

"От Домовёнка до Кощея"

Любимые герои книг
(продолжение третьего заседания клуба)

"Иные книги могут так же испортить, как и дурные товарищи..."
Г. Филдинг
"Книги делают человека лучше, а это одно из основных условий и даже основная, чуть ли не единственная цель искусства"
И. Гончаров
Некоторые ребята думают, что каждый литературный герой когда-то существовал в реальной жизни, откуда его «позаимствовал» для своей книги писатель, а кто-то, наоборот, убеждён, что писатель всё выдумывает «из головы», а потому ничего похожего в жизни быть не может... В реальности бывает и так, и так: каждый писатель имеет право на выдумку, на создание своего неповторимого литературного мира, но за многими героями книг стоят реальные люди, послужившие автору первоначалом для создания образа своего героя. Такие люди называются прототипами.
Самым ярким примером существования прототипа и литературного героя может быть судьба военного летчика Алексея Маресьева и Алексея Мересьева - героя книги «Повесть о настоящем человеке» писателя Бориса Полевого (по ней когда-то был снят фильм).
Даже большой выдумщик Александр Дюма, создавая «Трёх мушкетёров», не выдумал главных героев, д'Артаньяна и его друзей, а просто «переселил» их из мемуарной литературы XVII столетия в свои книги. Другое дело, что он придумал множество приключений, о которых прототип д'Артаньяна и не подозревал, перезнакомил между собой людей, живших в разные годы и никогда не встречавшихся. Но это его право - право писателя! Он ведь создает не точное жизнеописание человека, а литературное произведение.
Был реальный прототип и у Герасима из рассказа «Муму», и у многих героев Льва Толстого, и у гоголевского Хлестакова - о заезжем франте, которого в уездном городе приняли за столичного чиновника, писали тогдашние газеты... В исторических романах писатель, иногда, делает литературным героем реальное лицо: полководца, учёного, музыканта... Это уже не прототип: с ним нельзя делать всё, что писательской душе угодно, у него была вполне реальная судьба (правда и тут писатели иногда домысливают то, что об историческом герое доподлинно не известно). Во всяком случае, читателю нужно помнить, что литературный герой - персонаж в той или иной степени собирательный, наделённый чертами характера нескольких людей (а может быть, и самого писателя).
Среди каких героев ты хотел бы жить? Такой вопрос мы задали своим читателям. "там, где есть приключения", "поучиться бы в школе, где учился Гарри Поттер", "полетал бы на воздушном шаре вместе с героями Ж.Верна, исследовал бы";
"Мне бы хотелось хотя бы немного походить на Сашу Григорьева и так же достойно жить и побеждать трудности и невзгоды на своем жизненном пути";
"Главные герои – братья Володя Дубинин и Ваня Гриценко. Меня поразила стойкость, сила воли и смелость юных партизан. Благодаря этой книге мы знаем и помним подвиг мальчишек военных лет" («Улица младшего сына», Лев Кассиль и Макс Поленовский);
"Больше всего мне понравился герой Нао. Этот первобытный человек был самым сильным, смелым и почти ничего не боялся" ( Рони Ж. "Борьба за огонь").
"Тибул - смелый, отважный; Гаспар Арнери - ответственный, Суок - милая, добродушная, Три толстяка - злые, бессердечные; Тутти - послушный" (Ю. Олеша "Три толстяка")
BiblioГид представляет:
 Парад героев - популярную беллетристику для ребят всех возрастов.
и Любимых героев - литературных персонажей, которых любят все или один-единственный читатель.

Литературная викторина "ОТ ДОМОВЁНКА ДО КОЩЕЯ"
Вспомни недостающее имя литературного героя:
1. Домовёнок …
2. Хоббит ...
3. Муми-...
4. Папа ...
5. Дед-...
6. Баба-...
7. Старик ...
8. Старуха ...
9. Дядя ...
10. Дядюшка ...
11. Оружейник ...
12. Почтальон ...
13. Гимнаст ...
14. Наследник ...
15. Доктор ...
16. Барон ...
17. Принц ...
18. Князь ...
19. Синьор ...
20. Графини ...
21. Царь ...
22. Синдбад-...
23. Али-...
24. Иванушка-...
25. Добрыня ...
26. Оле-...
27. Карабас ...
28. Карлик ...
29. Илья ...
30. Маленький ...
31. Кнут-...
32. Питер ...
33. Кристофер ...
34. Калиф-...
35. Тилли-...
36. Дин ...
37. Омар ...
38. Прем ...
39. Пан ...
40. Полубородый ...
41. Кагги-...
42. Держи-...
43. Лан ...
44. Ухти-...
45. Винни-...
46. Наф-...
47. Моховая ...
48. Железный ...
49. Чёрная ...
50. Трусливый ...
51. Мартовский ...
52. Мышиный ...
53. Красная ...
54. Сидящий ...
55. Лихо ...
56. Соловей-...
57. Кощей ...

Книги, которые мы выбираем

У каждого из нас, читателей, есть свои любимые книги. Разумеется, все мы читаем и новинки, обращаемся к классике, но в шкафу стоят несколько томиков, ставших нашими друзьями на всю жизнь. Мы обращаемся к ним не один раз, перечитываем, получая от встречи с этой, такой вроде бы знакомой книгой, много удовольствия.
Почему нашей любимой становится именно эта, а не другая книга? Здесь, безусловно, главную роль играет наш вкус, наши предпочтения, пристрастия. Важен тут и талант автора; и даже возраст, время, когда мы впервые прочли эту книгу. Книжки, на знакомство с которыми мы «опоздали», вряд ли станут нам дороги. Немаловажную роль имеет даже оформление книги, иллюстрации художника. У нас возникает любовь не просто к литературному произведению, а к конкретному изданию книги!
Любимых книг не может быть очень много. Сколько бы мы ни покупали новых книг, сколько бы ни читали, всё равно - круг наших любимцев останется узок.
Сегодня мы поговорим о книгах, которые мы выбираем.

«Без преувеличения можно сказать, что чтение в годы детства – это, прежде всего, воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души»
(В.А. Сухомлинский)

Какие же книги с детства запомнились нашим читателям и затронули их души? Это замечательные книги Агнии Барто, Самуила Яковлевича Маршака, Корнея Чуковского, русские народные сказки, «Одеяло убежало», про Муху-Цокотуху, «Телефон».
Круг чтения человека формируется постепенно. В детстве и юности мы «пробуем», беремся то за одну книжку, то за другую. Нам всё интересно, но что-то на день, а что-то навсегда… С возрастом круг чтения меняется – сужается или расширяется… У каждого из нас он свой.
ЧТИВО - ЭТО НЕ КНИГА!
Как это ни ужасно звучит, но вы, наверняка, слышали, что некоторые люди читают, чтобы «убить время»! В поезде, в самолёте, на скамейке, в ожидании автобуса можно развернуть газету, а можно - открыть книгу. Только редко кто в самолете читает «Войну и мир», перелистывает томик Пастернака или Бродского. Для транспорта есть свои «книги»: удобный (карманный) формат, яркая обложка, не слишком высокая цена (чтобы не было жаль, если забудешь в электричке), незамысловатый стиль, ходульный язык и... не очень обременительное содержание. Незамысловатые детективы, «женские» и «любовные» романы, а ещё несколько десятилетий назад - «романы производственные», про передовиков заводов и колхозов... Прочёл и забыл. А когда возьмёшь в руки следующую книжку из такой «дорожной» серии, то долго вспоминаешь: читал или не читал? Это не просто плохие, неудачные книги. Это - чтиво. Они ничего не дают ни сердцу, ни уму. Но как научиться распознавать подделку под литературу? Этому, разумеется, учат в школе, об этом пишут и говорят литературоведы. Но всё-таки самый верный подсказчик - это ваш вкус.
По нашему опросу сейчас читают:
Александрова Т. «Кузька», В. Каверина «Два капитана», Троепольского Г. «Белый Бим Черное ухо», Ж. Верна «Таинственный остров», стихи Ахматовой А. и Блока А., Булгакова М. «Мастер и Маргарита», Вербер Б. «Империя ангелов», С. Майер «Сумерки» и другое.
Есть и неопределенные ответы: «читаю то, что есть дома», «читаю, что попадется». У этих читателей круг чтения еще не сформирован. Мы постараемся им в этом помочь.
Есть очень интересный сайт РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ – «BiblioГид». Он построен как большой журнал со многими разделами и подразделами. Материалом для пополнения служат книги самых разных жанров и разных лет издания – книги новые, старые, несправедливо забытые и даже те, над которыми молодые, никому еще не известные писатели только начинают работать.
У каждого из нас есть не только любимые книги, но и любимые жанры. Некоторые ребята увлекаются сказками. Для других самые главные книги – это научная фантастика. В нашем опросе она находится на первом месте. Также пользуются популярностью классика, книги современных авторов.
От чего же зависит такой выбор книг? Чье мнение учитывается при этом выборе?
Прежде всего, это мнение друзей и родителей (так ответили большинство читателей).
Читающая семья играет очень большую роль.
Почитай мне, мама!
Когда мне книжку читает мама,
Совсем не то, что сам себе читаю.
Хотя я буквы все прекрасно знаю
И «Айболита» сам уже прочёл.
Но если мама с книжкой сядет рядом,
Как эту книжку слушать интересно!
Как будто в рубке капитан отважный,
Который не боится злых пиратов,
Как раз и есть - я сам!
Или хожу в дозор я на границе,
Или в ракете направляюсь к Солнцу,
И космонавт бесстрашный - тоже я,
Прошу тебя, ты почитай мне, мама.
Сегодня я как будто стану птицей
И бедную Дюймовочку спасу!
(Ирина ТОКМАКОВА)
Хорошая традиция когда-то существовала в русских семьях. По вечерам взрослые и дети собирались вместе. В гостиной зажигались свечи или лампа. И кто-нибудь из старших начинал читать вслух…
Любовь к чтению и книге родители передавали своим детям. Воспоминания о чтении в кругу семьи оставили нам многие русские писатели.
«С тех пор, как я начинаю себя помнить, чтения в гостиной уже происходили. Читали попеременно вслух или папень¬ка, или маменька. Я помню, что при чтениях этих всегда находились и старшие братья. Они начинали читать, когда уставали родители. Читались по преимуществу произведения исторические. Из чисто литературных произведений, помню, читали Державина, Жуковского, Карамзина, Пушкина. Брат Федя более читал сочинения исторические, серьёзные. Михаил же любил поэзию и сам пописывал стихи. Но на Пушкине они мирились, и оба, кажется, и тогда чуть не всего знали наизусть...»
Андрей Михайлович Достоевский (младший брат Ф.М. Достоевского)

«У моего отца была библиотека — книжный шкаф, наполненный книгами. Этот отцовский шкаф с раннего детства стал моим любимым наставником и воспитателем. За стеклянной его дверцей виднелось наклеенное на картоночку наставление, вырезанное отцом из календаря. Я сотни раз читал его и теперь, много лет спустя, дословно помню его немудрёное содержание. Наставление гласило: "Милый друг! Люби и уважай книги. Книга — плод ума человеческого. Береги их, не рви и не пачкай. Написать книгу нелегко. Для многих книги всё равно что хлеб».
Николай Алексеевич Заболоцкий

«Я с нетерпением дожидался вечера, когда мать кончала дневную работу и усаживалась к столу с заветной книгой. К тому времени относится чтение "Фрегата Паллады" Гончарова. Мы путешествовали вдвоём, деля поровну опасности и последствия кругосветного путешествия. Где мы ни были, чего ни испытали, но плыли всё вперёд и вперёд, окрылённые жаждой видеть новые страны, новых людей и неизвестные нам формы жизни».
Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк
Сохранилась ли эта традиция в современных семьях?
Читатели отвечают: «не всегда», «нет времени», «читаю младшей сестренке», «читаем с мамой по очереди», «читаем вместе с папой «Два капитана»».
К сожалению, современному родителю для того, чтобы выделить время на чтение вслух, требуется совершить подвиг. Например, чтение вслух «Идиота» Ф. Достоевского займет около месяца при условии, что уделять этому не меньше часа ежедневно.
Почему же ребенок, несмотря на обилие видеокассет с мультфильмами, просит родителей почитать вслух? Он еще не осознает полезности такого чтения. Он просто хочет, чтобы мама, папа, бабушка, дедушка… были рядом. Это рождает в нем чувство уверенности, защищенности, даже если ребенку гораздо больше пяти, и он прекрасно читает самостоятельно.

23 марта 2010 г.

Журналы: создаем сами!

Больше месяца потребовалось ребятам из 3/4 класса, чтобы создать собственные журналы. А началось всё с библиотечного урока.
Ребята с большим интересом взялись за дело. Организовали пять команд. Выбрали редакционную коллегию: кому быть художником, кому редактором. Придумывали название, искали материалы. Оказывается, это так увлекает, захватывает. Даже родителей привлекли. Журнал нужно создать по всем правилам, и чтобы читателям было интересно. И вот что получилось:
Журнал "Ты всё знаешь"
Главный редактор: Спижарский Григорий
Редактор: Амирханян Даниил
Художник: Ефремов Егор
Оформитель: Веревкин Артем
В номере (14 страниц):
Высоко ли прыгает кенгуру?___стр.4
Зачем рыцари надевали доспехи?___стр.7
Что ты знаешь о "Мазде 323"?___стр.9
Зачем спать?___стр.10
Кроссворды___стр.11
Где жил Робин Гуд?___стр.12

Журнал "ZOO"
Автор идеи: Колмогорова Алина
Главный редактор: Акимова Анастасия
Художественный редактор: Карелина Александра
Художник: Притужалова Анастасия
В номере (14 страниц):
Галерея питомцев___стр.3-4
Зведные владельцы___стр.5
Кроссворд___стр.7
Кошки___стр.8
Рисуем комикс___стр.9
Реклама___стр.10

Журнал "Живые рисунки"
Главный редактор: Ковтуненко Полина
Редактор: Бабкина Настя
Художник: Учайкина Настя
В номере (14 страниц):
Ко дню рождения - смешные надписи___стр.4
Будем рисовать?___стр.5
Ко дню св. Валентина - поделки___стр.6
Приготовь-ка!___стр.7
Ребусы, задачки___стр.8 - 9
Анекдоты___стр.10

Журнал "Затейник"
Главный редактор: Вахрушев Володя
Редактор: Бахтигреев Дима
Художник: Белобородова Анна
Журналисты: Максимишин Антон, Калинин Глеб, Шачнев Александр
В номере (14 страниц):
Правила решения ребусов___стр.3
Комиксы___стр.5
Сканворд с ребусами___стр.7
Минное поле___стр.11
Веселые истории___стр.12

Журнал "Развлекашка"
Главный редактор: Егорова Дарья
Художественный редактор: Глинская Дарья
Редактор: Фрумгардц Дарья
Оформитель: Мунш Ксения
В номере (18 страниц):
Разгадай___стр.3
Найди 10 отличий___стр.4-5
О серьезном легко и просто___стр.6-9
Кроссворд___стр.13
Какая дорожка приведет маму-уточку к утятам?___стр.14-15
В рубрике "О серьезном легко и просто" заметка об искусстве: «Давайте попутешествуем по миру искусства – миру картин, миру музыки, миру театра, зодчества. Если вдуматься и приглядеться, это очень удивительный мир. Я люблю картины русских художников(М.Врубель «Царевна-Лебедь», К.Петров-Водкин « Купание красного коня», Б.Кустодиев «Купчиха за чаем», В.Серов «Девочка с персиками»), латино-американские современные танцевальные мелодии, игру актёров в детском театре, старые постройки города Омска. Тот человек, который считает, что это пустяки, не умеет видеть прекрасное, он равнодушен ко всему, вряд ли с этим человеком будет интересно»
Читатели библиотеки знакомятся с журналами:
"Здорово", "Классно", "Особенно мне понравились рубрики о животных", "Какие интересные ребусы", "Я бы решила этот кроссворд", "А картинки действительно живые", "Я тоже попробую сделать свой журнал", "А еще можно журнал напечатать", "А можно еще сделать журнал?"



Что дало создание журналов самим ребятам?
"Совместная работа в группах", "Мы распределили работу по интересам", "Ответственность: мне поручили подготовить страницу - я должен был оправдать доверие", "Мы сам подбирали информацию", "Радость творчества от созданного"
Классный руководитель Митрясова Елена Владимировна: "Ребята работали самостоятельно, подбирали информацию, многие раскрылись с новой стороны, проявили лидерские качества. Я теперь знаю, на кого опереться. И рада, что у нас сплоченный коллектив. А еще мы смогли заинтересовать родителей. Я думаю, творческую работу мы продолжим".

22 марта 2010 г.

Талант, откройся!

В преддверии Всемирного дня поэзии (21 марта) в гимназии №140 прошел финал конкурса чтецов "Мир, в котором я живу". Результаты этого конкурса можно посмотреть на сайте гимназии.
В номинации "Первая проба пера" было много участником. Вот некоторые из стихотворений участников:

Мария Кузницына, 4/1 класс

Мазных Александр, 4/1 класс


Сокольская Александра, Шевелева Надежда, 1/4 класс


Солдаты
Стоят гранитные солдаты
Фигуры видно за версту,
Они границу охраняют,
Застыв навечно на посту.
Им каждый год в начале мая
Цветы охапками несут,
Они погибли, мир спасая,
И люди дань им отдают.
Щербаков Игнат, 3/2 классс

Ручеек
Ручеек журчит-журчит
И буль-буль кричит-кричит.
Буль-буль белочке,
Буль-буль зайчику,
Буль-буль девочке,
Буль-буль мальчику.
Лезут в ручеек
Ваши ручки и пальчики.
Франк Анна, 1/2 класс

Канитель-метель
Зиму канитель-метель мела
И в метели-канители белые дома,
Улицы, дороги, проспекты, города.
Вы метели-канители
Не кружитесь, как качели,
Уходите вы метели,
Вы нам очень надоели,
Солнце в гости все мы ждем.
Будем мокнуть под дождем,
Землянику собирать,
В прятки и лапту играть.
Все же в гости ждем опять
Будущей зимой.
Дорожкина Лиза, 1/2 класс

Природа
Природа такая прекрасная!
Меняется разноцветно.
То зима, то весна, то осень,
То снова настало лето.
Природа бывает красная -
Жаркая, самая классная.
Природа бывает зеленая -
Как будто бы море солёное.
Бывает природа белая -
Холодная, сильная, смелая.
И даже серая, грязная -
Ты всё равно распрекрасная!
Мария Кузьмина, 1/1 класс



Серый котик на окошке
Всё мечтал стать дикой кошкой.
Жить в лесу, ловить мышей
И пугать там малышей.
Вот придут ребята в лес,
Кот на дерево залез
И мяучит страшно-страшно,
Ведь с таким шутить опасно!
Испугаются ребята,
А коту того и надо!
Лаврова Лера, 2/4 класс






О замечательном празднике талантов расскажет на своих страницах журнала ПЕРВЫЙ Детский в апрельском номере. Не пропустите!

19 марта 2010 г.

Книгу советует друг

Напоминаем тебе, дорогой друг, что 29 марта состоится третье заседание клуба на тему "Книги, которые я выбираю". Вопросы к заседанию. 
По результатам опроса "Чье мнение тебе важно при выборе книги" большинству читателей прежде всего важно мнение друзей. Именно поэтому в нашей библиотеке оформлена выставка "Книгу советует друг", на которой представлены книги с отзывами ребят.

Я хочу рассказать о романе Гектора Мало «Без семьи». Этот роман мне задали прочитать для урока литературы. Книги дома не оказалось, и мама ее купила в книжном магазине. Я не сразу бросилась читать, потому что меня немного испугал большой объем романа. Но меня очень заинтересовало название, и я решила прочитать.
Эта книга о мальчике Реми. Он - найденыш. По определенной причине мальчика продают хозяину собачьей труппы. Вместе они путешествуют по свету. Реми впервые встречается со взрослой жизнью, познает все ее тягости и радости. Он учится выживать в мире, где есть не только добро, но и зло.
Читая роман, я погружалась в то время, как будто сама испытывала все чувства героев на себе. Я полюбила этот роман за реалистичность, яркое отображение чувств и эмоций. Так же эта книга стала моим учителем. Я многое поняла благодаря ей.
Семья – это люди, которых ты любишь, и которые любят тебя. Реми – главный герой романа, имеет семью, но по каким-либо причинам его семья всё время разрушается. Именно поэтому роман назван «Без семьи». На протяжении всего произведения Реми ищет свою семью, и в конце он ее находит..
Я рекомендую всем прочитать этот роман. Реми в романе проходит школу жизни. Читатель может найти ответы на некоторые вопросы, многое понять о жизни. Если читатель ничего не поймет, то сможет насладиться очень интересным сюжетом.
Даутова Анна, 8/2 класс

Теодор Драйзер, «Сестра Керри».
Год назад, убираясь у себя в комнате, я обнаружила потрепанную книжку. Она заинтриговала меня своим названием. Очень часто, по аннотации можно понять, о чем примерно книга, и интересна ли она для тебя. В этой же книге аннотации не было, и я села читать. Книга заинтересовала и увлекла меня настолько, что я не могла от нее оторваться.
Эта книга очень трагична, полна реальных эмоций. «Сестра Керри» – история любви, верности, нежности. Но в книге есть и вторая сторона – ненависти, измены, глупости. Автор романа – американский писатель 20-го столетия Теодор Драйзер, очень хорошо выстраивает психологическую линию отношений героев. В романе нет ни сцен насилия, ни сцен глупой, подлой жизни, но всем читающим ее виден этот жестокий мир. Мне эта книга очень и очень понравилась, и я думаю, что и моим одноклассницам и подругам будет интересно ее прочитать.
Перминова Нина, 8/3 класс

Однажды мы с мамой проходили мимо книжного магазина и решили в него зайти. Я хотел купить книгу фантастического жанра. Но моё внимание привлекла обложка книги, на которой был изображен человек в летной форме с серьезным, но добрым лицом. Эта книга Вениамина Каверина «Два капитана». Название этой книги еще больше меня заинтриговало. События этой книги увлекли меня и заставили переживать и сочувствовать героям. Еще в детстве главный герой Санька Григорьев прочитал письмо, которое нашли в сумке почтальона, выброшенной на берег реки. Содержание этого письма он запомнил на всю жизнь. В нём описывалось тяжелое путешествие экспедиции по плавающим льдам. Капитаном ее был Иван Татаринов, который трагически погиб. Так получилось, что с этим письмом была связана дальнейшая судьба главного героя, который стал воздушным капитаном.
Мне бы хотелось хотя бы немного походить на Сашу Григорьева и так же достойно жить и побеждать трудности и невзгоды на своём жизненном пути.
Геворгян Владислав, 8/3 класс

Недавно я прочитала книгу В. Каверина «Два капитана», и она мне очень понравилась. Эта книга об отважных, самоотверженных и благородных людях, которые сделают всё возможное, чтобы доказать правду. Книга написана понятным, «человечным» языком, ее может понять каждый, если только захочет. Но не все смогут понять ее название. Вениамин Каверин назвал книгу «Два капитана» потому, что речь в ней идет о капитане Татаринове, который отправился в путешествие, чтобы открыть новые земли; а также о капитане военной авиации Сане Григорьеве. Судьба Сани тесно переплелась с судьбой капитана Татаринова. Сюжет книги очень интересный и увлекательный.
Мне роман понравился именно человечностью, интересным сюжетом и сложными судьбами героев. Я считаю, что такие книги нужно понимать, чувствовать. Ведь прочувствовать то же, что и герой, сложно читать книги, не понимая их, чтение окажется бессмысленным. Мне нравятся многие книги потому, что я их понимаю.
Я думаю, что книга «Два капитана» понравится всем, кто ее прочитает. Главное, читая, понять смысл.

Рыбина Елизавета, 8/2 класс


Мою любимая книга «Улица младшего сына», ее написали Лев Кассиль и Макс Поленовский. Книга повествует о трудных военных годах.
Главные герои – братья Володя Дубинин и Ваня Гриценко. Отечественная война застает детей врасплох, и вместо беззаботного детства у них начинается взрослая партизанская жизнь. Дети смело отправляются в катакомбы со взрослыми партизанами и готовятся к фашистскому нашествию. Неожиданно немцы захватили деревню Володи и Вани. Мальчики героически сражаются за родной уголок земли.
Повесть мне понравилась своим захватывающим сюжетом, достоверностью событий. Дочитывая повесть, кажется, что всё закончилось хорошо: дети попали домой, и война в их краях закончилась. Но Володе хочется помочь саперам обезвредить мины вокруг катакомб. Нечаянно мальчик наступает на одну из них. Как горько и больно было матери слышать взрыв! В городе Керчи в честь Володи Дубинина назвали улицу.
Меня поразила стойкость, сила воли и смелость юных партизан. Благодаря этой книге мы знаем и помним подвиг мальчишек военных лет.
Дорожкин Егор, 8/3 класc


В мире существует множество книг: толстые, тонкие, с красивыми обложками и картинками, исторические, фантастические, детективы. Но среди них встречаются те, которые запоминаются на всю жизнь, оставляют след душе.
В третьем классе на день рождения мне подарили книгу. Это была моя первая тогда, большая художественная книга, серии «Золотая библиотека». Я сразу, не теряя ни дня, принялась за чтение этой повести. И, наверное, по некоторым строчкам из произведения, вы поймете его название: «Но на четвертый день малыш уже стал привыкать к теплоте рук человека. Щенки очень быстро начинают отзываться на ласку. Имени он еще не знал, но через неделю точно установил, что он Бим». Все, конечно же, узнали, что речь пойдет о преданной собаке из повести Гавриила Троепольского «Белый Бим, Черное ухо».
Читаешь произведение и чувства переполняют тебя. Ты переживаешь то же самое, что и твои герои: грустишь и радуешься, плачешь и смеешься. Книга читается быстро и легко. Она завлекает тебя и хочется узнать, а что же будет с Бимкой дальше? Эта повесть рассказывает об удивительной и трагической судьбе охотничьей собаки по кличке Бим, о ее хозяине и других людях, которых Бим научил справедливости и добру.
Книга учит доброте, преданности, любви к собакам, но также можно увидеть человеческие пороки: зло, предательство, несправедливость, ложь. Эта повесть затронула меня своей особенной историей и своей моралью. Я советую прочитать ее всем. Может быть, кто-то переменит своё отношение к братьям нашим меньшим, станет добрее.
Аитова Лилия, 8/3 класс

Хочешь поделиться своими впечатлениями о прочитанной книге? Пиши свой отзыв в комментариях.

17 марта 2010 г.

26 марта - 80 лет со дня рождения Цыферова Геннадия Михайловича

Цыферов Геннадий Михайлович
(1930-1972)

Писатель. Сценарист. Автор детских книг: «В медвежачий час», «Жил на свете слонёнок», «Как лягушонок искал папу», «Как стать большим», «Кто всех добрее», «Маленький великанчик», «Про цыплёнка, солнце и медвежонка», «Про чудака лягушонка», «Сказки на колёсиках», «Сказки старинного города», «Тайна запечного сверчка», «Что у нас во дворе?» и др. Почти все сценарии написаны в соавторстве с Г.В. Сапгиром. Работал преимущественно для режиссёров Р.А. Качанова, В.В. Курчевского, В.Д. Дегтярёва, Н.Н. Серебрякова и др.
Нет ничего удивительного в том, что писатель Козлов нашёл такие добрые и верные слова для писателя Цыферова.

16 марта 2010 г.

ГОД УЧИТЕЛЯ в школьной библиотеке

Как известно, по инициативе Президента Российской Федерации Д.А. Медведева 2010 год объявлен Годом учителя.








Что нужно, чтобы он запомнился и учителям, и ученикам?
Мы предлагаем:
«Сказочные школы»
Давайте совершим литературные путешествия по страницам книг, в которых есть сказочные школы и учителя. Назовите эти книги.
Например, Э.Н. Успенский «Меховой интернат». Кто продолжит?
«Если б не было учителя…»

Если б не было учителя,
То и не было б, наверное,
Ни Шекспира, ни Коперника,
Ни поэта, ни мыслителя.
И поныне бы, наверное,
Если б не было учителя,
Некоторые Америки,
Остались неоткрытыми.
Эти стихи Вероники Тушновой открывают коллекцию стихов об учителях и школе. Мы будем очень признательны, если и Вы пополните эту коллекцию.
«Посвящается учителю»
Объявляем литературный конкурс. Мы ждем стихи или прозаические произведения о школе и учителях.
«Пред именем твоим…»
Соберем афоризмы, пословицы, поговорки, высказывания известных людей об учителях.
«Что читает учитель»
Проведем блиц-опрос среди читателей «Клуба друзей книги» и нашей библиотеки.
«Учитель стал писателем»
Среди хорошо известных детям писателей есть немало таких, кто был педагогом по образованию, работал учителем в школе.
Гарриет Бичер-Стоу - ей не было ещё и 13 лет, когда она начала работать в школе для девочек, впоследствии организовала школу для негритянских детей.
Марина Бородицкая - окончив институт иностранных языков, работала учителем английского языка в школе.
Наталья Долинина - преподавала в школе литературу.
Пётр Ершов - был учителем, инспектором, директором Тобольской гимназии.
Василий Жуковский - был наставником наследника престола (в будущем царя Александра II).
Александр Солженицын - работал учителем в сельской школе.
Герберт Уэллс - был «помощником учителя», написал учебник по биологии.
Льюис Кэрролл - преподавал математику в колледже в Оксфорде.
Сельма Лагерлёф - окончила учительскую семинарию и работала учителем в школе для девочек.
Авторы этих книг – педагоги по образованию или работали учителями:
• Алексеев С. Исторические повести
• Бажов П. Сказы
• Бианки В. Рассказы и сказки
• Волков А. Волшебник Изумрудного города
• Гиваргизов А. Рассказы
• Дружников Ю. Каникулы по-человечески
• Коваль Ю. Приключения Васи Куролесова; Недопесок Наполеон III
• Коржиков В. Приключения Солнышкина
• Осеева В. Динка
• Ушинский К. Рассказы для детей
(Информация из газеты «Библиотека в школе»- 2009.- №23)
КАКИЕ КНИГИ О ШКОЛЕ И УЧИТЕЛЯХ ЧИТАЛИ ВЫ?
ЧТО ВАМ ПОНРАВИЛОСЬ БОЛЬШЕ ВСЕГО?
ЖДЕМ ВАШИХ КОММЕНТАРИЕВ!
Уважаемые коллеги-библиотекари! Что предложили бы ВЫ прочитать о школе и учителях? Просим Вашей помощи!

12 марта 2010 г.

журнал "ПЕРВЫЙ Детский" - конкурс стихов "Мир, в котором я живу"

Гимназия №140 и журнал "ПЕРВЫЙ Детский" провели отборочный конкурс стихов "Мир, в котором я живу", в котором приняли участие учащиеся 1 - 5 классов. В трех номинациях ("Проба пера", "Природа и животные", "Война и Победа") выступило более 60-ти человек. 18 марта состоится финал этого конкурса.

А мы представляем Вам омский журнал "ПЕРВЫЙ Детский". Журнал выходит с декабря 2006 года. На страницах журнала Вы найдете полезную информацию о ярких событиях, которые произойдут в городе в ближайшее время. Основное содержание журнала: актуальные события культурной жизни города, интервью с известными людьми, анонсы кинопремьер, репертуары театров, концертов, программы омских клубов. Обращаем Ваше внимание на рубрики: "Книжки и девчонки, и мальчишки", "Творчество и обучение", "Первая проба пера". В мартовском номере журнала на странице 46 размещены стихотворения учащихся нашей гимназии: Федоровой Лены (4/3 класс), Ельсуковой Алины (4/3 класс) и Мазных Саши (4/1 класс). В следующем номере будут помещены стихи победитей конкурса стихов "Мир, в котором я живу". Не пропустите!

Вопросы к третьему заседанию клуба (тема "Книги, которые я выбираю")

Дорогой друг! Приближается третье заседание нашего клуба..
Предлагаем тебе ответить на вопросы:
  1. Помнишь ли ты первую книгу, прочитанную самим? Напиши ее название. Сколько лет тебе было?
  2. Какую книгу ты читаешь сейчас?
  3. Читаете ли вы детские книги всей семьей?
  4. Где ты берешь книги для "души"? (дома, у друзей, в школьной библиотеке, другой вариант)
  5. Чье мнение тебе важно при выборе книги - друзей, родителей, учителей, библиотекарей, литературных критиков, журналистов, отзывы в СМИ?
  6. Среди каких героев ты хотел бы жить?
  7. Есть ли у тебя "золотая" полка с 3 - 10 любимыми книгами? Если есть, запиши их названия.
  8. Какую книгу ты хотел бы посоветовать прочитать своим друзьям? Напиши отзыв об этой книге.

6 марта 2010 г.

Международный женский день

Первый человек, которого мы любим в жизни, — конечно, мама. Эту любовь, самую естественную и бескорыстную, мы проносим через всю жизнь. Многие поэты и писатели обращались в своем творчестве к этой теме. Одни — трогательно печалясь об утраченном счастье общения с матерью, другие — с юмором вспоминая детские проделки. Но все же эти произведения отличает общее настроение: мама — это основа всей жизни, начало понимания любви, гармонии и красоты.

4 марта 2010 г.

Второе заседание клуба. тема "Какой я читатель?" (продолжение)

Дорогой друг! Наше заседание получилось продолжительным, но, надеемся, полезным и интересным для тебя. Теперь ты знаешь, кого можно назвать хорошим читателем.
Хороший читатель:
  • читает всегда, каждый день и не может без этого обходиться
  • читает разные книги (научно-популярные, исторические, художественные и другие)
  • умеет искать нужную ему книгу
  • понимает и запонимает то, что прочитал
Настоящий читатель любит книгу не как вещь (иногда довольно дорогую) и ценит не только за те сведения, что из нее можно почерпнуть. Для настоящего читателя книга - живое существо, с которым можно общаться и к которому можно обратиться в любую минуту. Настоящий читатель умеет использовать в жизни то, о чем прочел в книгах.

Предлагаем тебе тест для самопроверки. Определи сам, какой ты читатель. Для этого прочитай этот тест и поставь рядом с высказываниями знак « + » в том случае, если оно соответствует твоему мнению.
Итак, какой я читатель:
1. Читаю быстро, «проглатываю» книги.
2. Читаю медленно, вчитываясь в каждое слово.
3. Читаю от случая к случаю любые книги, которые попадаются в руки.
4. Читаю с разбором, жалею время на ерунду.
5. Люблю читать для души, а не по указке кого-то.
6. Читаю по необходимости, чтобы выполнить задание.
7. Могу читать в любой обстановке, даже в шумной: увлекаюсь очень.
8. Вникаю в смысл книги только в тихой обстановке и при положительном внутреннем настрое.
9. Книгам не очень доверяю: ведь это вымысел.
10. Верю во все, что в книге происходит.
11. Нет ничего скучнее чтения.
12. Чтение для меня — самое интересное занятие.
13. Я никогда не пытаюсь поставить себя на место героев книг.
14. Читая книгу, я готов мысленно сражаться и переживать за героя, как за себя.
15. Кто написал книгу — для меня не имеет никакого значения.
16. Выбирая книгу и читая, я всегда интересуюсь автором.
17. Я рассуждаю так: книга — книгой, а жизнь — жизнью.
18. Для меня хорошая книга — та же жизнь, которую я открываю и вместе с ней — открываю себя.
19. Чтобы быть читателем, не надо особого таланта — читай и все.
20. Быть хорошим читателем — это способность, которую надо развивать.

А теперь сосчитай количество «+» в четных и нечетных высказываниях.
Четные (количество «+»)
Нечетные (количество «+»)
А вот и ключ к разгадке.
Если четных плюсов больше, то ты читатель-романтик. Ты способен чужую жизнь почувствовать как свою. Ты способен задуматься не только над книгой, но и над самим собой. Ты открыва¬ешь мир книги, а он открывает тебя. Хорошо бы таких читателей было побольше.
Если нечетных плюсов больше, то чтение для тебя далеко не на первом месте. Что-то другое занимает тебя больше. Надеемся, что, читая по необходимости, ты однажды увлечешься книгой и откроешь для себя новый мир образов, в котором захочется побывать вновь и вновь.
Если у тебя равное количество четных и нечетных плюсов, ты читатель по настроению. Иногда ты жадно читаешь все подряд, иногда выбираешь что-то для души, но бывают моменты, ког¬да ты подолгу не берешь книгу в руки. Тебе явно не хватает читающего приятеля, который бы тя¬нул тебя с собой в библиотеку почаще.