28 ноября 2012 г.

Приходите в Остер - класс!!!

27 ноября исполнилось 65 лет поэту, детскому писателю, сценаристу-мультипликатору Григорию Остеру.Уже больше двадцати лет Григорий Остер дает детям свои "Вредные советы". Он придумал Мартышку, Попугая, Слоненка, Удава, котенка Гав и многих других любимых детьми персонажей мультфильмов. Сочинил с десяток учебников, задачки из которых заставляют детей смеяться до упаду. Наконец, писатель Остер является одним из создателей интернет-сайта "Президент России - гражданам школьного возраста"
Григорий Остер родился в Одессе.  Вряд ли Гриша был в детстве тихим пай-мальчиком. Ну разве может такой ребенок вырасти и вдруг придумать вредные советы для непослушных детей?! После школы он служил на Северном флоте, а затем поступил на заочное отделение драматургии Литературного института им. М. Горького. О начале своей карьеры детского писателя он рассказывает: "Я сам начинал со стихов "для взрослых", и мне даже удавалось публиковаться, когда мне было 16-17 лет. А когда в 70-м году демобилизовался с Северного флота и приехал в Москву в матросской форме, то понял: все, кранты. То, что я приносил в редакции, они публиковать не могли. И тогда...я сказал самому себе: "Начинаю пятилетку, через пять лет постараюсь научиться зарабатывать себе на жизнь стихами и прозой для детей!". И научился - просто некуда было деваться, ведь я ничего другого не умел. А потом это мне так понравилось, что я стал писать не только ради денег".
После института он написал несколько пьес для кукольных театров: "Человек с хвостом", "Все волки боятся". В 1975 в Мурманске вышла его первая детская книжка. Это был сборник «Как хорошо дарить подарки"В 1980-е он продолжал писать пьесы: "Привет мартышке" (1983), комедию "Секретный фонд" (1986) и др.; создал фильмы-сказки: "Мальчик и девочка", "Как Гусенок потерялся", "Попался, который кусался!".
В 1983 году в журнале "Колобок" появился первый "вредный совет". Он назывался "Храбрый повар". Поначалу на пути "вредных советов" стояла глухая стена. Когда Остер первый раз прочитал их по радио, то начал мешками получать письма от разгневанных взрослых слушателей. А дети восприняли "вредные советы" с восторгом и писали, что никому из них не придет в голову исполнять советы, которые позиционируются как вредные".
Сам писатель называет их прививками от глупости"Я беру ситуацию, довожу ее до логического конца и показываю ребенку, какая глупость в результате получается. Дети смеются и естественным образом переживают ситуацию, которая могла бы завести их в логический тупик". Перу Остера принадлежат детские книжки: "Бабушка удава", "Великое закрытие", "Вредные советы" (Книга для непослушных детей и их родителей), "Гадание по рукам, ногам, ушам, спине и шее", "Детские суеверия". Он также является автором сценария для мультсериалов "Зарядка для хвоста", "38 попугаев" и многих других.
В последние годы появились книжки новой серии Остера: "Задачник. Ненаглядное пособие по математике", "Физика. Ненаглядное пособие. Задачник". В 1997 увидела свет новая книжка - "Визгкультура".
"Потом, - рассказывает Остер, - я занялся разработкой новых дисциплин и издал учебник "папамамологии", в котором объяснял детям, как надо иметь дело со взрослыми («…почему про себя и говорю, что я предатель в стане взрослых»). Затем вышли учебники "Воспитание взрослых", "Квартироведение", "Конфетоедение", "Задачничек про дружбу и драку", "Задачничек про любовь и поцелуи".
Очевидно, пятеро детей Григория Остера вдохновляют его на создание все новых игр и новых героев, не давая возможности забыть детство. Сам Остер говорит, что у него "две волны" детей: "Старшие трое - Катя, Лия и Саня - собственно говоря, уже никакие не дети, они работают, женаты, замужем...Младшие, Маша и Никита тоже вроде бы на выходе из детства". Новой музой для писателя стала его маленькая внучка.
Остер Г.Б. Задачник. – М.: Астрель: АСТ,2007.
Г. Остер – веселый человек. В предисловии он обратился к ученикам: «Дорогие ребята! Эта книжка нарочно называется «Задачник», что ее можно было читать на уроке математики и не прятать под парту…»
Нет, нет, задачи тут самые настоящие. Все они имеют решение и помогают закрепить пройденный материал. Однако главная задача «Задачника» - не материал закреплять. Задачи эти как раз для тех, кто математику не очень любит, привычно считает решение задач тоскливым и нужным трудом. Вот пусть они усомнятся. Всего в задачнике 329 задач. Читайте и решайте с улыбкой!
Задача 10. Если на одну чашу весов посадить Дашу, которая весит 45 кг, и Наташу, которая весит на 8 кг меньше, а на другую насыпать 89 кг разных конфет, то сколько килограммов конфет придется съесть несчастным девочкам, чтобы чаши весов оказались в равновесии?
Задача 37. Марина Боровицкая сделала в диктанте 12 ошибок, а Гриша Кружков, который у нее все списал, - 32 ошибки. Сколько собственных ошибок в диктанте у Гриши?
Задача 47. Инопланетяне, посетившие школу №141, резко отличаются от жителей Земли. У каждого из них по 4 руки, 4 ноги и 2 совести. На сколько меньше всего перечисленного у ученика этой школы Степана Стульчикова, если известно, что рук и ног у него столько же, сколько у обычного человека, о совести нет совсем?
Задача 283. Баба Яга утверждает, что Змей Горыныч не пролетит 1000 км без дозаправки. Кощей Бессмертный поспорил с ней на бочку кваса, что пролетит. Змей Горыныч пролетел 4 часа со скоростью 247 км/ч и, совершив вынужденную посадку, съел Ивана Царевича. Проспорила Баба Яга бочку кваса или не проспорила?

Только  некоторые мультипликационные фильмы по книгам Г.Остера (а всего их более 60)
·          А вдруг получится. Сценарий Г. Остера. Режиссер И. И. Уфимцев
·          Бабушка удава. Сценарий Г. Остера. Режиссер И. Уфимцев
·          Вредный совет. Сценарий Г. Остера// Веселая карусель. Вып. 17.
·          Как лечит улава. Сценарий Г. Остера, Режиссер И. Уфимцев.                       
·          Котенок по имени Гав. В 4 сериях. Режиссер Л. Атаманов, 1977-1980.
·          Куда идет слоненок. Сценарий  Г. Остера. Режиссер И. Уфимцев.
·          Обезьянки, вперед! Сценарий Г. Остера. Режиссер Л. Шварцман, 1985.
·          Обезьянки и грабители. Сценарий Г. Остера, 1985.
·          Осторожно, обезьянки1 Сценарий Г. Остера. Режиссер М. Мирошкина, 1984.
·          Попался, который кусался. Сценарий Г. Остера. Режиссер В. Котеночкин, 1983.
·          Привет мартышке. Сценарий Г. Остера, Режиссер И. Уфимцев.
·          38 попугаев. Сценарий Г. Остера. Режиссер И. Уфимцев. 1976.
Предлагаю викторину по книгам Г. Остера, которую мы представляли читателям нашей библиотеки, а именно тем, кто желает учиться в Остер-классе.
1.В истории «Подземный переход» Слоненок с перепугу влез:
а) на пальму; б) на камень; в) на Удава.
2.По мнению Мартышки (в истории «Как лечить удава»), сундучок, в котором лежит мамурик, называется «пампукская…»
А)хрюря; б)мукука; в)бисяка.
3. Чего боялся Удав в истории «Это я ползу»:
а)зарядки; б) щекотки; в)головной боли.
4.В какой истории Удав решил измерить рост?
а) «Это я ползу»; б) «Зарядка для хвоста»; в) «А вдруг получится!!!»
5.Отчего у Мартышки становится лучше аппетит?  («Привет Мартышке»)
а) от орехов; б) от фиников; в)от бананов.
6. Назовите несколько мультфильмов, снятых по сценариям Остера.
7.Каких животных – персонажей мультфильмов Остера – вы помните?
8. Какие советы писатель дает непослушным детям?
9. Как называется наука о взрослых?
10. Какие еще науки придумал писатель?
11. Решите 1 задачу из «Задачника» Остера.
Несколько вопросов о биографии писателя:
1. В каком возрасте Григорий Остерии начал писать стихи?
2.Что вы можете сказать о его первом сборнике?
3. Где учился писатель?
4. Чем Остер занимался в Ялте на Поляне сказок?
5. В каком году писатель стал лауреатом конкурса читательских симпатий «Золотой ключик»?  (1960)
6. Назовите несколько мультфильмов, снятых по сценариям Остера.
7.Каких животных – персонажей мультфильмов Остера – вы помните?
Сегодня на Остер-классе побывало много ребят, а некоторые даже сочинили стихи.
Франк Анна
Учится в 4 классе гимназии №140. Аня любит посмеяться, поэтому сочинила шутливые советы - почти, как у Г.Остера. Судите сами…
Маскировка
Если вы что-то натворили, и хотите, чтобы вас мама не заметила, то вылейте на себя три банка зеленки. Затем залезьте в папоротник и притаитесь там. Вас точно мама не заметит.
 Красочный костюм
Если вы любите переодеваться, но у маминой  белой юбки не тот цвет, раскрасьте ее так, чтобы вам понравилось. Если к ней нет футболки, то возьмите мамину белую футболку, постирайте с юбкой, которую вы раскрасили. Вам точно будет костюм.
Аня не только выдумщица, но и художница. В ее книжке много забавных  и смешных рисунков. Читатели нашей библиотеки с интересом листают
 А это обращение группы посетителей "Остер-класса" к читателям:
Можно книжку почитать,
Можно сказку полистать.
Но зачем нам это надо?
Ждёт какая нас награда?

В общем, ты, наверно, понял
Если ты читать не любишь
И считаешь это нудным
Можешь всё же попытаться
Книги Остера прочесть.

  • Писатели нашего детства. 100 имен. Биографический словарь в 3 частях. Часть 3. – М.: Либерея, 2000.
  • Григорий Бенционович Остер.// Я познаю мир: Литература.- М.: АСТ,1999.– с.298-299.
  • Остер Григорий Бенционович. // Все обо всех.- М.: Слово,1999.- с.352.
  • Остер Григорий Бенционович. // Кузнецова Н.И. Детские писатели: Справочник.—М.: Баллас, 1995.—с.91-93.
  • Коленкова, Н.Л. Приходите в Остер-класс, как-нибудь поучат вас! //Читаем, учимся, играем – 2002. - №5.

24 ноября 2012 г.

Информатизация в школьных библиотеках города Омска


23 ноября 2012 года прошла  V информационная ярмарка инновационного опыта по учебно-методическому обеспечению учебных кабинетов бюджетных образовательных учреждений города Омска.
В этом году в ярмарке приняли участие и библиотекари. Дело в том, что в 2012 году в 25 школах города Омска были установлены  по  пять терминалов с сервером, МФУ, приобретены диски. Опыт работы библиотек был представлен  на секции №3 «Обеспечение медиатеки».  Было заслушано 5 докладов. Все выступления сопровождались презентациями.
                                           
1. «Обучающиеся и информационные технологии» (Рощупкина Ирина Николаевна, зав. библиотекой  школы № 95);

                                          
2. «Медиатека как часть информационного пространства образовательного учреждения  (Платонова Ирина Иннокентьевна, зав. библиотекой гимназии №147);
                                           
3. «Проектная деятельность школьной библиотеки в системе формирования информационной компетентности участников образовательного процесса»  (Шкрябова Ирина Валерьевна, зав. библиотекой лицея №149);
                                                
4. «Организация информационно-технического пространства библиотеки»  (Холезова Екатерина Григорьевна, педагог – библиотекарь школы №108);
                                                    
5. «Развитие единого информационного социокультурного пространства гимназии на основе информационно-коммуникативных технологий при использовании ресурсов медиатеки»  (Варкентин Олеся Маннуровна, зав библиотекой гимназии №85).
Участниками информационной ярмарки были представлены раздаточные материалы – диски «Ментальная карта медиатеки»(школа №108), электронные письма (гимназия №85), объявления, буклеты и брошюры собственного изготовления (гимназия №147, лицей №149, школа №95). Гости ярмарки, библиотекари школ города Омска, имея по 4 талона, покупали эту продукцию, таким образом,  отдавая свои предпочтения  той или другой участнице ярмарки.
Наибольшее количество талонов набрала, а значит стала победителем информационной ярмарки стала Шкрябова Ирина Валерьевна, зав. библиотекой лицея №149. Ее продукция расхватывалась, как «горячие пирожки». Это брошюра «Белозеров Тимофей Максимович. Поэт. Мечтатель, философ», рекомендательные списки литературы, буклеты на краеведческую тему.  Поздравляем с победой, Ирина Валерьевна! Большое спасибо всем участникам  V информационной ярмарки инновационного опыта.

22 ноября 2012 г.

«Очень важно для человека знать дорогу в библиотеку»


Представляю для читателей блога анализ мнений обучающихся 6-х классов (6/1,6/2, 6/4), выявленных при проведении анкетирования в День школьных библиотек.
Общее впечатление: дети разные, мнений много. Кто-то посещает библиотеку часто, кто-то вообще не бывает, но свое мнение о  работе библиотеки  и её будущем уже имеет. Что-то меня порадовало, что-то огорчило, но и полезного для себя я почерпнула немало. Иногда смеялась до слез,  некоторые ответы перечитывала по нескольку раз. Обязательно познакомлю с результатами анализа анкет администрацию  и педагогов гимназии.
 Цель посещения библиотеки:
  • Чтобы получить информацию;
  • Чтобы много знать;
  • Взять учебники;
  • Для образования;
  • «Чтобы развивать речь и мышление»
  • Поработать со словарями;
  • Найти интересную книгу для чтения
  • «Я там не бываю, у меня дома Интернет…»
  • Узнать новое, познакомиться с новинками, «просто ради интереса…»
  • В 4 анкетах: «пообщаться, поговорить, поздороваться с библиотекарем»
Несмотря на то, что многие дети имеют дома книги и Интернет,  школьную библиотеку они все же посещают. Понимают её назначение. Отмечают, что она рядом, «под рукой», «…можно всегда забежать и взять нужное для уроков…»
Какие книги предпочитают брать в школьной библиотеке:
Жанровые предпочтения у наших читателей самые разнообразные: приключения, фантастика, детективы, юмор, сказки. Тематика тоже обширна: о животных, о войне, о России, о разных странах, про любовь, книги для девочек. Некоторые предпочитают классику и даже политику, экономику и медицину. Часто встречаются ответы: «нужны словари», «занимаюсь со справочной литературой», «энциклопедии для олимпиад, конкурсов, викторин». 2 школьника заявили: «Люблю знакомиться с новыми книгами».
 Какие книги нравятся нашим читателям и что они предлагают для чтения и обсуждения
Неожиданно, но приятно, что ребята  «любят поговорить о книжках», «обсуждать с друзьями», «обмениваться мнениями – это важно!»
Предлагаемые книги  - Л. Толстой «Детство», М. Твен «Приключения Тома Сойера», книги Жюля Верна, любые книги Т. Крюковой, Э. Портер «Полианна», «Человек- амфибия», «Повесть о настоящем человеке», «Кортик», «Бронзовая птица», «Духлес», А. Дюма «Три мушкетера», книги ДЖ. Херриота о животных, Шерлок Холмс, «Белый клык», книги о Гарри Потере (только в 2 анкетах), «Человек амфибия». Все эти книги есть в нашей библиотеке.
Обидно, что в некоторых анкетах напротив вопроса о любимых книгах стоит прочерк. Кое-где указаны авторы – Н.Носов, Чуковский, Барто (это в 6 классе?!). Что это – просто мелкое хулиганство или воспоминания о детстве? А может быть не сформирован читательский интерес?
В 2 неподписанных анкетах  категорично заявлялось, что «…библиотеки совсем не нужны» и «…они скоро вымрут», но при этом говорили о любимых книгах, и о том, что они часто «…ходят туда».Парадокс?
 Что вам нравится в нашей библиотеке:
К сожалению, встречаются ответы -  «не знаю», «я там не бываю»,  «мне это не надо».
Много ответов: «… все нравится, я не ничего не хочу менять». Есть и вдумчивые ответы: «…мне нравится порядок и тишина», «в наше библиотеке уютная и красивая обстановка»; «… что можно на переменах полистать журналы». И даже такие ответы  -  «оформление», «светло, тепло, много цветов…», «профессионализм сотрудников», «…что там много людей…», «библиотекарша…» «…диван!!!» (?)  «В библиотеке прикольно, как в сказочном дворце…». Один ответ – «Библиотека – это чудо!!!!
Предложения шестиклассников по изменениям в школьной библиотеке:
В некоторых ответах преобладают выдумка, фантастические представления. Например, «библиотекари сидят за компьютером, нажимают на книгу и книга появляется у тебя в руках», «сделать робот-библиотекарь, чтобы таскать учебники».
Но присутствуют и реальные предложения:
·        «Нужно расширять библиотеку»;
·        «… на переменах показывать фильмы о писателях»;
·        «Я бы хотел, чтобы в библиотеке работало больше людей…»; «чтобы с нами работал не один библиотекарь», «…предлагаю взять работника-зазывалу, чтобы он в библиотеку «зазывал»…
·        «Пополнение книг каждый год…»
·        «Рекламировать интересные книги»
·        «…создать отдельный отсек для книг, которые рекомендуют…»
·        «Я бы предложила проводить больше мероприятий»
 Готовы ли наши учащиеся работать в библиотеке?
Очень много ответов - «не знаю».
«Нет. Там скушно». «Неуверена» (орфография автора). «Мне кажется, что никто бы не захотел работать в библиотеке. Сейчас никому не интересны книги». «Нету времени – спасибо за предложение», «… извините, нет свободного времени»,  «да мы маленькие ещё…», «Я не взял бы на себя ответственность работать в школьной библиотеке…», «не готова», «я хотела бизнесом заниматься и получать большую зарплату», «… я бы не смогла, ведь это очень трудно», «…о, нет! Для этого надо много книг прочитать…», «…работа библиотекаря не только записывать в формуляр, но и искать информацию и рекомендовать книги¸ а я еще мало что читала…», «столько всего помнить…» И как итог – «Работа эта очень трудна!»
Часть школьников выражает готовность помогать библиотеке, только не знают что делать. 2 человека предлагают сдавать «макулатуру на пользу деревьям и библиотеке». Очень понравились ответы – «Готова помогать, потому что это приятно кому-то помогать»
Какой ребята представляют Библиотеку Будущего
Мнения ребят разделились. Кто-то заявляет: «…в будущем вообще не будет библиотек…», …книг не будет, а будут ноутбуки». Кому-то очень нравится слово «электронный»: «…думаю, будет электронная поисковая система книг»,
«…будут электронные книги», «она будет состоять из дисков, компьютеров и компьютерных дисков», «говоришь название книги – она прилетает и оказывается у тебя в руках», «там стоят компьютеры с  Wi-Fi», «… вместо книг будут планшеты и электронные книги», «всё технологичное…»,«…подошёл к монитору, подсоединить USB- шнур, а качай себе любую книгу», «…хочу Интернет со свободным доступом»
«Я представляю школьную библиотеку вроде Пушкинской (Омская Областная библиотека им. Пушкина) – отдельно стоящее здание и много-много книг». «Очень большое здание с лифтами…», «… полки с самоучителями»,  «…там не бывает скучно. В библиотеке работают писатели и часто приходят дети с родителями».
Итак, анализ проведен. Теперь надо работать: знакомить ребят с библиотечными услугами, которые в библиотеке уже имеются (электронные книги, выход в Интернет, диски, электронный каталок, распечатка информации….) А учащиеся-то, оказывается, не знают, что у нас это есть. Конечно, приглашать их на консультации, обзоры, уроки в библиотеке. Вот успеть бы всё!!! Появились добровольные помощники – ребята, которые участвовали в анкетировании. В библиотеке каждый день много посетителей. Поэтому нам срочно нужен библиотекарь или учитель для работы в компьютерной зоне!!!